Введение
Я сознаю, что подвергаю себя
опасности допустить некоторые
неточности. В таком случае пусть
меня поправят другие учёные.
Мишель Нострадамус

Летом 1999 года я сидел на веранде за обеденным столом и анализировал "Летопись великих князей Литовских". Ко мне подошел Себастьян (это происходило в ФРГ) и спросил:
- Was machst Du ?(Что ты делаешь?).
Не буду приводить дословно наш разговор, так как довольно плохо знаю немецкий. Однако в процессе беседы я, чтобы облегчить объяснение, начал рисовать на бумаге схему исследования личности средневековья. Потом эту схему не выбросил, а задумался над ней, и мне показалось, что она поможет в исследованиях не только по теме "Реконструкция средневековой личности", но и в исследованиях по другим схожим темам. С этой мыслью пребываю до сих пор. В раздумьях над этой схемой провел много споров со знакомыми психологами и историками. Впоследствии эту схему - метод психологической реконструкции - стал воспринимать как своеобразный схематизированный системный подход. Со временем мне показалось, что, пользуясь этим методом, мы можем изучать своеобразие личности в любой период и даже пытаться прогнозировать ее будущее изменение. Обкатывая эту мысль и пытаясь получить конструктивные замечания, предложения, критику, я сделал несколько докладов по методу психологической реконструкции: в студенческом научном обществе факультета психологии СПбГУ, на II Всеукраинской конференции молодых ученых в Киеве, на I студенческой конференции "Психология и общество", на II международной межвузовской студенческой конференции "Психология 21 века" и Зимней психологической школе в Москве. Судя по этим докладам, камнем преткновения в методе является блок исторической рефлексии и особенно изучение специфических субкультур, в которых поклонники того или иного периода времени пытаются реконструировать и моделировать отношения наших предков. Хочу напомнить, что в учебнике Бобровой Е.Ю., во втором "подпринципе" исторического масштаба, говорится следующее: "Для понимания психологического своеобразия личности, для объяснения поведения субъекта необходимо психобиографическое исследование жизненного пути человека в конкретных исторических условиях. Для объяснения группового поведения выявляется общий для членов группы жизненный опыт, производится историческая реконструкция моделей социального поведения и мировоззрения, свойственных представителям данной социальной группы". В специфических субкультурах люди как раз и занимаются тем, что реконструируют модели социального поведения и мировоззрения.
Огромной проблемой для исторической психологии является разница в исследованиях историков и психологов в рамках этой науки. Эта острейшая проблема пока не решается, так как в рамках исторической психологии в основном трудятся историки, которые зачастую пренебрегают психологическими знаниями. С этим мне пришлось столкнуться на научных дискуссиях и конференции "Историческая психология: эпохи, социумы, этносы, люди". Все исследования по исторической психологии можно разделить на следующие группы:
1.Исторические.
2.Философские.
3.Психологические.
4.Филологические.
5.Антропологические.
В силу того, что я получаю базовое высшее образование на факультете психологии, естественно, что мой взгляд на историческую психологию будет несколько предвзятым. Если мы проанализируем развитие психологи, то увидим, что это история методов, а не теорий. Задолго до Фрейда учёные говорили о бессознательном и анализировали сновидения, но он придумал метод свободных ассоциаций. Благодаря этому методу психологи смогли работать с бессознательным, и появился психоанализ. Всем давно были известны формулы: стимул - реакция, фигура - фон, но бихевиоризм и гештальтпсихология появились лишь после того, как исследователи смогли нам представить свои визуальные методы. Грубо говоря, история психологии это история методов и методологий. Сейчас много говорят о том, что надо открыть при государственном университете кафедру исторической психологии, историки спорят с психологами, на каком факультете это произойдёт. Один из главных аргументов в пользу открытия кафедры это тот, что за рубежом существуют не только кафедры, но и целые институты по проблемам исторической психологии. Из курса истории психологии мы знаем, нашу науку двигает социальный заказ. Давайте подумаем, куда сможет пойти работать молодой человек, получивший специальность исторического психолога и нужно ли нашей стране исторических психологов больше, чем есть сейчас? На данный момент мне видится картина: молодой человек, получивший специальность исторического психолога, может пойти работать только преподавателем, а рынок преподавательских услуг в этой узкоспециальной сфере не настолько богат и широк, чтобы принимать пополнение от деятельности целой кафедры, не говоря уже об институте. Проблема исторической психологии в том, что на данный момент эта отрасль психологии без своей методологии. Лишь метод, а не набор наблюдаемых эффектов и принципов будет способствовать применению знаний исторической психологии на практике соответственно и возникновению социального спроса на специалистов по горячо мной любимой исторической психологии. Прошу учесть, работу написал психолог, заявляющий о том, что на данном этапе историческая психология уже может себе позволить создать свою методологию (философский словарь определяет метод (от греч. - путь, исследование, прослеживание) как способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой.
Иными словами, метод - это путь познания предмета (истины), разложенный на определенные шаги или систему шагов). Не беру на себя смелость утверждать, что предложенная ниже методология является единственно верной. Однако, как автор, надеюсь, что это так.
Метод "Психологической реконструкции"
Занимаясь исторической психологией по теме "реконструкция средневековой личности", я столкнулся с тем, что в учебниках по исторической психологии (Шкуратов В.А. "Историческая психология" и Бобровой Е.Ю. "Основы исторической психологии") нет четко обозначенной методологии исследований. Так, в книге Шкуратова В.А. указывается на стр.481 "Книга закончена, но предмет ее далек от завершения. Читатель легко заметит, о чем не успел сказать автор. Во-первых, книга теоретическая, и в ней отсутствуют сведения о приемах, которыми исторические психологи получают свои данные (хотя главный прием, который я постоянно имел в виду - интерпретацию источников - "предъявить" наподобие психологической методики невозможно)".
По сути говоря, методология исторической психологии не разработана. Нам известно, что были попытки ввести специализированные методы исторической психологии, такие, как метод исторической реконструкции, который базируется на способности погружения, "вчувствования", проникновения во внутреннюю жизнь людей прошлого и метод психологической реконструкции, развиваемый в последнее время в лаборатории истории психологии и исторической психологии ИПРАН (Барская А.Д., 1998 г.).
Барская А.Д., объясняя метод психолого-исторической реконструкции, говорит о том, что задачей исторической психологии является воссоздание особенностей отдельных черт психического склада или психики в целом людей прошлого: "Главное отличие метода психолого-исторической реконструкции состоит в понимании психики людей прошлого как целостного структурно организованного единства, подчиняющегося общепсихологическим закономерностям и использование для исследовательских целей психологических моделей. Например, мы исследуем не то, что говорят герои, но то, как они это говорят и устанавливаем, что мыслительный процесс подчиняется основным, присущим современности, законам" (Барская А.Д., 1998).
Здесь мы принципиально расходимся с Барской. На наш взгляд, во-первых, воссоздать психику в целом людей прошлого невозможно, потому что мы с трудом определяем психику людей современности. Во-вторых, с точки зрения нашего подхода, необходимо исследовать и то, что говорят герои, и то, как они говорят, и то, какие мы сами имеем установки, мешающие понять смысл сказанного героями прошлого.
Итак, в чем же сущность нашего подхода?
Напомним, что в переводе с греческого "история" означает рассказ о происходящем, о прошлых событиях, которые нами или современниками оцениваются как повлиявшие на ход истории. Заметьте, что в само понятие истории уже закладывается предвзятое отношение к прошедшим событиям.
Сначала определим, как мы понимаем историческую психологию - "направление психологии, изучающее взаимосвязи психологических и исторических феноменов. Объектом исторической психологии является множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающие как объекты и субъекты исторического процесса. Предметом исторической психологии являются психологические характеристики человека в зависимости от характеристик исторической эпохи: психологические особенности человека как субъекта познания и деятельности в зависимости от исторических условий, историческое своеобразие личности в данную историческую эпоху" (Боброва Е.Ю.,1996).
Психологические особенности личности в значительной мере определяются конкретно-историческими условиями ее формирования.
"Историческое своеобразие личности - комплекс психологических свойств (симптомокомплекс), характерный для личности определенной исторической эпохи и сформировавшейся под влиянием конкретно-исторических условий социализации, характеризует личность, как историческую индивидуальность (исторический тип личности)" (Боброва Е.Ю.,1997 г.).
В связи со всем вышеперечисленным, метод психологической реконструкции следует понимать как своеобразный системный историко-психологический подход в изучении личности настоящего, прошлого и прогнозировании развития особенностей личности в будущем.
Мы все постоянно рефлексируем (от лат. rflexus - отражённый). Вы рефлксируете. Я рефлексирую. Рефлексируем: имя, которое нам дали родители, культурные нормы и конечно то, как мы воспринимаем исторические события. Интересующая нас рефлексия особенно сильно появляется в восприятии истории. Мы не отдаём себе отчёта в своих кем-то рождённых стереотипах и установках. Например, исследователь, изучающий средневековье, будет изучать его минимум три раза, прежде чем сам начнёт его исследовать. Первый раз он пройдёт курс средневековой истории, отражённый в сказках, и на этом этапе у него будут складываться особенно сильные стереотипы, которые прорефлексируют на будущие его изыскания. Второй раз он встретится с историей средневековья в школе, где в него заложат современные общественно-политические стереотипы на данный период. В третий раз он встретится с историей средневековья в университете, где ему заложат ещё раз современные общественно политические стереотипы и дополнят их личными стереотипами преподавателей. Но помимо этого на него окажет воздействие филогенез и онтогенез. В сфере вышесказанного мы видим, что перед молодым учённым, прежде чем он займётся изысканиями по истории, встаёт сетка, как минимум, тройного стереотипа. Поэтому мы в нашей работе делим метод психологической реконструкции на два блока.


Наш метод состоит из двух блоков (схема 1):

I. Метод исторической рефлексии, который изучает психологическое наследие исследуемой эпохи.
Мы решили разделить наш метод на два блока, потому что действие исторической рефлексии ярко проявляется в исследованиях, связанных с историческими событиями. Приведу пример из книги братьев Стругацких "Трудно быть богом": "Примерно в то же время в другом полушарии Карл Роземблюм, один из крупнейших знатоков крестьянских войн в Германии и Франции, он же торговец шерстью Пани-Па, поднял восстание мурисских крестьян, штурмом взял два города и был убит стрелой в затылок, пытаясь прекратить грабежи... А незадолго до прибытия Руматы великолепного тарана (Джереми Тафнат, специалист по истории земельных реформ) - вдруг ни с того ни с сего произвел дворцовый переворот, узурпировал власть, в течение двух месяцев пытался внедрить Золотой Век, упорно не отвечая на яростные запросы соседей и Земли, заслужил славу сумасшедшего, счастливо избежал восьми покушений, был наконец похищен аварийной командой сотрудников Института". В этой научно-фантастической повести авторы рассматривают историков, у которых (в связи со сложившейся ситуацией) появилась возможность изучать методом включенного наблюдения исторические события, близкие средневековым. У них сразу же начало обнаруживаться предвзятое понимание этих событий, т.е. многие, изучая ход истории, пытались ее корректировать, исходя из своих моральных представлений. Они превращались из исследователей данной эпохи, в ее действующих лиц. То же самое зачастую мы видим и в наше время, когда исследователь пытается не описывать и анализировать прошедшие события, а давать свою трактовку. Другую сторону этой же проблемы мы можем обнаружить в нашем, зачастую предвзятом, отношении к истории, например: изменении трактовки событий исходя из политических взглядов, убеждений. Так, например, трактовка многих исторических событий отличается не только в различные десятилетия у нас в стране, но и от трактовки этих же событий, к примеру, гарвардскими историками. Историки сталкиваются с этим уже давно. "Процесс развития археологии архитектуры в Белоруссии резко затормозился после подавления царизмом восстания 1863 г. История и культура белорусского народа стала трактоваться только с монархических великодержавных и клерикантских позиций. Все публикации по истории, этнографии и краеведению преследовали откровенно шовинистические цели. Большую роль в пропаганде этих идей играла православная церковь, на укрепление позиций которой затрачивались огромные материальные средства. Православные церкви ремонтировались и строились по всей Белоруссии. Остатки древних храмов ХI-ХII вв. рассматривались и пропагандировались как свидетельство "православной старины" и всячески противопоставлялись более поздним памятникам архитектуры, стилевые особенности которых относили к польской католической культуре. При этом время строительства многих православных храмов сознательно удревнялось... Одновременно польская буржуазная наука проводила национальную политику и рассматривала белорусские архитектурные памятники как польские или, по крайней мере, литовские" (Трусов О. А. 1998 г.). В историко-психологических исследованиях установки и стереотипы, имеющиеся на изучаемую эпоху у самого исследователя, оказывают сильнейшее воздействие на результаты и выводы. Меня искренни, удивляет, когда некоторые учёные на конференции по исторической психологии упрекают политиков в том, что они не дали учёным идеологической базы для интерпретации исторических событий. Интерпретация истории с позиции "хорошо" или "плохо" мне кажется дикой. Пусть тот, кто стоит на этих позициях спросит себя: "Хорошо или плохо то, что он родился, для контекста обшей истории? Хорошие или плохие у него родители, для контекста обшей истории?". Ученый порой забывает слова древнекитайского философа Ляо-дзы:

Вечно бесстрастный
зрит недоступное
Кто же, вечно
Во власти страстей
Зрит лишь предельное.

Психологу, изучающему какие-либо исторические события, необходимо исследовать возникновение и формирование стереотипов, которые имеются в обществе на исследуемый период. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что мы не критикуем поступки людей прошлого, а исследуем их действия. То есть, задаемся не вопросом правильно или неправильно они поступали, а вопросами: как они поступали?, почему так сделали?, что из этого получилось?, как их поступки повлияли на потомков? и т.д. Утверждения и выводы, возникающие при постановке вопросов первого типа, зачастую ложны и неадекватны. Восприятие поведения другого человека, безусловно, всегда искажено в связи с особенностями личности самого эксперта. Поскольку различные эксперты будут давать различные оценки, возникает проблема измерения надежности эксперта. И, в первую очередь, вопрос надежности интерпретации экспертом наблюдений лежит в осознании установок им своих стереотипов на изучаемый промежуток времени. Пример: если я изучаю особенности средневековой личности, то мне необходимо изучить бытующие в современности установки и стереотипы общества, в котором социализировался я сам, чтобы знать их, и главное, учитывать их влияние на мой образ исследуемой эпохи. Это следует изучать методом опроса, интервьюирования членов общества, анализировать информацию СМК и т.д. Здесь же психологу необходимо изучать формирование представлений об исследуемом периоде, начиная с анализа учебной и методической литературы для школьников и дошкольников.
Естественно, в этот блок входит изучение и анализ культурного наследия выбранной эпохи. Например, если говорить о средневековье, то мы должны помнить и куртуазность, и открытие Колумбом Америки.
Необходимо исследовать субкультуры, такие, как ролевики, реконструкторы, поединщики, творческие анахронизмы и т.д., особо подвергнуть анализу популярные фильмы и книги о средневековье.
Все то, что нам сказал мудрец,
Поймут лишь мудрецы и дураки,
Лишь половину умные поймут,
Глупцы же это шуткою сочтут!
Хочу подчеркнуть значимость исследования установок в исторической психологии. Порой, читая доклад по истории или исторической психологии, сталкиваешься с тем, что, сколько бы ни говорил, какие бы доводы ни приводил, в лучшем случае аудитория не понимает тебя, в худшем - высмеивает. И это происходит в силу имеющихся установок и стереотипов у аудитории. Поэтому они просто не могут понять, что ты говоришь. Такая ситуация встречается в открытиях по практической психологии довольно часто, например в исследовании Джудит Родин и Эллен Лангер "Ярлыки старения" было доказано: общество стигматизирует старость и присваивает пожилым людям негативные ярлыки, вынуждает их вести себя таким образом, что эти негативные стереотипы подтверждаются. Поскольку в Соединённых Штатах из всех людей в возрасте старше 65 лет только 5% действительно нуждаются в опеке, то можно утверждать, что по крайней мере 95% престарелых не соответствуют стереотипу беспомощного и больного старика. Тем не менее такой стереотип существует. Действительно, в ряде работ по изучению таких разнородных источников социального влияния для детей и юношества, современная художественная проза, как поэзия и популярные анекдоты, было обнаружено, что все они содержат в себе хотя бы некоторые негативные стереотипы стариков. Стареющие люди, следовательно, могут преувеличивать степень ухудшения своих способностей, считая, что они не удовлетворяют установленным критериям компетентного поведения. Но самое интересное, на наш взгляд, это то, как общество восприняло результаты данного исследования. Известно, что когда общество хочет добиться принятия какой-либо социальной группы, оно начинает выставлять напоказ её представителей. Первый чернокожий был показан в рекламном ролике нью-йоркской телестудии в конце шестидесятых годов, а теперь это стало обычным. Сначала представителей данной группы просто помещают в ситуации, куда они прежде не допускались, например в служебные кабинеты. Затем их постепенно начинают представлять в положительном свете, а потом их делают центральными героями или героинями. Пожилым людям пока ещё не повезло так, как чернокожим. В середине семидесятых годов один из трёх основных телеканалов провёл пилотажный выпуск ситуационной комедии, в которой двое пожилых людей жили в месте, но не вступали в брак, чтобы продолжать получать максимальные пособия по социальному страхованию. В основе сатирического сюжета лежали отношения этих стариков со своими шокированными консервативными детьми и с внешним миром. Это была забавная милая и очень гуманная комедия. Но проект был закрыт; оказалось, что к нему не готовы ни коммерческие спонсоры, ни зрительский рынок. Я уверен, что публикации результатов исследований по исторической психологии будут вызывать похожие реакции, а скорей всего ещё и хуже. У меня бывали десятки случаев, когда человек после моего рассказа о фехтовании в средние века говорил:
* Что бы вы мне не говорили о том, что рыцари или опытные фехтовальщики могут наносить до 8 ударов в секунду, я этому не верю. Мечи были тогда тяжелые, весили около пуда и люди были тогда богатырского сложения. Шутка ли, такими "дурами" ворочать.
И это мнение у человека не менялось, даже если я говорил, что люди ели тогда хуже, ростом были ниже, сам я изучал несколько лет фехтование, сражался в реконструкторских турнирах и битвах и могу продемонстрировать от 2 до 6 ударов в секунду. Для примера брал подручные предметы (палки, зонтики и т.д.) и демонстрировал, но мои слушатели на это отвечали:
* Это ерунда, я в это не верю, давай сразимся и тогда увидим, как ты быстро умеешь махать мечом.
В это момент я вспоминал слова Конан Дойля:
Опасно отнимать у тигрицы тигренка, а у женщины ее заблуждение.
Другая сторона в блоке методов исторической рефлексии есть ряд исследований и методов, которые прямо противоположны всему вышесказанному, т.е. принципу бесстрастности исследователя. Сюда входит метод исторической реконструкции, базирующийся на способности погружения, "вчувствования", проникновения во внутреннюю жизнь людей прошлого. Благодаря специфическим субкультурам, формирующимся из поклонников определенных эпох, исследователь может попробовать смоделировать необходимый для изучения мир, будь это наполеоновские войны, Тридцатилетняя война, походы викингов, гуситские войны или завоевание Рима варварами. Погружение, "вчувствование" в изучаемую эпоху дает исследователю колоссальное количество открытий по изучаемому времени. Так, например, проводя исследования методом исторической реконструкции личности средневековья, я сделал много открытий, участвуя в мероприятиях, специализирующихся по средневековью субкультур. Я узнал, что один рыцарь - профессиональный воин может противостоять десятку, а то и более непрофессиональных противников. Рыцарь в доспехах может наносить несколько ударов мечом в секунду, а сам поединок на холодном оружии между рыцарями редко когда длится больше двух минут и т.д. Эти знания помогают отвечать на вопрос, почему так или иначе поступали наши предки. К примеру, раньше трудно было понять, почему немецкие рыцари проиграли при Грюнвальде. Теперь понятно (можно предположить): их подвела рыцарская гордость и солнце. Стоит поучаствовать в реконструированном сражении на поле этой битвы в наше время, и ты поймешь, что даже когда войска немцев уступили часть поля польско-литовскому войску, они еще могли выиграть. И потом, когда они смяли свою собственную пехоту (повинуясь словам магистра: "К черту пехоту!"), полагаясь на удар кавалерии, это еще было не поражение - все равно основной удар по ним нанесло солнце. Стоит перед боем постоять в доспехах в солнечный день (тогда как противники в это время сидят в тени, отдыхая без доспехов), как вдруг понимаешь, что во время начала боя твоя сила вместе с телом жарится внутри твоего доспеха, а не сражается с противником. Тысячу раз я читал в книгах о значении баронов и графов в средневековье, но я не понимал его и в сотой части, пока не пожил несколько месяцев у настоящего барона в настоящем замке и не побывал в замке графа в Букебурге.
В процессе наблюдения и изучения специфических субкультур, а также при использовании метода исторической реконструкции возникает ряд проблем. Личность психолога подвергается сильнейшему воздействию со стороны изучаемых субкультур. Так я, одно время исследуя реконструкторов и игровиков, настолько вжился в роль рыцаря, что даже забыл о том, что первоначально пришел исследовать, а не ездить на битвы, турниры и игры. В процессе работы я столкнулся с другими исследователями этих субкультур. Вместо того, чтобы вступить со мной в спор и привести научное опровержение высказанных мной положений, они произносили оскорбления, мотивируя это тем, что я якобы не ездил на игры или не читал Толкина и Перумова, вызывали меня на дуэль и т.д. Должен заметить, что несколько дуэлей все же состоялось, слава Богу, с благоприятным для меня исходом. Благодаря этим событиям, я еще сильнее почувствовал необходимость защищать личность исследователя от последствий использования методов "Включенного наблюдения" и "Исторической реконструкции". Именно для этой цели служит метод "Дубликата"(Серавин А. И., 1999).
Итак, в связи со всем вышесказанным в блоке методов исторической рефлексии мы можем выделить 4 направления (схема 2):
1.1. Изучение специфических субкультур (подробнее часть 1-я этой книги).
Например по эпохе средних веков мы видим следующую картину:
Вы идете в метро, по улице или сидите в электричке, и вдруг ваше внимание привлекает парень, девушка, мужчина или женщина в средневековой одежде. "Кто это?" - задаете вы себе вопрос. Может, рядом происходят съемки сказочного, фантастического или исторического фильма? Может, вы случайно переместились в средневековье? Нет. Это своеобразная реальность наших дней и основная тема этой книги.
"Пусть начнется же песнь эта
по былинам нашего времени,
а не по замышлению Баяна".
"Слово о полку Игореве"
Представьте: вы отправляетесь в туристический поход и вдруг натыкаетесь в лесу на "средневековый" замок или палаточный город, где жители одеты в стилизованную под средневековье одежду, а может и в точно реконструированную одежду и доспехи былых времен. На дорогах вы увидите воинов, рыцарей, поблескивающих стальными доспехами, женщин с грацией прекрасных дам, воспетых трубадурами, длинноволосых девушек, детей. Мир фантазии, сказки, средневековья, воплощенный в наше время, приоткроет для вас свои ворота. Эта встреча может произойти как в чешских горах, так и на холмах Калифорнии, в карельских или уральских лесах. Этих людей может быть всего несколько человек, а бывает и десять тысяч.
Сколько же их? Как широко их распространение? В каких странах люди играют в средневековье?
По эпохе средних веков нами было найдено несколько субкультур:
1. Поклонники настольной игры "Драконы и подземелья" насчитывают во всём мире около 25 миллионов человек. У нас в стране практически не представлены.
1. Поклонники компьютерных игр на темы, навеянные средневековьем. Насчитывают во всём мире миллионы человек. Думаю, что компьютерные RPG в особых комментариях не нуждаются. Все они ограничивают свободу действий игрока, имеют очень небольшое число вариантов развития событий (тем и плохи). Отдельно стоит, пожалуй, упомянуть лишь игры типа MUD или MUSH. Это чисто сетевое развлечение, в котором множество игроков общаются между собой в онлайновом текстовом режиме. Адрес, по которому можно найти кучу соответствующих ссылок, www.mud.dn.ua.
1. Общество Творческих Анахронистов SCA (Society of Creative Anachronisms) - члены общества изучают выбранный период между 600 и 1600 годами от Рождества Христова в истории цивилизации Европы и известных в то время в Европе народов других континентов.
1. Ролевики - самоназвание молодежной субкультуры, имеющего своей целью проведение мероприятий, в которых имитируются условия фантастических или исторических миров.
1. Реконструкторы - группа людей в рамках движения военно-исторической реконструкции, стремящихся как можно точнее реконструировать одежду, нравы и обычаи средних веков.
1. Поединщики - это движение любителей исторического фехтования. Для них поединок на холодном оружии стал, в некотором смысле, жизненной необходимостью.
Проанализировав вышеприведённые субкультуры, мы пришли к выводу, что исследовательский интерес в рамках нашего похода могут представлять ролевики, творческие анахронизмы, реконструкторы и поединщики. Однако в нашей стране мы смогли наблюдать только 4, 5 и 6 субкультуру. Об этих субкультурах и пойдёт речь в книге.
Мы решили исследовать субкультуры, чтобы понять, почему люди сегодня пытаются занимаются реконструкцией средневековья, как появились эти движения? Мы провели лонгитюдное исследование (1993 - 2000 г.) молодёжных субкультур: ролевиков, реконструкторов, поединщиков.
Сначала мы попытались дать ответ на приведённые выше вопросы, попробовав приблизительно подсчитать их численность. Нужно учесть, что проведенные исследования численности участников игр приблизительны. Мы подсчитали игровые и реконструкторские команды в Санкт-Петербурге, у нас получилось: примерно две тысячи человек. Прибавили к ним ещё человек пятьсот не, состоящих в командах, получили две с половиной тысячи (исследование проводились в 95 году). В 1995 году около станции Заходское недалеко от Санкт-Петербурга проводилась ежегодная (на то время) центральная игра "Конан", на которую пытались приехать все, кто только мог. В итоге там собралось около пятисот человек, что составило примерно четверть (25%) от общего числа ролевиков. Реконструкторов подсчитать было гораздо легче потому, что они малочисленнее ролевиков и у них есть списки членов клубов. После этого мы предположили: если узнать примерную численность центральной игры, проводящейся в той или иной местности и умножить её на четыре, то можно предположить, какова общая численность этой субкультуры в данной местности. В Санкт-Петербурге их около двух с половиной тысяч, в Москве - несколько тысяч. По другим городам России (Казани, Новгороде, Уфе, Туле, Котласе, Мурманске, Владивостоке, Волгограде, Новосибирске и т.д.) - несколько десятков тысяч. В республиках бывшего СССР: Белоруссия - пара тысяч, Украина - несколько тысяч, Латвия - несколько сотен и т. д. В Чехии - несколько тысяч ,в Австрии, Франции, Германии, Италии, Дании, Швейцарии, Польше, Швеции, Финляндии - несколько десятков тысяч, в Англии - несколько десятков тысяч, в США- несколько десятков тысяч, в Австралии, Японии и т. д. - несколько тысяч. В итоге мы так и не смогли точно подсчитать, сколько их всего, однако обнаружили, что это явление очень распространено на нашей планете.
1.2. Метод "исторической реконструкции" (подробнее часть 2-я этой книги).
Например, изучая ЛС, используя метод "включенного наблюдения", исследователь находится среди реконструкторов, ролевиков, поединщиков, участвует в их мероприятиях, проводит самонаблюдения и самоанализ своих впечатлений. Для примера ниже приведу несколько отрывков из моих самоотчётов:
* Около сорока бойцов, а также десятка два женщин и их детей зашли в замок. Мы с Максимом и Боханом (его знакомым) стояли в открытых воротах. На поле перед замком бегали женщины и дети. Вдруг из леса вышло гуситское войско. Черт возьми, когда я увидел три отряда, стоящих ровными прямоугольниками на опушке леса, поблескивающие на солнце стальные доспехи, сверкающие обнаженные мечи, топоры, секиры и цепи, душа "ушла в пятки", внутри все съежилось, и по спине пробежал холодок. Сколько раз я представлял себе эту картину, читая книги, смотря фильмы и мечтая, но в реальности все было жутко и просто. Сколько раз я мечтал увидеть перед собой вражеское войско, и, опустив копье или взяв в руки меч, с криком побежать на врага без страха, не надеясь на победу, не думая о поражении, а ради чести. Но когда я увидел войско гуситов, сверкающее оружием и стальными доспехами, мое сердце переполнил страх. Боже мой, в какую авантюру я попал! От войска гуситов отделился отряд легкой пехоты и бросился к воротам замка. Женщины и дети стали убегать к замку. Из замка навстречу неприятелю вышло человек десять. Мы медленно двинулись вперед. Обернувшись, я увидел, что несколько человек стоит в воротах замка, а все остальные смотрят нам в спины со стен. Услышав звон оружия, повернулся. Первые несколько человек уже схлестнулись, а остальные участники обоих отрядов еще подтягивались к центру боя. Войско неприятеля остановилось и наблюдало за ходом этого маленького сражения. На участке в двести метров между гуситским войском и стенами замка началась сеча. Я потерял брата из виду, влетев в общий вихрь боя. Увидел какого-то вражеского солдата и ударил его шестопером в плечо, парень рухну.
* Твои оруженосцы быстро помогают пристегнуть доспехи, подгоняют ремни на ногах, груди, щите. Привязывают меч, и вот ты идешь к рингу. Ощущаешь легкость. Твое тело с каждым движением все лучше состыковывается с твоей стальной одеждой. Перед тобой расступаются люди. Оборачиваясь, смотрят на тебя. Разные у них взгляды: один смотрит оценивающе, другой с уважением, третий с детским интересом во взгляде и т.д. Ты подходишь к рингу. Переступаешь через ограждение и .., ты в ринге. Выбираешь место поудобнее, чтобы свет не ослеплял тебя. Осматриваешь зал. Выхватываешь в нём знакомые лица: вот сидят Света и Юра с дочкой, вот Юрий Бохан, Игорь Михно, Арина Вечёрко. Поворачиваешься к своей команде - у них напряженные, сосредоточенные лица. Они волнуются за тебя. Смотришь на противника. Лицо... Его лицо. Как он смотрит на тебя. Осанка. Оцениваешь доспех, оружие. Вот он опустил забрало и перед тобой только железная нет, лучше сказать, стальная маска. Ты становишься в боевую стойку. Вы приветствуете друг друга. И... И...!
Приведённые выше переживания помогли мне понять отношения между людьми в средневековом обществе, причины поражения и побед в некоторых сражениях и м. другое.

Схема №2


1.3. Исследование культурного наследия выбранной эпохи, изучение влияния открытий данной эпохи на последующие события.
1.4. Изучение общественного мнения, стереотипов и установок об исследуемом периоде. Например, по теме ЛС проводились опросы, интервьюирования, фокус группы, организовывался экспертный анализ книг и фильмов об исследуемой эпохе.
II. Аналитические методы.
Блок этих методов наиболее часто используется в историко-психологических исследованиях. В блоке аналитических методов мы встречаемся с определенными трудностями в классифицировании направлений. Но, тем не менее, мы выделили 5 направлений (схема 3):
2.1. Метод "физиогномической реконструкции", который включает анализ болезней, еды и т.д. выбранной эпохи, а также реконструкцию физического тела. Понятно, что болезни определенным образом сказываются на личности, но совсем другое, если мы при помощи современных технологий реконструируем физическое тело человека и можем говорить о его строении тела, характере, используя исследования Кречмера Э., Шелдона У. и т.д., делать выводы о его личности.
Далее все остальные направления можно охарактеризовать как анализ культурных ценностей.
2.2. Анализ архитектурных сооружений. Практически в любой книге по архитектуре можно найти упоминания о том, что значительные изменения личности ведет к изменению архитектурных сооружений.
а) Исследуя архитектурные сооружения определенного времени разных культур, мы можем судить об историческом своеобразии личности. Например, если мы рассматриваем "Киевскую Русь" то можем говорить об определенном своеобразии личности по анализу наличия определенных видов архитектурных сооружений: оборонительных, хозяйственных, культовых и т.д., отсутствию административных, спортивных и научных и т. д.
б) Исследуя изменение архитектурных сооружений одной культуры, мы можем проследить изменения и развитие исторического своеобразия личности.
в) Исследуя восприятие архитектуры в выбранный период.
2.3. Анализ изобразительного искусства. Сейчас существует множество психологических работ по анализу изобразительного творчества.
а) Мы можем анализировать содержание изображений.
б) Мы можем анализировать цветовую гамму изображений.
2.4. Контент-анализ письменных источников (подробнее "Часть 3: Полны чудес сказанья, давно минувших лет" )
а) Анализ источника, где единицей анализа являются понятия, определённые слова и события.
б) Анализ источника, где единицей анализа является определённая личность - психобиография.
в) Анализ источника, где анализируются смысловые единицы.
2.5. Анализ звука выбранной эпохи, исследование изменений музыкальной моды
Как-то я спросил Клауса (немецкий музыкант - у которого мы с братом были в гостях):
- Что для тебя ностальгия?
Он мне сказал, что для него это музыка.
Исследований о связи музыки и личности известно немного, но, надеюсь, это дело будущего. Мы предположили, что каждый исторический период представлен в сознании определёнными мелодиями, звуками и песнями. На наш взгляд в рамках предложенной методологии музыку можно исследовать тремя способами:
а) Восприятие музыки.
б) Прочувствовать самому. Эти звуки у меня вызывают грусть и т. д.
в) Если мы изучаем исторический период и у нас есть инструменты, ноты и носители навыков игры на них, то мы можем исследовать, каким образом эта музыка воздействует на наш организм.
2.6 Сравнительный психологический анализ одежды и предметов быта. Анализ моды и её психологического воздействия на последующие поколения.
С нашей точки зрения, этот системный методологический подход более полно и достоверно помогает исследовать выбранную эпоху, время, культуру. Сейчас мы применяем его по теме "реконструкция средневековой личности". Новым в методе психологической реконструкции является включение блока методов исторической рефлексии в исследования по исторической психологии, что позволяет сделать более систематизированный охват анализируемого материала. Как вы уже заметили, в данной книге будут рассмотрены два направления исследований из блока методов исторической рефлекси: изучение специфических субкультур (часть 1-я этой книги) и метод "исторической реконструкции" (часть 2-я этой книги). Остальные направления исследований будут рассмотрены в следующих частях серии занимательной исторической психологии: "Часть 3: Полны чудес сказанья, давно минувших лет" и "Часть 4: эволюционная психология". После выхода четырёх частей занимательной исторической психологии средневековья, планируеться издание практикума по исторической психологии.

Схема №3


Где водятся волшебники?
Где водятся волшебники?
Где водятся волшебники -
в фантазиях твоих.
С кем водятся волшебники?
С кем водятся волшебники?
С кем водятся волшебники -
а с тем, кто верит в них.
Ю. Энтина

 

 
TopList