"Перееханные"
Толкиеном, или Еще раз о плащах и деревяшках
Английский профессор Джон
Рональд Руэлл Толкиен, потомок
шведских эмигрантов, то ли из-за
безмерного увлечения филологией,
то ли благодаря фронтовому опыту,
сближающему его с другими
писателями - ветеранами первой
мировой Хаксли, Голдингом и Уайтом,
смог создать роман, воскресавший
жанр фэнтези. Его сказка "Хоббит"
была одинаково высоко оценена в
Британии, фашистской Германии (немецкий
перевод не был опубликован в 1935
году, потому что издатели
оскорбили автора, приложив к
договору анкету о расовой
полноценности) и Советском Союзе. В
СССР "Хоббит" опубликован в 1976
году, но еще раньше благодаря
самиздату и знанию английского в
стране появились любители
Толкиена, в основном филологи и
представители рок-культуры. На
Западе "Властелин Колец"
Толкиена по знаковости соперничал
с "Чайкой по имени Джонатан
Ливингстон" Баха. Считается, что
в нашей стране первым, кто привлек
внимание молодой читающей публики
к Толкиену, был Борис Гребенщиков.
После "самиздатовского"
перевода, скорее неточного
пересказа, выход даже сокращенной
первой книги "Хранители" (перевод
А. Кистяковского и В. Муравьева)
произвел эффект разорвавшейся
бомбы. К 1990 году, когда вышла вторая
книга и готовилась к изданию
третья, в стране насчитывалось
довольно много людей, в той или
иной степени "перееханных"
творчеством Толкиена.
Почти все они были
профессиональными филологами,
примыкавшими к рок-культуре и
культуре авторской песни. Толкиен
для них оказался таким же
культовым чтением, как "Алиса"
Кэрролла - для математиков; лишь
при наличии специального
образования постигается вся
глубина связей книги с мировой
устной и письменной культурой.
Важность этих связей такова, что до
сих пор с интересом читается книга
У. Шиппи "Дорога в Средиземье",
где автор, унаследовавший кафедру
Толкиена в Оксфордском
университете, смог показать, что
стоит за простыми, казалось бы,
фразами Толкиена, - кипение идей в
филологии начала ХХ века,
восхищение автора эпосом
европейских народов, сплав
английской древности римских
времен и идеологии католической
церкви (Толкиен был католиком).
Кроме "толкиенутых" филологов,
к рок-КСП-культуре примыкали также
неформальные педагоги, любители
фантастики, объединенные в 80-е в
систему клубов любителей
фантастики (или, как на Западе,
фэндом) и военно-исторические
клубы. Все они практиковали чтение
хороших книг, регулярные выходы в
лес с палатками и рюкзаками, а
также специфические развлечения
по дням клубных собраний. Отсюда и
выросло то явление, которое было
названо "Хоббитскими игрищами".
По примеру западных любителей
Толкиена, которые устраивали
костюмированные представления по
сюжету книги, в 1990 году
красноярский КЛФ задумал ролевую
игру по "Властелину Колец".
Алгоритмом проведения была
выбрана методика воспитательной
ролевой игры, взятая у
неформальных педагогов: в конце 80-х
подростковые клубы,
образовывавшие единую систему,
проводили на природе ролевые игры,
напоминающие смесь "Зарницы"
с театральной импровизацией. В
лесу размещались несколько
лагерей, моделирующие города или
другие поселения, в них "жили"
люди с распределенными ролями.
Большая ролевая игра (БРИг)
помогала подростку влезть в "шкуру"
исторического персонажа.
Игра в красноярской тайге стала
толчком и рождению "движения
Хоббитских игрищ" (ролевых игр
по Толкиену). Московская газета КСП
"Менестрель" объявила о
выходе первого и составлении
второго выпуска сборника стихов на
толкиенистскую тематику "Эглерио".
Игры стали проводиться десятками,
от скромных на 30-40 человек до
солидных "регионалок".
Появились первые клубы ролевых игр
- "Город мастеров" в Москве,
"Белая дорога" в Уфе.
Типичная ролевая игра - это сбор
мастерской группы, которая создает
правила игры, выбирает сюжет,
правила. Сама игра: несколько
лагерей по 5-20 человек, в каждом из
которых есть "правитель" и "народ",
состоящий из "воинов", "кузнецов",
"лекарей", "нищих", "менестрелей"
и "священников". Игроки,
точнее, их персонажи "воюют",
"мирятся", "интригуют",
"женятся", "рождаются" и
"умирают". Темой для игры
выбирается сюжет из истории
доогнестрельной эпохи или романа
фэнтези, хотя в последнее время не
исключение игры по "постядерному"
миру, с "мягкой" пневматикой
вместо деревянных клинков. Игра
занимает 2-3 дня.
Слово "толкиенист",
придуманное безвестным
журналистом, в движении ролевых
игр сразу стало бранным - им
называют тех шумных и занятых
только собой 15-леток, пьющих пиво
вдали от учителей и родителей и
потрясающих деревяшками. Но
средний возраст ролевика - 22-26 лет,
есть и 30-летние, и те, кому под 40. Кто-то
руководит клубами ролевых игр,
вытаскивая с улицы подростков. Кто-то
ушел в историческое фехтование,
которое родилось в 1992 году.
Рыцарские турниры воссоздаются по
правилам ХV века - пеший бой на
тупых стальных мечах, в стальном
шлеме и доспехах.
С 1997 года историческое фехтование
стало официальным видом спорта и
входит четвертой дисциплиной в
Федерацию фехтования.
Алексей КИЯЙКИН
Copyright "Учительская
газета" N20
|