Теренс Хэнбери УайтТеренс Хэнбери Уайт
Terence Hanbury White
Великобритания, 29.5.1906 - 17.1.1964

Родился в Бомбее (Индия) в семье английского чиновника. Окончил Кембриджский университет, по окончании учебы преподавал в школе. С 1936 г. - профессиональный писатель. В литературе дебютировал поэтическим сборником "Возлюбленная Элен" (1929). Первый роман, "Покойный мистер Диксон", опубликовал в 1931 году. Популярность обрел с выходом книги "В Англии упокоюсь" (1936). Перу Уайта принадлежат пять фантастических романов - не считая самого известного и самого значительного из его произведений, пенталогии "Король былого и грядущего". Эта пенталогия, наряду с трилогией о Мерлине М. Стюарт, - один из краеугольных камней современной литературной "артурианы". В состав пенталогии входят романы "Меч в камне" (1938), "Лесная ведьма" (1939), "Рыцарь, совершивший проступок" (1940), "Свеча на ветру" (1958) и "Книга Мерлина" (1977). По мотивам пенталогии в 1960 г. был поставлен бродвейский мюзикл "Камелот", выдержавший 873 представления. По первому роману был поставлен одноименный мультфильм.

Анонс

Впервые на русском языке полное издание романов о короле Артуре (в оригинале "Король былого и грядущего") знаменитого английского писателя Теренса Хэнбери Уайта (1906 - 1964). Наряду с эпопеей Джона Рональда Руэла Толкина "Властелин Колец" и трилогией "Горненгаст" Мервина Пика - это одна из самых знаменитых и необычных книг жанра "фэнтези".

Легенда о храбром и мудром короле Артуре и благородных рыцарях Круглого Стола пережила немало веков. О короле Артуре писали много и охотно. Однако слава лучшего романиста досталась 33-летнему англичанину Теренсу Хэнбери Уайту. Это он заставил миллионы пламенных сердец вспыхивать жаром, наслаждаясь чтением книг о дворе Короля Артура: тайных дворцовых заговорах и интригах, погонях и схватках на мечах, ядах роковых красавиц, любовных чарах и клятвах на крови.

Теренс Уайт
Король Артур. Том 1. Меч в камне
Теренс Уайт
Король Артур. Том 2. Книга Мерлина
Купить в интернет-магазине Купить в интернет-магазине

Библиография

Loved Helen and Other Poems (1929)
The Green Bay Tree (1929)
Dead Mr Nixon (1931)
Darkness At Pemberley (1932)
They Winter Abroad (1932)
First Lesson (1932)
Farewell Victoria (1933)
Earth Stopped (1934)
Gone to Ground (1935)
England Have My Bones (1936)
Burke's Steerage (1938)
The Sword in the Stone (1938)
The Witch in the Wood (1939)
The Ill-Made Knight (1940)
The Candle in the Wind
Mistress Masham's Repose (1946)
The Elephant and the Kangaroo (1947)
The Age of Scandal (1950)
The Goshawk (1951)
The Scandalmonger (1952)
The Book of Beasts (1954)
The Master (1957)
The Once and Future King (1958)
The Godstone and the Blackymor (1959)
America At Last (1965)
The Book of Merlyn (1977)

Рецензии

Для отцов-основателей английской фэнтези одним из поводов к написанию их многотомных романов стала Вторая Мировая война. В то время, когда ночь была пропитана злом, Толкин сочинял католический роман-миф, Мервин Пик работал над своим мрачным гротеском, а Теренс Хэнбери Уайт в пенталогии "Король былого и грядущего" рассказал о том, что в человека надо выделаться. Пацифист и агностик Уайт завершил свой монументальный труд стилизованной под заключения стародавних книжников просьбой помолиться за автора, отправляющегося на войну не по своей воле. Неудивительно, что размышления о способе решения конфликтов, отличающем хомо сапиенса от других животных, занимают столь важное место в этом романе.

Первые четыре книги "Короля" в начале 1990-х были изданы у нас в переводе Сергея Ильина, сейчас же мы имеем возможность ознакомиться и с завершающей эту изумительную эпопею, давно признанную современной классикой, "Книгой Мерлина", выполняющей в структуре романа ту же функцию, что и эпилог к "Войне и миру" Толстого. В ней Уайт подводит итог своим рассуждениям об идеальном правителе, каковым издавна считается Король Артур. Многие эпизоды из "Книги Мерлина" почти дословно повторяют первую часть романа - "Меч в камне" (многим, должно быть, знаком диснеевский мультфильм, снятый по мотивам этого произведения). Рассказывается в них о том, что главным для человека является самопознание, невозможное без увеличения знаний о мире. Волшебник Мерлин превращает юного Артура в рыбу, муравья, дикого гуся, грача и, в буквальном смысле слова, на своей шкуре дает ощутить плюсы и минусы различных сообществ животных (муравейник у Уайта живет, разумеется, по законам тоталитарного общества, гуси же исповедуют авторский идеал - разумную анархию). Вытащив меч из камня, Артур становится королем, но не превращается в забронзовевшего гиганта, каким он представлен в большинстве интерпретаций этой легенды, а продолжает оставаться сомневающимся и рефлексирующим человеком.

Мир Уайта пронизан ощущением свободы - в том числе от пространственных и временных границ. Старой Доброй Англией, описанной в романе, правит король, живший в 6 веке, но его приемный отец ссылается на годы учебы в Итоне, персонажи поминают норманнских правителей 11-13 веков, а живущий из будущего в прошлое, как герой романа Стругацких, Мерлин сравнивает рыцарские войны с викторианской охотой на лис. Так же переменчива и авторская интонация - от трагического описания убийства единорога он переходит к фарсовой трактовке одной из самых загадочных забав артуровских соратников - погоне за Зверем Рыкающим. Одно остается неизменным - любовное воссоздание быта средневековья и обычаев разных зверей: ведь от животных и Темных веков горделивого царя природы 21 века отделяет не столь большое расстояние, как он полагает.

Но прекрасное королевство бриттов, как известно, погибло из-за людского несовершенства. Артур начал свое правление с избиения младенцев и пал, сраженный сыном Мордредом, которого и пытался погубить. Перед последней битвой король размышляет о том, что человек изначально рождается порочным существом, склонным к убийству (перемирие между армиями Артура и Мордреда было нарушено из-за солдата, зарубившего ужа). Но седой воин не впадает в отчаяние и истерику, заключая, что спасение нашего вида коренится в культуре. "Пока людей удается уговорить читать и писать, а не только есть да предаваться плотской любви, все-таки существует возможность того, что они образумятся".

(Книжная витрина)

Волшебная страна под названием «Старая добрая Англия» - премилое местечко. Климат там стоит умеренный, погода правильная, сезоны идут друг за другом, как полагается, урожай бывает регулярный и обильный. На почтительном расстоянии друг от друга в ней обитают добрые саксонские феодалы, душа в душу живущие со своими крестьянами. В диком лесу можно встретить Мерлина или Робин Гуда, а на охоте - запросто подстрелить грифона, великана или дракона, который пускает пар и шипит, как закипающий чайник. Неудивительно, что простой парнишка по кличке Варт, сирота и воспитанник патриархального сэра Эктора, вырастает в самого настоящего короля Артура!

Замечательный сказочник Теренс Уайт – современник таких динозавров, как Толкиен и Льюис. Только в отличие от них, у него нет никакого пафосного идеологического подтекста. Скорее наоборот – сплошное высмеивание всякого рода исторических реалий и такой очаровательный балаган, что читатель, как взрослый, так и ребенок, смеяться будет не переставая. Но это вам не «Хрен в конопляном поле» и не «Таня Гроттер», а книга мудрости и доброты неописуемой.

Дурная привычка неисчислимых орд современных фентезистов все выдумывать из собственной головы породила представление, что это и есть характерное отличие жанра ото всех остальных. Роман Теренса Уайта это ложное представление опровергает: кроме огромного количества самых безумных выдумок, вы найдете у него массу тщательно собранных сведений о сельском хозяйстве, турнирном деле, соколиной охоте и прочих средневековых радостях.

Пожалуй, это идеальная семейная книга, которую следует читать вслух уютными вечерами, сидя перед камином, или, за неимением оного, хотя бы перед калорифером.

(Афиша)

Фильмы