Рецензии

Вера Камша, "Темная Звезда" & "Несравненное Право"

Wanderer

Вера Камша - восходящая звезда русской фэнтези. Известна широкой публике по двум книгам из цикла "Хроники Арции". Достаточно ли двух книг для того, чтобы обрести известность или нет? В данном случае ответ положителен. Достаточно. Достаточно даже одной, если она – настоящий продукт творчества. Слово "творчество" произошло от слова "творить", что в нашем случае значит создать что-либо от всего сердца, вложить душу. Я не знаю рейтинга книг в издательстве, я не знаю объемов продаж, но могу предположить, что на утро после издания книги Вера Камша проснулась знаменитой. Фразу эту можно считать избитой, но тут она вполне справедлива. Хотя так ли знаменита Вера Камша? Многие, с кем я говорил, не знают о ней, однако же те, кто прочел хотя бы "Темную Звезду" говорят, что ничего подобного они еще не читали и очень хотят увидеть (и купить, не пожалев денег) новые книги.

Вернусь немного в прошлое. Как я впервые узнал о книгах Веры Камши? Как пишут во многих анкетах - по совету друга. А незадолго до этого бегло просмотрел информацию о книге и авторе на сайте Ника Перумова. Разговор о книге заставил вспомнить ту информацию. Наступил период раздумья – купить или не купить? Прошла неделя, вторая... А потом я решился! И на неделю выпал из потока мира, провалившись в мир Арции... Рискну предположить, что в этом я был не одинок. Книге не хватало рекламы (хотя был ли смысл ее делать?), она походила на бриллиант в груде стекляшек: с виду на одно лицо, однако стоит чуть присмотреться...

Хотя тут же я столкнулся с еще одной проблемой. Читать "Темную Звезду" было просто невозможно! В книге, изобилующей терминами и специфическими словами, толковый словарь сделали в конце, а ссылки на словарь отмечали звездочками. О эти ссылки, о эти звездочки!.. Очень много информации дается в начале книги: названия месяцев, часов, выражения диалекта местных жителей... И по каждому поводу приходилось лезть в словарь, а значит пролистывать книгу до конца и искать нужное слово, а найдя возвращаться обратно. На десятом слове это надоело. Бросить книгу или же не заглядывать в словарь? Уж лучше дочитать, а значения незнакомых слов будут ясны из контекста.

И я продолжил. А страницы с тридцатой втянулся. И забыл про все неувязки со словарем. Книга зах-ва-ти-ла! А если это случается, то можно и не задумываться – книга интересна.

В первой книге перед нами предстает "политический детектив". Интриги, заговоры, отравления происходят на "готическом" фоне королевского замка со всеми атрибутами. Однако сразу скажу – почти все каверзы предсказуемы. Иногда сама автор дает нам намеки в стиле "зря он это сделал", иногда это несложно определить и без подсказки. В качестве примера возьму следующую сцену: герои ведут разговор, о котором, по словам одного из них, никто не знает. Один из героев показан отрицательным, другой – положительным. А в комнате на столе стоит блюдо с яблоками. Причем на этот факт акцентируется внимание читателя. Комната и яблоки. Вроде ничего не обычного нет... Но как только положительный герой вдруг почувствовал себя несколько дурно, и отрицательный герой заметил это, то читатель сразу понимает – что-то не в порядке. Не надо долго думать, чтобы связать дурноту и яблоки, один из которых надкусил герой. Яблоки отравлены! Что мы и узнаем страниц этак через семь. Да, интриги предсказуемы. Но не возникает желания пролистать страницы до конца интриги. И это главное! Интересна не сама интрига (хотя и она тоже играет немаловажную роль), интересны герои и их действия. Мы знаем, что яблоки отравлены. А знает ли об этом герой? А если знает, то что? А вдруг у него припрятан какой-то козырь?..

В начале сюжет вяло и неспешно течет, но вскоре неторопливость сменяется бурным потоком, да так, что читатель не в состоянии это определить! От деревеньки с ее важными, но все же локальными проблемами в начале мы приходим к вещам, затрагивающим судьбы всего мира, началу глобальной войны и к начинающему сбываться пророчеству о конце света...

Я специально оставлю за бортом все сюжетные перипетии, дабы не лишать читателя удовольствия, и перейду ко второй книге. Охват сюжета кардинально изменился, королевство Таяна и старый замок сменились на практически весь обитаемый мир. Игра идет по крупному и герои, хотели бы они того или нет, несут огромнейшую ответственность. Герцог Рене, не шибко любящий официальность и политику, архипастырь Феликс, бывший недавно воином и теперь получивший в подчинение армию церкви и многие, многие другие – все они стали на борьбу со злом, от них зависит судьба всего мира. Банальность, скажете вы? А какая разница, скажу я. Книгу можно разложить на две составляющие: сюжет и язык. Мастерство писателя состоит в том, чтобы органично свести их в единое целое. Если ты напишешь книгу с просто потрясающим сюжетом, но будешь пользоваться простейшими предложениями на уровне пятиклассника, то да, работу конечно похвалят. Но толку то? Похвалят прежде всего не книгу, похвалят работу, похвалят придуманный сюжет. Мастерство писателя же сродни мастерству художника – он точно так же рисует, но рисует словами. Рисует истории. Работы мастера встретят с искренним удовольствием, он может создавать работы различной сложности, но они будут приняты с одинаковым восторгом. Потому что он – мастер. Мастер может из банальнейшей истории сделать захватывающее повествование, может так построить сюжет, что о банальности и простоте просто забудешь. У Веры Камши есть масса типичных сюжетов, которые множество раз использовались в самых различных работах. Но в сумме своей они интересны! Борьба со Злом, избранные герои, вставшие на защиту Добра, Древние Силы, даже философский жаб Жан-Флорентин – все они типичные герои типичных романов в жанре фэнтези. Ну и что? Какая разница, типичные они или нет, если читать о их судьбе действительно интересно?..

Сюжетную часть второй книги рассматривать также не зачем. Остановлюсь лишь на сцене сражения армии Узурпатора и Империи. Она описана очень живо и реалистично, так реалистично, что я ее увидел! Картина, возникшая в воображении, была настолько реалистична, настолько качественна!.. Такие вещи встречаются редко. Если когда-нибудь я увижу экранизацию этого сражения, то наверняка останусь неудовлетворенным. Это еще один и немаловажный плюс автору.

Осталось еще сказать об оформлении книги. Словарь терминов и героев сохранился, однако теперь туда не ведут назойливые ссылки, что весьма и весьма радует. А книга сама очень... весома. Почти восемьсот страниц! Этакий тяжелый кирпич в здание моей библиотеки... :-)

Теперь уже точно можно сказать, что мы получили сериал, причем качественный сериал. На второй книге все не кончается. Враг побежден, но не главный, зло отступило, но не надолго. Наступил Золотой Век, но он обязательно прервется пришествием Зла, причем Зло будет много сильнее и не допустит ошибок, позволивших победить его сейчас. Так что же делать героям? Нет! И Рене Аррой идет за моря на поиски бога, затеявшего все это. Нет! И эльфы прячут Герику, Эстель Оскору, являющуюся серьезнейшей помехой врагу (контроль над Эстель Оскорой, даст врагам огромный шанс на победу). Нет! И вся Арция замирает в ожидании чего-то, понимая, что не все еще кончено...

Все это мы узнаем в следующей книге Веры Камши.

 

www.fallout.ru

 
TopList