Концерт Хелависы в Санкт-Петурбурге. 23 ноября 2004.

Хелависа поиграет сольный концерт теперь и в Петербурге. То есть без Мельницы. Вам выпадает уникальный шанс послушать все то, что Мельница пока что не исполняет.

Концерт будет очень акустическим и спокойным, то есть не приветствуется шумное поведение, слэм, танцы на столах. Слушаем музыку, друзья!

Клуб "Арктика".

Начало в 20:00

Цена билета: 200 рублей

Координаты клуба: Клуб "Арктика" расположен в 2 минутах ходьбы от ст.м.Приморская, на углу ул.Наличной и Беринга.
Официальный адрес: ул.Беринга, 38.

Интервью с Натальей Николаевой (Хелависой) – 09.10.2004

 

 Хелависа (Наталья Николаева) в представлении вряд ли нуждается. Ее носят на руках фанаты фэнтази-фолк группы "Мельница", любители ирландского фолка знают ее как солистку группы "Clann Lir", ролевики и толкиенисты еще помнят Хеледис, а в научных кругах Наталья Андреевна - кандидат филологических наук, занимается лингвистикой. Разносторонний и интересный человек, и наше интервью тоже вышло разноплановым. Более того, местом действия этой беседы были сразу три страны: Россия, Израиль и Ирландия.

 

 

Интервью подготовлено эксклюзивно для фолк-портала ShadeLynx

 


 

 

Расскажи немного о своих первых шагах в музыке? Когда ты ей впервые заинтересовалась? При каких обстоятельствах?

 

Хо-хо... Да я выросла среди музыки, и пела с самого раннего детства. Мой папа - большой ценитель и знаток классической музыки, и он меня приучал слушать ее и разбираться в ней. Каждое воскресенье мы вставали под звуки, несущиеся с одной из пластинок из нашей огромной коллекции (если кто-то помнит, была такая серия "Сокровищница мировой музыкальной культуры", вот, папа ее собрал). Мы постоянно играли в угадайку - что-то звучит по радио, и я угадываю - русский композитор или зарубежный, какого периода, какой школы, и в итоге называю имя. Замечательная игра, очень развивает художественный слух. Конечно же, мы все время ходили на концерты и спектакли, у нас были абонементы в консерваторию, и мы переслушали всего возможного Римского-Корсакова в Большом, и гастролей зарубежный оперных театров в Москве мы не пропускали (помню, как Королевская Шведская Опера привозила "Лоэнгрина" - тогда в России Вагнера, считай, вообще не пели, и это было колоссальное впечатление. Здорово, что сейчас есть "Кольцо Нибелунгов" в Мариинке!). Даже на отдыхе, скажем, в Абхазии, мы каждый год ходили на органные концерты в Пицундский собор.

С другой стороны, папа играет на гитаре и неплохо исполняет бардовские песни, а у мамы прелестный голос (очень похож на мой по тембру), и у нее хорошо получаются народные песни. Так что можете себе представить - университетская тусовка моих родителей и их друзей никогда не обходилась без гитары и книжечки с текстами и аккордами песен Окуджавы, Визбора, Дольского... В итоге, поступая в музыкальную школу, я пела песню Булата Шалвовича "Нам нужна одна победа".

 

Немного истории, как и с чего началась твоя музыкальная карьера? Первые выступления, первые впечатления?

 

Надо сказать, что решение пойти в музыкальную школу было с моей стороны вполне осознанным и вместе с тем естественным. Сначала я, в возрасте шести лет, поступила на класс скрипки (!), но потом свалилась с тяжелой болезнью, и врачи запретили мне дополнительные нагрузки на два года. А потом, как я немного оклемалась, поступила по второму разу, теперь уже по классу фортепиано - и история показала, что это был верный выбор. К сожалению, я сейчас почти не играю из-за нехватки времени, но очень хочу возобновить это дело. Ну вот, мои первые выступления были на отчетных концертах музыкальной школы - либо как пианистки, либо как солистки хора.

 

Как ты создаешь тексты своих песен? Откуда приходят идеи? Проекты?

 

По-всякому. Иногда появляется кусочек мелодии или даже просто аккорд, который я несколько дней могу дергать и слушать (как медведи забавляются с расщепленными деревьями). Потом, в ходе прослушивания аккорда, становится понятно, о чем  будет песня, и в итоге на более или менее оформленную мелодию пишется текст. (Это случай "Прялки"). Иногда бывает по-другому - придумала кусочек мелодии, и он лежит полгода, ни к чему не приспособленный, а потом появилось несколько слов, зацепленных друг за друга, и они потянули за собой эту мелодию, причем зачастую полностью приходится менять ритм. (Это как я писала "Господина Горных Дорог"). Иногда все получается более-менее вместе, и катится, как снежный ком, и тогда уже текст на письме, в качестве "стихов", выглядит совсем безобразно, но это потому, что он развивается логично музыке, а не правилам стихосложения. Вообще хочу сказать, что стихов я практически не пишу. Не люблю; хотя люблю, ценю и знаю мировую поэзию и искренне восхищаюсь творчеством любимых поэтов. Но я-то не поэт! Для меня в песне в любом случае первична музыка (более узко - работа голоса), и вместо стихов я пишу ТЕКСТЫ. В тех же случаях, когда у меня идет песня на чей-то текст (это я в основном раньше так делала, когда ее сама не пыталась сложить два слова вместе), я его воспринимаю именно как звучащий текст, который можно и нужно спеть (более того, стихи Бернса, на которые я писала песни, и были созданы как тексты песен; то же можно отнести и к ряду других использованных мной текстов).

 

Теперь что касается идей... Ох. Это сложно. Конечно, бывает, что можно выделить четкий источник вдохновения - какой-то древний текст ("Ночная Кобыла"), или личное впечатление от путешествия, или просто в жизни случилась беда, и чтобы в ней не задохнуться, необходимо ее пропеть. Но вот как пропеть?..

 

Дело в том, что я живу в каком-то собственном информационном пространстве; у меня существует постоянный мыслефон, в котором события нашего реального мира изменяются до неузнаваемости, отражаются от стенок других миров и только тогда до меня полностью доходят. А еще я вижу сны, из которых зачастую приношу образы, слова и мелодии. Я как паук, сижу в центре паутины и ловлю колебания, приходящие с самых отдаленных ее концов - а это концы, они же черт знает где! Я знаю названия нескольких миров, покрытых моей паутиной, я знаю способ перемещения между ними, я знаю других сновидцев, которые имеют туда доступ, и мы периодически обмениваемся информацией. В общем, написание текста песни - это практическая магия. И с этим связано то, что я не стремлюсь к идеальной форме стиха - нужно, чтобы было единственно верное звучание слов, чтобы была смена ритма там, где надо, чтобы слушатель сам не понял, с каким стуком сердца в резонанс попало у него вот это слово. Я клею витражи, вот и все. (Кто не читал Г.Л.Олди, цикл "Бездна Голодных Глаз", а в нем повесть "Витражи Патриархов", прочтите непременно, сразу про меня многое станет ясно.)

 

Твоя самая любимая вещь из твоего же  репертуара?  Какая она, по твоему?

 

Самая любимая песня, однозначно, - "Королевна". Это удачный, работающий витраж. За ней очень, очень многое стоит - и волшебная страна Исландия, где магия просто реет в воздухе, и ее нельзя не чувствовать, и такому сенсору, как я, просто тяжело из-за этого там спокойно жить; и несбывшаяся любовь; и средневековый миннезанг о такой же несвершившейся любви, который сыграл не последнюю роль в моей истории; и воплощение в тексте одного из моих любимых образов - сокола. В общем, песня для меня самой - как прямой массаж сердца, все абсолютно открыто и незащищено. (А к фильму "Леди-Ястреб" она отношения не имеет!)

 

Твое отношение к клубам исторической реконструкции? Известно, что ты состояла в некоторых.

 

Отношение мое к ним хорошее. Я, так сказать, стояла у истоков клуба "Наследие Предков"; отличный получился клуб. Были у нас прекрасные бойцы, были и замечательные мастера. Ваша покорная слуга до потери пульса шила и вышивала одежки богатых ярлов викингского Дублина и со своими собственными костюмами три раза занимала первое место в номинации "Реконструкция западноевропейского женского костюма" на чемпионатах "Меч России". А самое главное - была у старого НП чудная, честная атмосфера с честными, непошлыми, прочувствованными антуражными праздниками, с настоящими человеческими отношениями. Потом, к сожалению, в связи с разными причинами из клуба ушли практически все "старики", в том числе и я, и с тех пор была "вольным реконструктором", но сохранила прекрасные отношения с НП. Также была другом клубов "Варяг" и "Братина".

В принципе, я прекратила активно заниматься реконструкцией в то же время, когда стала постоянно выступать - просто времени на все не хватало. Но это прекрасное хобби, и на мой взгляд, логично, что большинство разумных и достойных людей, в свое время участвовавших в течении "толкинизма", в итоге приходят к исторической реконструкции.

 

Вопрос наверняка набивший тебе безумную оскомину вечными повторами в разных вариациях (мы знаем на него ответ! ;-) ) История твоего псведонима, никнейма?

 

Начнем издалека, чтобы уж совсем все было про меня понятно… (Я вообще в этом интервью прямо душу выворачиваю!) Когда я была школьницей-хиппи, у меня было погонялово Зимородок, и я одевалась в бирюзовый свитер и носила перья в волосах. Потом в толкиенисткой тусовке на физфаке МГУ знаток квэнья и нольдорина Кэтрин Кинн перевела это имя как Хеледис. Но она ошиблась; действительно, слово "зимородок" в нольдорине выглядит как "хеледир", и она интерпретировала "дир" как показатель мужского рода и заменила его для меня на женское "дис"; однако в квэнья это слово выглядит как "халатир" от корня "халат" - "наблюдать, следить", так что в итоге получилась лингвистическая фишка - имя Хеледис безупречно раскладывается как "Ледяная Дева" (тоже подходит мне, не правда ли?..), а "народная этимология" толкует его как "зимородок женского пола". Вот так я и жила как темная эльфийка Хеледис, пока однажды мне одна подруга не подарила литпамятниковское издание романа "Смерть Артура" Томаса Мэлори с гравюрами Обри Бердслея и не указала мне на гравюру с изображением ведьмы Хелависы, безуспешно пытающейся соблазнить сэра Ланселота. Сходство было налицо - худая, с разлохматившейся прической, вздернутым носом и довольно специфической пластикой. Тут-то и стало все понятно…

 

Каково твое отношение к исполнению твоих песен другими людьми? Многие исполняют твои песни на различных тусовках. Твое отношение к этому? И слышала ли ты когда-нибудь чье-либо исполнение собственной песни, которое тебе понравилось бы?

 

То, что мои песни поют, - это совершенно нормально; мне приятно, что они популярны, что они уже стали в известной мере "народными". Иногда они возвращаются ко мне под совершенно другими лейблами - "а вот классная песня из Харькова, тебе понравится!", и люди страшно удивляются, когда выясняют, что песня-то моя.

 

К сожалению, ни разу не слышала адекватного исполнения какой-либо из моих песен женщиной. Яркое впечатление ХИ-97, где я была Арвен: через реку от нашего лагеря - Раздола был Лориен, и там девочки из клуба Энтель-Эдегиль постоянно крайне нестройным хором распевали "Дорогу Сна" и "Воина Вереска", а их мальчики в это время пытались строить крепость, постоянно матерясь. В итоге мы с моим названным братом Михаилом Штаревым (Глорфиндейлом) сходили к ним в гости... Больше они не пели и не матерились.

 

А вот мужское адекватное исполнение я слышала - "Дайолен - Даэрону" в версии Дика из Екатеринбурга.

 

Вопрос, отчасти проистекающий из предыдущего. Твое отношение к пиратству? А также, что есть мп3, выложенные в сеть? Это средство распространения информации, полезное и нужное, или это зло, как для музыканта, так и для слушателя?

 

Ой, не знаю, что сказать. Я как-то не сижу и не размышляю на досуге о пиратах (разве что о настоящих, морских!). Но по-моему, пиратство, помимо того что это легкий способ сделать деньги, - это очень несправедливая вещь по отношению к музыкантам. Смотрите сами - пираты живут за счет музыкантов; но при этом они отнимают у самих же музыкантов деньги, которые те могли бы выручить за счет продажи своих лицензионных дисков. Следующий шаг - если продажа альбома оказалась коммерческим провалом (из-за того, что тут же все ринулсь покупать пиратские копии), у нас нет денег, чтобы записать следующий альбом - и пираты теряют нас, как источник дохода. Порочный круг получается.

 

Скажу про мп3. Не вижу смысла выкладывать в виде мп3 все, что у музыканта есть; можно выложить концерт, который не собираешься выпускать на диске, можно выложить альбом, тираж которого уже распродан, если не планируется ре-релиз, можно выложить смешные студийные фрагменты. Этого, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы сохранить интерес слушателя.

 

Ты участвуешь в двух музыкальных проектах, «Мельница», где ты являешься front-woman, и «Кланн Лир», где ты - одна из солисток, а так же имеешь опыт собственных сольных выступлений. Вероятно, каждый из этих трех способов музыкального выражения привлекает тебя по своему. Чем?  Можно ли сказать, что какой-то из этих проектов тебе ближе остальных? Что приятнее: выступать соло или с коллективом?

 

Выступать приятно и интересно вообще, и если бы можно было выступить еще в каком-либо качестве и спеть что-то иное (вот хочу, хочу петь блюз!), я бы с удовольствием это сделала. Теперь по порядку... "Мельница" - это проект, в котором можно петь мои песни в хитрых аранжировках, экспериментировать с саундом, поскольку изначально мы не связаны никакими рамками стиля. В общем, простор для творчества. В группе "Кланн Лир" я сделала то, чего давно хотела, - вышла на сцену как певица традиционного ирландского стиля, который довольно сильно отличается от моего собственного. Плюс так сложилась жизнь, что со скоропостижным уходом из проекта Нины Гвамичавы в разгар концертного сезона мне пришлось лечь грудью на амбразуру, то есть на арфу, и я оказалась в роли не только вокалистки, но и ответственной за струнно-щипковую секцию. Было поначалу очень тяжело и страшно, но новизна+стресс сильно стимулировали к работе. Как говорила моя прабабушка, "захочет - так на гору вскочит".

 

Наконец, соло. У меня раньше были сольные выходы в выступлениях "Мельницы", а вот теперь решила сделать полный концерт; надеюсь, не в последний раз. Это возможность спеть все, что я хочу, как автор-исполнитель, как, не побоюсь этого слова, бард (или еще можно сказать фолк-сингер). То есть я пою иные версии тех песен, что есть в "Мельнице", пою другие свои вещи, пою вообще не свои вещи, могу что-то народное спеть. Это также и возможность близкого контакта с аудиторией, поговорить с народом, что-то рассказать, поиграть с ними, сымпровизировать по ходу дела. 

 

Мельница и Клан Лир - оба проекта по сути безумно далеки друг от друга. Жанр, стиль, тексты песен и музыка. Даже язык. Как ты умудряешся гармонично сочетать несочетаемое? Не мешает ли работа в двух проектах одновременно, притом совершенно разной направленности?

 

Сочетаю без проблем, если только нет накладок по времени репетиций (но такого обычно не бывает). Наоборот, я считаю, что необходимость постоянного "переключения регистров" держит меня, как человека творчества, в тонусе, не дает мозгам, голосу и пальцам ржаветь. Это же интересно!

 

Ты не могла бы дать характеристику обоим проектам,  в которых ты участвуешь? Мельнице, концерты которой легко собирают Горбушку, и Кланну Лир, чью музыку приходит слушать небольшой круг людей из некоего сообщества тех, кто, как правило,  увлекается Ирландией и ее народной музыкой?

 

"Мельница", я считаю, классный проект и отличная команда. В том, что именно наша фолк-(а-фолк-ли?)-группа оказалась сейчас наиболее успешной, есть и определенная доля удачного стечения обстоятельств, но, конечно, и масса тяжелой работы. Делать наши аранжировки трудно и маетно; поэтому мы все делаем медленно и вдумчиво. Вот сейчас уже довольно давно корпим над новой программой и никому ничего не показываем - из принципа; раньше мы, как чего сделаем, сразу начинали играть в концертах и записывать на дисках "Археологии", и эффект новизны стирался, и в итоге у людей создавалось впечатление, что мы все время играем одно и тоже. Хочется эту тенденцию переломить. Я очень довольна, что мы включили в состав бас и ударные, стало больше возможностей достичь различного саунда, и многие песни (в первую очередь "Прялка") наконец-то обрели должный уровень драйва.

 

Еще, конечно, важно, что мы не только коллеги, но и друзья, и даже некоторая "текучка кадров", которая у нас некоторое время наблюдалась среди струнных, этому не помеха. Новые люди очень хорошо влились в нашу пеструю компанию и принесли в нее что-то новое, и не только в плане музыки. Хит этого лета - экстремальные виды спорта, которыми занимаются члены группы; басист Женя прыгает с парашютом, я, наоборот, лезу в горы... В общем, "Мельница" - это уже как семья.

 

Кланн Лир - это, в принципе, "супер-группа" в том плане, что все участники проекта - вполне успешные профессионалы (кстати, если кто не знает, Костя Вышинский играл в группе "Вертоград" и работал с Олегом Бойко; заслуги остальных троих, я думаю, известны). Конечно, мы и не планировали быть гипер-популярными; но для такого состава и хорошо выступать камерно, именно на это и ориентирован наш саунд. Большой плюс Кланн Лир - мобильность; все участники и их инструменты умещаются в одну Костину машину. Мне нравится, что мы все мыслим "на одной волне", это очень облегчает работу над новыми вещами; так, Вова Лазерсон пишет очень органичные музыкальные темы, а я делаю к ним второй голос, и потом никто не может понять, что это не что-то народное, а вовсе даже наше собственное. Единственным человеком из первоначального состава, чьи музыкальные пристрастия расходились с таковыми всех остальных, была Нина, и поэтому она нас покинула. :-( Еще приятно, что наша музыка вызывает живое одобрение ирландцев, слушающих ее; значит, мы, действительно, адекватны.

 

 «Мельницу» часто связывают с некой «кельтской фолк-музыкой».  Как ты сама считаешь, насколько это справедливо? Вообще что сильнее в «Мельнице»: этнические мотивы или авторское творчество?

 

Какой ужас. Ничего, ну ничегошеньки кельтского, на мой взгляд, в творчестве "Мельницы" нет. Просто в тот момент, когда мы начали выступать, на пике популярности была именно всяческая "кельтовщина", и нас почему-то проассоциировали не с Инной Желанной или Радой и "Терновником", а с "Тинталом" и "Мервентом". Как в анекдоте - лошадь знаешь? - совсем не похоже. Несмотря на мою большую любовь к ирландской музыке, я никогда не использовала ее приемы в своем творчестве.

Мне кажется, что у нас более силен авторский элемент. Смотрите, мы не используем всякие необычные этнические инструменты, не пытаемся подражать вокальным техникам, не поем народные песни (когда-то в Форпосте я иногда для прикола пела ирландские песни, но это не в счет). Другое дело, что этот авторский элемент определяется полуакустическим составом группы (в плане музыки) и мифологическим мышлением, характерным для авторов текстов, и поэтому наше творчество оказывается включенным в непрекращающийся, постоянно создающийся и обновляющийся миф - то есть мы делаем свой собственный фольклор, народную музыку нашего мира. 

 

Вопрос, который я задаю всем музыкантам из-за его постоянной актуальности и который вытекает из предыдущего. Около упомянутого довольно обобщающего термина "кельтская фолк-музыка" уже сломана масса копий, и дать ему точное определение и однозначную расшифровку (или вообще доказать/опровергнуть право этого термина на существование), с которой согласятся ВСЕ, - вряд ли возможно, а попытка, скорее, лишь породит массу споров и подчас резких дискуссий. Многие люди, увлекающиеся народной музыкой, часто вообще стараются избегать употребления этого термина. Ты профессионально изучала культуру, язык и историю Ирландии, существует ли, по-твоему, "кельтская фолк музыка", или это некорректный термин? Вообще, твое отношение в целом к этой надоевшей игре словами, ставшей столь модной в наше время, среди любителей народной музыки?

 

Ну, во-первых, я считаю, что игрой слов занимаются те, кто хочет тратить на это время. Вопросы терминологии мне, честно говоря, кажутся немножко смешными. Я не видела ничего криминального в общепринятом термине "кельтская музыка", поскольку было достаточно понятно, что под этим разумеется совокупность определенных признаков, эту музыку характеризующих, т. е. состав инструментов, некоторые мелодические ходы, ритмические структуры (такие-то и такие-то танцы и прочая), а также специфические приемы пения, практикуемые в тех областях, где играют музыку, отмеченную предыдущими характеристиками (тут уже что-то свое есть у каждого этноса). Давайте уже посмотрим правде в глаза - ареал рапространения той музыки, о которой мы говорим, не столь велик, как ареал расселения древних кельтов в Европе (никому ведь не приходит в голову, скажем, объявить швейцарский йодль кельтской музыкой, хотя на этой территории жили галлы и другие кельтские племена), но те области, в которых имеется та самая музыка, которая так дергает струны наших душ, явно отмечены и присутствием этноса - носителя музыкальной культуры, и представители этого этноса осознают себя кельтами. При этом не важно, говорят ли они на живом языке кельтской группы (вот у галисийцев такого нет...), но важен сам момент национального самосознания.

 

Так что... "роза пахнет розой", а если проще, "хоть горшком назови, только в печку не ставь", и "кельтская музыка" кажется мне вполне приличным термином

 

Ты -- профессиональный лингвист и одновременно ты -- солистка двух музыкальных коллективов. Так музыка или слово? А если и то и другое в сочетании, то все же какое средство выражения тебе естественнее и приятнее?

 

Для меня первичен прежде всего звук. Отсюда логично вытекает музыка; я часто думаю звуками, мои сны всегда полны разных звуков и музыки. А что касается лингвистики, здесь тоже все логично - я занимаюсь морфонологией, то есть тем, какие звуковые изменения происходят с сегментами слова (морфемами) при их контакте и какое это имеет значение для дальнейшей судьбы этой словоформы или, чаще, класса форм, а также тем, какой, собственно, смысл имеет данная морфема и ее фонетический облик.

 

Народная музыка Ирландии... Что именно тебе нравится в ней, чем она привлекает тебя? Когда и с чего началось это увлечение? Твои любимые песни и композиции? Авторы?

 

Я просто скажу, какие у меня любимые песни - не только ирландские! Путь о достоинствах ирландского фолка рассуждают более склонные к теоретизированию люди… Я же могу по этому поводу выдать сразу две цитаты, довольно точно отражающие суть моего отношения к ирландской (и другой кельтской) фолк-музыке.

 

1. "Я не пишу стихов и не люблю их. Да и к чему слова, когда на небе звезды?" (с) В. Пелевин.

2. "Я дерусь, потому что я дерусь." (с) А. Дюма.

 

А любимые песни - это, конечно, веселенькая, но мифологическая валлийская Can Crwtyn y Gwartheg, также известная как Cowboi, душераздирающая шотландская Anachie Gordon, романтически-комическая ирландская Casadh an tSugain… Из инструментальной музыки мне страшно нравится известный хорнпайп "The Rights of Man". Вот такие простые вкусы.

 

Самые яркие воспоминания из твоей концертной деятельности?

 

Концерт "Мельницы" в Вермеле в декабре 2000 г., перед тем, как я на полгода уехала в Ирландию. Я еще тогда же рассталась со своим парнем, и в результате общего стресса у меня в середине выступления пропал голос. Совсем. Впечатлений масса... А положительное - первая "Археология", пение под чистым звездным небом, очень хороший мистический опыт.

 

Твои московские и питерские коллеги, некий конгломерат людей увлекающиеся музыкой такого направления, все это образует своеобразную тусовку... Какова твоя роль в ней? Отношения. Друзья, враги? Кто-то из древних говорил: "Если человек за жизнь не нажил ни одного врага - его жизнь прошла впустую".

 

Да… "На хрена нам враги, когда у нас есть такие друзья" (с) БГ. В тусовке этой я очень давно, и некоторых людей узнала задолго до того, как тусовка была более или менее сформирована. Вот, к примеру, с Юрием Андрейчуком мы познакомились в 1994 году на занятиях ирландским в МГУ. Потом в период очередного распада

Puck and Piper (по-моему, именно тогда возникло название "Воинство Сидов"), Юра позвал меня поиграть и попеть с ним. На первую же репетицию я привела с собой девочку, которая была мне названной сестрой и с которой мы познакомились в 1993 году в толкинисткой тусовке МГУ. Звали ее Мелдис, а проще - Настя Паписова. В итоге я поняла, что у меня со всеми моими ирландскими курсами и тогдашними проблемами со здоровьем просто не хватит времени, чтобы заниматься музыкой, а Настя осталась в группе. Другой пример из той же оперы - в начале 1998 года я и Андрей Зимин из "Братины" участвовали в дипломной ВГИКовской постановке "Макбета", и Андрюха предложил позвать своего приятеля-флейтиста по прозвищу Слэш, который когда-то учился с ним на биофаке на энтомолога. Впоследствии мы с этим музыкантом хотели сделать какой-то свой проект, но я опять во главу угла поставила науку, а человека порекомендовала Юре, который в очередной раз проводил реорганизацию своего коллектива. Надо ли говорить, что звали этого человека Анатолий Исаев. А уже потом юноша по имени Денис Скурида услышал меня на Сетуньском турнире, где-то нарыл мою пиратскую запись и принес Руслану Комлякову, после чего Руслан как-то меня нашел и предложил мне делать аранжировки моих песен, чтобы исполнять их в "Тиле Уленшпигеле". От такого предложения я, при всей своей занятости, отказаться не смогла…

 

Что касается друзей - я думаю, не стоит пояснять, что все люди, с которыми я работаю, мне, конечно же, друзья. Помимо них могу отметить Василису, Любаву и Сашу из "Вил", Слона из "Дартс" и его жену Мару (вот классные люди - приехав в Москву играть концерт, нашли время навестить меня, сидевшую с костяной ногой!), Майка Гуляева и Доктора, естественно… Да и вообще я к людям отношусь в целом хорошо и стараюсь ни на кого не точить бивень. Так что я врагами не считаю никого. Другое дело, что отдельные товарищи считают врагом меня… ;-) Вот например, когда однажды бывший однокурсник в поисках моих координат забрел на сайт Ветра Воды, ему ответили : "Мы такой не знаем". Но, к счастью, таких, кто точит бивень на меня, мало. (Приступ паранойи - или это мне только так кажется?! Кругом враги!!!)

 

Хотелось бы шокировать публику чем-то неожиданным? Тем, чего от тебя попросту никто не ожидает?

 

Ну конечно, хотелось бы! Я хочу попеть блюз. (Хотя, кажется, после прошедшего сольника, люди могут от меня этого ожидать, так что это их уже не так шокирует…). Когда мне было лет пятнадцать, я совершенно серьезно хотела петь, как Дженис Джоплин. Но потом переориентировалась на Грейс Слик (Jefferson Airplane).

 

Твое сольное выступление - это дань былому, или публика может ждать продолжения? И может ли публика ожидать сольного альбома? Нового сольного альбома и официального тиража еще того, первого альбома?

 

И твой сольный концерт, на котором мы, к сожалению, не смогли присутствовать, -- как он прошел? Каковы твои впечатления от него? Ощущения? Реакция публики? Была ли у тебя возможность исполнить что-то из того, что не исполнялось раньше? Любимые вещи? Тех, которых не хватало самой, то, что ждала публика? Оправдал ли он полностью твои ожидания, прошел так, как было задумано, или что-то осталось неучтенным?

 

Я довольно давно хотела выступить соло. Вначале, действительно, превалировала идея вспомнить те веселые деньки, когда на сцене (выберите вариант - на кухне, в "большом сачке", у костра, в кузове грузовика...) были только я и моя гитара. Опять же, хотелось спеть то, что известно народу по сольным записям, и не всегда хорошего качества. Что я и сделала - например, с удовольствием спела "Княже мой, княже" (и мне было вдвойне приятно, что эту песню попросила спеть Элхэ Ниэннах, с которой меня связывает давняя дружба). Именно поэтому я придумала схему "концерта по заявкам"; было здорово, что люди могли присылать мне записки с просьбами спеть ту или иную песню, и я очень старалась выполнить все заявки (кроме самых бредовых, конечно!). К сожалению, само чтение заявок заняло много времени, и я не все успела.

 

Вторая идея концерта была спеть чужие песни, которые для меня что-то значат, и познакомить с ними народ - отсюда взялись "Развеселые цыгане" Новеллы Матвеевой. И было замечательно, что некоторые люди уловили мое направление и стали просить, к примеру, "Брич-Муллу" Никитина - одну из моих любимых песен вообще!

 

И, наконец, последняя идея, которая появилась непосредственно перед выступлением, когда мы начали репетировать все это дело с Гренделем, - это сыграть известные по творчеству Мельницы вещи в необычной манере, и так возникла блюзовая версия "Воина Вереска".

 

На мой взгляд, концерт прошел чудесно, и я очень хочу повторить этот опыт. Вот питерские товарищи зовут...

 

Единственной ложкой дегтя были люди, настойчиво требовавшие песни типа "На Север", которые они и так имеют возможность слышать в Мельнице и которые в полной аранжировке звучат значительно лучше, чем просто под гитару. Неужели им было неинтересно послушать что-то другое?!

 

Что касается нового сольного альбома - посмотрим, чем черт не шутит… Я люблю работать в студии, и новый материал подбирается, так что, может, на что и подорвусь. Официального выхода первого "альбома" я не планирую.

 

Что ты ощущаешь, выходя на сцену?

 

Я ощущаю зал. Я ощущаю некую штуку, возникающую между мной и аудиторией и состоящую из разнонаправленных потоков энергии. Раньше, когда я только начала выступать на сцене, мне было сложно управляться с этими потоками, и я слишком много отдавала залу, все из себя вычерпывала и ничего не ловила взамен. У меня с точки зрения биоэнергетики способность к вампиризму стремится к нулю… Поэтому после концертов я падала, была совершенно неадекватна и часто могла ни за что обидеть близких людей. А потом постепенно научилась использовать ресурсы зала, за счет радости людей восполнять собственные силы, чтобы, в свою очередь, дать им еще больше.

 

Публика. Поклонники. Фанаты. Они никогда тебя не раздражают? Поклонники никогда не переходят некую грань, после которой вызывают у тебя не самые добрые чувства своим поведением? Настойчивостью? Назойливостью? Вообще, твое отношение к людям, считающими себя твоими фанатами? И позитивная сторона медали и негативная?

 

Вопрос больной! Да, если честно, мне довольно частно не слишком приятно общаться с фанатами. Давайте проведем грань - есть поклонники, т. е. люди адекватные, и есть фанаты - неадекватные. Так вот, с поклонниками общаться приятно. Как правило, им самим есть что тебе сказать, они не испытывают перед твоей персоной священного трепета и не требуют от тебя постоянного внимания к их заморочкам (например, что если я им нравлюсь, то они автоматически становятся моими друзьями). Я выбираю друзей не по тому принципу, что человек должен слушать меня и млеть от восторга. Меня жители мельничного форума часто приглашают в гости, и я почти никогда не хожу… Хотя вот с удовольствием познакомилась с поклонниками (!) в Тбилиси и теперь общаюсь - именно потому, что они интересные сами по себе люди! Я очень мало к кому из "форумцев" как-то отношусь, помимо общей благодарности, но к тем немногим, к кому отношусь, я испытываю дружеские чувства потому, что они заслужили это своей самоценностью.

 

Фанатов я боюсь. Я несколько дурею, когда меня останавливают на улице и просят автограф, мне стоит некоторого труда переключиться, хотя сейчас стало немного легче, чем раньше, - начала, видимо, привыкать не дергаться. Я боюсь экзальтированных девушек, пытающихся меня потрогать, когда я пробираюсь в туалет перед концертом; боюсь истерических визгов "Дракона!!!", мне все время кажется, что вот у кого-то начнется припадок; у меня вызывают глубокое сомнение люди, требующие расписаться им маркером на обнаженной груди. Так что я далеко не user-friendly, хотя исправно даю автографы и фотографируюсь со всеми в любых видах…

 

Твой любимый клуб? Просто, лично твой, я не говорю о выступлениях, а о месте, где ты чувствуешь себя комфортно как посетитель?

 

Как посетитель я славно чувствую себя в Вермеле, потому что там светильники с гобеленом из Байе и вкусный салат Цезарь! Кстати, я была регулярной посетительницей этого места задолго до того, как там начались "кельтские вторники": когда-то там почти каждую неделю играли Skyrockets, и мы с друзьями танцевали рокабилли - коки, зонтики, укороченные брюки, красная помада и платья new look… Эх, было время!..

 

Б2 люблю, из тех, что побольше. Я нежно люблю Shamrock Bar в Петербурге. Там симпатичные хозяин и менеджер (ирландцы), всегда можно встретить знакомых, отличное пиво и шашлык из семги, и правильные люди играют правильную музыку. А кто это там выдувает? А это Белкин!.. А это кто разливается? А это Нина Харакоз…

 

Ну и, конечно, любимая площадка для выступлений. Где тебе было наиболее приятно выступать, где же, наоборот, - наиболее дискомфортно?

 

С Мельницей мне нравится выступать в Б2 в Москве и в "Старом Доме" в Петербурге. Потому что и там, и там музыкантов кормят!.. Нет, серьезно, обе площадки весьма комфортные; для меня важно, чтобы был достаточно высокий потолок, много воздуха. С Кланн Лир - питерская "Арктика" нам очень подходит, и местный звукорежиссер "делает нам красиво". Очень приятные впечатления остались от выступления в ДК города Жуковского - нас замечательно приняли, пришел полный зал народа, и звук в этом зале был божественный. Многие пришли с детьми, и их страшно заинтересовали наши необычные инструменты.

 

А в плане дискомфорта… Всякое бывало. Два раза выступали с Кланн Лир в Авалоне на День Святого Патрика - оба раза все было ужасно, под девизом "кой черт меня понес на эти галеры?!". Пронос арфы через давку на входе был большим стрессом… Больше я туда ни ногой. С Мельницей два раза играли в СДК МАИ, и, наверное, будем играть еще, но звук там на сцене кошмарный, после концерта ничего не слышишь, башка гудит… "Говорите громче, я музыкант". Ну, однажды случилось и такое, что я в гримерке Форпоста хлопнулась в обморок! Больше мы там не играем…

 

Поделись немного своими гастрольными и концертными воспоминаниями. Самый приятный и самый неприятный эпизод? Веселая и грустная истории?

 

О грустном я уже немного рассказала в ответе на предыдущий вопрос… Но самый жуткий концертный эпизод случился в декабре 2000 года в Вермеле. Я собиралась уезжать на полгода в Ирландию на стажировку, и это был "прощальный концерт". А попутно я еще расставалась со своим давним бойфрендом и болела гриппом. И в середине концерта у меня пропал голос. Совсем.

 

А самый поганый гастрольный эпизод был этим летом, когда группа Мельница в полном составе не могла уехать из Крыма после "Археологии", и я до последнего момента не была уверена, что они попадут ко мне на свадьбу!

 

А вот еще - прошлой осенью в ЦДХ был вечер ирландского вокала, и мы с Джеймсом под это дело подготовили парочку вещей в традиционном стиле sean nos, чтобы все отпали. Сделали всяческую рекламу, позвали друзей… И в три часа дня у него сломалась машина в 300 км от Москвы, причем сломалась так, что пришлось ее транспортировать обратно и там чинить, и на концерт он, конечно, не успел. Пришлось отдуваться мне.

 

Теперь о приятном… О концерте Кланн Лир в Жуковском я упомянула. Конечно, для Мельницы было страшно круто выступить в Горбушке, и после концерта мы пили в гримерке пиво в состоянии полной эйфории: "Мы круче всех! Мы звезды!!". Но вообще что-то однозначно самое приятное выделить не получается: я вообще к выступлениям отношусь позитивно, хотя идеальных выступлений не бывает почти никогда. Слава Богу, однозначно ужасные концерты случаются достаточно редко!

 

Политика, то что, пожалуй, начинает волновать все больше и больше народу в России и что стоит на втором месте после сериалов. Тебя интересует политика или ты аполитичный человек по сути? Твоя позиция?

 

Я достаточно аполитичный человек по сути ("ученый - это пустынник в большом городе…"), но сейчас, по-моему, не следить за тем, что происходит в мире вообще и в России в частности, просто нельзя, потому что идет война. Но я не из тех, кто ходит на митинги и с готовностью комментирует события… Вот сейчас, когда произошел захват детей в Беслане, мне позвонили с Ирландского телевидения и попросили дать им интервью на ирландском, что я обо всем этом думаю. Да мне по-русски тяжело сформулировать весь шок, и боль, и ненависть, которые я испытывала тогда! Но важно быть способным испытывать эти чувства, важно понимать, что такое война; мне страшно от того, что сейчас многие молодые люди вообще не представляют и не хотят представить, что такое была для нашей страны Великая Отечественная Война, хотя у каждого из них на той войне погиб или был ранен родной человек. Мне больно и жутко от того, что героизм наших дедушек и бабушек становится для них предметом шуток. Мой прадед, полковник кавалерии и герой партизанской войны в Западной Украине, погиб в Винницком концлагере, перед этим дважды бежав оттуда. Его растерзали собаки. Моему дяде, который занимался поисками следов деда Ивана, стоило большого труда выяснить эти невозможные, страшные, трагические обстоятельства его смерти; но мы никогда не жалели, что узнали их. Когда я думаю об этом, меня начинает трясти от ненависти; но я хочу об этом помнить, я хочу хранить чувство во всей его остроте. И я считаю, сейчас особенно важно, чтобы у каждого из нас было такое чувство, чтобы он мог голыми руками голову оторвать тому уроду, что может выстрелить в ребенка.

 

 

Ты играешь на гитаре и ирландской арфе, хотелось бы освоить что-то еще? Если да, то что?

  

Я еще и на фортепьяно играю, только редко!.. Когда я и думать не думала про арфу, я хотела играть на лютне - красивый, стильный инструмент, и для него написана масса чудесной музыки. Но сейчас я думаю, что распыляться не стоит; "я не волшебник, я только учусь", и мне надо заниматься на арфе и восстанавливать навыки фо-но.

 

Ты серьезно занималась и занимаешься историей и культурой Ирландии, ее традициями, народной музыкой. Насколько серьезно это увлечение? Это просто хобби или нечто, намного большее? (на этот вопрос мы тоже знаем ответ ;-)) И чем именно тебя привлекает Ирландия?

 

Это не увлечение… Это моя работа, а теперь еще и личная жизнь. Мне уже трудно вспомнить, чем именно меня привлекла Ирландия в самом начале, я уже настолько привыкла к собственной "ирландскости"! Разные есть факторы; например, что кельтские языки оказались полем непаханым для сравнительного лингвиста, а от исследования древних текстов у любого филолога ум за разум зайдет; или что мой голос подошел для ирландской техники пения; или то, что мне очень нравятся море, и обрывы, и фуксии, и вереск, и олени, и овечки... А картошка мне не нравится!

 

Любимый напиток? (и на этот счет мы осведомлены ;-))

 

Все не так просто… Я раньше много пива пила и честно любила Гиннесс. Надоело. Теперь предпочитаю Мукузани и другие сорта грузинского красного вина; я неплохо в них разбираюсь и у нас, слава Богу, есть возможность пить настоящее вино. ("Он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино".) Еще люблю кубинский коктейль мохито с ромом и мятой…

 

Пользуясь случаем, еще раз поздравляем тебя со вступлением в законный брак. Можешь немного рассказать читателям о том, кто счастливец? (Мы-то знаем, что это Джеймс О’Шей, но хотелось бы услышать от тебя). И  как прошло свадебное путешествие? Почему именно Грузия?

 

Спасибо большое! :-) Счастливец (надеюсь, что счастливец!) - настоящий ирландец, дипломат, красавец, умница и певец. Зовут Джеймс О'Шей, и родом он из графства Керри, одной из самых-самых красивых и вдохновенных областей Ирландии. Мы познакомились в Москве в 2000 году, когда я пристала к нему с рабочими университетскими делами (как бы нам ирландских книг достать?); потом я сделала хитрый ход, уехав в ту самую Ирландию на полгода, а когда вернулась, тут и началась какая-то химия, и мы еще полгода ходили друг вокруг друга, пока зимой 2002 года Джеймс не сходил на мой концерт. Тут-то все и стало понятно, и с тех пор мы вместе.

 

Свадебное путешествие прошло великолепно! Неделю мы жили в горах, и несмотря на то, что дойти до вершины Казбека (5037 м.) нам так и не удалось из-за снежных бурь, высоты 4300 м. мы достигли, а также исходили все окрестные ущелья, съели много хинкали и выпили много чачи. :-)

 

Выбор пал на Грузию вполне естественно - это наша любимая страна, и, по нашему глубокому убеждению, самая красивая страна на свете. Там друзья, там мы впервые вместе ходили в горы, и там в мае этого года Джеймс сделал мне предложение - в монастыре Джвари, возле Мцхеты, "там, где сливаются, шумя, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры". И на следующий день мы получили благословение грузинского священника в древней чудотворной церкви. И следующим летом, конечно, мы снова планируем лезть в те же горы и пить то же вино...

 

Кстати, свадебный процесс еще далеко не закончен - следует вторая серия, венчание в Ирландии с настоящими ирландскими свадебными праздненствами.

 

UPDATE: А мы вот только что вернулись из второго свадебного путешествия по Уэльсу - замки, горы и вообще красоты, и еще там говорят по-валлийски!.. Венчание неделю назад прошло замечательно. У нас была очень креативная служба на трех языках - английском, русском и ирландском; три сестры Джеймса были моими подружками (в обалденных изумрудных платьях), и потом была настоящая ирландская свадьба с песнями и плясками.

 

Каковы твои планы, творческие и жизненные?

 

Я должна сказать - я сейчас очень, очень счастливая. Оказалось, что можно писать песни и музыку, будучи счастливой, и черпать вдохновение не из собственной боли, а совсем наоборот. Во мне теперь столько мыслей, звуков, образов - и столько сил! И поэтому мне кажется, что все будет хорошо.

 

Я получила грант правительства Ирландии, и буду в ближайший год заниматься лингвистическими исследованиями в Тринити-Колледже в Дублине; Джеймс тоже возвращается в Дублин, чтобы работать в Министерстве Иностранных Дел. Конечно, я буду приезжать в Москву так часто, как смогу, и концертная и студийная активность "Мельницы" и "Кланн Лир" с моим отъездом совершенно не заглохнет. Следующим летом планируем с "Мельницей" всякие интересные гастроли, надеюсь, получится... Я очень хочу что-то в плане музыки сделать и в Ирландии; посмотрим, что получится; вообще хочу привезти туда "Кланн Лир". Буду заниматься арфой, буду заказывать большой инструмент.

 

Какие еще планы... Вот имена для будущих детей придумала. :-)

 

Твоя будущая поездка в Ирландию, нет ли у тебя желания выступить там со своим репертуаром?

 

Честно говоря, несколько ирландских коллег уже встали в очередь за будущим альбомом Кланн Лир (или еще какой-то моей записью ирландских песен). Что же касается моего русскоязычного репертуара, я опасаюсь, что это здесь будет не слишком интересно, потому что текстов никто не поймет. Так что надо придумать что-то еще!

 

Спасибо, Наталья, за столь подробные и интересные ответы!

 

Спасибо за массу интересных вопросов; я уже давно хотела вот так спокойно о многом рассказать. Надеюсь, читать этот опус людям будет так же интересно, как мне работать над ним.

 


Интервью вел Арман Гаспарян

 

Интервью подготовлено Арманом и Аленой Гаспарян эксклюзивно для портала ShadeLynx.