Пресс-конференция в Петербурге.
Презентация альбома "Мельницы" - "Перевал"
Часть вторая
Годзилла против Терминтора на стадионе Уэмбли
Вы заговорили о проблемах, которые были при создании
альбома. С чем вообще приходится бороться? Какие есть
препятствия? Вы рассказали, кто вам помогал. А кто
мешал? Поименно, пожалуйста
Хелависа: Да нам вроде никто не мешал.
Чус: А трудности если и есть, то все с тем же радио.
Хелависа: Да, нет радиохита у нас. Вот никак не можем
написать радиохит. Никак не можем написать достаточно
короткую и тупую песню, чтобы получился радиохит. Не
выходит… каменный цветок.
Чус: Не получается, я пробовал.
Хелависа: Да я тоже пробовала. Нифига не получается.
Но вы не теряете надежды?
Чус: Пробуем, долбимся. Нет, они не говорят, что это
принципиально не подходит. Неет.. они говорят – «нам
нравится, но мы не поставим». Потому что неформат.
Волшебное слово «неформат»
Вайт Игл: И никто не знает что это такое.
Очень удобно ответить, если ты не хочешь что-то
делать – или диск потерялся, или неформат. Ладно, а на
какой музыке вы сами выросли, кто дает посыл к
творчеству?
Чус: У всех очень разное. Я, например, вырос с одной
стороны на русском роке, а с другой на западном металле.
80-е – Цой, «Аквариум». И Manowar, Iron Maiden,
Metallica. Мы всё это тогда крепко впитали. Потом как-то
потихонечку трансформировался я в сторону электроники,
даже индустриальной, упомянутой выше готики.
Соотвественно, мои влияния в музыкальном плане, то, что
я делаю, оно ближе к жесткому звуку. По-разному,
конечно, но в целом это так.
Хелависа: У меня все сильно по-другому. Я вообще выросла
на классической музыке, и у меня очень сильный
классический пласт. А с другой стороны, в школьном и
раннем университетском возрасте я ходила под большим
влиянием рока конца 60-х – 70-х. Я очень люблю Janis
Jopline, очень люблю Jefferson Airplane, ранний Led
Zeppeline. У меня до сих пор огромная фонотека такого
«вудстоковского» плана. Из современных артистов очень
люблю и уважаю Tori Amos. Слушаю обыкновенный
рок-мейнстрим - такой как Dire Straits.Но просто слушаю
- нельзя сказать, что я им вдохновляюсь. Из классики,
конечно, больше всего барокко.
А реально ли найти такую музыку, которую будет
слушать вся группа?
Хелависа: Может быть Apocaliptica, Blackmore’s Night …
что-то из классики – тот же Бах, Вивальди.
А вместе вы музыку слушаете? Или после репетиций,
концертов - разбегаетесь
Хелависа: Нет, мы вместе музыку не слушаем. Когда вместе
занимаешься музыкой - и так быстро возникает ощущение
«говорите громче – я музыкант». Нет, ну на самом деле,
происходит такой музыкальный «передоз». Разве что, если
едем в поезде на какие-то гастроли. Тогда может что-то
по радио…
Слушаете ли другие группы на концертах?
Хелависа: Ну а почему нет? Если мы принимаем участие в
фестивалях, таких как в Крыму, то слушаем и других. Но
тоже, конечно, не так, что вся группа «Мельница»
собралась, и все восемь человек пошли слушать группу
«Календарь».
Многие ваши фанаты любят музыку нашей питерской
группы «Тролль Гнет Ель». Как вы относитесь к идее
совместного концерта с ними?
Хелависа: Нам периодически предлагают.
Чус: Тут есть две сложности на самом деле. Первая
сложность технического плана, потому что не очень
понятно, где и как его можно сделать. «Тролль Гнет Ель»
- в Питере группа популярная. К нам тоже достаточно
много людей приходит. Если мы соберемся вместе…
пересечение аудитории не стопроцентное. Людей будет раза
в полтора точно больше. Тем более, что и рекламы будет в
два раза больше. Да и само по себе мероприятие должно
вызвать интерес. И в каком клубе, в каком зале это можно
сделать, мне не очень понятно. В Москве возможностей
побольше с этим, но там проблема другого рода. Если в
крупном зале, таком как ДК Горбунова, то там условия
устанавливает организатор концерта. Не мы платим аренду,
все расходы несет концертное агентство «Мельница». И, в
общем-то, этот вопрос уже они решают. Мы можем, конечно,
вякнуть что-то, но только как совет. А если в клубе - то
упираемся в ту же проблему.
Хелависа: Мы это проходили неоднократно, и это ужасно,
когда люди не могут войти на концерт, когда начинается
давка…
Давайте мечтать. Если бы вам сказали – выбирайте, где
хотите выступить. Какое место на земном шаре, какой зал?
Вайт Игл: Про залы могу сказать я. Нам бы подошел зал
«Сидней Опера Хауз» и стадион Уэмбли.
Хелависа: Да, Уэмбли мне тоже нравится. Здорово!
Вайт Игл: Есть еще одно место, я не правда не знаю, как
оно называется…. в одном из клипов Roxette есть
обалденный замок, в котором они играют. Это просто
супер.
Чус: У нас тоже была интересная практика: мы играли в
античном театре. Не сольный концерт был, конечно… но
было очень интересно. Интересно в том плане, что,
во-первых, это единственный античный театр который
сохранился на территории СНГ. Там действительно можно
сидеть, есть нормальная сцена. А, во вторых, когда мы
там играли в 2003 году, это был первый раз, когда там
что-то театрально-музыкальное происходит спустя 1700
лет.
Хелависа: Там чувствовался дух прошлого очень сильно. Но
в положительном смысле.
Чус: Очень необычно то, что вся публика сидит выше тебя.
Под открытым небом.
Хелависа: А нас еще подсвечивали, и наши тени плясали.
Чус: Мы публику только слышали.
Там же еще должна быть феноменальная акустика, так
как древние театры делали с учетом распространения
звука. Даже были какие-то штуки специальные, в которые
наливали воду
Чус: Там, к сожалению, не совсем та ситуация. Поверх
этого театра в существенно более позднее время построили
христианскую церковь, которую потом тоже разрушили. Там
сохранился неф от этой церкви и его, понятное дело, не
стали уничтожать. Ведь это тоже памятник истории -
только 13-14 века. Естественно, это скушало акустику. Да
и сам театр не в лучшем состоянии. К тому же, мы ведь
играли через аппарат. У греков бы, наверное, волосы
дыбом стали, если бы они увидели, что там происходит.
Хелависа: Вот и получилась новая музыка древнего мира.
Чус: Да, этот слоган, который у нас использовался, он, с
одной стороны, вроде, как и дурацкий… «новая музыка
древнего мира»… мы, когда его придумали, то сами
задумались… ну чушь какая-то, а с другой - вполне
жизненный.
Хелависа: Ну, спасибо.
Чус: Ну ладно, ладно.
Хелависа: Это ты мне за пресс-релиз, да?
Особенно хорошо прозвучало «задумались»…
Чус: Ну, мы, видимо, не с Наташей обсуждали.
Хелависа: А, понятно, понятно…
Чус: За спиной, так сказать.
Ваша группа все растет и, кажется, стремится к
симфоническому оркестру. Нет таких планов?
Хелависа: Нам это не нужно, у нас и так есть. Маленький
симфонический оркестр. И нам наших четырех классических
музыкантов как раз хватает. Больше не надо.
Есть ощущение, что Наташа в меньшей степени
занимается организационными вопросами, а вот Алексей в
них постоянно участвует. Хочется спросить Алексея –
почему? Рук не хватает? Или просто нравится это делать?
Вдруг ты ко всему еще и прирожденный организатор
процесса?
Чус: И то, и другое. И рук не хватает - коллектив
большой. Кое-что мне действительно нравится, а кое-что
предпочел бы не делать. Но каждый концерт - это весьма
серьезное мероприятие, так как публики у нас много.
Мелких концертов мы почти не играем, мы хотим, чтобы все
люди могли прийти и послушать. Естественно, очень много
организационных моментов. А мы в таком переходном
состоянии… на «перевале», на который мы влезли. С точки
зрения шоу-бизнеса, мы еще не являемся профессиональной
группой. В профессиональной группе, кроме того, что она
играть умеет, там еще есть техники, звукорежиссеры,
осветители, администраторы… целая бригада.
Хелависа: Массажисты!
Чус: Люди, работающие на зарплате. У нас такой команды
пока нет. Недостаточно круты.
Райдер скромный?
Чус: Райдер нескромный, но часто приходится делать все
самим.
По райдеру можно определить звездность команды. Есть,
например, одна группа, которая с вокзала … ей хоть
Роллс-ройс подавай – не подходит. Обязательно должен
быть микроавтобус. Потому что все должны ехать вместе.
Даже если это пять минут до гостиницы. Есть в вашем
райдере такие фишки? Чижу там пиво нужно конкретный сорт
Вайт Игл: Есть только одна фишка. У нас в группе один
вегетарианец.
Хелависа: Ну Наташа Котлова - не жесткий вегетарианец.
Она просто мясо не ест. Рыбу то она ест. Бутылочка вина
нам нужна в гримерку. Красного.
Чус: Это для вокала на самом деле. Чтобы расслабить
связки. А так - нет… Видимо, не звездная мы группа…
Хелависа: Надо подумать, нам просто в голову не
приходило раньше, что нужно. Неплохо бы добавить в
райдер, чтобы развешивали таблички «не курить». Потому
что у меня аллергия на табачный дым. Я не могу петь и
часто прошу со сцены не курить. Но есть люди нормальные,
а есть другие, которые считают, что если он сидит метрах
в двадцати от меня и смолит в углу свою сигаретку, то я
не чувствую. Я все вижу и все чувствую. Но публика у нас
воспитывается и меньше курит.
Чус: Получается, мы очень полезная группа. Боремся с
курением.
Переходите к борьбе с алкоголизмом
Чус: Это, я боюсь, клубы не поймут. Если мы со сцены
будем говорить «ну-ка, прекратите пить пиво!», я думаю,
у нас будут большие проблемы с администрацией. Кроме
того, на пиво у нас нет аллергии.
У вас много своих песен, но есть и песни на стихи
Гумилева и других поэтов. Почему?
Хелависа: Это старье тех времен, когда я еще не писала
стихи. Когда я еще не поняла, что могу писать свои
тексты. Я тогда брала то, что читала, и писала песню. А
потом я вдруг взяла и написала песню «Дорога сна». И с
тех пор, в основном, пишу свои песни. Есть у нас
несколько друзей, которые хорошо пишут стихи. И мы их
иногда просим о текстах. Я текст пишу мучительно. Если у
меня в голове что-то свербит и мне плохо. Я неделю могу
ходить и меня тошнит этим текстом – вот так я пишу. Леше
удается себя как-то вогнать в специфическое состояние и
написать текст. Я не могу так.
И при помощи чего он это делает?
Хелависа: По-моему, с помощью дыхательных упражнений.
Чус: Да, техника медитации.
Хелависа: А я не могу.
Чус: Работа с энергией в широком контексте.
Хелависа: А я становлюсь асоциальной, не могу ни с кем
общаться, буду плакать, страдать, и, в итоге, я этот
текст из себя выцарапаю. У меня будет катарсис. Но я не
могу делать это чаще, чем два раза в год.
Чус: У всех это просто по-разному происходит. У меня,
например, если я сразу не написал, то именно это я уже
не напишу никогда. Я понял, что состояние этого транса
можно искусственно поддерживать. Оно иногда, бывает,
срывается. Но все в голове. Садишься, настраиваешься.
Бывает, что…ну не получилось, «не шмогла я». А если
получается, то пишется все сразу. Бывает даже абсолютно
без исправлений.
Вас никогда не приглашали сняться в кино? Мне вот
кажется, что вы бы смогли. Я даже примерно представляю,
какой направленности должен быть фильм
Чус: «Годзилла против Терминатора»?
Хелависа: Я, чур, буду Терминатором.
Чус: Договорились, я Годзиллой.
Да нет … какой-то фолковый триллер
Хелависа: Я бы с большим удовольствием снялась в
триллере; с экшеном, с экстремальными видами спорта. Я
бы сыграла роль девушки Бонда, которая брюнетка, то
есть, отрицательной.
Чус: А там такое разделение?
Хелависа: Конечно! Обычно те, что хорошие, те блондинки.
В каждой серии у него по три девушки. Первую обычно
быстро убивают, или она куда-то линяет. Второй
появляется брюнетка, которая «супер» и она плохая. В
последних фильмах это, конечно, все смешалось. Но я
всегда хотела быть именно плохой девушкой Бонда.
Продолжение ->