Девятый фестиваль «Майское дерево» состоялся в минувшие
выходные в Выборгском замке. Для любителей фолк-музыки
выборгское «Майское дерево» событие особое, как и для
всех жителей древней Западной Европы, знаменующее приход
теплого времени года. Это возможность послушать хорошую
музыку, покрасоваться в исторических и фэнтезийных
костюмах, потанцевать, просто пообщаться, выпить и
отдохнуть И всё это в прозрачной атмосфере Выборга, в
древних стенах шведского замка – чуть ли не единственном
в России кусочке старой Европы.


Костюмы исторические, конечно, в меру знаний,
возможностей, кошелька и вкуса их обладателей – «Майское
дерево» все-таки не фестиваль историков-реконструкторов
и за занавеску вместо плаща тут не обсмеют. Но и
интересных персонажей хватало. Хватало и тех, кого среди
представителей всех субкультур называют «цивилами», то
есть, попросту говоря, обычными людьми. Обычным людям на
«Дереве» тоже интересно. Они ходят с широко открытыми
глазами, фотографируются с «аборигенами» и пытаются
принять активное участие в празднике. Некоторые, правда,
выпив слишком много сидра, эля или банальной водки,
иногда с активностью перебарщивают.


На девятом фестивале публики было поменьше, чем могло
бы быть в идеале. Во-первых, из групп в одниочку
собирающих большие залы, в этом году приехали только
"Тролль Гнет Ель". Во-вторых, некоторые испугались
обещанного прогнозами погоды дождя. Хотя до Выборга
ливень не добрался – остановился где-то на половине
дороги от Петербурга, и даже ночью было тепло. Особенно
тем, кто не в состоянии был стоять неподвижно и
протанцевал всю ночь. «Почему постоянно проводят
дискотеки и совсем мало таких мероприятий, на которых
могут потанцевать нормальные люди» – удивлялся со сцены
«Кэп» Дмитриев, один из основателей ирландского движения
в Петербурге. «Замечательный фестиваль, очень жалко
уезжать отсюда» - вторил ему Юрий Андрейчук, лидер одной
из первых в России настоящих фолк-групп «Воинство
Сидов».


Народ пока не привык к тому, что и дневная программа
на «Майском дереве» теперь не менее насыщена, чем
вечерне-ночная и основная масса зрителей подъехала
только к ночи. И зря – днем тут тоже было интересно.
Ярмарка мастеров, танцевальные номера в исполнении
петербургских танцевальных школ Humpty Dumpty и
Mirkwood. Танцоры тоже активно готовятся к подобным
фестивалям и демонстрируют не просто танцы, а чуть ли не
театрализованные перформансы. На этот раз запомнилась и
заставила улыбнуться эдакая бретонская пастораль от
HDDS. Были и выступления пока еще совсем не раскрученных
групп. Таких, например, как «Лос Мачетес», покоривших
всех фолковой версией «Раммштайна».


Вечернюю программу открыла лично госпожа Абдуллина,
облачившаяся ради такого дела в средневековый костюм.
Директор Выборгского замка выразила надежду, что 10-е
юбилейное «Майское дерево» в следующем году будет самым
масштабным и атмосферным, что все больше людей будет
облачаться в костюмы и создавать вокруг себя прекрасное.


Первую часть вечернего концерта можно кратко назвать
«танцевальной», а вторую фолк-роковой. В танцевальной
приняли участие уже упомянутые выше москвичи «Воинство
Сидов», австрало-ирландец Грег Долан со своим ансамблем
и основанный после очередного распада старейшей в
Петербурге ирландского-фольклорной группы Old Horned
Sheep проект «Кэпа». Что тут говорить – потанцевали на
славу. Были и традиционные конкурсы на лучшую пару в
замке, только вот в этом году одним из победителей стала
«нетрадиционная пара» из двух монашек.


Переходом к части роковой послужило выступление
средневековых «миннезингеров» Musica Radicum. Сначала
ребята выступили на большой сцене, но показалось что
большая сцена и аппарат для них не слишком привычны.
Куда органичней эта группа смотрелась уже глубокой
ночью, в верхнем дворе замка. А драйва их выступлению
придавала самая что ни на есть «огненная команда»,
представители которой делали такое, что иногда за их
жизнь даже становилось страшновато. На большой сцене в
это время свою порцию драйва выдавали «Тролль Гнет Ель»,
так что хватало всем желающим.


Часам к трем ночи, когда на сцену вышли «Остролист» и
«Видеть пчелу», порог восприятия музыки уже несколько
притупился, и публика стала собираться на первую
электричку. Но самые стойкие держались до последнего.
Михаил Гончаров,
Фото: Илья Снопченко
Фонтанка.Ру