Цитадель Олмера представляет:                       
Clann Lir в Петербурге

Спасибо. Очъень ирландски…

13 июня….

Встречать Clann Lir на вокзал мы с Альфом Кэбром ехали с некоторым трепетом. Все ж таки Хелависа, Юра Андрейчук, Володя Лазерсон, Нина Гвамичава это действительно звезды нашего фолк мира. "Про Хелавису мы и так все знаем что это круто, а вот послушаете Андрейчука - это ого-го, вот увидите!" - рассказывал Танк, вокалист группы "Два Пенни Для Леприкона" благодарным слушателям у клуба "Молоко" 17 июня. Это действительно ого-го, как и все остальное у "Детей Лира". И клавесинный маньяк Костя Вышинский (который мучал свой инструмент при любой возможности), и красивая (во всех отношениях) арфа Нины, и волынка Лазерсона… пусть в их музыке мне и не хватало драйва - ("а теперь мы сыграем печальную джигу" - "а это что, была веселая?" - из диалога на концерте) - но зато в душе она играла на каких-то струнах, отвечающих за чувство прекрасного. По прибытии в Петербург Юрий Андрейчук рассказал весьма забавную историю. Дело было довольно давно, еще в 90-е, когда "Воинство Сидов" играло на презентации некой ирландской книги. Были официальные представители из ирландского посольства, в том числе и секретарь посольства, который отвечал за связи с общественностью. Не сегодняшний, замечательно понимающий (да и сам поющий, как видели посетители Молока) музыку Джеймс О'Шей, а другой… большой любитель лыж и театра, в гробу видевший эту музыку и этих русских… После долгого мучительного прослушивания всех выступавших, он осознал, что теперь настало его время выступить, сказать что-то про цель мероприятия, поблагодарить и т.д. Секретарь встал и произнес фразу, ставшую впоследствии крылатой в московском фолк-мире - "Спасибо. Очъень ирландски". Собственно к чему я это все? Эта фраза вертелась у меня в голове все пять дней пребывания "Клана Лир" в городе. В общем то, ей можно выразить главные ощущения от всех концертов, если произнести с другим выражением. Спасибо ребята, это было очень ирландски.

Как кубинцы приехали в Петербург

А первым, что рассказал Андрейчук на петербургской земле был анекдот про кубинцев. Вы помните, если были на концерте "Мельницы" - его любит рассказывать Хелависа - "Это не так кубинцы? - Это не так Фидель!". "Ну вот, кубинцы снова в Петербурге, а великая кубинская революция с форума мельницы неуклонно распространяется" - понял я. Спустя несколько часов, приехал и Чус с большой мельничной группой поддержки и возникло уж совсем ирреальное ощущение, что "Мельница" никуда и не уезжала. Вскоре Clann Lir отправился встречать ирландский корабль, с моряками которого за несколько дней очень сдружился и не один раз играл у них на борту, а мы пошли гулять по городу всей прибывшей кубинской компанией. Только Хелависы не хватало - ведь в официальной программе значилось выступление на литературном приеме в музее Набокова, где Шеймус Хини, нобелевский лауреат и большой друг Бродского читал свои стихи и стихи своего друга. Да простят меня литераторы, но я предпочитаю стихи Йетса, Гумилева и Хелависы.

Как я шел на ирландскую вечеринку, а попал на готическую.

В 11 вечера была запланирована ирландская вечеринка в клубе Фронт. Теперь я понимаю что это, наверное, была не лучшая идея, но все другие клубы были уже заняты, когда стало известно о прибытии "Клана" в Петербург. Перед нами должна была играть хорошо мне известная готик-роковая группа ParaBellvm (точнее, сами они вроде называют себя dark punk, но готическая тусовка упорно их концерты посещает). К 10 вечера они должны были закончить и "Kroashent" (выступающий первым) начать настройку звука. Войдя в клуб я увидел господина Ершова, басиста ПараБеллумов. "А ты что тут делаешь?" - спросил меня он. "Да вот, вас послушать пришел" - почти не соврал я. "Ты ж нас не любишь? Да и ты разве из этих?" - покосился он на блуждающих по клубу готов. "А как же!" - опять почти не соврал я. В общем, как выяснилось, выступать они даже еще не начинали. И где-то до 23.30, пока Мара не спел "Что я буду делать завтра? Что я буду делать завтра? Что я буду делать завтра? Бееез тебя!" и они с Ершовым не поцеловались торжественно, я с удовольствием слушал Para Bellum. Не уверен что его разделили остальные подходящие в клуб любители ирландской музыки. Тем более, что со звуком было плохо.

Как мы во Фронте воевали

"Звук во Фронте был не плохой, его там вовсе не было" - метко заметил на следующий день кто-то. Звука действительно не было. Хотя непростое сражение с аппаратом и местным звукооператором продолжалось долго, но в силу убогости техники было проиграно. Третий час ночи. "Я не знаю может у них там в Москве стоит супертехника в каждом клубе" - чуть не плача говорит Игорь, звукооператор (и арт-директор по совместительству) клуба Фронт "А я тут все сам по винтику собирал! А он, он… приехал, все мне перекрутил, все раскритиковал!" Он - это White Eagle, главный человек по звуку у "Клана Лир" и "Мельницы". Игл и вынес на своих крыльях все трудности этого сражения, но родные стены помогли Игорю, и он оставил поле боя за собой. Не думаю, что это было к лучшему.

14 июня

dn1-0044-23fix

Пока доигрывали ParaBellvm и начинали настраиваться Kroashent "Клан Лир" вылез во дворик у клуба и решил там порепетировать. Думаю, все жители окрестных домов были очень рады бесплатному концерту. В клуб постепенно собирался народ и музыканты. Кое-кто из готов даже решил задержаться… а так в итоге собралось более 120 человек. Во всяком случае - было тесно. "Кроасхент" же в это время, окончательно отчаявшись добиться желаемого звучания, решил перейти от саундчека к концерту. Произошло это как-то плавно и почти незаметно, но в клубе вдруг заиграла танцевальная ирландская музыка. Публика приняла данный факт с чувством глубокого удовлетворения. Одни принялись танцевать (никогда не думал что это возможно в маленьком помещении перед сценой "Фронта"), другие просто слушать, сгрудившись у сцены или у "курятника" звукооператора, третьи продолжили общаться в соседних зальчиках, слушая музыку и потягивая пиво. Народ все время откуда то прибывал, хотя метро то уже было закрыто. Например, с первого дня метал-фестиваля "Русская Рулетка" приехал Костя Тролль ("Тролль Гнет Ель") c компанией. Тролль был быстро познакомлен с гитаристом "Мельницы" Чусом и получил ряд ценных советов по продвижению в Москве троллиной музыки. "Кроасхент" умудрялся играть, танцоры танцевать, чем удивляли московских гостей.

Танцы продолжились и на выступлении "Клана", что ввергло "Лировцев" и вовсе в состояние восторженного удивления. "В Москве на нас не танцуют" - рассказывала Нина Гвамичава позже. "Под нашу музыку танцевать сложно, поэтому все боятся ошибиться и не попасть в такт. А тогда будет кривая ухмылка стоящих рядом знатоков. Которые сами не танцуют, но все точно знают, как надо и как не надо делать . Вот и боятся … а у вас молодцы. И даже танцевали то хорошо". Эти слова Нины потом подтвердились неожиданным образом, впрочем об этом позже. А пока Клан Лир начал играть. При их негромкой камерной музыке это было еще труднее. Да и акустика у зала Фронта странная… звук несколько раз успевает облететь помещение и вернуться назад. Что в итоге все же не очень помешало оценить музыку - медленную, печальную и красивую. Вообще, несмотря на звук и духоту почти все питерцы, после концерта, говорили, что вечеринка удалась. Менее привычные к такой обстановке москвичи нещадно ругались. Ирландские песни про любовь рыжей девушки сменялись валлийскими о черных дроздах и шотландскими добрыми историями о клановой вражде. Медленные рилы и печальные джиги. Три замечательных голоса, клавесин и арфа… конечно Фронт не давал возможности оценить все это в полной мере, но в первом приближении вырисовывалась очень вкусная картина. По крайней мере большАя часть тех, кто был во Фронте, дошла потом и до Молока. Понравилось значит?

А в это время незаметно для участников вечеринки разворачивалась еще одна война. Думаю, что все заметили появившихся во Фронте двух байкеров - русского и немецкого. Их было трудно не заметить, уж больно много шума они производили. Открою секрет, этих байкеров у Фронта было куда больше двух. Только немцев человек 40. Уж не знаю, откуда они приехали, но все жаждали попасть в клуб. Представляете сколько бы шума создали 40 байкеров, если 2 умудрились заглушить все и всех (пока их не попросили пойти в самый дальний зал)? В общем, в результате действий администрации колонна удалилась дальше. За что им большое спасибо.

Ближе к четвертому часу на сцену вышли "Бестиарий". Зазвучала их обычная "ингерманландская" музыка, а я понял что шесть часов в "Фронте" это уже перебор. Очень хотелось послушать выступающих последними "Два Пенни для Леприкона". Уж очень они мне понравились в Выборге. Это как раз пример того, как фолковую музыку можно исполнять с драйвом, без всяких добавлений рока. (Кстати, по рассказам досидевшего до утра Чуса и в этот раз "Пенни" выступили отлично). Но увы, очень захотелось свежего воздуха. И мы пошли гулять в сторону мостов.

dn1-0044-27fix


Как Clann Lir поплыл

Весь день 14 июня я провел на метал-фестивале "Русская рулетка". Впрочем, это тема отдельного и совсем другого рассказа. Clann Lir должен был выступать на "Волынщике", но его, как известно, отменили из-за вреда волынок для генофонда нации. Потому, чем занимались остальные музыканты Клана Лир я могу судить только по рассказам, но они успели побывать и на ирландском корабле и в гостях у одного из Леприконов Тёмы "Шерифа". Там происходили попытки курить кальян (кальян активно сопротивлялся этим попыткам) и просматривать видеокассеты с выборгского "Майского Дерева" (видеокассеты сопротивлялись меньше). В общем, в результате раскуривания кальяна (а может и не в этом дело?) вся компания решила отправиться в плавание по Неве. К этому вопросу был подключен и ваш покорный слуга, как раз вернувшийся с фестиваля.

15 июня

Волею судеб я был произведен в корабельные священники, и стал зваться отцом Шерханом. Если конечно можно назвать кораблем тот катер, на котором мы отправились покорять Невские просторы. Наверное, мое святое присутствие помогло и мы удачно преодолели почти морские волны, победили почти зимнюю стужу и избегли расположившихся по берегам любителей шашлыков (наверняка из человечины : ). Гм… что- то я увлекся. В общем, нам удалось лицезреть все красоты Невы и части финского залива. Хорошо поплавали.

Дальше мои воспоминания о 15 июня становятся какими-то прерывистыми. Помню только, что The Dartz праздновали "Eve of the Bloom's Day" - Канун Блумова дня в акустической версии. Не поймите неправильно, я просто решил в этот день немного поработать. Потому сразу перехожу к собственно Блумсдею.

16 июня, Bloomsday

Именно 16 июня 1904 года скитался Леопольд Блум по Дублину. Герой Джойсовского "Улисса" прошел путь от гонения до национальной достопримечательности. Сейчас "Блумсдей" наряду с Патриком главный международный ирландский праздник. Хотя мы в Петербурге не можем, как ирландцы, следуя за страницами книги, повторять одиссею Блума, но празднуется блумсдей кажется уже в пятый раз.

Как Хелавису за фсбшницу приняли

Хотя день и прошел под знаком имени Леопольда Блума, начался он, все же, с того, что нас повеселила Хелависа очередной историей. Сдружившись с командой "Этны" она вчера решила отправиться поболеть за ирландцев в футбольном матче с нашим военным флотом. Победила как обычно дружба, но история не в этом. На матче присутствали исключительно военные чины. Один их них и решил поинтересоваться "откуда здесь такая красивая девушка". Второй легко развеял его сомнения - "да разве не видно?" - голосом знатока сказал он - "Академия ФСБ. Старший лейтенант". Старший лейтенант ФСБ не стала опровергать версию, а напротив - весь оставшийся день строила всех окружающих.

Как русские слушали речи на английском, а ирландцы смотрели спектакль на русском.

Празднование "Блумсдея" на этот раз проходило в стенах Университета. Туда было приглашены все ирландцы (большая часть все с того же корабля) и официальные лица, и тот самый поэт и нобелевский лауреат Шеймус Хини. С нашей стороны присутствие было тоже немалым. Среди выступающих Clann Lir и Reelroadъ (которые создавали музыкальное сопровождение происходящему) и танцевальный коллектив "Хампти-Дампти". Были конечно и многие другие. Например, прибывшая из Москвы для проведения мастер-классов по танцам звезда (известная как Игорь Денисов или Иридан). "Как прошел концерт во Фронте?" - осведомилась звезда. "Очень хорошо, питерские ребята такие молодцы, так танцевали хорошо" - c энтузиазмом ответила Нина. "Ну ну"- скривила лицо звезда - "Прыгали наверное, а не танцевали?". Тут то я и вспомнил Нинины сетования на то, что в Москве под Clann Lir не танцуют. Хотя может причиной все-таки слишком медленная для танцоров музыка.

Clann Lir сыграл свой первый номер, музыку встретили бурными аплодисментами (особенно счастливыми выглядели лица ирландских моряков). После этого, правда, моряки заскучали, ибо Шеймус Хини начал произносить долгую речь о связи ирландской и петербургской культуры вообще и Джойса с Набоковым и Бродским в частности. Речь была на английском и без перевода, но вроде все собравшиеся все понимали (ирландцев вообще понимать проще, чем англичан :) и исправно хлопали и смеялись в нужных местах. Еще один номер "Лира" и еще одна речь, снова по английски, но на этот раз какого-то нашего деятеля. Этот деятель долго рассказывал о том что "Джойс это наше все" (я всегда больше любил Йетса, я уже говорил? :) и что только он умел так совмещать земное и небесное, прекрасное и уродливое, возвышенное и грязное. Совсем уже заскучавшие ирландцы вновь обрадовались появлению танцоров в сопровождение музыкантов Reelroadъ. Далее Reelroadъ играли, Clann Lir подыгрывал, а танцоры танцевали. Не являюсь специалистом и не могу сказать насколько хорошо "Humpty-Dumpty" это делали, но, что они старались, и что даже на лице Шеймуса Хини загорелась улыбка это точно.

А дальше бедных ирландских матросов ждало самое большое испытание. Моноспектакль по "Улиссу" на русском языке… Возможно исполнявший его актер и хорошо это делал, но, не понимая ни единого слова оценить его им, наверное, было сложно. Мы же отправились закачивать вечер в ирландском баре "Шэмрок", куда, впрочем, вскоре переместились и остальные выступавшие и часть моряков.

17 июня

Последний день пребывания в Петербурге и самый главный (для меня, во всяком случае) концерт. В "Молоко" все собирались неспешно и постепенно. Первыми на разведку прибыли мы с "Вайт Иглом". Выяснилось что "Молоко" довольно сильно поднялось в плане аппарата с концерта "Мельницы". Появился и новый пульт и новая "обработка", хотя проблем со звуком осталось конечно все равно не мало.

"В Ред Клабе" лучше чем у нас" - честно признался звукооператор "Молока", хотя в общем то это и так очевидно. Но из музыкальных клубов такого плана "Молоко" все таки после "Реда" на втором месте. А если в него не набивается более 300 человек, как было в прошлый раз, то и вовсе можно жить. Такого уж большого наплыва народа мы не ожидали - "Клану" еще предстоит зарабатывать популярность "Мельницы" (да и музыка у него все же "не для всех"), так что в этом отношении я не волновался. Волноваться я начал, когда время концерта подходило, а народа почти не было. Музыканты постепенно отстраивали инструменты. Появились Джеймс (тот самый, который секретарь посольства Ирландии), а позже и найденная где то на ирландском корабле флейтистка по имени Ниив ( о том что ее хотят позвать выступить вместе с Кланом, известно было уже несколько дней как). Поскольку по-русски Ниив ни слова не знала, пришлось встречать ее у дверей клуба. Мы менялись на этом посту, повезло, в конце концов Джеймсу. Первое время у меня было ощущение, что я знаю лично всех присутствующих в клубе зрителей. Собственно треть из 150 на взгляд (или 120 по билетам) зрителей я правда знал. Облегчение я испытал (поняв, что стыдно перед москвичами из-за малого количества народа не будет) уже часам к 8-ми, когда у входа начали образовываться небольшие очереди. В итоге на концерте присутствовали и Белкин из ReelRoadъ и Ди Курцман из The Dartz и Танк из "Леприконов" и Тролль из "Тролль Гнет Ель" и многие, многие другие. За что им собственно большое спасибо, хотя, надеюсь, они получили от музыки удовольствие.

Возвращаясь к самому концерту, мы все услышали (правда в отличии от Фронта в более приличном качестве на этот раз) все те же медленные, печальные и красивые народные ирландские, валлийские, шотландские, бретонские и даже английские песни и танцевальные мелодии (во всяком случае музыканты утверждали, что мелодии танцевальные :). Некоторых из них наша публика никогда не слышала, некоторые слышала в других вариантах. Например, при исполнении одной из песен в зале раздался удивленный возглас …. "Ой…. Это же "Первая скрипка сентября!" ( The Dartz говорили в свое время, что взяли мелодию "Скрипки" c диска бретонской группы "Try Yann"). Все песни сопровождались небольшими текстовыми вступлениями в исполнении Хелависы, Андрейчука или Гвамичавы, рассказывающими краткую предысторию того, что сейчас будет исполнено. Это было не менее интересно, чем музыка. Сущность ирландской души и ценность овец по сравнению с девушками, вредоносность клана Кембеллов, незадачливая мама, уехавшего в Америку паренька, пирог с папоротником, как зеркало ирландского быта, странные валлийские обычаи дарить любимым черных дроздов… чего там только не было. Были и танцы опять. Хотя в Молоке, как показалось, места для них было еще меньше. А желающих не меньше, особенно когда к "Вилланельцам" присоединились и прибывшие "Хампти-Дампти". Еще одной достопримечательность концерта - вместе с "Clann Lir" сыграли и спели вышеупомянутая ирландская флейтистка и Джеймса О'Шей. В общем, полтора часа концерта пролетели как один миг. Всем хотелось еще, но в 23.15 на Московском Вокзале ждал поезд. Куда музыканты Clann Lir и были препровождены. "Спасибо. Очъень ирландски…". Или я уже это говорил?

dn1-0043-36fix© Шерхан

 

 
TopList