Роберт
Джордан
Robert Jordan
“Я не учитель,
я не гуру и не пророк. Я просто
рассказчик.”
© Роберт Джордан
Роберт Джордан псевдоним.
Настоящее имя этого американского
писателя Джеймс Оливер Ригни
Младший. Большую часть жизни он
прожил там, где и родился в 1948 году, в Чарльстоуне, в Южной
Каролине. У Джордана есть брат, на 12
лет старше , и он довольно сильно
повлиял на формирование
литературных вкусов. “Когда
родителям не с кем было меня
оставить, то роль няньки выполнял
мой брат”, - вспоминает он - ,”Он
читал мне вместо детских книг
Уэллса, Марка Твена, Жюля Верна, так
что я уже тогда приобщился к хорошей
фантастике”.
В биографии Джордана есть две
экспедиции во Вьетнам в составе
американской армии (1968-70 ), Бронзовая
Звезда и еще ряд наград. После
Вьетнама он попадает в Цитадель,
военный колледж в Южной Каролине,
где получает степень в физике.
Сейчас, Роберт Джордан, вспоминая о
своей учебе и работе, считает, что
физик - автор фентези это вполне
естественная комбинация. “Нельзя
заниматься квантовой механикой без
любви к фентези” – недавно заметил
он - "Достаточно
кошки Шредингера[1]
чтобы свести с ума любого
здравомыслящего логика".
После
получения образования Джордан
работает ядерным физиком, в
американском военном флоте. Там он
получает травму, которая приводит к
госпиталю и обилию свободного
времени. Джордан заполняет его
чтением, но книги скоро
заканчиваются, и он начинает писать
сам. C тех пор он не может
остановиться. Уже более 10 лет как он
женат ( его жена, Харриет
МакДугал – вице призидент TOR books и
редактор Джордана ), живет
в Чарльстоуне, в старом доме 1797 года.
Кроме писательства Джордан много
занимается историей – историей
военной, историей Чарльстоуна.
Любит рыбачить и плавать под
парусом, охотиться и играть в покер,
шахматы, бильярд. Собирает трубки.
Но в основном пишет.
Джордан
считает что фентези не похожа на
остальные формы литературы, так как
“достигает глубин человека,
дотягивается до его мечты”. Именно
поэтому авторы фентези творя свои
миры, приходят к старым временам,
когда легко было отличить добро и
зло, и создают вселенную с четкими
правилами.
Самая
известные книги Роберта Джордана
это конечно суперэпопея “Колесо
Времен”. Но еще до нее Джордан
приложил свою руку к миру Говарда,
написав несколько книг о Конане.
Писал он и под псевдонимами Reagan
O'Neal (исторические романы о
Гражданской войне в Америке, серия
Fallon ), Jackson
O'Reilly ( вестерны ), и Chang Lung (
театральная критика ).
“Я никогда не ставил на книгах
своего настоящего имени. В конце 70-х,
я думал о повести про Вьетнам, и
хотел поставить на ней свое имя. Я
решил, что буду выбирать псевдонимы
для разных жанров, и разных книг,
просто чтобы не было путаницы. Люди
будут четко знать – это фентези, это
научная фантастика, это вестерн, это
история. Я так
и не написал про наше время, а сейчас
боюсь моя книга о Вьетнаме уже не
будет никому интересна. Уже 30 лет
прошло…. “
Однако конечно именно Колесо
Времен принесло мировую
известность. Сложный сюжет,
византийская политика, персонажи,
которые, после многих лет с ними,
становятся для читателя почти
братьями или сестрами, загадки, о
которых до хрипоты спорят фаны,
богатый мир, при создании которого
использованы чуть ли не все земные
культуры ( христианские мифы,
скандинавия, артуриана, китай,
индейцы … ) –
все это Колесо Времен.
“Мое знания из физики повлияли на
идею “направления”, работы с
магией. Я попытался подойти к этому
так, как будто передо мной научная
проблема а не непознаваемое
волшебство. Можно даже сказать что
это Законы Термодинамики в
искаженной форме. Я думаю, что мои
исторические знания повлияли на
книги еще больше чем физика. Я не
пытался копировать какие либо
исторические культуры или периоды,
но мои представления о порядке
вещей помогли создать картину мира
Колеса. Ну и мой Вьетнамский опыт
тоже помог. Не для воссоздания
тактики боев, а для передачи
состояния человека, когда вокруг
хаос.”
Недавно Роберт Джордан объявил,
что Колесо Времен будет состоять из
12 частей. “Я знал последнюю сцену
Колеса с того момента как начал
работу над серией, и она не
изменилась. Я думал, что уложусь в
пять или шесть книг. Я никогда не
думал, что получится так длинно. Я
делал все как в историческом романе,
но очень много, как оказалось, нужно
объяснить читателю. В обычной исторической книге
читатель примерно представляет
себе особенности периода, о котором
он читает. Но я то писал не про
средневековье, не фентези с
рыцарями в сверкающей броне.“
Сейчас на
очереди 10-я – Перекрестки Сумерек,
которая должны выйти в начале 2003
года. Кроме того должны быть три
коротких приквела, один из которых
- переработанный и дополненный
рассказ Новая Весна, выходивший в
антологии Легенды.
“Я хотел бы исправить многое” –
говорит Джордан о своем главном
фентези-проекте – “и одновременно
не хочу изменять ничего. Я доволен
сюжетом, все идет, так как я и
задумывал, характеры персонажей
развиваются так, как я их видел.
Кроме того, закончив книгу, я вообще
не думаю о том, что сделано, все мои
мысли обращены в будущее, к
следующей книге. А с другой стороны,
я никогда не бываю доволен самим
текстом, мне все время кажется - что
то можно сделать и сказать лучше.
Только надо еще разок пройтись по
тексту, а потом еще разок, и еще…
если бы не Харриет я бы писал одну
книгу пять, а то и все десять лет. “
Колесо Времен особенно его первая
книга, во многом ассоциируется с
Толкиеном и Властелином Колец. Толкиен один из любимых
писателей Джордана, он перечитывал
его дюжину раз ( и кстати остался
доволен фильмом Питера Джексона ).
Так что эти ассоциации во многом
вызваны специально. “В Оке Мира я
как бы показываю читателю, что он
находится на знакомой территории.
Вот таверна “Девять Колец”, а вот
огир читает книгу “Плавание на
Запад”… “. Вот так, по знакомой
дороге, читатель приходит в
совершенно новый и яркий мир. Хотя
идея противостояния добра и зла
остается краеугольным камнем
фентези Джордана.
“Это то о чем я говорю,
необходимость битвы со злом,
трудность идентификации зла. В
современной литературе, если вы
начинаете говорить о добре и
зле вас немедленно обвиняют в
старомодности и зашоренности. Идея
меньшего зла не нова. “Если я украл
это плохо, но мой ребенок голодает и
может умереть. Что лучше чтобы он
умер или пойти на кражу?”. Но
сегодня это дошло до
вседозволенности - нет морали, нет
правды и неправды – убеждают меня.
Мы приходим к Платоновскому[2]
определению зла. К счастью в фентези
мы можем говорить о правде и
неправде, добре и зле и делать это
честно. Мы можем говорить о морали и
этике, и верить что это важно. Потому
я считаю, что фентези это
продолжение древнейших видов
литературы. Достаточно вспомнить
Беофульфа или Гильгамеша. “О нет,
это не фентези, это Литература!” –
говорят мне. Это фентези, как и
многое другое.
А что же будет дальше? “Продолжений
не будет. Я планирую другую фентези
серию, надеюсь, что она будет короче,
чем Колесо. Другой мир, другие
культуры и другие проблемы, хотя все
равно это будет история
столкновения и изменения культур. И
проблема понимания между мужчиной и
женщиной думаю в той или иной мере.
Мой редактор, Харриет, говорит, что
это шанс взглянуть внутрь Империи
Шончан[3],
но нет, это не Шончан, просто
стратифицированная (может даже
больше чем у них ) и иерархическая культура.”
Звучит интересно. Но для начала
надо дождаться Тармон Гайдон[4],
осталось всего три книги!
“Когда то я думал,
что если стану писателем то буду
жить на юге Франции, писать по утрам,
а потом отправляться на пляж, а
какой-нибудь блондинка, брюнеткой и
рыженькая в маленьком бикини будет
намазывать мою кожу маслом. Сейчас я
работаю по 60-80 часов в неделю, а до
пляжа добираюсь только если моя
жена палкой отгоняет меня от
письменного стола.”
[1]
Один из основоположников квантовой
физики, австрийский ученый Эрвин
Шредингер, размышляя о
странностях поведения частиц,
поставил в 1935 году мысленный
эксперимент, который до сих пор
смущает умы.
-Допустим,
-сказал Шредингер, - в закрытом
ящике находится кошка. Там же есть
счетчик Гейгера, баллончик с
ядовитым газом и радиоактивная
частица. Если последняя проявит
себя как корпускула, счетчик
радиоактивности сработает,
включит баллончик с газом и кошка
умрет. Если частица поведет себя
как волна, счетчик не среагирует,
и животное, соответственно,
останется в живых. Что можно
сказать о кошке глядя на закрытый
ящик?
С житейской
точки зрения кошка либо жива, либо
нет. Но законы квантовой физики
предполагают, что кошка и жива и
мертва одновременно с
вероятностью 0,5.
И такое ее
странное состояние будет
продолжаться до тех пор, пока
какой-нибудь наблюдатель не
снимет эту неопределенность,
заглянув в ящик.
Шредингер и
сам был не рад, когда запустил в
оборот такую абстракцию. Ученые
всех стран переполошились.
Выходит и человек может быть
наполовину жив - наполовину мертв,
или, наполовину здесь - наполовину
там? Особенно возмущались по
этому поводу научные идеологи в
СССР, где, как вы помните, царил
практически поголовный атеизм.
Ведь по всему выходило, что
квантовая физика допускала
существование Бога - того самого
стороннего наблюдателя, от
которого зависит состояние
человечества, живущего в "ящике"
под названием Земля! Цензура
вычеркивала малейшее упоминание
о "кошке Шредингера"...
[2]
«Самое великое зло – это
господство страсти, когда душа
дичает от вожделений.»
[3]
Одна из самых таинственных
империй в мире Колеса, созданная
потомками солдат, которых Артур
Ястребиное Крыло послал за океан
Арит и которые завоевали земли за
океаном. Шончан убеждены, что
всякую женщину способную
направлять, нужно обязательно
взять под контроль, дабы
обезопасить всех прочих; любого
мужчину же, наделенного таким
даром, необходимо убить – из тех
же самых соображений
[4]
Битва между Темным и Возрожденным
Драконом, которой должна
закончится эпоха согласно
пророчествам.
|