Фолкеры до Выборга добрались, дождь - нет

 

Девятый фестиваль «Майское дерево» состоялся в минувшие выходные в Выборгском замке. Для любителей фолк-музыки выборгское «Майское дерево» событие особое, как и для всех жителей древней Западной Европы, знаменующее приход теплого времени года. Это возможность послушать хорошую музыку, покрасоваться в исторических и фэнтезийных костюмах, потанцевать, просто пообщаться, выпить и отдохнуть И всё это в прозрачной атмосфере Выборга, в древних стенах шведского замка – чуть ли не единственном в России кусочке старой Европы.

Костюмы исторические, конечно, в меру знаний, возможностей, кошелька и вкуса их обладателей – «Майское дерево» все-таки не фестиваль историков-реконструкторов и за занавеску вместо плаща тут не обсмеют. Но и интересных персонажей хватало. Хватало и тех, кого среди представителей всех субкультур называют «цивилами», то есть, попросту говоря, обычными людьми. Обычным людям на «Дереве» тоже интересно. Они ходят с широко открытыми глазами, фотографируются с «аборигенами» и пытаются принять активное участие в празднике. Некоторые, правда, выпив слишком много сидра, эля или банальной водки, иногда с активностью перебарщивают.

На девятом фестивале публики было поменьше, чем могло бы быть в идеале. Во-первых, из групп в одниочку собирающих большие залы, в этом году приехали только "Тролль Гнет Ель". Во-вторых, некоторые испугались обещанного прогнозами погоды дождя. Хотя до Выборга ливень не добрался – остановился где-то на половине дороги от Петербурга, и даже ночью было тепло. Особенно тем, кто не в состоянии был стоять неподвижно и протанцевал всю ночь. «Почему постоянно проводят дискотеки и совсем мало таких мероприятий, на которых могут потанцевать нормальные люди» – удивлялся со сцены «Кэп» Дмитриев, один из основателей ирландского движения в Петербурге. «Замечательный фестиваль, очень жалко уезжать отсюда» - вторил ему Юрий Андрейчук, лидер одной из первых в России настоящих фолк-групп «Воинство Сидов».

Народ пока не привык к тому, что и дневная программа на «Майском дереве» теперь не менее насыщена, чем вечерне-ночная и основная масса зрителей подъехала только к ночи. И зря – днем тут тоже было интересно. Ярмарка мастеров, танцевальные номера в исполнении петербургских танцевальных школ Humpty Dumpty и Mirkwood. Танцоры тоже активно готовятся к подобным фестивалям и демонстрируют не просто танцы, а чуть ли не театрализованные перформансы. На этот раз запомнилась и заставила улыбнуться эдакая бретонская пастораль от HDDS. Были и выступления пока еще совсем не раскрученных групп. Таких, например, как «Лос Мачетес», покоривших всех фолковой версией «Раммштайна».

Вечернюю программу открыла лично госпожа Абдуллина, облачившаяся ради такого дела в средневековый костюм. Директор Выборгского замка выразила надежду, что 10-е юбилейное «Майское дерево» в следующем году будет самым масштабным и атмосферным, что все больше людей будет облачаться в костюмы и создавать вокруг себя прекрасное.

Первую часть вечернего концерта можно кратко назвать «танцевальной», а вторую фолк-роковой. В танцевальной приняли участие уже упомянутые выше москвичи «Воинство Сидов», австрало-ирландец Грег Долан со своим ансамблем и основанный после очередного распада старейшей в Петербурге ирландского-фольклорной группы Old Horned Sheep проект «Кэпа». Что тут говорить – потанцевали на славу. Были и традиционные конкурсы на лучшую пару в замке, только вот в этом году одним из победителей стала «нетрадиционная пара» из двух монашек.

Переходом к части роковой послужило выступление средневековых «миннезингеров» Musica Radicum. Сначала ребята выступили на большой сцене, но показалось что большая сцена и аппарат для них не слишком привычны. Куда органичней эта группа смотрелась уже глубокой ночью, в верхнем дворе замка. А драйва их выступлению придавала самая что ни на есть «огненная команда», представители которой делали такое, что иногда за их жизнь даже становилось страшновато. На большой сцене в это время свою порцию драйва выдавали «Тролль Гнет Ель», так что хватало всем желающим.

Часам к трем ночи, когда на сцену вышли «Остролист» и «Видеть пчелу», порог восприятия музыки уже несколько притупился, и публика стала собираться на первую электричку. Но самые стойкие держались до последнего.

Михаил Гончаров,
Фото: Илья Снопченко

Фонтанка.Ру