Интервью с Натальей Николаевой (Хелависой)
– 09.10.2004
Хелависа
(Наталья Николаева) в
представлении вряд ли нуждается.
Ее носят на руках фанаты
фэнтази-фолк группы "Мельница",
любители ирландского фолка знают
ее как солистку группы "Clann
Lir", ролевики и толкиенисты
еще помнят Хеледис, а в научных
кругах Наталья Андреевна -
кандидат филологических наук,
занимается лингвистикой.
Разносторонний и интересный
человек, и наше интервью тоже
вышло разноплановым. Более того,
местом действия этой беседы были
сразу три страны: Россия,
Израиль и Ирландия.
Интервью подготовлено
эксклюзивно для фолк-портала
ShadeLynx
Расскажи немного о своих
первых шагах в музыке? Когда ты
ей впервые заинтересовалась? При
каких обстоятельствах?
Хо-хо... Да я выросла среди
музыки, и пела с самого раннего
детства. Мой папа - большой
ценитель и знаток классической
музыки, и он меня приучал
слушать ее и разбираться в ней.
Каждое воскресенье мы вставали
под звуки, несущиеся с одной из
пластинок из нашей огромной
коллекции (если кто-то помнит,
была такая серия "Сокровищница
мировой музыкальной культуры",
вот, папа ее собрал). Мы
постоянно играли в угадайку -
что-то звучит по радио, и я
угадываю - русский композитор
или зарубежный, какого периода,
какой школы, и в итоге называю
имя. Замечательная игра, очень
развивает художественный слух.
Конечно же, мы все время ходили
на концерты и спектакли, у нас
были абонементы в консерваторию,
и мы переслушали всего
возможного Римского-Корсакова в
Большом, и гастролей зарубежный
оперных театров в Москве мы не
пропускали (помню, как
Королевская Шведская Опера
привозила "Лоэнгрина" - тогда в
России Вагнера, считай, вообще
не пели, и это было колоссальное
впечатление. Здорово, что сейчас
есть "Кольцо Нибелунгов" в
Мариинке!). Даже на отдыхе,
скажем, в Абхазии, мы каждый год
ходили на органные концерты в
Пицундский собор.
С другой стороны, папа играет на
гитаре и неплохо исполняет
бардовские песни, а у мамы
прелестный голос (очень похож на
мой по тембру), и у нее хорошо
получаются народные песни. Так
что можете себе представить -
университетская тусовка моих
родителей и их друзей никогда не
обходилась без гитары и книжечки
с текстами и аккордами песен
Окуджавы, Визбора, Дольского...
В итоге, поступая в музыкальную
школу, я пела песню Булата
Шалвовича "Нам нужна одна
победа".
Немного истории, как и с
чего началась твоя музыкальная
карьера? Первые выступления,
первые впечатления?
Надо сказать, что решение пойти
в музыкальную школу было с моей
стороны вполне осознанным и
вместе с тем естественным.
Сначала я, в возрасте шести
лет, поступила на класс скрипки
(!), но потом свалилась с
тяжелой болезнью, и врачи
запретили мне
дополнительные нагрузки на два
года. А потом, как я немного
оклемалась, поступила по второму
разу, теперь уже по классу
фортепиано - и история показала,
что это был верный выбор. К
сожалению, я сейчас почти не
играю из-за нехватки времени, но
очень хочу возобновить это дело.
Ну вот, мои первые выступления
были на отчетных концертах
музыкальной школы - либо как
пианистки, либо как солистки
хора.
Как ты создаешь тексты
своих песен? Откуда приходят
идеи? Проекты?
По-всякому. Иногда появляется
кусочек мелодии или даже просто
аккорд, который я несколько дней
могу дергать и слушать (как
медведи забавляются с
расщепленными деревьями). Потом,
в ходе прослушивания аккорда,
становится понятно, о чем будет
песня, и в итоге на более или
менее оформленную мелодию
пишется текст. (Это случай "Прялки").
Иногда бывает по-другому -
придумала кусочек мелодии, и он
лежит полгода, ни к чему не
приспособленный, а потом
появилось несколько слов,
зацепленных друг за друга, и они
потянули за собой эту мелодию,
причем зачастую полностью
приходится менять ритм. (Это как
я писала "Господина Горных Дорог").
Иногда все получается
более-менее вместе, и катится,
как снежный ком, и тогда уже
текст на письме, в качестве "стихов",
выглядит совсем безобразно, но
это потому, что он развивается
логично музыке, а не правилам
стихосложения. Вообще хочу
сказать, что стихов я
практически не пишу. Не люблю;
хотя люблю, ценю и знаю мировую
поэзию и искренне восхищаюсь
творчеством любимых поэтов. Но
я-то не поэт! Для меня в песне в
любом случае первична музыка (более
узко - работа голоса), и вместо
стихов я пишу ТЕКСТЫ. В тех же
случаях, когда у меня идет песня
на чей-то текст (это я в
основном раньше так делала,
когда ее сама не пыталась
сложить два слова вместе), я его
воспринимаю именно как звучащий
текст, который можно и нужно
спеть (более того, стихи Бернса,
на которые я писала песни, и
были созданы как тексты песен;
то же можно отнести и к ряду
других использованных мной
текстов).
Теперь что касается идей... Ох.
Это сложно. Конечно, бывает, что
можно выделить четкий источник
вдохновения - какой-то древний
текст ("Ночная Кобыла"), или
личное впечатление от
путешествия, или просто в жизни
случилась беда, и чтобы в ней не
задохнуться, необходимо ее
пропеть. Но вот как пропеть?..
Дело в том, что я живу в
каком-то собственном
информационном пространстве; у
меня существует постоянный
мыслефон, в котором события
нашего реального мира изменяются
до неузнаваемости, отражаются от
стенок других миров и только
тогда до меня полностью доходят.
А еще я вижу сны, из которых
зачастую приношу образы, слова и
мелодии. Я как паук, сижу в
центре паутины и ловлю
колебания, приходящие с самых
отдаленных ее концов - а это
концы, они же черт знает где!
Я знаю названия нескольких
миров, покрытых моей паутиной, я
знаю способ перемещения между
ними, я знаю других сновидцев,
которые имеют туда доступ, и мы
периодически обмениваемся
информацией. В общем, написание
текста песни - это практическая
магия. И с этим связано то, что
я не стремлюсь к идеальной форме
стиха - нужно, чтобы было
единственно верное звучание
слов, чтобы была смена ритма
там, где надо, чтобы слушатель
сам не понял, с каким стуком
сердца в резонанс попало у него
вот это слово. Я клею витражи,
вот и все. (Кто не читал
Г.Л.Олди, цикл "Бездна Голодных
Глаз", а в нем повесть "Витражи
Патриархов", прочтите
непременно, сразу про меня
многое станет ясно.)
Твоя самая любимая вещь
из твоего же репертуара? Какая
она, по твоему?
Самая любимая песня, однозначно,
- "Королевна". Это удачный,
работающий витраж. За ней очень,
очень многое стоит - и волшебная
страна Исландия, где магия
просто реет в воздухе, и ее
нельзя не чувствовать, и такому
сенсору, как я, просто тяжело
из-за этого там спокойно жить; и
несбывшаяся любовь; и
средневековый миннезанг о такой
же несвершившейся любви, который
сыграл не последнюю роль в моей
истории; и воплощение в тексте
одного из моих любимых образов -
сокола. В общем, песня для меня
самой - как прямой массаж
сердца, все абсолютно открыто и
незащищено. (А к фильму
"Леди-Ястреб" она отношения не
имеет!)
Твое отношение к клубам
исторической реконструкции?
Известно, что ты состояла в
некоторых.
Отношение мое к ним хорошее. Я,
так сказать, стояла у истоков
клуба "Наследие Предков";
отличный получился клуб. Были у
нас прекрасные бойцы, были и
замечательные мастера. Ваша
покорная слуга до потери пульса
шила и вышивала одежки богатых
ярлов викингского Дублина и со
своими собственными костюмами
три раза занимала первое место в
номинации "Реконструкция
западноевропейского женского
костюма" на чемпионатах "Меч
России". А самое главное - была
у старого НП чудная, честная
атмосфера с честными, непошлыми,
прочувствованными антуражными
праздниками, с настоящими
человеческими
отношениями. Потом, к
сожалению, в связи с разными
причинами из клуба ушли
практически все "старики", в том
числе и я, и с тех пор была
"вольным реконструктором", но
сохранила прекрасные отношения с
НП. Также была другом клубов
"Варяг" и "Братина".
В принципе, я прекратила активно
заниматься реконструкцией в то
же время, когда стала постоянно
выступать - просто времени на
все не хватало. Но это
прекрасное хобби, и на мой
взгляд, логично, что большинство
разумных и достойных людей, в
свое время участвовавших в
течении "толкинизма", в итоге
приходят к исторической
реконструкции.
Вопрос наверняка
набивший тебе безумную оскомину
вечными повторами в разных
вариациях (мы знаем на него
ответ! ;-) ) История твоего
псведонима, никнейма?
Начнем издалека, чтобы уж совсем
все было про меня понятно… (Я
вообще в этом интервью прямо
душу выворачиваю!) Когда я была
школьницей-хиппи, у меня было
погонялово Зимородок, и я
одевалась в бирюзовый свитер и
носила перья в волосах. Потом в
толкиенисткой тусовке на физфаке
МГУ знаток квэнья и нольдорина
Кэтрин Кинн перевела это имя как
Хеледис. Но она ошиблась;
действительно, слово "зимородок"
в нольдорине выглядит как
"хеледир", и она
интерпретировала "дир" как
показатель мужского рода и
заменила его для меня на женское
"дис"; однако в квэнья это слово
выглядит как "халатир" от корня
"халат" - "наблюдать, следить",
так что в итоге получилась
лингвистическая фишка - имя
Хеледис безупречно
раскладывается как "Ледяная
Дева" (тоже подходит мне, не
правда ли?..), а "народная
этимология" толкует его как
"зимородок женского пола". Вот
так я и жила как темная эльфийка
Хеледис, пока однажды мне одна
подруга не подарила
литпамятниковское издание романа
"Смерть Артура" Томаса Мэлори с
гравюрами Обри Бердслея и не
указала мне на гравюру с
изображением ведьмы Хелависы,
безуспешно пытающейся соблазнить
сэра Ланселота. Сходство было
налицо - худая, с
разлохматившейся прической,
вздернутым носом и довольно
специфической пластикой. Тут-то
и стало все понятно…
Каково твое отношение к
исполнению твоих песен другими
людьми? Многие исполняют твои
песни на различных тусовках.
Твое отношение к этому? И
слышала ли ты когда-нибудь
чье-либо исполнение собственной
песни, которое тебе понравилось
бы?
То, что мои песни поют, - это
совершенно нормально; мне
приятно, что они популярны, что
они уже стали в известной мере
"народными". Иногда они
возвращаются ко мне под
совершенно другими лейблами - "а
вот классная песня из Харькова,
тебе понравится!", и люди
страшно удивляются, когда
выясняют, что песня-то моя.
К сожалению, ни разу не слышала
адекватного исполнения
какой-либо из моих песен
женщиной. Яркое впечатление
ХИ-97, где я была Арвен: через
реку от нашего лагеря - Раздола
был Лориен, и там девочки из
клуба Энтель-Эдегиль постоянно
крайне нестройным хором
распевали "Дорогу Сна" и "Воина
Вереска", а их мальчики в это
время пытались строить крепость,
постоянно матерясь. В итоге мы с
моим названным братом Михаилом
Штаревым (Глорфиндейлом) сходили
к ним в гости... Больше они не
пели и не матерились.
А вот мужское адекватное
исполнение я слышала - "Дайолен
- Даэрону" в версии Дика из
Екатеринбурга.
Вопрос, отчасти
проистекающий из предыдущего.
Твое отношение к пиратству? А
также, что есть мп3, выложенные
в сеть? Это средство
распространения информации,
полезное и нужное, или это зло,
как для музыканта, так и для
слушателя?
Ой, не знаю, что сказать. Я
как-то не сижу и не размышляю на
досуге о пиратах (разве что о
настоящих, морских!). Но
по-моему, пиратство, помимо того
что это легкий способ сделать
деньги, - это очень
несправедливая вещь по отношению
к музыкантам. Смотрите сами -
пираты живут за счет музыкантов;
но при этом они отнимают у самих
же музыкантов деньги, которые те
могли бы выручить за счет
продажи своих лицензионных
дисков. Следующий шаг - если
продажа альбома оказалась
коммерческим провалом (из-за
того, что тут же все ринулсь
покупать пиратские копии), у нас
нет денег, чтобы записать
следующий альбом - и пираты
теряют нас, как источник дохода.
Порочный круг получается.
Скажу про мп3. Не вижу смысла
выкладывать в виде мп3 все, что
у музыканта есть; можно выложить
концерт, который не собираешься
выпускать на диске, можно
выложить альбом, тираж которого
уже распродан, если не
планируется ре-релиз, можно
выложить смешные студийные
фрагменты. Этого, на мой взгляд,
вполне достаточно, чтобы
сохранить интерес слушателя.
Ты участвуешь в двух
музыкальных проектах,
«Мельница», где ты являешься
front-woman, и «Кланн Лир», где
ты - одна из солисток, а так же
имеешь опыт собственных сольных
выступлений. Вероятно, каждый из
этих трех способов музыкального
выражения привлекает тебя по
своему. Чем? Можно ли сказать,
что какой-то из этих проектов
тебе ближе остальных? Что
приятнее: выступать соло или с
коллективом?
Выступать приятно и интересно
вообще, и если бы можно было
выступить еще в каком-либо
качестве и спеть что-то иное
(вот хочу, хочу петь блюз!), я
бы с удовольствием это сделала.
Теперь по порядку... "Мельница"
- это проект, в котором можно
петь мои песни в хитрых
аранжировках, экспериментировать
с саундом, поскольку изначально
мы не связаны никакими рамками
стиля. В общем, простор для
творчества. В группе "Кланн Лир"
я сделала то, чего давно хотела,
- вышла на сцену как певица
традиционного ирландского стиля,
который довольно сильно
отличается от моего
собственного. Плюс так сложилась
жизнь, что со скоропостижным
уходом из проекта Нины
Гвамичавы в разгар концертного
сезона мне пришлось лечь грудью
на амбразуру, то есть на арфу, и
я оказалась в роли не только
вокалистки, но и ответственной
за струнно-щипковую секцию. Было
поначалу очень тяжело и страшно,
но новизна+стресс сильно
стимулировали к работе. Как
говорила моя прабабушка,
"захочет - так на гору вскочит".
Наконец, соло. У меня раньше
были сольные выходы в
выступлениях "Мельницы", а вот
теперь решила сделать полный
концерт; надеюсь, не в последний
раз. Это возможность спеть все,
что я хочу, как
автор-исполнитель, как, не
побоюсь этого слова, бард (или
еще можно сказать фолк-сингер).
То есть я пою иные версии тех
песен, что есть в "Мельнице",
пою другие свои вещи, пою вообще
не свои вещи, могу что-то
народное спеть. Это также и
возможность близкого контакта с
аудиторией, поговорить с
народом, что-то рассказать,
поиграть с ними,
сымпровизировать по ходу дела.
Мельница и Клан Лир -
оба проекта по сути безумно
далеки друг от друга. Жанр,
стиль, тексты песен и музыка.
Даже язык. Как ты умудряешся
гармонично сочетать несочетаемое?
Не мешает ли работа в двух
проектах одновременно, притом
совершенно разной направленности?
Сочетаю без проблем, если только
нет накладок по времени
репетиций (но такого обычно не
бывает). Наоборот, я считаю, что
необходимость постоянного
"переключения регистров" держит
меня, как человека творчества, в
тонусе, не дает мозгам, голосу и
пальцам ржаветь. Это же
интересно!
Ты не могла бы дать
характеристику обоим
проектам, в которых ты
участвуешь? Мельнице, концерты
которой легко собирают Горбушку,
и Кланну Лир, чью музыку
приходит слушать небольшой круг
людей из некоего сообщества тех,
кто, как правило, увлекается
Ирландией и ее народной музыкой?
"Мельница", я считаю, классный
проект и отличная команда. В
том, что именно наша
фолк-(а-фолк-ли?)-группа
оказалась сейчас наиболее
успешной, есть и определенная
доля удачного стечения
обстоятельств, но, конечно, и
масса тяжелой работы. Делать
наши аранжировки трудно и
маетно; поэтому мы все делаем
медленно и вдумчиво. Вот сейчас
уже довольно давно корпим над
новой программой и никому ничего
не показываем - из принципа;
раньше мы, как чего сделаем,
сразу начинали играть в
концертах и записывать на дисках
"Археологии", и эффект новизны
стирался, и в итоге у людей
создавалось впечатление, что мы
все время играем одно и тоже.
Хочется эту тенденцию
переломить. Я очень довольна,
что мы включили в состав бас и
ударные, стало больше
возможностей достичь различного
саунда, и многие песни (в первую
очередь "Прялка") наконец-то
обрели должный уровень драйва.
Еще, конечно, важно, что мы не
только коллеги, но и друзья, и
даже некоторая "текучка кадров",
которая у нас некоторое время
наблюдалась среди струнных,
этому не помеха. Новые люди
очень хорошо влились в нашу
пеструю компанию и принесли в
нее что-то новое, и не только в
плане музыки. Хит этого лета -
экстремальные виды спорта,
которыми занимаются члены
группы; басист Женя прыгает с
парашютом, я, наоборот, лезу в
горы... В общем, "Мельница" -
это уже как семья.
Кланн Лир - это, в принципе,
"супер-группа" в том плане, что
все участники проекта - вполне
успешные профессионалы (кстати,
если кто не знает, Костя
Вышинский играл в группе
"Вертоград" и работал с Олегом
Бойко; заслуги остальных троих,
я думаю, известны). Конечно, мы
и не планировали быть
гипер-популярными; но для такого
состава и хорошо выступать
камерно, именно на это и
ориентирован наш саунд. Большой
плюс Кланн Лир - мобильность;
все участники и их инструменты
умещаются в одну Костину машину.
Мне нравится, что мы все мыслим
"на одной волне", это очень
облегчает работу над новыми
вещами; так, Вова Лазерсон пишет
очень органичные музыкальные
темы, а я делаю к ним второй
голос, и потом никто не может
понять, что это не что-то
народное, а вовсе даже наше
собственное. Единственным
человеком из первоначального
состава, чьи музыкальные
пристрастия расходились с
таковыми всех остальных, была
Нина, и поэтому она нас
покинула. :-( Еще приятно, что
наша музыка вызывает живое
одобрение ирландцев, слушающих
ее; значит, мы, действительно,
адекватны.
«Мельницу» часто
связывают с некой «кельтской
фолк-музыкой». Как ты сама
считаешь, насколько это
справедливо? Вообще что сильнее
в «Мельнице»: этнические мотивы
или авторское творчество?
Какой ужас. Ничего, ну
ничегошеньки кельтского, на мой
взгляд, в творчестве "Мельницы"
нет. Просто в тот момент, когда
мы начали выступать, на пике
популярности была именно
всяческая "кельтовщина", и нас
почему-то проассоциировали не с
Инной Желанной или Радой и
"Терновником", а с "Тинталом" и
"Мервентом". Как в анекдоте -
лошадь знаешь? - совсем не
похоже. Несмотря на мою большую
любовь к ирландской музыке, я
никогда не использовала ее
приемы в своем творчестве.
Мне кажется, что у нас более
силен авторский элемент.
Смотрите, мы не используем
всякие необычные этнические
инструменты, не пытаемся
подражать вокальным техникам, не
поем народные песни (когда-то в
Форпосте я иногда для прикола
пела ирландские песни, но это не
в счет). Другое дело, что этот
авторский элемент определяется
полуакустическим составом группы
(в плане музыки)
и мифологическим мышлением,
характерным для авторов текстов,
и поэтому наше творчество
оказывается включенным в
непрекращающийся, постоянно
создающийся и обновляющийся миф
- то есть мы делаем свой
собственный фольклор, народную
музыку нашего мира.
Вопрос, который я задаю
всем музыкантам из-за его
постоянной актуальности и
который вытекает из предыдущего.
Около упомянутого довольно
обобщающего термина "кельтская
фолк-музыка" уже сломана масса
копий, и дать ему точное
определение и однозначную
расшифровку (или вообще
доказать/опровергнуть право
этого термина на существование),
с которой согласятся ВСЕ, - вряд
ли возможно, а попытка, скорее,
лишь породит массу споров и
подчас резких дискуссий. Многие
люди, увлекающиеся народной
музыкой, часто вообще стараются
избегать употребления этого
термина. Ты профессионально
изучала культуру, язык и историю
Ирландии, существует ли,
по-твоему, "кельтская фолк
музыка", или это некорректный
термин? Вообще, твое отношение в
целом к этой надоевшей игре
словами, ставшей столь модной в
наше время, среди любителей
народной музыки?
Ну, во-первых, я считаю, что
игрой слов занимаются те, кто
хочет тратить на это время.
Вопросы терминологии мне, честно
говоря, кажутся немножко
смешными. Я не видела ничего
криминального в общепринятом
термине "кельтская музыка",
поскольку было достаточно
понятно, что под этим разумеется
совокупность определенных
признаков, эту музыку
характеризующих, т. е. состав
инструментов, некоторые
мелодические ходы, ритмические
структуры (такие-то и такие-то
танцы и прочая), а также
специфические приемы пения,
практикуемые в тех областях, где
играют музыку, отмеченную
предыдущими характеристиками (тут
уже что-то свое есть у каждого
этноса). Давайте уже посмотрим
правде в глаза - ареал
рапространения той музыки, о
которой мы говорим, не столь
велик, как ареал расселения
древних кельтов в Европе (никому
ведь не приходит в голову,
скажем, объявить швейцарский
йодль кельтской музыкой, хотя на
этой территории жили галлы и
другие кельтские племена), но те
области, в которых имеется та
самая музыка, которая так
дергает струны наших душ, явно
отмечены и присутствием этноса -
носителя музыкальной культуры, и
представители этого этноса
осознают себя кельтами. При этом
не важно, говорят ли они на
живом языке кельтской группы (вот
у галисийцев такого нет...), но
важен сам момент национального
самосознания.
Так что... "роза пахнет розой",
а если проще, "хоть горшком
назови, только в печку не
ставь", и "кельтская музыка"
кажется мне вполне приличным
термином
Ты -- профессиональный
лингвист и одновременно ты --
солистка двух музыкальных
коллективов. Так музыка или
слово? А если и то и другое в
сочетании, то все же какое
средство выражения тебе
естественнее и приятнее?
Для меня первичен прежде всего
звук. Отсюда логично вытекает
музыка; я часто думаю звуками,
мои сны всегда полны разных
звуков и музыки. А что касается
лингвистики, здесь тоже все
логично - я занимаюсь
морфонологией, то есть тем,
какие звуковые изменения
происходят с сегментами слова
(морфемами) при их контакте и
какое это имеет значение для
дальнейшей судьбы этой
словоформы или, чаще, класса
форм, а также тем, какой,
собственно, смысл имеет данная
морфема и ее фонетический облик.
Народная музыка
Ирландии... Что именно тебе
нравится в ней, чем она
привлекает тебя? Когда и с чего
началось это увлечение? Твои
любимые песни и композиции?
Авторы?
Я просто скажу, какие у меня
любимые песни - не только
ирландские! Путь о достоинствах
ирландского фолка рассуждают
более склонные к
теоретизированию люди… Я же могу
по этому поводу выдать сразу две
цитаты, довольно точно
отражающие суть моего отношения
к ирландской (и другой
кельтской) фолк-музыке.
1. "Я не пишу стихов и не люблю
их. Да и к чему слова, когда на
небе звезды?" (с) В. Пелевин.
2. "Я дерусь, потому что я
дерусь." (с) А. Дюма.
А любимые песни - это, конечно,
веселенькая, но мифологическая
валлийская Can Crwtyn y
Gwartheg, также известная как
Cowboi, душераздирающая
шотландская Anachie Gordon,
романтически-комическая
ирландская Casadh an tSugain… Из
инструментальной музыки мне
страшно нравится известный
хорнпайп "The Rights of Man".
Вот такие простые вкусы.
Самые яркие воспоминания
из твоей концертной
деятельности?
Концерт "Мельницы" в Вермеле в
декабре 2000 г., перед тем, как
я на полгода уехала в Ирландию.
Я еще тогда же рассталась со
своим парнем, и в результате
общего стресса у меня в середине
выступления пропал голос.
Совсем. Впечатлений масса... А
положительное - первая
"Археология", пение под чистым
звездным небом, очень хороший
мистический опыт.
Твои московские и
питерские коллеги, некий
конгломерат людей увлекающиеся
музыкой такого направления, все
это образует своеобразную
тусовку... Какова твоя роль в
ней? Отношения. Друзья, враги?
Кто-то из древних говорил: "Если
человек за жизнь не нажил ни
одного врага - его жизнь прошла
впустую".
Да… "На хрена нам враги, когда у
нас есть такие друзья" (с) БГ. В
тусовке этой я очень давно, и
некоторых людей узнала задолго
до того, как тусовка была более
или менее сформирована. Вот, к
примеру, с Юрием Андрейчуком мы
познакомились в 1994 году на
занятиях ирландским в МГУ. Потом
в период очередного распада
Puck and Piper (по-моему, именно
тогда возникло название
"Воинство Сидов"), Юра позвал
меня поиграть и попеть с ним. На
первую же репетицию я привела с
собой девочку, которая была мне
названной сестрой и с которой мы
познакомились в 1993 году в
толкинисткой тусовке МГУ. Звали
ее Мелдис, а проще - Настя
Паписова. В итоге я поняла, что
у меня со всеми моими
ирландскими курсами и тогдашними
проблемами со здоровьем просто
не хватит времени, чтобы
заниматься музыкой, а Настя
осталась в группе. Другой пример
из той же оперы - в начале 1998
года я и Андрей Зимин из
"Братины" участвовали в
дипломной ВГИКовской постановке
"Макбета", и Андрюха предложил
позвать своего
приятеля-флейтиста по прозвищу
Слэш, который когда-то учился с
ним на биофаке на энтомолога.
Впоследствии мы с этим
музыкантом хотели сделать
какой-то свой проект, но я опять
во главу угла поставила науку, а
человека порекомендовала Юре,
который в очередной раз проводил
реорганизацию своего коллектива.
Надо ли говорить, что звали
этого человека Анатолий Исаев. А
уже потом юноша по имени Денис
Скурида услышал меня на
Сетуньском турнире, где-то нарыл
мою пиратскую запись и принес
Руслану Комлякову, после чего
Руслан как-то меня нашел и
предложил мне делать аранжировки
моих песен, чтобы исполнять их в
"Тиле Уленшпигеле". От такого
предложения я, при всей своей
занятости, отказаться не смогла…
Что касается друзей - я думаю,
не стоит пояснять, что все люди,
с которыми я работаю, мне,
конечно же, друзья. Помимо них
могу отметить Василису, Любаву и
Сашу из "Вил", Слона из "Дартс"
и его жену Мару (вот классные
люди - приехав в Москву играть
концерт, нашли время навестить
меня, сидевшую с костяной ногой!),
Майка Гуляева и Доктора,
естественно… Да и вообще я к
людям отношусь в целом хорошо и
стараюсь ни на кого не точить
бивень. Так что я врагами не
считаю никого. Другое дело, что
отдельные товарищи считают
врагом меня… ;-) Вот например,
когда однажды бывший однокурсник
в поисках моих координат забрел
на сайт Ветра Воды, ему ответили
: "Мы такой не знаем". Но, к
счастью, таких, кто точит бивень
на меня, мало. (Приступ паранойи
- или это мне только так кажется?!
Кругом враги!!!)
Хотелось бы шокировать
публику чем-то неожиданным? Тем,
чего от тебя попросту никто не
ожидает?
Ну конечно, хотелось бы! Я хочу
попеть блюз. (Хотя, кажется,
после прошедшего сольника, люди
могут от меня этого ожидать, так
что это их уже не так
шокирует…). Когда мне было лет
пятнадцать, я совершенно
серьезно хотела петь, как Дженис
Джоплин. Но потом
переориентировалась на Грейс
Слик (Jefferson Airplane).
Твое сольное выступление
- это дань былому, или публика
может ждать продолжения? И может
ли публика ожидать сольного
альбома? Нового сольного альбома
и официального тиража еще того,
первого альбома?
И твой сольный концерт,
на котором мы, к сожалению, не
смогли присутствовать, -- как он
прошел? Каковы твои впечатления
от него? Ощущения? Реакция
публики? Была ли у тебя
возможность исполнить что-то из
того, что не исполнялось раньше?
Любимые вещи? Тех, которых не
хватало самой, то, что ждала
публика? Оправдал ли он
полностью твои ожидания, прошел
так, как было задумано, или
что-то осталось неучтенным?
Я довольно давно хотела
выступить соло. Вначале,
действительно, превалировала
идея вспомнить те веселые деньки,
когда на сцене (выберите вариант
- на кухне, в "большом сачке", у
костра, в кузове грузовика...)
были только я и моя гитара.
Опять же, хотелось спеть то, что
известно народу по сольным
записям, и не всегда хорошего
качества. Что я и сделала -
например, с удовольствием спела
"Княже мой, княже" (и мне было
вдвойне приятно, что эту песню
попросила спеть Элхэ Ниэннах, с
которой меня связывает давняя
дружба). Именно поэтому я
придумала схему "концерта по
заявкам"; было здорово, что люди
могли присылать мне записки с
просьбами спеть ту или иную
песню, и я очень старалась
выполнить все заявки (кроме
самых бредовых, конечно!). К
сожалению, само чтение заявок
заняло много времени, и я не все
успела.
Вторая идея концерта была спеть
чужие песни, которые для меня
что-то значат, и познакомить с
ними народ - отсюда взялись
"Развеселые цыгане" Новеллы
Матвеевой. И было замечательно,
что некоторые люди уловили мое
направление и стали просить, к
примеру, "Брич-Муллу" Никитина -
одну из моих любимых песен
вообще!
И, наконец, последняя идея,
которая появилась
непосредственно перед
выступлением, когда мы начали
репетировать все это дело с
Гренделем, - это сыграть
известные по творчеству Мельницы
вещи в необычной манере, и так
возникла блюзовая версия "Воина
Вереска".
На мой взгляд, концерт прошел
чудесно, и я очень хочу
повторить этот опыт. Вот
питерские товарищи зовут...
Единственной ложкой дегтя были
люди, настойчиво требовавшие
песни типа "На Север", которые
они и так имеют возможность
слышать в Мельнице и которые в
полной аранжировке звучат
значительно лучше, чем просто
под гитару. Неужели им было
неинтересно послушать что-то
другое?!
Что касается нового сольного
альбома - посмотрим, чем черт не
шутит… Я люблю работать в
студии, и новый материал
подбирается, так что, может, на
что и подорвусь. Официального
выхода первого "альбома" я не
планирую.
Что ты ощущаешь, выходя
на сцену?
Я ощущаю зал. Я ощущаю некую
штуку, возникающую между мной и
аудиторией и состоящую из
разнонаправленных потоков
энергии. Раньше, когда я только
начала выступать на сцене, мне
было сложно управляться с этими
потоками, и я слишком много
отдавала залу, все из себя
вычерпывала и ничего не ловила
взамен. У меня с точки зрения
биоэнергетики способность к
вампиризму стремится к нулю…
Поэтому после концертов я
падала, была совершенно
неадекватна и часто могла ни за
что обидеть близких людей. А
потом постепенно научилась
использовать ресурсы зала, за
счет радости людей восполнять
собственные силы, чтобы, в свою
очередь, дать им еще больше.
Публика. Поклонники.
Фанаты. Они никогда тебя не
раздражают? Поклонники никогда
не переходят некую грань, после
которой вызывают у тебя не самые
добрые чувства своим поведением?
Настойчивостью? Назойливостью?
Вообще, твое отношение к людям,
считающими себя твоими фанатами?
И позитивная сторона медали и
негативная?
Вопрос больной! Да, если честно,
мне довольно частно не слишком
приятно общаться с фанатами.
Давайте проведем грань - есть
поклонники, т. е. люди
адекватные, и есть фанаты -
неадекватные. Так вот, с
поклонниками общаться приятно.
Как правило, им самим есть что
тебе сказать, они не испытывают
перед твоей персоной священного
трепета и не требуют от тебя
постоянного внимания к их
заморочкам (например, что если я
им нравлюсь, то они
автоматически становятся моими
друзьями). Я выбираю друзей не
по тому принципу, что человек
должен слушать меня и млеть от
восторга. Меня жители
мельничного форума часто
приглашают в гости, и я почти
никогда не хожу… Хотя вот с
удовольствием познакомилась с
поклонниками (!) в Тбилиси и
теперь общаюсь - именно потому,
что они интересные сами по себе
люди! Я очень мало к кому из "форумцев"
как-то отношусь, помимо общей
благодарности, но к тем немногим,
к кому отношусь, я испытываю
дружеские чувства потому, что
они заслужили это своей
самоценностью.
Фанатов я боюсь. Я несколько
дурею, когда меня останавливают
на улице и просят автограф, мне
стоит некоторого труда
переключиться, хотя сейчас стало
немного легче, чем раньше, -
начала, видимо, привыкать не
дергаться. Я боюсь
экзальтированных девушек,
пытающихся меня потрогать, когда
я пробираюсь в туалет перед
концертом; боюсь истерических
визгов "Дракона!!!", мне все
время кажется, что вот у кого-то
начнется припадок; у меня
вызывают глубокое сомнение люди,
требующие расписаться им
маркером на обнаженной груди.
Так что я далеко не
user-friendly, хотя исправно даю
автографы и фотографируюсь со
всеми в любых видах…
Твой любимый клуб?
Просто, лично твой, я не говорю
о выступлениях, а о месте, где
ты чувствуешь себя комфортно как
посетитель?
Как посетитель я славно чувствую
себя в Вермеле, потому что там
светильники с гобеленом из Байе
и вкусный салат Цезарь! Кстати,
я была регулярной
посетительницей этого места
задолго до того, как там
начались "кельтские вторники":
когда-то там почти каждую неделю
играли Skyrockets, и мы с
друзьями танцевали рокабилли -
коки, зонтики, укороченные
брюки, красная помада и платья
new look… Эх, было время!..
Б2 люблю, из тех, что побольше.
Я нежно люблю Shamrock Bar в
Петербурге. Там симпатичные
хозяин и менеджер (ирландцы),
всегда можно встретить знакомых,
отличное пиво и шашлык из семги,
и правильные люди играют
правильную музыку. А кто это там
выдувает? А это Белкин!.. А это
кто разливается? А это Нина
Харакоз…
Ну и, конечно, любимая
площадка для выступлений. Где
тебе было наиболее приятно
выступать, где же, наоборот, -
наиболее дискомфортно?
С Мельницей мне нравится
выступать в Б2 в Москве и в "Старом
Доме" в Петербурге. Потому что и
там, и там музыкантов кормят!..
Нет, серьезно, обе площадки
весьма комфортные; для меня
важно, чтобы был достаточно
высокий потолок, много воздуха.
С Кланн Лир - питерская "Арктика"
нам очень подходит, и местный
звукорежиссер "делает нам
красиво". Очень приятные
впечатления остались от
выступления в ДК города
Жуковского - нас замечательно
приняли, пришел полный зал
народа, и звук в этом зале был
божественный. Многие пришли с
детьми, и их страшно
заинтересовали наши необычные
инструменты.
А в плане дискомфорта… Всякое
бывало. Два раза выступали с
Кланн Лир в Авалоне на День
Святого Патрика - оба раза все
было ужасно, под девизом "кой
черт меня понес на эти
галеры?!". Пронос арфы через
давку на входе был большим
стрессом… Больше я туда ни
ногой. С Мельницей два раза
играли в СДК МАИ, и, наверное,
будем играть еще, но звук там на
сцене кошмарный, после концерта
ничего не слышишь, башка гудит…
"Говорите громче, я музыкант".
Ну, однажды случилось и такое,
что я в гримерке Форпоста
хлопнулась в обморок! Больше мы
там не играем…
Поделись немного своими
гастрольными и концертными
воспоминаниями. Самый приятный и
самый неприятный эпизод? Веселая
и грустная истории?
О грустном я уже немного
рассказала в ответе на
предыдущий вопрос… Но самый
жуткий концертный эпизод
случился в декабре 2000 года в
Вермеле. Я собиралась уезжать на
полгода в Ирландию на
стажировку, и это был
"прощальный концерт". А попутно
я еще расставалась со своим
давним бойфрендом и болела
гриппом. И в середине концерта у
меня пропал голос. Совсем.
А самый поганый гастрольный
эпизод был этим летом, когда
группа Мельница в полном составе
не могла уехать из Крыма после
"Археологии", и я до последнего
момента не была уверена, что они
попадут ко мне на свадьбу!
А вот еще - прошлой осенью в ЦДХ
был вечер ирландского вокала, и
мы с Джеймсом под это дело
подготовили парочку вещей в
традиционном стиле sean nos,
чтобы все отпали. Сделали
всяческую рекламу, позвали
друзей… И в три часа дня у него
сломалась машина в 300 км от
Москвы, причем сломалась так,
что пришлось ее транспортировать
обратно и там чинить, и на
концерт он, конечно, не успел.
Пришлось отдуваться мне.
Теперь о приятном… О концерте
Кланн Лир в Жуковском я
упомянула. Конечно, для Мельницы
было страшно круто выступить в
Горбушке, и после концерта мы
пили в гримерке пиво в состоянии
полной эйфории: "Мы круче всех!
Мы звезды!!". Но вообще что-то
однозначно самое приятное
выделить не получается: я вообще
к выступлениям отношусь
позитивно, хотя идеальных
выступлений не бывает почти
никогда. Слава Богу, однозначно
ужасные концерты случаются
достаточно редко!
Политика, то что,
пожалуй, начинает волновать все
больше и больше народу в России
и что стоит на втором месте
после сериалов. Тебя интересует
политика или ты аполитичный
человек по сути? Твоя позиция?
Я достаточно аполитичный человек
по сути ("ученый - это пустынник
в большом городе…"), но сейчас,
по-моему, не следить за тем, что
происходит в мире вообще и в
России в частности, просто
нельзя, потому что идет война.
Но я не из тех, кто ходит на
митинги и с готовностью
комментирует события… Вот
сейчас, когда произошел захват
детей в Беслане, мне позвонили с
Ирландского телевидения и
попросили дать им интервью на
ирландском, что я обо всем этом
думаю. Да мне по-русски тяжело
сформулировать весь шок, и боль,
и ненависть, которые я
испытывала тогда! Но важно быть
способным испытывать эти
чувства, важно понимать, что
такое война; мне страшно от
того, что сейчас многие молодые
люди вообще не представляют и не
хотят представить, что такое
была для нашей страны Великая
Отечественная Война, хотя у
каждого из них на той войне
погиб или был ранен родной
человек. Мне больно и жутко от
того, что героизм наших дедушек
и бабушек становится для них
предметом шуток. Мой прадед,
полковник кавалерии и герой
партизанской войны в Западной
Украине, погиб в Винницком
концлагере, перед этим дважды
бежав оттуда. Его растерзали
собаки. Моему дяде, который
занимался поисками следов деда
Ивана, стоило большого труда
выяснить эти невозможные,
страшные, трагические
обстоятельства его смерти; но мы
никогда не жалели, что узнали
их. Когда я думаю об этом, меня
начинает трясти от ненависти; но
я хочу об этом помнить, я хочу
хранить чувство во всей его
остроте. И я считаю, сейчас
особенно важно, чтобы у каждого
из нас было такое чувство, чтобы
он мог голыми руками голову
оторвать тому уроду, что может
выстрелить в ребенка.
Ты играешь на гитаре и
ирландской арфе, хотелось бы
освоить что-то еще? Если да, то
что?
Я еще и на фортепьяно играю,
только редко!.. Когда я и думать
не думала про арфу, я хотела
играть на лютне - красивый,
стильный инструмент, и для него
написана масса чудесной музыки.
Но сейчас я думаю, что
распыляться не стоит; "я не
волшебник, я только учусь", и
мне надо заниматься на арфе и
восстанавливать навыки фо-но.
Ты серьезно занималась и
занимаешься историей и культурой
Ирландии, ее традициями,
народной музыкой. Насколько
серьезно это увлечение? Это
просто хобби или нечто, намного
большее? (на этот вопрос мы тоже
знаем ответ ;-)) И чем именно
тебя привлекает Ирландия?
Это не увлечение… Это моя
работа, а теперь еще и личная
жизнь. Мне уже трудно вспомнить,
чем именно меня привлекла
Ирландия в самом начале, я уже
настолько привыкла к собственной
"ирландскости"! Разные есть
факторы; например, что кельтские
языки оказались полем непаханым
для сравнительного лингвиста, а
от исследования древних текстов
у любого филолога ум за разум
зайдет; или что мой голос
подошел для ирландской техники
пения; или то, что мне очень
нравятся море, и обрывы, и
фуксии, и вереск, и олени, и
овечки... А картошка мне не
нравится!
Любимый напиток? (и на
этот счет мы осведомлены ;-))
Все не так просто… Я раньше
много пива пила и честно любила
Гиннесс. Надоело. Теперь
предпочитаю Мукузани и другие
сорта грузинского красного вина;
я неплохо в них разбираюсь и у
нас, слава Богу, есть
возможность пить настоящее вино.
("Он фармазон, он пьет одно
стаканом красное вино".) Еще
люблю кубинский коктейль мохито
с ромом и мятой…
Пользуясь случаем, еще
раз поздравляем тебя со
вступлением в законный брак.
Можешь немного рассказать
читателям о том, кто счастливец?
(Мы-то знаем, что это Джеймс
О’Шей, но хотелось бы услышать
от тебя). И как прошло
свадебное путешествие? Почему
именно Грузия?
Спасибо большое! :-) Счастливец
(надеюсь, что счастливец!) -
настоящий ирландец, дипломат,
красавец, умница и певец. Зовут
Джеймс О'Шей, и родом он из
графства Керри, одной из
самых-самых красивых и
вдохновенных областей Ирландии.
Мы познакомились в Москве в 2000
году, когда я пристала к нему с
рабочими университетскими делами
(как бы нам ирландских книг
достать?); потом я сделала
хитрый ход, уехав в ту самую
Ирландию на полгода, а когда
вернулась, тут и началась
какая-то химия, и мы еще полгода
ходили друг вокруг друга, пока
зимой 2002 года Джеймс не сходил
на мой концерт. Тут-то все и
стало понятно, и с тех пор мы
вместе.
Свадебное путешествие прошло
великолепно! Неделю мы жили в
горах, и несмотря на то, что
дойти до вершины Казбека (5037
м.) нам так и не удалось из-за
снежных бурь, высоты 4300 м. мы
достигли, а также исходили все
окрестные ущелья, съели много
хинкали и выпили много чачи. :-)
Выбор пал на Грузию вполне
естественно - это наша любимая
страна, и, по нашему глубокому
убеждению, самая красивая страна
на свете. Там друзья, там мы
впервые вместе ходили в горы, и
там в мае этого года Джеймс
сделал мне предложение - в
монастыре Джвари, возле Мцхеты,
"там, где сливаются, шумя,
обнявшись, будто две сестры,
струи Арагвы и Куры". И на
следующий день мы получили
благословение грузинского
священника в древней чудотворной
церкви. И следующим летом,
конечно, мы снова планируем
лезть в те же горы и пить то же
вино...
Кстати, свадебный процесс еще
далеко не закончен - следует
вторая серия, венчание в
Ирландии с настоящими
ирландскими свадебными
праздненствами.
UPDATE:
А мы вот только что вернулись из
второго свадебного путешествия
по Уэльсу - замки, горы и вообще
красоты, и еще там говорят
по-валлийски!.. Венчание неделю
назад прошло замечательно. У нас
была очень креативная служба на
трех языках - английском,
русском и ирландском; три сестры
Джеймса были моими подружками (в
обалденных изумрудных платьях),
и потом была настоящая
ирландская свадьба с песнями и
плясками.
Каковы твои планы,
творческие и жизненные?
Я должна сказать - я сейчас
очень, очень счастливая.
Оказалось, что можно писать
песни и музыку, будучи
счастливой, и черпать
вдохновение не из собственной
боли, а совсем наоборот. Во мне
теперь столько мыслей, звуков,
образов - и столько сил! И
поэтому мне кажется, что все
будет хорошо.
Я получила грант правительства
Ирландии, и буду в ближайший год
заниматься лингвистическими
исследованиями в
Тринити-Колледже в Дублине;
Джеймс тоже возвращается в
Дублин, чтобы работать в
Министерстве Иностранных Дел.
Конечно, я буду приезжать в
Москву так часто, как смогу, и
концертная и студийная
активность "Мельницы" и "Кланн
Лир" с моим отъездом совершенно
не заглохнет. Следующим летом
планируем с "Мельницей" всякие
интересные гастроли, надеюсь,
получится... Я очень хочу что-то
в плане музыки сделать и в
Ирландии; посмотрим, что
получится; вообще хочу привезти
туда "Кланн Лир". Буду
заниматься арфой, буду
заказывать большой инструмент.
Какие еще планы... Вот имена для
будущих детей придумала. :-)
Твоя будущая поездка в
Ирландию, нет ли у тебя желания
выступить там со своим
репертуаром?
Честно говоря, несколько
ирландских коллег уже встали в
очередь за будущим альбомом
Кланн Лир (или еще какой-то моей
записью ирландских песен). Что
же касается моего русскоязычного
репертуара, я опасаюсь, что это
здесь будет не слишком
интересно, потому что текстов
никто не поймет. Так что надо
придумать что-то еще!
Спасибо, Наталья, за
столь подробные и интересные
ответы!
Спасибо за массу интересных
вопросов; я уже давно хотела вот
так спокойно о многом
рассказать. Надеюсь, читать этот
опус людям будет так же
интересно, как мне работать над
ним.
Интервью вел Арман Гаспарян
Интервью подготовлено Арманом и
Аленой Гаспарян эксклюзивно для
портала
ShadeLynx. |