Автор

А.Ранг ab83@rambler.ru

О себе.
Ничего такого. Как родился в 1983 году, так и живу. Мог бы, наверное,
жить и получше, а мог бы, без сомненья, и похуже.
В настоящий момент - студент Политеха (он же, господи прости, СПБГПУ).

О фэнтези.
Началось все с  "Хоббита", продолжилось небезызвестной  "ВК", Брэдбери
(тоже во многом фэнтезиен). Как-то раз отец принес с работы  "Копье
тьмы", и понеслось.  "Волкодав",  "Многорукий Бог Далайна", о Хьерварде
и т.д., и т.п., и прочее. И не то чтобы я не читал, скажем НФ, нет.
Стругацкие, Лем прочно занимают место в моем сердце и на книжной
полке. И не то чтобы я не читал, скажем, классику или там мейнстрим и
детективы. Просто фэнтези нравится мне чуточку больше всего
остального.

О собственных текстах.
Пробовать сочинять начал давно. К счастью, ОНО не сохранилось.
К еще большему счастью, мне хватило терпения, склонности к анализу и
самоанализу, да просто - мозгов, чтобы разобраться, что я делал не
так. Я не хочу сказать, что сейчас я ого-го какой мастер. Но, по крайней
мере, я на порядки больше знаю и понимаю, чем лет пять назад. Поэтому,
когда, наконец, получился более-менее приличный текст, я пробую
отправить его Вам.

Проза

Дон Анди и смерть

 

            В Школе Меча под огромным раскидистым дубом – в его тени может спрятаться целый полк – сидит на скамье старик.

            У него королевская осанка, словно насмехается спина над прожитыми годами: дескать, ждите-ждите, долго ждать будете, а не согнусь. Ухоженная борода заправлена за пояс, в руке – резная трость. Трость больше для солидности, старик давно не ходит сам; когда время идти в Школу или из Школы, правнук служит опорой.

            На плацу, чуть свет, бурлит жизнь. Сшибаются, трещат деревянные мечи, втрое тяжелее собратьев из стали; ученики подбадривают себя воинственными кличами, наставники дают советы или охаживают нерадивых рябиновыми прутьями.

            Старика некогда звали Ан, позже – Анди, и еще позже – дон Анди. Некогда ученик, позже – наставник, и еще позже – старший наставник и лучший меч континента, сейчас он присматривает за всем, происходящим на плацу, как залегшая на дно старая щука за резвящимися окунями. Дон Анди – символ, слава и память Школы. Время от времени он подзывает кого-нибудь – втолковать что-то или крепко всыпать тростью; тяжелый набалдашник резво скачет по спинам как безусых учеников, так и наставников, что десятки лет прибегают к услугам брадобреев; почтительно и внимательно слушают хриплый тихий голос и подставляют спины под трость. Под сенью дуба за один раз можно узнать больше, чем за долгие месяцы тренировок на плацу.

            Дуб кажется вечным, но уже завелся жучок-короед, медленно и непреклонно выедает могучему великану нутро; однажды утром великан рухнет, из растрескавшегося дерева хлынет поток трухи и гнили. Солнце, ветер и дожди, чередуясь, быстро сметут останки гиганта с лица земли.

 

            На дона Анди все чаще нападает дрема, ветерок ласкает лицо, веки тяжелеют, и мысли уносятся далеко-далеко, падают в колодцы памяти. Сегодняшний день тускнеет, всплывают из глубин прошлого лица и голоса, краски и запахи…

            Вот он, дон Анди, каких-то двадцать лет назад, седой и лицо в морщинах, он это знает, но рука еще крепко держит меч. Вот враг – пыхтит, как бык,  и меч у него – кое-как заточенный кусок лома, посмешише одно, а не меч.

            - Эх! Ух! Ых! – Бык пыхтит, красный и мокрый, язык высунул, топчет плац.

            Из-за чего они бьются? Делом чести было заставит быка напороться на собственный, меч. Бой до первой крови. Удалось, бодро хлестала кровь из рваного бычьего плеча. Да, но из-за чего бой?

            А, да-да, вспомнилось… Нет. Темно и пусто.

            Вот он, дон Анди, еще раньше, седой, но морщин еще нет. Он возглавляет атаку, за спиной топот сотен окованных железом сапог; бегут на стену из копий. Глазам больно: доспешная сталь врагов сверкает – солнце высоко и на небе ни облачка.  Далеко впереди горы в изумрудных шапках. Враги в сплошных доспехах, но дон Анди подныривает под копья, извивается, как змея; верный меч находит щель в сплошной массе из стали; на два пальца лезвие входит под шлем врага, по зеркальным доспехам течет кровь.

            - А-а-а-а! А-х-х-р… – удар выдергивает крик, словно рыбу на крючке, из общих грохота и гама, а потом крик срывается, сменяется хрипом и бульканьем умирающего.

            Враг рухнул, стена пробита; копейщикам нечем сражаться в ближнем бою, они слишком полагаются на свои копья и доспехи, и бойцы дона Анди легко втекают в брешь, разбивают вражеский строй. Начинается резня. Но кто, и с кем, и за что воюет? Странный бой. Хотя… Нет.

            Нет ответа. Вопросы камнем падают в колодцы памяти, но те словно бездонные.

            Свечи. Тысячи свечей. Мелодия флейты ласкает уши, повсюду люди в дорогих нарядах. Душно. Какой-то дворец, какой-то ужин. Целый ансамбль запахов, они манят и просят отведать породившие их блюда. Но дону Анди не до того. Какой-то хлыщ, выпятив губу, выплевывает слово за словом, нарывается на дуэль. Вместо дуэли хлыщ ловит удар мечом с оттяжкой; валяется на земле, дрыгает ногами, от боли воет. Схватился за вспоротый живот, а в глазах недоумение: как проглядел удар?! Это он-то, мнивший себя мастером, знатоком и ценителем фехтования; он, всегда охотно выставлявший изукрашенный драгоценными каменьями эфес на показ; он, победивший в доброй полусотне дуэлей; он – и удар прохлопал!!!

            Удивление сменяется агонией.

            Дон Анди молчит. Окровавленный меч смотрит вниз; с острия капает, и винного цвета лужица растекается по грязному паркету. Флейта поет, хотя у музыканта дрожат пальцы.  И всюду – шепот, и всюду – страх; дон Анди как центр паутины, сплетенной из взглядов.

            Дон Анди молчит.

            Из-за чего ссора? Нет ответа.

            И голос, как труба глашатая, перекрывая все.

            - …именуемые, к десяти годам изгнания приговаривается, и…

            Изгнание? Да, изгнание. Но кто изгнал? Куда?

            Где десять лет? Где?!

            Темные провалы. Темные провалы. Только лишь темные провалы; была жизнь, а словно ее не было.

            А вот и совсем давнее время. Первый бой. Сердце бесится; ярость, как птица в клетке, рвется на свободу. Воздух стонет, когда его режут танцующие лезвия. Но кто враг? Память снова уклоняется от вопроса.

            - Умри! Умри! Сдохни, тварь!

            Потом он стоял рядом с побежденным, словно молодой волк на первой в жизни охоте, когда уже завалил жертву – сам! сам! – она еще жива, еще хрипит, но зубы уже вонзились в трепещещую плоть, и горячая кровь жжет язык, ее запах щекочет ноздри, волнует, и хребет прогибается от упоения и восторга.

            Но кто враг? Откуда столько ненависти? За что?

            В колодцы памяти хочется плюнуть. Смачно, тщательно подготовившись, собрав побольше слюны.

            Если бы это еще помогло.

            А вот дон Анди тянется к мечу. В отцовском доме тепло. Пахнет кашей.  Меч в ножнах, как в колыбели, висит на деревянной стене. Дон Анди никакой еще и не дон, и даже не Анди, десять лет ему еще ждать возраста, когда получит право носить полное имя; и, уж конечно, скажи ему кто, что будет он старым и седым, покрутил бы маленький Ан пальцем у виска.

            Очень хочется достать меч, хочется сжать эфес, хочется почувствовать, как это, когда меч в руках.

            Меч высоко, под мечом – голая стена. Тумбу какую пододвинуть бы, да силенок маловато. С табурета вроде и можно допрыгнуть, но Ан уже потом изошел, а всего-то успехов – кончиками пальцев мазнул по гарде.

            Вот ведь задачка!

            Ан сжимает зубы. Ан не сдается. Ан командует себе: ну-ка, пот утереть, ну-ка, снова и снова пробовать.

            И он почти достал. Если бы он зацепился за эфес и повис, хоть ненадолго, хоть совсем чуточку продержался на одной руке, меч выскользнул бы из ножен, и – вот оно, счастье! Остался буквально один прыжок.

            Табурет не стал ждать, раньше предал. Хрустнула деревянная ножка, и Ан крепко впечатался в пол.

            Он хотел пошевелиться, но не мог; хотел крикнуть, и не получилось. Он так и лежал, долго-долго, а потом чья-то холодная рука погладила лоб…

            Дон Анди вскрикнул и проснулся.

            Он почему-то дома, в кресле-качалке, укрытый пледом, а под боком – меч в ножнах. А-а-а, видать, сморило, а правнук решил сберечь сон. На руках, что-ли, нес? Он может, здоровяк. Смотри-ка, и меч догадался подложить, знает, что дед любит, когда меч рядом. Без меча, да одному – совсем тоска. И огонь в камине разожжен, но не греет что-то.

            Холодно как… Дон Анди поежился. С чего это окна открыты? Ветер распахнул? Уже ночь. Луна глядит в окно. Эх, взяться бы за эфес.

            Дону Анди вдруг стало очень неуютно. Рука никак не могла нащупать меч. Наконец, она ткнулась в гарду. Теперь – сжать кулак.

            Пальцы отказались наотрез.

            Сжать кулак!

            Нет, они застыли. Как у мертвеца.

            Мертвеца? Да нет, глупость какая.

            Но в голове закружилось, затанцевало: мертвеца, мертвеца, мертвеца…

            Дон Анди скривился. А ну, прочь, мысль проклятая!

            Но уже изо всех щелей поползло, и скребется, и шуршит: мертвеца, мертвеца, мертвеца. Скалится в окно луна: да, мертвеца. Рука должна, должна, но не может взяться за меч; мертвеца, мертвеца, мертвеца; вот же он, эфес, рядом, а пальцы дрожат, а пальцы будто издеваются… Сжать кулак! Сжать!

            Нет. И пес во дворе, затянул эдак: мертвеца-а-а-а! У-у, подпевала!

            И вдруг – тишина.

            Мертвая.

            Дверь распахнулась. С улицы плюнуло ветром точно в камин. Пламя исчезло, не успев и пшикнуть.

            На пороге возникла темная фигура, высокая, в плаще с капюшоном, и в руке – коса.

            И тут дон Анди понял – вот виновница темных провалов в памяти, вот убийца красок, запахов, звуков; вот из-за кого словно и не было целой жизни, вот из-за кого лица выглядят как маски, вот из-за кого тысячи событий, бесед, сражений, ссор, и дружба, и вражда, и любовь, и ненависть, и все-все-все – исчезли, как в песок вылитая вода.

            И еще дон Анди понял – надо сражаться. Так, как сражался всю жизнь.

            Сжать кулак!

            Смерть взмахнула косой; лезвие белое, и рукоять белая, и из капюшона смотрит что-то жуткое, бесформенное, и белое, как молоко.

            - Ты не можешь победить, – от этого голоса мороз по коже, а потом – внутрь, холод проникает до самых костей, сковывает движения, убаюкивает сердце, просит остановиться, и вот оно стучит все медленнее и медленнее, и это хорошо, это очень правильно, и пусть все медленней и медленней, уже близок покой, покой, покой…

            Сжать кулак! Всю жизнь дон Анди щедро делился теплом с мечом, ладони помнят каждую шероховатость эфеса, глаза помнят, хоть уже и не видят, каждую щербинку и впадинку на лезвии; меч любит дышать, он задыхается в ножнах, и дон Анди помнил об этом всегда, искал и находил предлоги дать клинку волю.

            Пришло время мечу делиться теплом с человеком.

            Пальцы заледенели. Сжать кулак! Сердце почти уснуло. Сжать кулак! Нет, веки стали тяжелыми, голова неодолимо клонится набок; все тело размякло и ослабло.

            И все же, стиснув зубы, дон Анди заставил себя бороться.

            Сжать! Сжать кулак!

            Сжать!

            Все-таки пальцы сомкнулись на эфесе.

            Дон Анди откинулся назад, словно получил хороший удар в челюсть. От ладони по руке и далее, по всему телу, хлынуло тепло. Хлынуло мощным потоком, как вода, что прорвала и разнесла на щепы плотину, и теперь несется вперед – ох, не повезло у нее на пути очутившимся! Так и тепло: вышвырнуло прочь усталость и сон, сорвало морозные оковы, разогнало кровь; бодро забилось сердце.

            - Ты не можешь победить, - сказала Смерть, но с куда как меньшей уверенностью. Холод вновь налетел на дона Анди, но разбился вдребезги, как глыба льда о настоящую глыбу из камня.

            Дон Анди встал. Будто вскрикнуло в изумлении кресло, и в голос ему скрипнули колени.

            Дон Анди усмехается. В лунном свете его зубы как волчьи клыки.

            Меч вылетел из ножен, лихо рассек воздух. Клинок на свету кажется выкованным из холодного белого пламени, и в тон ему горят предвкушением боя глаза дона Анди.

            Первый шаг дался тяжело, словно в болотной трясине. Второй – уже легче. С третьего шага ноги заскользили, как на крыльях понесли вперед. Зашуршал плащ Смерти, она взмахнула косой, и начался последний в жизни дона Анди, воистину смертный бой.

 

            Дуб рухнул ночью, во время грозы.

            Длинноусый Брет и молодой Гарди с раннего утра работали как сумасшедшие. Наконец, решив прерваться ненадолго, они стоят, опираются на деревянные мечи. Тяжелое дыхание мало-помалу успокаивается.

            - Давно хотел спросить, да все как-то не с руки выходило, - сказал Гарди и ткнул мечом в сторону скамьи на том месте, где раньше стоял дуб, и бледного старика на ней. – Мне одному кажется, что с ним что-то не так? Когда он позвал меня месяц назад, я подошел, и он вроде как всыпал мне тростью, но я ничего не почувствовал. Я попробовал дотронуться до него, но рука прошла сквозь тело, - тут голос Гарди упал до шепота. – Может, он – призрак? Но никто ведь не обращает внимания. Странно.

            Брет пожал плечами.

            - Разное говорят. Одни говорят, что он бился с самой Смертью на мечах, и победил. Другие говорят, что это какое-то колдовство. Я пробовал с ним говорить. Знаешь, что самое поразительное?

            - Что?

            - Он помнит все о своей жизни. От первого до последнего мгновения. Когда я понял это, я спросил, как это у него получается. Он сказал, что надо быть собой до последней секунды, вопреки всему, или что-то в таком духе. Я, честно сказать, не понял, как это так. Тогда он посоветовал получше обращаться с мечом.

            - Наверное, он призрак. Призраки всегда говорят загадками.

            - Наверное, так. Но его слушают здесь все, и мы тоже будем слушать. А ну, давай-ка, за дело.

            И они принялись за дело.

Ваше мнение