Старая Ладога - 2005.

25-26 июня, в Старой Ладоге состоялся первый военно-исторический фестиваль, с аналогичным названием. По утверждению организаторов: "Фестиваль задуман как ежегодный праздник по истории раннего средневековья. Его цель - заполнить нишу, сложившуюся в проведении военно-исторических фестивалей в России, в которых до сих пор не отражена эта эпоха, несмотря на то, что она сыграла ключевую роль в становлении русской государственности на территории северо-запада и не только. Характерной чертой данного фестиваля является его строгая временная и территориальная локализация, что выгодно выделяет его от подобных мероприятий на территории нашей страны".

Довольно трудно судить, существует  ли упомянутая ниша и свободна ли она. Все таки для организаторов это первое подобное мероприятие и они могут не иметь полной информации. Но все таки конкретика в позиционировании названа. А насчет отличий от других фестивалей, можно отметить прежде всего отсутствие пафоса и большие огрехи в организации.

Путь до Старой Ладоги из Питера не близкий. Два часа на машине или автобусе, но можно электричкой до Волхова и там опять же на автобусе. Автобусы из Питера организаторы обеспечивали, за вполне гуманные деньги. А вот автомобилисты были неприятно шокированы тем, что поворот на Старую Ладогу с мурманского шоссе, был перекрыт. Доблестные сотрудники ГАИ требовали некий мифический пропуск. Или предлагали идти пешком около десяти километров. Многих это фактор застал в врасплох и они развернулись в город, но мои аргументы на сотрудников в форме подействовали и вот я на месте.

Город Старая Ладога расположен вдоль изгиба реки Волхов и имеет одну центральную улицу. По которой в обоих направлениях двигались группы людей в поисках места, где будет действо. В крепости было пусто. На упомянутом организаторами Урочище Победище тоже никого. Оказалось, что первая часть мероприятия будет на Урочище Сопки (VIII - IX век), на северной окраине города.

На этом Урочище, неуютно соседствующем с совхозным полем, был огорожен забором участок для ристалища, а так же разбит лагерь викингов. В рамках фестиваля, гостей планировали знакомить с  повседневной историей, ремеслами, кухней и даже  градостроительным компонентом. Осуществлялось непосредственное привлечение зрителей к происходящему, контакты с участниками исторической реконструкции. Образовалась некая историко-педагогическая площадка, на которой было одинаково интересно не только детям, но и представителям всех возрастов. Можно было примерить доспех, сфотографировать с оружием и даже пострелять из лука. Жители палаточного лагеря отвечали на вопросы, рассказывали о своем опыте реконструкции средневековья и создавали атмосферу праздника.

Пока зрители, коих было от тысячи до полутора, окружали ратное поле плотным кольцом, а участники занимали позиции, появились ведущие с рупором. Представились они местными историками и во время всего мероприятия комментировали то, что происходило на поле. Пожалуй именно такой, не профессиональный с точки зрения конферанса, а простой и живой комментарий, оказался нужен и помог зрителям сопереживать происходящему и даже получать некие знания об эпохе викингов, их военных традициях и оружии.

На фестиваль приехали команды исторической реконструкции из Москвы, Петербурга и Московской области. Всего около полутора сотен человек. Вполне достаточно для хорошего и разнообразного представления, а больше воинов просто и не поместилось бы на поле.

Демонстрировали как индивидуальные поединки на всех видах оружия, так и групповые. А так же разные показательные выступления. Все было энергично, правдоподобно и без травм. Зрители остались очень довольны.

Представители органов продолжали навязчиво и судя по всему, не согласованно с организаторами, опекать мероприятие. Хорошо, что к участникам поединков не было претензий на тему холодного оружия.

Через некоторое время, историческое место и поддержка зрителей привели к тому, что сами участники битвы увлеклись не на шутку, и стали заводить друг друга разными выкриками. Все оставалось в рамках приличий, но комментаторы с рупором утратили уверенность, что бой все еще показательный.

Однако программа фестиваля достигла всего лишь экватора и организаторы призвали всех покинуть Урочище и отправиться в стены староладожской крепости.

И опять пешком, зрители с минеральной водой и викинги в доспехе, пошли через весь город под палящими лучами солнца.

Ладожская крепость (XV-XVII век) расположена на мысу образуемом впадением реки Ладожки в Волхов. Первая столица Руси, легендарный форпост на пути из варяг в греки, место, где зарождалась история нашего государства. В 862 году согласно «Повести временных лет» после смерти представителя местной славенской династии князя Гостомысла сюда был приглашен знатный скандинав Рюрик с братьями и дружиной. А в 882 году, Олег Вещий возвел здесь первую каменную крепость.

В память победы над шведами 1164 года и в честь небесного покровителя города-крепости построена церковь св.Георгия. До наших дней в интерьере храма сохранилась древняя роспись с всемирно известной фреской на житийный сюжет «Чудо Георгия о змие».

В настоящее время крепости VIII и IX веков законсервированы, однако реставрация ранних крепостей возможна. Полностью восстановлены на древней основе Воротная и Климентовская башни с пряслом между ними. Началось восстановление Стрелочной башни XV-XVI веков. В ближайшие годы планируется полностью восстановить северо-западный фасад крепости. На Земляном городище XVII века ведутся археологические раскопки. После их завершения внутри крепости — памятника XVI века будут воссозданы постройки древней Ладоги VIII-X веков (жилые и гостевые дома, ремесленные мастерские и т.д.).

Мероприятие внутри крепости проявило слабые стороны организаторов. В нем появилась финансовая составляющая и как следовало, неразбериха. В обычные дни вход в крепость стоит 15 рублей, а для льготников и детей бесплатно. Организаторы решили продавать свои билеты, по 100 рублей для всех. Вроде бы не беда. Но в кассе крепости продолжали продавать старые билеты, а тех кто их купил внутрь не пускали. За правильными же билетами выстроилось такая очередь, что многие купив их попали внутрь только к концу представления.

Участников представления, которые прошагали в костюмах с первой площадки, тоже хотели заставить покупать билеты, но вроде бы эта проблема разрешилась. А кроме того нашлись обходные пути и лазы, по которым внутрь проникло еще столько же людей, как и по билетам.

Удивительно, но когда я с правильными билетами решил осмотреть расположенную внутри крепости церковь св. Георгия, то служитель музея, сказала, что и эти билеты не верные, что есть еще третьи "длинненькие", где их купить неизвестно, но ей сказали без них не пускать. Что она правда осуществить не смогла, под напором возмущенной толпы.

Внутри крепости были устроены сидячие места, но хватило их не на многих, в итоге расселись на траве.

В антураже крепости, те же самые боевые действия смотрелись намного интереснее и историчнее. Это вдохновило не только зрителей, но и участников. В итоге они стали бросаться острыми копьями, демонстрировали другие навыки на грани фола и иными методами нарушали правила техники безопасности.

А в конце викинги решили пойти стенка на стенку, и надо заметить, что в замкнутом пространстве это было неудачное решение. Зрители стоявшие в первых рядах оказались едва не в гуще событий и весьма не почтенно падали и пятились.

Наверное многие остались недовольны фестивалем. И слова критики организаторов звучали уже в Старой Ладоге. Но для первого раза скорее все было неплохо. А главное множество людей, выбрались в этот замечательный уголок русской природы и истории. Который сам по себе создает подходящую атмосферу для таких мероприятий.

Поэтому всех, кто не смог приехать на фестиваль, приглашаю в Старую Ладогу просто так. Здесь есть на что посмотреть, в крепости работает музей с неплохой экспозицией и проходят выставки. В окрестностях города работают археологи, по их оценкам исследовано всего 2-3% исторического слоя. В окрестностях города масса древних церквей и даже пещеры. Пока здесь еще не много туристов и местные жители полны радушия.

Владимир "Olmer" Смирнов

Река Волхов, часть судоходного пути из варяг в греки. Оживленная трасса средневековой торговли и путь для военных набегов.

Церковь Иоанна Предтечи (XVII)