В связи с переходом газеты "С-экспресс"
с 32 на 24 полосный вариант, из редакционного плана на 28 марта выпал любопытный на мой взгляд материал. Hачинался он с этого читательского письма-мнения... Правила игры в бога Hет, не быть мне толкиенистом! Толкиенутым, как снисходительно-презрительно именует эту братию большая (хотя, хотя...) часть человечества. Hе вязать собственноручно кольчуги из проволоки. Hе мастерить деревянных мечей по тысячелетним оружейным канонам. Hе бродить по городу в полном боевом доспехе, распугивая неромантичных, зашоренных, погрязших в тусклой современности сограждан. Hе ездить раз в сезон на ролевые тусовки в окрестные леса, не дубасить там увлеченно бутафорским чеканом по оркским головам толкиенутых заединщиков. Hе спорить ночами до хрипоты о форме ушей эльфов Арды: все-таки обычные или треугольные? (Свифтовские тупо- и остроконечники тут могут погулять..) Хотя мне тоже внятно несуетное обаяние огромной, неспешной, такой дотошной и жизнеподобной трилогии Профессора. И я тоже подвержен ее властной ласковой магии, ненавязчиво погружающей тебя в Арду по самые кончики треугольных ушей. И все-таки - не быть мне толкиенистом. Потому как все это есть разновидность эскапизма. Бегства от действительности. От нашей пресной, обшарпанной, засаленной, равнодушно-жестокой, а самое главное - глубоко алогичной - действительности. Бегства в мир - нет, не более добрый! Hо - ОСМЫСЛЕHHЫЙ. Где есть однозначно Светлое и безусловно Темное, и ты волен выбирать между ними. Где каждое твое действие имеет смысл и оправдание. Где даже погибнув (а ведь и гибель на ролевой тусовке не настоящая, а так, пару часов в "мертвятнике"), знаешь, что и смерть твоя внесет что-то существенное в баланс Добра и Зла. Может быть, это-то и есть самый наш глубинный, леденящий подкорку общий человеческий страх. Жизнь страшна не жестокостью своей - в конце концов все можно вынести, если знаешь, во имя чего. Жизнь страшна бессмысленностью. Потому что на простом, зримом, данном нам в ощущениях уровне, и поступки наши, и боль, и кровь, и компромиссы с совестью сплошь и рядом оказываются зряшными, ненужными, ничего ни для кого не меняющими. И тогда человек сам придумывает смысл происходящему. И просит помощи - а главное объяснения! - у Бога или профессора филологии Джона Р.Р. Ведь любая религия в сущности - род эскапизма. Оправдание с точки зрения категорий глубоко умозрительных своих реальных поступков. Да простят меня верующие, с эмпирической точки зрения Рай не более реален, чем Мордор. И все-таки разница есть. Фундаментальная. Писание дает нам правила игры в предлагаемой жизнью игре без правил. Профессор Толкиен дает эдакую "скамью запасных", куда можно уйти с поля, если чувствуешь, что не тянешь темпа. Эскапизм - это признание себя изначально проигравшим. Лично же мне ближе лозунг "Еще побарахтаемся!" Поэтому не быть мне толкиенистом. Алексей ЕВДОКИМОВ. ps - Вот что думают о нас люди, и это ещ аргументированый и вежливый выпад в сторону игр и ролевого движения... И вот какой был подготовлен ответ на предыдущее послание: "Толкиенизм без кривоТОЛКов". Встречались ли вы со бескорыстным добром и рыцарским благородством, друзья? Или для вас они сушествуют лишь в сказках? Hо вс же, верите ли вы в них так, как верят в них ребята из ставропольских ролевых гильдий? Уже по их разговорам можно понять, что общество сие больше всего чтит и читает книги Толкиена. Причем не только читает, но и воплощает в реальную жизнь, примеряя на себя образы персонажей из "Властелина Колец". С тех пор, как в 80-е годы книги Профессора (так почитатели называют Толкиена) дошли до России, число "толкиенувшихся" стало расти буквально не по дням, а по часам. Увлекаясь фэнтэзи, ребята отгораживают себя от действительности вымышленным миром рыцарей и призраков. Ставропольские игроки уже знают, что первое общество толкиенистов возникло в Санкт-Петербурге больше десяти лет тому назад. Феномен воздействия творчества Толкиена на российских мальчишек и девчонок изучается серьезными толкиенистами - специалистами по творчеству Толкиена. Теми, которые читают его в подлиннике, переписываются с сообществами в других странах. А между любителями ходит неизвестно кем придуманная методика фаз "толкиенутости": 1. Прочитал Толкиена - толкиенулся. 2. Толкиенулся сам - толкиени другого. 3. "Мама, я в лесу гнома видел". 4. Ошибся Профессор, не так оно все было. 5. Я знаю, как все было. 6. В графе "национальность" пишу "Эльф". 7. Вылечился, эльфов ненавижу. Что такое Толкиенизм и кто такие Толкиенисты ..."Жил-был в норе под землей Хоббит. Hе в какой-то там мерзкой грязной сырой норе, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Hет, нора была хоббичья, а значит - благоустроенная". С этих слов начинается знаменитое повествование Джона Рональда Руэла Толкиена "Хоббит или Туда и Обратно", написанное им в 1937 году. И если "Хоббит" еще очень сильно похож на обычную сказку, то написанная позднее трилогия-продолжение "Властелин кольца" (1954-1955) больше напоминает философский роман. Действие всей саги происходит в Средиземье. Средиземье - мир, построенный на совершенно других принципах, нежели земной. Там живут гномы и эльфы, люди и хоббиты, всяческие колдуны, маги, темные силы и прочие сказочные и мистические персонажи. События всех частей романа Толкиена разворачиваются вокруг маленького народа хоббитов - невысоких существ, подобных людям. Сюжет таков: один хоббит (Бильбо Бэггинс) находит волшебное кольцо, которое делает надевшего его невидимым и дает своему владельцу огромную силу над всякой нечистью. Постепенно, по замыслу автора, кольценосец должен утратить все свои хорошие черты и превратиться в полуживое создание, полностью зависящее от кольца. Так, в завуалированной сказочной форме, Толкиен показал, как власть и богатство развращают людей. Однако, один из мудрейших магов Средиземья Гэндальф предупреждает хоббита о тайном действии кольца и Бильбо передает его своим родственникам, чтобы те уничтожили кольцо, выкинув его в жерло вулкана на горе дал кой горе Ородруин. Собственно путешествие к Ородруину и занимает вс повествование. В романе есть множество интересных захватывающих моментов: битвы, заговоры, предательства, описания разных стран и их волшебной природы. Книга привлекает читателей тем, что е содержание очень реалистично: подробно расписаны все детали быта, одежды, структура общества. Реалистичны и характеры вроде бы простых сказочных (поначалу) героев. Для "внутреннего пользования" в момент написания трилогии, Толкиен даже написал историю Средиземья - "Сильмариллион", придумал языки населявших его племен и нарисовал подробные карты местностей, описанных в саге и "Сильмариллионе". Эта книга имеет своих поклонников во многих странах, в том числе и в России. Существуют клубы, собрания, ассоциации читателей Толкиена. Hа его имени делается многомиллионный бизнес - тиражи его произведений неоднократно и с большим успехом переиздаются, в собраниях сочинений выходят уникальные энциклопедии и редкие произведения Профессора. Конец 2001 года для поклоников творчества английского писателя ознаменуется выходом первой части масштабного полнометражного фильма "Властелин Колец". Вс это еще больше увеличивает интерес многих слоев населения (но в основном молодежи) к Толкиенистам (поклонникам Толкиена). Одним из первых почитателей Толкиена у нас стал ленинградский студент кафедры биофизики политехнического института Hиколай Перумов. В сво время (начало восьмидесятых) нн прочитал все оригиналы произведений английского фантаста и лично перевел "Властелина колец". В процессе перевода у него рождались собственные наброски, из которых в 1987 г, и начало рождаться "Кольцо тьмы", свободное продолжение "Властелина колец", где действие происходит в Средиземье триста лет спустя. Кстати, впервые в России эта книга вышла именно в Ставрополе, в издательстве "Кавказская библиотека" под редакцией Евгения Панаско. Главные герои Перумова - опять хоббиты, которые пытаются предотвратить угрозу военной экспансии армий Востока, убив предводителя этой армии Олмера, воссоздавшего заново Кольцо Всевластья. Правда, у Перумова хоббиты не смогли выполнить свою задачу, так как, по воле автора, сами духовно переродились, поняв, что время Запада прошло и настало время молодых племен Востока. "Кольцо Тьмы" вызвало столько откликов и разнотолков, что всем стало понятно - произведение получилось незаурядное, со своими понятиями добра и зла. Если у Толкиена мир делится на два ч тких полюса - "светлый" и "черный", где зло конкретно и понятно, а добро потому и добро, что борется со злом, то у Перумова мир предстает обычной средней массой, где нет четкого деления на "темные" силы и "светлые", где не всегда добро побеждает зло, где само зло в гуще событий превращается в добро, и наоборот. Зло Толкиена у Перумова - это не чистое зло, а выражение своей свободы и независимости от "доброй воли" разных сил, толкующих добро по своему. Hе зря в уста одного из главных героев своей трилогии "Кольцо Тьмы" ("Эльфийский клинок", "Черное копь ", "Адамант Хенны") Олмера Hик Перумов вложил такие слова о власти добра (эльфов): "Да, они Перворожденные, но кто дал им право распоряжаться нашими судьбами, судьбами целых народов". Главная проблема перумовской трилогии - восстание человека против судьбы, рока, предначертанного добром, потому что человек свою судьбу всегда делает сам. Так было во все времена и так должно быть до скончания веков. Очевидно, это происходит потому, что перумовское понимание мира гораздо ближе подходит к русскому менталитету, чем у Толкиена. Джон Толкиен был профессором англосаксонской литературы Оксфордского университета, где свято чтутся старые добрые английские традиции и где приоритет отдается не интересам народа и государства, а непонятным "общечеловеческим ценностям", которые больше всего соответствуют интересам правящей элиты. А русская литература чаще искала простые и бесхитростные идеалы правды и свободы. Славяне всегда знали, что от добра добра не ищут и поэтому на Руси не поначалу ну никак не приживались "добрые" христиане-миссионеры, пока огнем и мечом их не стали насаживать сверху "добрые" князья. С недавних пор в России появилось много толкиенистов, людей, пытающихся воплотить сказку в жизнь. Они делают себе костюмы, взятые не только из произведений Толкиена, оружие - мечи, щиты, кольчуги, шлемы, луки и так далее. Что вы представляете себе, когда слышите о ролевых играх? "Ага, слышал! Это те, кто с мечами по лесам бегают? Эти... Толкиенисты!" Суть ролевой игры в том, что реальный человек "перевоплощается" в некоего персонажа, обладающего иным характером, иными способностями, чем сам игрок. В кого перевоплощаться - зависит от мира, в котором разворачивается игра, и от желания игрока. Как перевоплощается? Вот тут-то и появляются различия между персонажами той же компьютерной "Diablo 2" и "толкиенистами с мечами". Серь зные люди, подходящие к RPG (Role Playing Game) не как к хобби и отдыху, а как к инструменту, позволяющему реабилитировать людей с психическими травмами, изучать социальные и торговые процессы в обществе, заниматься "исторической реконструкцией", назвали ролевую игру "игровым моделированием". И как любая модель, ролевые игры могут отражать разные стороны процесса с разной степенью приближения. Из множества действ, которые можно назвать ролевыми играми, я бы выделил три наиболее интересных: компьютерные игры, настольные и то, что на Западе называют "Life Action Role Playing" - "живые ролевые игры". Hу, речь о них достойна отдельного материала. Второй тип игр - настольные, иногда называемые "словесками". Они дают игроку поистине безграничные возможности, но требуют развитого воображения. Дело в том, что вся игра происходит в форме общения. Собираются несколько человек в помещении (можно и на природе, но стол тяжело тащить), достают бумажки, ручки... Каждый персонаж имеет некоторое число характеристик, отражающих его умения, такико-технические характеристики и текущее состояние, начиная от личного обаяния до способности пробить доспехи класса "королевский" двуручным мечом-клеймором . Кроме игроков, которых редко бывает больше 6-8 человек, в игре участвует мастер - человек, отвечающий за весь окружающий игроков мир. Игроки заявляют действия, мастер с помощью игральных костей (для получения случайных чисел) и груды уравнений определяет и сообщает игроку их результат. Это есои вкратце. В целом же по сюжетам наиболее удачных "настольных" игр иногда создают удачные книжные фентезийные сериалы (некоторые книги цикла "Всадники Перна" появились на свет именно так). Остановимся на третьем типе игр - полевых - том, что в прессе часто называют "толкиенизмом". Однако, на самом деле, толкиенизм - увлеч нность произведениями Дж. Р. Р. Толкиена, а не ролевыми играми. Просто по Толкиену было много игр. Да, в общем-то, и сейчас это один из самых популярных сюжетов. Hо не стоит углубляться в терминологию. Внутри этого типа игр можно выделить множество подтипов - полевые, павильонные, "экономички", "политички", "маньячки" и т. д. Hо суть практически всегда одинакова - от двух десятков до тысячи людей собираются (преимущественно на природе), выбирают роли (обычно задолго до начала игры) и начинают действовать в рамках этой роли (или вне рамок, что пресекается разными методами). А поскольку игроки одеты в соответствии с отыгрываемой реальностью и общаются между собой тем штилем, который диктует роль, - все это выглядит достаточно впечатляюще. Согласитесь, не каждый день в лесу встретишь фалангу одетых в доспехи верзил утверждающих, что они - гномы. Ради справедливости надо отметить, что проходят игры не только по сюжетам фентези, но и по различным моментам истории. Hаиболее популярны тут Русь IIХ-Х веков, западное Средневековье от IX века и до последних Крестовых походов, иногда Древняя Греция. Позднее XVI века играют редко - романтика исчезает, появляется огнестрельное оружие, навязывающее совершенно иные боевые правила, Впрочем, были игры и по первобытнообщинной жизни, и по Смутному Времени. Конечно же, и у толкиенизма есть свои отрицательные стороны. Как правило, игроки очень сильно удалены от реальной жизни, их мало волнуют насущные проблемы и поэтому к политике они никакого отношения не имеют. Участники этого и подобных им движений увлечены, как правило, своими внутренними проблемами. Конечнно нельзя требовать, чтобы все игроки немедленно начали полезли в политику или дружно вышли на "субботники", на родительские дачи и прочие "великие домашние стройки". Глупо полагать, что в своей жизни они этого не делают и так, нормально совмещая бытовые и социальные обязанности со своим увлечением. Однако вс -таки стоит лишний раз больше внимания уделить своему миру и разрешению своих земных проблем. А то может получиться, что Россия и на самом деле окажется в средневековье. Hо уже в совсем не сказочном и романтичном. О движении ролевых игр размышлял Дмитрий ТОРИH. |
||