Интервью

Пресс-конференция в Петербурге.
Презентация альбома "Мельницы" - "Перевал"
Часть вторая
Годзилла против Терминтора на стадионе Уэмбли



Вы заговорили о проблемах, которые были при создании альбома. С чем вообще приходится бороться? Какие есть препятствия? Вы рассказали, кто вам помогал. А кто мешал? Поименно, пожалуйста

Хелависа: Да нам вроде никто не мешал.

Чус: А трудности если и есть, то все с тем же радио.

Хелависа: Да, нет радиохита у нас. Вот никак не можем написать радиохит. Никак не можем написать достаточно короткую и тупую песню, чтобы получился радиохит. Не выходит… каменный цветок.

Чус: Не получается, я пробовал.

Хелависа: Да я тоже пробовала. Нифига не получается.

Но вы не теряете надежды?

Чус: Пробуем, долбимся. Нет, они не говорят, что это принципиально не подходит. Неет.. они говорят – «нам нравится, но мы не поставим». Потому что неформат.

Волшебное слово «неформат»

Вайт Игл: И никто не знает что это такое.

Очень удобно ответить, если ты не хочешь что-то делать – или диск потерялся, или неформат. Ладно, а на какой музыке вы сами выросли, кто дает посыл к творчеству?

Чус: У всех очень разное. Я, например, вырос с одной стороны на русском роке, а с другой на западном металле. 80-е – Цой, «Аквариум». И Manowar, Iron Maiden, Metallica. Мы всё это тогда крепко впитали. Потом как-то потихонечку трансформировался я в сторону электроники, даже индустриальной, упомянутой выше готики. Соотвественно, мои влияния в музыкальном плане, то, что я делаю, оно ближе к жесткому звуку. По-разному, конечно, но в целом это так.

Хелависа: У меня все сильно по-другому. Я вообще выросла на классической музыке, и у меня очень сильный классический пласт. А с другой стороны, в школьном и раннем университетском возрасте я ходила под большим влиянием рока конца 60-х – 70-х. Я очень люблю Janis Jopline, очень люблю Jefferson Airplane, ранний Led Zeppeline. У меня до сих пор огромная фонотека такого «вудстоковского» плана. Из современных артистов очень люблю и уважаю Tori Amos. Слушаю обыкновенный рок-мейнстрим - такой как Dire Straits.Но просто слушаю - нельзя сказать, что я им вдохновляюсь. Из классики, конечно, больше всего барокко.

А реально ли найти такую музыку, которую будет слушать вся группа?

Хелависа: Может быть Apocaliptica, Blackmore’s Night … что-то из классики – тот же Бах, Вивальди.

А вместе вы музыку слушаете? Или после репетиций, концертов - разбегаетесь

Хелависа: Нет, мы вместе музыку не слушаем. Когда вместе занимаешься музыкой - и так быстро возникает ощущение «говорите громче – я музыкант». Нет, ну на самом деле, происходит такой музыкальный «передоз». Разве что, если едем в поезде на какие-то гастроли. Тогда может что-то по радио…

Слушаете ли другие группы на концертах?

Хелависа: Ну а почему нет? Если мы принимаем участие в фестивалях, таких как в Крыму, то слушаем и других. Но тоже, конечно, не так, что вся группа «Мельница» собралась, и все восемь человек пошли слушать группу «Календарь».

Многие ваши фанаты любят музыку нашей питерской группы «Тролль Гнет Ель». Как вы относитесь к идее совместного концерта с ними?

Хелависа: Нам периодически предлагают.

Чус: Тут есть две сложности на самом деле. Первая сложность технического плана, потому что не очень понятно, где и как его можно сделать. «Тролль Гнет Ель» - в Питере группа популярная. К нам тоже достаточно много людей приходит. Если мы соберемся вместе… пересечение аудитории не стопроцентное. Людей будет раза в полтора точно больше. Тем более, что и рекламы будет в два раза больше. Да и само по себе мероприятие должно вызвать интерес. И в каком клубе, в каком зале это можно сделать, мне не очень понятно. В Москве возможностей побольше с этим, но там проблема другого рода. Если в крупном зале, таком как ДК Горбунова, то там условия устанавливает организатор концерта. Не мы платим аренду, все расходы несет концертное агентство «Мельница». И, в общем-то, этот вопрос уже они решают. Мы можем, конечно, вякнуть что-то, но только как совет. А если в клубе - то упираемся в ту же проблему.

Хелависа: Мы это проходили неоднократно, и это ужасно, когда люди не могут войти на концерт, когда начинается давка…

Давайте мечтать. Если бы вам сказали – выбирайте, где хотите выступить. Какое место на земном шаре, какой зал?

Вайт Игл: Про залы могу сказать я. Нам бы подошел зал «Сидней Опера Хауз» и стадион Уэмбли.

Хелависа: Да, Уэмбли мне тоже нравится. Здорово!

Вайт Игл: Есть еще одно место, я не правда не знаю, как оно называется…. в одном из клипов Roxette есть обалденный замок, в котором они играют. Это просто супер.

Чус: У нас тоже была интересная практика: мы играли в античном театре. Не сольный концерт был, конечно… но было очень интересно. Интересно в том плане, что, во-первых, это единственный античный театр который сохранился на территории СНГ. Там действительно можно сидеть, есть нормальная сцена. А, во вторых, когда мы там играли в 2003 году, это был первый раз, когда там что-то театрально-музыкальное происходит спустя 1700 лет.

Хелависа: Там чувствовался дух прошлого очень сильно. Но в положительном смысле.

Чус: Очень необычно то, что вся публика сидит выше тебя. Под открытым небом.

Хелависа: А нас еще подсвечивали, и наши тени плясали.

Чус: Мы публику только слышали.

Там же еще должна быть феноменальная акустика, так как древние театры делали с учетом распространения звука. Даже были какие-то штуки специальные, в которые наливали воду

Чус: Там, к сожалению, не совсем та ситуация. Поверх этого театра в существенно более позднее время построили христианскую церковь, которую потом тоже разрушили. Там сохранился неф от этой церкви и его, понятное дело, не стали уничтожать. Ведь это тоже памятник истории - только 13-14 века. Естественно, это скушало акустику. Да и сам театр не в лучшем состоянии. К тому же, мы ведь играли через аппарат. У греков бы, наверное, волосы дыбом стали, если бы они увидели, что там происходит.

Хелависа: Вот и получилась новая музыка древнего мира.

Чус: Да, этот слоган, который у нас использовался, он, с одной стороны, вроде, как и дурацкий… «новая музыка древнего мира»… мы, когда его придумали, то сами задумались… ну чушь какая-то, а с другой - вполне жизненный.

Хелависа: Ну, спасибо.

Чус: Ну ладно, ладно.

Хелависа: Это ты мне за пресс-релиз, да?

Особенно хорошо прозвучало «задумались»…

Чус: Ну, мы, видимо, не с Наташей обсуждали.

Хелависа: А, понятно, понятно…

Чус: За спиной, так сказать.

Ваша группа все растет и, кажется, стремится к симфоническому оркестру. Нет таких планов?

Хелависа: Нам это не нужно, у нас и так есть. Маленький симфонический оркестр. И нам наших четырех классических музыкантов как раз хватает. Больше не надо.

Есть ощущение, что Наташа в меньшей степени занимается организационными вопросами, а вот Алексей в них постоянно участвует. Хочется спросить Алексея – почему? Рук не хватает? Или просто нравится это делать? Вдруг ты ко всему еще и прирожденный организатор процесса?

Чус: И то, и другое. И рук не хватает - коллектив большой. Кое-что мне действительно нравится, а кое-что предпочел бы не делать. Но каждый концерт - это весьма серьезное мероприятие, так как публики у нас много. Мелких концертов мы почти не играем, мы хотим, чтобы все люди могли прийти и послушать. Естественно, очень много организационных моментов. А мы в таком переходном состоянии… на «перевале», на который мы влезли. С точки зрения шоу-бизнеса, мы еще не являемся профессиональной группой. В профессиональной группе, кроме того, что она играть умеет, там еще есть техники, звукорежиссеры, осветители, администраторы… целая бригада.

Хелависа: Массажисты!

Чус: Люди, работающие на зарплате. У нас такой команды пока нет. Недостаточно круты.

Райдер скромный?

Чус: Райдер нескромный, но часто приходится делать все самим.

По райдеру можно определить звездность команды. Есть, например, одна группа, которая с вокзала … ей хоть Роллс-ройс подавай – не подходит. Обязательно должен быть микроавтобус. Потому что все должны ехать вместе. Даже если это пять минут до гостиницы. Есть в вашем райдере такие фишки? Чижу там пиво нужно конкретный сорт

Вайт Игл: Есть только одна фишка. У нас в группе один вегетарианец.

Хелависа: Ну Наташа Котлова - не жесткий вегетарианец. Она просто мясо не ест. Рыбу то она ест. Бутылочка вина нам нужна в гримерку. Красного.

Чус: Это для вокала на самом деле. Чтобы расслабить связки. А так - нет… Видимо, не звездная мы группа…

Хелависа: Надо подумать, нам просто в голову не приходило раньше, что нужно. Неплохо бы добавить в райдер, чтобы развешивали таблички «не курить». Потому что у меня аллергия на табачный дым. Я не могу петь и часто прошу со сцены не курить. Но есть люди нормальные, а есть другие, которые считают, что если он сидит метрах в двадцати от меня и смолит в углу свою сигаретку, то я не чувствую. Я все вижу и все чувствую. Но публика у нас воспитывается и меньше курит.

Чус: Получается, мы очень полезная группа. Боремся с курением.

Переходите к борьбе с алкоголизмом

Чус: Это, я боюсь, клубы не поймут. Если мы со сцены будем говорить «ну-ка, прекратите пить пиво!», я думаю, у нас будут большие проблемы с администрацией. Кроме того, на пиво у нас нет аллергии.

У вас много своих песен, но есть и песни на стихи Гумилева и других поэтов. Почему?

Хелависа: Это старье тех времен, когда я еще не писала стихи. Когда я еще не поняла, что могу писать свои тексты. Я тогда брала то, что читала, и писала песню. А потом я вдруг взяла и написала песню «Дорога сна». И с тех пор, в основном, пишу свои песни. Есть у нас несколько друзей, которые хорошо пишут стихи. И мы их иногда просим о текстах. Я текст пишу мучительно. Если у меня в голове что-то свербит и мне плохо. Я неделю могу ходить и меня тошнит этим текстом – вот так я пишу. Леше удается себя как-то вогнать в специфическое состояние и написать текст. Я не могу так.

И при помощи чего он это делает?

Хелависа: По-моему, с помощью дыхательных упражнений.

Чус: Да, техника медитации.

Хелависа: А я не могу.

Чус: Работа с энергией в широком контексте.

Хелависа: А я становлюсь асоциальной, не могу ни с кем общаться, буду плакать, страдать, и, в итоге, я этот текст из себя выцарапаю. У меня будет катарсис. Но я не могу делать это чаще, чем два раза в год.

Чус: У всех это просто по-разному происходит. У меня, например, если я сразу не написал, то именно это я уже не напишу никогда. Я понял, что состояние этого транса можно искусственно поддерживать. Оно иногда, бывает, срывается. Но все в голове. Садишься, настраиваешься. Бывает, что…ну не получилось, «не шмогла я». А если получается, то пишется все сразу. Бывает даже абсолютно без исправлений.

Вас никогда не приглашали сняться в кино? Мне вот кажется, что вы бы смогли. Я даже примерно представляю, какой направленности должен быть фильм

Чус: «Годзилла против Терминатора»?

Хелависа: Я, чур, буду Терминатором.

Чус: Договорились, я Годзиллой.

Да нет … какой-то фолковый триллер

Хелависа: Я бы с большим удовольствием снялась в триллере; с экшеном, с экстремальными видами спорта. Я бы сыграла роль девушки Бонда, которая брюнетка, то есть, отрицательной.

Чус: А там такое разделение?

Хелависа: Конечно! Обычно те, что хорошие, те блондинки. В каждой серии у него по три девушки. Первую обычно быстро убивают, или она куда-то линяет. Второй появляется брюнетка, которая «супер» и она плохая. В последних фильмах это, конечно, все смешалось. Но я всегда хотела быть именно плохой девушкой Бонда.

Продолжение ->

Великий труд по превращению звуков в буквы проделал Михаил "Шерхан" Гончаров. Слава!