НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ

В любой игре кто-то взрослеет раньше других

Алексей ТОРГАШЕВ

 
Игра может довести и до милиции... (фото: game.port.ru)
Как мы вышли на этого человека - отдельная детективная история. Но вышли мы на него поздно. Настолько поздно, что, когда прибыли на казенной "Ниве" в Коптево, когда выгрузились в майскую холодную ночь у пятиэтажки, когда лихо влетели в подъезд - сломанный домофон, лестничные пролеты освещены через один - когда мы, не спавшие двое суток, готовые стрелять одиночными и очередями от живота, проделали все это, у него уже были посетители

Внимание, сообщение чрезвычайной важности.

Отправитель: Eugene "Dark Flame" 07-06-2001 05:17.
"На основании материалов и показаний, предоставленных гражданами Олегом Мошковым и Константином Асмоловым, в действиях автора "Эры Водолея" Евгения Медведева обнаружены соответствия следующим статьям УК РФ:

119. Угроза убийства/причинения тяжкого вреда здоровью.

130. Оскорбление.

234. Организация объединения, посягающего на личность и права граждан (части 1 и 2).

280. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации.

Вышеуказанных материалов достаточно для возбуждения предварительного расследования с целью установления степени вины вышеуказанного лица".


Братки, призраки и оборотни

Как мы вышли на этого человека - отдельная детективная история. Но вышли мы на него поздно. Настолько поздно, что, когда прибыли на казенной "Ниве" в Коптево, когда выгрузились в майскую холодную ночь у пятиэтажки, когда лихо влетели в подъезд - сломанный домофон, лестничные пролеты освещены через один - когда мы, не спавшие двое суток, готовые стрелять одиночными и очередями от живота, проделали все это, у него уже были посетители. Много. Двое следователей из уголовки и четверо лиц неопределенных занятий, по виду - типичных братков. И вот братки идут на меня, я старательно изображаю местного алкоголика, вышедшего на площадку покурить перед сном, а этажом выше уже грохочет обрез Кирилла, и теперь нет времени думать. Выхватываю пистолет и делаю два выстрела - первый браток валится сразу, а второй успевает ответить, и меня спасает только бронированный камуфляж. Палим друг в друга в упор, и длится все это десять минут, полчаса, час. А на самом деле проходят секунды...

Впрочем, на самом-то деле и подъезд с вывернутыми лампочками, и бритоголовые братки, и раскаленный ствол ТТ, и вся наша охота на этого человека существуют лишь в моем воображении. На самом-то деле проходит как раз час, потому что на каждый выстрел нужно бросить кубики, посчитать вероятность попадания, вероятность ответа и того, что воображаемый противник уклонится. Много чего нужно сделать на самом деле в ролевой игре.

В ролевую игру мы играем на квартире того самого вышеуказанного Евгения Медведева, двадцати трех лет от роду, аспиранта социологического факультета МГУ, по совместительству - мастера сегодняшней игры, которого обвиняют во всех тяжких вплоть до угрозы убийства и насильственного изменения конституционного строя. Смотрю - ничего, пока вроде не покушается и не свергает. Типичная квартира на юго-западе Москвы, комната заставлена компьютерами, комплектующими и приборами невыясненного назначения. Например, лабораторным осциллографом, древним и огромным. В места, незанятые компьютерами, втиснулось семь человек: четверо игроков (включая меня), Алена, Славик и Медведев - сотрудники по разработанной ими игре "Эра Водолея" и соавторы книги-руководства к ней. Соответственно и Алена, и Славик частично подпадают под перечисленные обвинения, потому что по крайней мере два пункта из четырех основаны только на тексте книги.

Алена маленькая, Женька Медведев, наоборот, большой по всем измерениям, остальные - нормальных габаритов. Ничего, разместились и играем уже несколько часов. Сначала каждый выбрал себе набор способностей, нарисовал образ, например: силы - 4, ловкости - 3, науки - 5, знания языков - 5, магии - 2. Потом оказалось, что мы четверо - боевая ячейка некоего Института по борьбе с колдунами. Задание наше - разобраться с несанкционированным колдовством. Разбираемся. То есть воображаем, что разбираемся. Женька ведет игру, Алена со Славиком помогают: то Алена призрака изобразит, то Славик - оборотня.

Кирилл: Я иду к этому Семену, показываю фальшивое удостоверение ФСБ, требую показать информацию на всех компьютерах...

Мастер: Он тебе отвечает, что сейчас показать не может, потому что на сервере неполадки, а техников в офисе нет...

Я: Я в это время еду в институт, где училась пропавшая девушка, и расспрашиваю у студентов в курилке, кто она, ищу друзей.

Мастер: Вам очередной звонок от Иоланты.

Алена-призрак (жалобно): Это Иоланта. Вы обещали сегодня разузнать, что случилось с моим женихом.

Ну и так далее до стрельбы в подъезде и развязки. Собравшимся лет по двадцать - двадцать пять, я здесь самый старший и самый неопытный. Случайный я здесь человек, лох, первый раз в игре. Поэтому, когда намечается скандальчик, я совсем не понимаю, чем он вызван.

"Заберите труп вашего сына"

Ролевые игры как форма организованного времяпровождения появились у нас лет десять назад. До этого были детские игры "в войнушку" и "в дочки-матери", были игры деловые на предприятиях и командно-штабные в армии, а также пионерско-комсомольская экзотика "поиграем в директора" и "зарница", но само название "ролевые игры", их форма и правила пришли в Россию с Запада. В сознании непосвященных "ролевки" намертво сцеплены с Толкиеном и прочей фэнтези - московские толкиенисты, рубящие друг дружку деревянными мечами в Нескучном саду, сразу полюбились прочему обывателю. Да и мало кто из нынешних ролевиков - людей, регулярно играющих в ту или иную разновидность ролевых игр, - не побывал в романтической юности эльфом, орком или, на худой конец, гоблином. Однако уже тогда, в начале 90-х, существовали и стратегические игры со своими мастерами, и исторические, и настольные, где не нужно махать мечом взаправду, а достаточно, сидя на диване, вообразить это и сказать:

- Я достаю свой заколдованный двуручник и отрубаю голову огнедышащему дракону!

После чего ведущий, он же мастер игры, кинет кубики и скажет, чья голова - твоя или дракона - покатилась с плеч в соответствии с теорией вероятностей и здравым смыслом.

Сейчас в одной Москве по приблизительным оценкам играют около десяти тысяч человек, подросшие эльфы создали свои сайты в Интернете и, самое главное, создали немало систем игры с российским и современным антуражем.

"Эра Водолея" появилась в прошлом году сразу в виде книги-руководства, о достоинствах которого я судить не берусь просто потому, что совершенно не разбираюсь в вопросе. Сама книга забавна, если пропускать сложные правила кидания кубиков во время магических заклинаний. Но самое главное: "Эра Водолея" - единственный пока коммерческий проект, выросший на русской почве ролевой тусовки. То есть тираж, пусть и небольшой, элементарно продается.

И вот Медведева, автора "Эры", вызывают в милицию для очной ставки с "гражданами Олегом Мошковым и Константином Асмоловым".

- Женя, - спрашиваю, - что произошло-то?

- В ролевой тусовке все более-менее заметные люди друг друга знают. И вот произошло такое столкновение между двумя группами заметных людей. С одной стороны мы, авторы "Эры", - Славик, Аленка и я. С другой стороны - такие деятели, как Олег Мошков, он же Конкере, Костя Асмолов, он же Маккавити, и Евгений Лысов, он же Даркфлейм.

Сижу, слушаю расклад и уже где-то на пятой-шестой минуте теряю нить разборки. Выглядит она как обычная ссора в любой тесно общающейся среде. С той разницей, что львиную долю обвинений участники выкладывают на форумах в Интернете, там же и отвечают друг другу. Ссорились Славик и Медведев с одной стороны, а Мошков-Конкере и Асмолов-Маккавити - с другой. Скандал тихо тлел на форумах, пока не случилось два события.

Первое: Маккавити откопал историю пятилетней давности, в которой участвовали Медведев и человек по имени Киндер.

- Киндер - человек, который обладает талантом создавать секту на пустом месте, - говорит Медведев. - Его ролевые игры интересовали прежде всего как способ воздействия. Каким образом - не спрашивай, не знаю, но я долгое время ходил в его учениках. А идеи у него были такие - создать империю, например, и зачем-то для империи ему было нужно, например, две жены. Так вот. Маккавити с какого-то дуру счел, что я могу быть последователем Киндера. Что "Эра Водолея" может быть развитием идей Киндера.

- А она не может?

- Там же написано, что все это вымышлено. Хотя я неоднократно говорил на форумах, что вымышлена половина, а какая - я и сам не знаю. Но это рекламный трюк!

- Ага, а этот трюк воспринимают как реальность и как то, что описанный в книге институт реально существует... Неосторожно!

- А Маккавити прославлен борьбой с так называемыми "дивными", то есть с заигравшимися. Маккавити - серьезный, научный человек, специалист по истории Кореи, почему-то считает, что мы можем заигрывать других и создавать секту в лучших традициях Киндера. А у меня после той истории идиосинкразия к сектам. И Киндера я с удовольствием бы угробил - мы ведь тогда со страшным скандалом расстались. Я это Маккавити объяснял, но тут случилось еще одно событие...

Тут случилось второе событие: кто-то позвонил Маккавити на автоответчик и оставил сообщение его матери: "Просим приехать в такой-то морг и забрать труп вашего сына". Ну или что-то в этом роде.

- Хорошая, здоровая шутка.

- Только не знаю, чья. Маккавити почему-то решил, что моя. Я ему тогда объяснил на форуме, что не шучу так, а вот труп человека на букву "К" повидал бы с удовольствием.

- Ну да, там труп, здесь труп. Ты Киндера имел в виду?

- Разумеется! А они все восприняли "К" как Конкере-Мошкова! Ну и Конкере привлек к этому делу своего знакомого Даркфлейма как сотрудника милиции. Не знаю, но, по-моему, он не мент, а так, по знакомым там оказался. Даркфлейм сначала эти обвинения на форуме выложил - с перечислением статей УК, а потом меня в милицию вызвал.

Я опять начинаю путаться в этой дичи и опять с трудом понимаю, кто из них Конкере, кто - Маккавити и куда подевался труп Киндера. Рисуем на столе схему, кто кого привлек. Схему - понимаю, а зачем Женьку обвинять в свержении конституционного строя - нет. Может, действительно, заигрались?

- Женя, а обвинения имеют под собой почву? Серьезные обвинения-то.

- Бред это все. Вот обвинение по статье 280 - это про план "Ы", описанный в книге. Там много чего, например, давление на президента, организация военизированных ячеек, телепортация их и т.д. Но надо же понимать, что телепортации пока не существует, ячеек никаких нет, у Института реальных денег на подкупы нет и Института самого нет! И по всем остальным пунктам - то же самое.

- Так чем закончилось все?

- А ничем не закончилось. Я пришел в ОВД Кунцево на очную ставку, ни Маккавити, ни Конкере там не оказалось. Даркфлейм сообщил мне, что за отсутствием состава преступления дело возбуждаться не будет. Зачем мне было кровь портить - не понимаю. Кому было нужно столкнуть нас лбами - не понимаю.

Я тоже не понимаю, с чего разразилась такая буря, но есть подозрение, что кто-то все же заигрался здесь. Или правы Маккавити с Конкере, а значит, Женька что-то скрывает (тоталитарную секту, например), или прав Женька, и тогда у противников его явно съехала крыша. На самом деле не прав был я. Потому что я рассматривал игровой мир как стабильный, с определенными правилами поведения, а оказалось, что он меняется, меняется быстро и незаметно для самих участников.

Эра коммерции

Я в игре человек случайный, поэтому, когда намечается скандальчик, я совсем не понимаю, чем он вызван. То есть играем мы себе, отправляем донесение начальству Института. Для отправки, сами понимаете, существует специальное телепортирующее устройство - пентаграмма. Начальство требует Кирилла к семи вечера в Филевский парк для получения дальнейших инструкций.

В парке, однако, инструкций он не получает, а получает коленом по роже от Славика-оборотня за неподобающее поведение в процессе игры:

- Ты сто раз нарушил устав Института!

После этой сцены Кирилл сообщает нам, что всех порешил из своего обреза, потому что оборотней ненавидит, а раз в Институте оборотни, то и нам не жить. Еле-еле удается скандальчик замять и доиграть игру.

- Зачем было портить игру? - спрашиваю Славика, когда все уладилось, призраки разоблачены и материализованы, а комната принимает свой естественный вид, без всякой там экзофизики.

- Пришел играть - играй. Не хочешь - не приходи! Ведь другие игроки не виноваты, что у тебя плохое настроение.

- А мне и так хорошо пошло. Зачем так серьезно заигрываться?

Тут уже комментирует Женька:

- Понимаешь, наша система, "Эра Водолея", пожалуй, самая незаигрывающая. Она написана с постмодернистских позиций: люди принимают в игре конкретные решения, а потом разбираются - добро или зло они сотворили. Это, кстати, терапевтический эффект оказывает. Если же подходить с классическими фэнтезийными принципами - есть добро, есть зло, есть борьба между ними, то можно придумать на основе книги все что угодно.

И все же сцена оставила у меня неприятный осадок. Такое было ощущение, что Славик и Женька играют в одну игру, а Кирилл - в другую. И Славик вместо долгих разговоров применил грубую силу.

В общем, после получения терапевтического воздействия засел я за реальный телефон - созваниваться с участниками "криминальной" истории. Первым был самый главный обвинитель Даркфлейм, он же Женя Лысов. И встретились с ним мы натурально в ОВД Кунцево, в присутствии его начальства по фамилии Пронин. Оказалось, Женя действительно работает в милиции, но внештатником и недавно.

- Женя, - говорю, - ну зачем же ты вызвал Медведева?

- Да понимаешь, сначала я испугался за своего друга Конкере, почему и послал Медведеву это письмо на форум. Попугать хотел. А потом мне вся эта история так надоела, что я хотел свести вместе всех троих - Медведева, Маккавити и Олега - поговорить и закончить разборку. Но Олегу я так и не смог дозвониться, а Маккавити не пришел.

Симпатичный молодой человек. В милицию пошел, опять же, чтобы сделать нашу жизнь лучше. По убеждению.

- Не он, - думал я, уходя от Даркфлейма. - Не он это все затеял.

Потом та же мысль посещала меня при встречах с Аленой, со Славиком, с Мошковым-Конкере. Все - симпатичные, очень разумные люди. Все при деле, все не любят заигравшихся, и сами никого заигрывать не намерены. Кроме обвинений в адрес противоположной стороны, впрочем, не особенно резких, скорее по инерции, ничего нового я не узнал.

Дольше всех пришлось вылавливать Маккавити-Асмолова. Очень занятой человек - сначала к нему корейский лидер приезжал, потом он отчеты писал, а когда я с ним все же встретился, то обнаружил полное отсутствие интереса к этой истории. И моя идея, что Маккавити заигрался в борьбу с заигравшимися, тоже рассыпалась.

- Я видел, как заигрывают людей, и знаю, что Медведев может это сделать. Делает или нет - другой вопрос. Но, знаете, обжегшись на молоке дуют на воду.

Была еще надежда, что демонический Киндер возник из небытия и как-то подставил всех. Ведь в разговорах я узнал массу пикантных подробностей его биографии - и то, что он клофелином девушек поил, и то, что секты организовывал, и то, что деньги воровал.

Меня ждало разочарование. Вместо демонической личности, подминающей под себя окружающих, на встречу пришел молодой человек не без приятности по имени Сергей Гришин, очень неглупый и очень опасающийся, что его "достанет компания Медведева". Журналистское удостоверение он проверил несколько раз, а в это время на стреме стояла девушка из группы поддержки.

- Не хочу я сейчас ничего общего с ними иметь! У меня работа, аспирантура, я наукой занимаюсь, физикой, философией. Да, да, я тоже слышал, что я клофелин девушкам подмешивал и деньги воровал. А если Маккавити копает под Медведева, то у него на то должны быть очень веские причины. Маккавити я уважаю.

В целом результаты расследования оказались нулевыми, ни одного заигравшегося я не обнаружил, соответственно и следов сектантов тоже. А обнаружил я одну простую вещь: люди, годами игравшие по одним правилам, стали играть в разные игры. Играли люди в ролевки, потом кто-то решил делать на этом деньги, кто-то карьеру, кто-то вообще ушел из тусовки. Кто-то сделал рекламный ход, а этот ход восприняли как повод поиграть, кто-то кого-то поругал на форуме, кто-то кому-то пригрозил в лучших традициях старой среды, кто-то воспринял это как повод пошутить и сообщил матери про труп сына. Искать виноватых в этой истории изначально было безнадежным занятием. Эльфы выросли, поменялись цели - поменялись правила. И тогда возникает ситуация, в которой все кричат: "Нечестно! Нечестно!" Удивляет, что никто этого не хочет понять, а ведь на ролевых сессиях такая ситуация прокручивается постоянно, как, например, в случае с Кириллом и оборотнями. Когда люди играют в разные игры, но на одном поле, велик соблазн применить грубую силу в целях единообразия правил. И применение силы оправдать утверждением "А он правила нарушил!" В нашей истории игру поменяли "эроводолеевцы", но не удосужились сообщить об этом честному миру. И тогда в качестве грубой силы выступил УК РФ. Впрочем, только продемонстрировал мускулы, но и это уже не смешно, беспокойство Медведева понять можно. Известен же случай с художником Мавромати, обвиненным в сатанизме за акт распятия себя и вынужденным жить за границей, чтобы избежать тюрьмы.

Так что не в ролевках дело. Мы все играем в игры, и почему, например, можно хвататься за валидол при падении индекса Доу-Джонса, а при виде нелюбимого оборотня - нет? Но лучше не хвататься никогда. Тем более что всякий Доу-Джонс может в любой момент оказаться оборотнем.

Справка "Известий"

Формально принято считать, что ролевые игры возникли в 1973 году, когда Гарри Гигакс выпустил в свет первую редакцию Dungeons and Dragons (в приблизительном русском переводе - Драконы из подвалов). За пять лет компания TSR, возглавляемая Гигаксом, превратилась в крупнейшую компанию, занимающуюся настольными ролевыми играми с миллионными оборотами. После выхода D&D рост количества ролевых игр начал приобретать лавинообразный характер. TSR начала продажу различных расширений правил, карт подземелий, наборов кубиков, которые D&D унаследовала из игр в солдатики. На рынке появились и другие компании-производители. Игры развивались в сторону усложнения, большей социальности и создания историй с заведомо непредсказуемым концом. Появились игры по описанным в литературе мирам, первым из которых стал мир Толкиена. В России в настольные ролевые игры играют больше 10 лет. За это время появилось несколько переводных систем и несколько отечественных, но индустрия производства игр до сих пор не развита.

Современная настольная ролевая игра - это несколько игроков, ведущий-мастер игры, горстка кубиков и книга правил. Игроки, ориентируясь на правила, создают своих персонажей, то есть расписывают характеристики и черты характера тех, кого будут играть. Обговариваются детали мира, в котором развивается действие игры.

Мастер дает игрокам вводную, описывая происходящие события. Игроки, в свою очередь, описывают действия своих персонажей, предпринимаемые в данной обстановке, мастер описывает результаты этих действий и их последствия, после чего история продолжается...

Когда исход того или иного действия неочевиден (вскрыл персонаж замок или нет, например), бросаются кубики и в соответствии с теми же правилами, результатом броска и характеристиками персонажа определяется результат.

ОАО "Редакция газеты "Известия"

 
TopList