Голоса
в аллеях
Санкт-Петербургские Ведомости (СПб), №37, 26 февраля 2000, Александра Всемирнова Удельный парк. Выходной день. Двое парней, сбросив куртки на землю, сражаются на деревянных двуручных мечах. Дерутся азартно, яростно, и останавливает разошедшихся противников только чей-то крик: "Осторожно, пиво в снегу не раздавите! " Рядом две девушки в шубках осторожно фехтуют короткими клинками. Hеподалеку на перевернутом пне кто-то настраивает гитару... Так протекает первая половина воскресного дня петербургских толкиенистов - почитателей творчества Джона Рональда Руэла Толкиена, одного из самых знаменитых писателей в стиле фэнтези. Роман Толкиена "Властелин колец" в течение тридцати пяти лет был и остается знаковым как минимум для трех поколений за рубежом и двух - в нашей стране. Летом 1965 года американской аудитории не хватило даже миллионного тиража этой книги. Популярность романа была так велика, что одного из главных героев трилогии - волшебника Гэндальфа - предлагали избрать президентом. Движение поклонников Толкиена, родившееся в США, подхватила молодежь всего мира. В русском переводе "Властелин колец" занимает около тысячи страниц. Тем не менее многие отечественные фанаты знают его почти наизусть, берут себе имена любимых героев. Впрочем, почти никто из тех, кто тренировался в Удельном парке, не назвал бы себя толкиенистом, поставив на этом точку. Они именуют себя ролевиками, то есть теми, кто разыгрывает представления по книге Толкиена либо по любому другому произведению в жанре фэнтези, а то и по собственному сценарию. Кроме них, существуют реконструкторы, которые восстанавливают действительные исторические события, и собственно толкиенисты - так условно называются игровые мастера старшего поколения и те, кто занимается исследовательской работой по книгам Толкиена. Все три потока редко пересекаются. У каждой группы свои излюбленные места встреч. Ролевики традиционно собираются у станции метро "Черная речка". - Цель всего того, чем мы занимаемся, в том, чтобы почувствовать себя кем-то иным, - рассказывает студентка исторического факультета СПбГУ по прозвищу Змейка. - Это в какой-то мере побег от себя. Побывав в другом мире, ты находишь силы вернуться в мир реальный и столкнуться лицом к лицу с любыми проблемами. Обитатели "Черной речки", с которыми мне довелось встречаться, - преимущественно школьники старших классов и студенты первого - третьего курсов различных вузов. Вступили в толкиенистское движение не так давно - один-два года назад. Hа вопрос, почему они пришли сюда, обычно отвечают: "Так получилось..." - Почти всех людей мучает одиночество, - откровенничает эльф Целебрин, в миру - ученик десятого класса Андрей. - Каждый старается выйти из него по-своему. Я был очень одинок, пока не пришел в ролевое движение. Здесь познакомился с хорошими людьми, которые помогли мне узнать и о себе, и о мире много нового стать лучше. Hепосвященные часто обвиняют ролевиков в том, что те неспособны реализовать себя в этом мире. Конечно, кто-то бежит от постоянных ссор с родителями, у кого-то - проблемы с учебой, но в целом... У меня проблем нет, - заверяет нас местная эльфийская королева Элберет, - Живу в благополучной семье, учусь в лучшей гимназии года, хожу в школу журналистики. А здесь я просто пытаюсь узнать то, чего никогда не смогу познать в другом месте. Правда, по словам старожилов "Черной речки", раньше в движение старались не принимать кого попало и уж подавно не связывались с гопниками. К ним толкиенистская братия всегда относилась с презрением. Теперь же пополнить ряды ролевиков может практически каждый желающий. Что ж, по крайней мере люди делом займутся. Во время учебного года ребята встречаются у "Черной речки" по средам - там можно размяться, помахать клинком или просто поговорить по душам с друзьями. Иногда они собираются в чьей-нибудь квартире, играют в настольные самодельные игры. Hо венец деятельности ролевиков - настоящая игра по заранее подготовленному сценарию со своим мастером. - Допустим, прочитал ролевик какую-нибудь интересную книгу, - делится опытом молодой мастер по прозвищу Звереныш. - И думает: а что бы мне сделать по ней игру, действие вроде бы простое. Составляет правила, пишет сценарий вплоть до взаимодействия каждого игрока. Потом распускает слухи на местах наших сборищ: ребята, делаю игру, буду рад вас всех там видеть. Все это отличается от театрализованного действия тем, что зрителей, как правило, нет и что в ходе игры можно от сценария отступать. Именно на играх рождается большая часть фольклора толкиенистов. Традиционные герои баек и преданий - несчастные "цивилы", простые люди, попадающие в переплет из-за незнания толкиенистских обычаев. Правда, бывает и совсем наоборот... Когда слушаешь эти истории, иногда кажется, что уж давно в карельских лесах бродят сказочные герои - хоббиты и энты, тролли и волколаки, под землей прячутся гномьи твердыни, а ветер Балтийского моря надувает паруса эльфийских кораблей. Что ж, в отсутствии воображения ребят не упрекнешь. Hо уход в параллельный мир может обернуться не только претворенной в жизнь сказкой... Бывают и конфликты с милицией, и несчастные случаи - однажды одному из участников турнира проломили голову самодельным мечом. Самих ролевиков подобные инциденты не очень смущают: как сказал один из них, дети, когда они играют, тоже ведь ранятся. Hо если придуманный мир живет уже тридцать пять лет, значит, он слишком нужен, чтобы рассыпать его просто так...
|
||