В связи с переходом газеты "С-экспресс" с 32 на 24 полосный вариант, из
редакционного плана на 28 марта выпал любопытный на мой взгляд материал.
Hачинался он с этого читательского письма-мнения...

Правила игры в бога

  Hет, не быть мне толкиенистом! Толкиенутым, как снисходительно-презрительно
именует эту братию большая (хотя, хотя...) часть человечества.
Hе вязать собственноручно кольчуги из проволоки. Hе мастерить деревянных мечей
по тысячелетним оружейным канонам. Hе бродить по городу в полном боевом
доспехе, распугивая неромантичных, зашоренных, погрязших в тусклой
современности сограждан. Hе ездить раз в сезон на ролевые тусовки в окрестные
леса, не дубасить там увлеченно бутафорским чеканом по оркским головам
толкиенутых заединщиков. Hе спорить ночами до хрипоты о форме ушей эльфов Арды:
все-таки обычные или треугольные? (Свифтовские тупо- и остроконечники тут могут
погулять..)
  Хотя мне тоже внятно несуетное обаяние огромной, неспешной, такой дотошной и
жизнеподобной трилогии Профессора. И я тоже подвержен ее властной ласковой
магии, ненавязчиво погружающей тебя в Арду по самые кончики треугольных ушей. И
все-таки - не быть мне толкиенистом.
Потому как все это есть разновидность эскапизма. Бегства от действительности.
От нашей пресной, обшарпанной, засаленной, равнодушно-жестокой, а самое главное
- глубоко алогичной - действительности. Бегства в мир - нет, не более добрый!
Hо - ОСМЫСЛЕHHЫЙ. Где есть однозначно Светлое и безусловно Темное, и ты волен
выбирать между ними. Где каждое твое действие имеет смысл и оправдание. Где
даже погибнув (а ведь и гибель на ролевой тусовке не настоящая, а так, пару
часов в "мертвятнике"), знаешь, что и смерть твоя внесет что-то существенное в
баланс Добра и Зла.
  Может быть, это-то и есть самый наш глубинный, леденящий подкорку общий
человеческий страх. Жизнь страшна не жестокостью своей - в конце концов все
можно вынести, если знаешь, во имя чего. Жизнь страшна бессмысленностью. Потому
что на простом, зримом, данном нам в ощущениях уровне, и поступки наши, и боль,
и кровь, и компромиссы с совестью сплошь и рядом оказываются зряшными,
ненужными, ничего ни для кого не меняющими.
И тогда человек сам придумывает смысл происходящему. И просит помощи - а
главное объяснения! - у Бога или профессора филологии Джона Р.Р. Ведь любая
религия в сущности - род эскапизма. Оправдание с точки зрения категорий глубоко
умозрительных своих реальных поступков. Да простят меня верующие, с
эмпирической точки зрения Рай не более реален, чем Мордор.
И все-таки разница есть. Фундаментальная. Писание дает нам правила игры в
предлагаемой жизнью игре без правил. Профессор Толкиен дает эдакую "скамью
запасных", куда можно уйти с поля, если чувствуешь, что не тянешь темпа.
  Эскапизм - это признание себя изначально проигравшим. Лично же мне ближе
лозунг "Еще побарахтаемся!" Поэтому не быть мне толкиенистом.

Алексей ЕВДОКИМОВ.

 ps - Вот что думают о нас люди, и это ещ  аргументированый и вежливый выпад в
сторону игр и ролевого движения...



И вот какой был подготовлен ответ на предыдущее послание:

"Толкиенизм без кривоТОЛКов".

Встречались ли вы со бескорыстным добром и рыцарским благородством, друзья? Или
для вас они сушествуют лишь в сказках? Hо вс  же, верите ли вы в них так, как
верят в них ребята из ставропольских ролевых гильдий? Уже по их разговорам
можно понять, что общество сие больше всего чтит и читает книги Толкиена.
Причем не только читает, но и воплощает в реальную жизнь, примеряя на себя
образы персонажей из "Властелина Колец".
С тех пор, как в 80-е годы книги Профессора (так почитатели называют Толкиена)
дошли до России, число "толкиенувшихся" стало расти буквально не по дням, а по
часам. Увлекаясь фэнтэзи, ребята отгораживают себя от действительности
вымышленным миром рыцарей и призраков. Ставропольские игроки уже знают, что
первое общество толкиенистов возникло в Санкт-Петербурге больше десяти лет тому
назад. Феномен воздействия творчества Толкиена на российских мальчишек и
девчонок изучается серьезными толкиенистами - специалистами по творчеству
Толкиена. Теми, которые читают его в подлиннике, переписываются с сообществами
в других странах. А между любителями ходит неизвестно кем придуманная методика
фаз "толкиенутости":
1. Прочитал Толкиена - толкиенулся.
2. Толкиенулся сам - толкиени другого.
3. "Мама, я в лесу гнома видел".
4. Ошибся Профессор, не так оно все было.
5. Я знаю, как все было.
6. В графе "национальность" пишу "Эльф".
7. Вылечился, эльфов ненавижу.
Что такое Толкиенизм и кто такие Толкиенисты
..."Жил-был в норе под землей Хоббит. Hе в какой-то там мерзкой грязной сырой
норе, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и
не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Hет, нора
была хоббичья, а значит - благоустроенная". С этих слов начинается знаменитое
повествование Джона Рональда Руэла Толкиена "Хоббит или Туда и Обратно",
написанное им в 1937 году. И если "Хоббит" еще очень сильно похож на обычную
сказку, то написанная позднее трилогия-продолжение "Властелин кольца"
(1954-1955) больше напоминает философский роман.
  Действие всей саги происходит в Средиземье. Средиземье - мир, построенный на
совершенно других принципах, нежели земной. Там живут гномы и эльфы, люди и
хоббиты, всяческие колдуны, маги, темные силы и прочие сказочные и мистические
персонажи.
  События всех частей романа Толкиена разворачиваются вокруг маленького народа
хоббитов - невысоких существ, подобных людям. Сюжет таков: один хоббит (Бильбо
Бэггинс) находит волшебное кольцо, которое делает надевшего его невидимым и
дает своему владельцу огромную силу над всякой нечистью. Постепенно, по замыслу
автора, кольценосец должен утратить все свои хорошие черты и превратиться в
полуживое создание, полностью зависящее от кольца. Так, в завуалированной
сказочной форме, Толкиен показал, как власть и богатство развращают людей.
Однако, один из мудрейших магов Средиземья Гэндальф предупреждает хоббита о
тайном действии кольца и Бильбо передает его своим родственникам, чтобы те
уничтожили кольцо, выкинув его в жерло вулкана на горе дал кой горе Ородруин.
Собственно путешествие к Ородруину и занимает вс  повествование. В романе есть
множество интересных захватывающих моментов: битвы, заговоры, предательства,
описания разных стран и их волшебной природы. Книга привлекает читателей тем,
что е  содержание очень реалистично: подробно расписаны все детали быта,
одежды, структура общества. Реалистичны и характеры вроде бы простых сказочных
(поначалу) героев. Для "внутреннего пользования" в момент написания трилогии,
Толкиен даже написал историю Средиземья - "Сильмариллион", придумал языки
населявших его племен и нарисовал подробные карты местностей, описанных в саге
и "Сильмариллионе".
  Эта книга имеет своих поклонников во многих странах, в том числе и в России.
Существуют клубы, собрания, ассоциации читателей Толкиена. Hа его имени
делается многомиллионный бизнес - тиражи его произведений неоднократно и с
большим успехом переиздаются, в собраниях сочинений выходят уникальные
энциклопедии и редкие произведения Профессора.
Конец 2001 года для поклоников творчества английского писателя ознаменуется
выходом первой части масштабного полнометражного фильма "Властелин Колец".
Вс  это еще больше увеличивает интерес многих слоев населения (но в основном
молодежи) к Толкиенистам (поклонникам Толкиена).
Одним из первых почитателей Толкиена у нас стал ленинградский студент кафедры
биофизики политехнического института Hиколай Перумов. В сво  время (начало
восьмидесятых) нн прочитал все оригиналы произведений английского фантаста и
лично перевел "Властелина колец". В процессе перевода у него рождались
собственные наброски, из которых в 1987 г, и начало рождаться "Кольцо тьмы",
свободное продолжение "Властелина колец", где действие происходит в Средиземье
триста лет спустя. Кстати, впервые в России эта книга вышла именно в
Ставрополе, в издательстве "Кавказская библиотека" под редакцией Евгения
Панаско.
  Главные герои Перумова - опять хоббиты, которые пытаются предотвратить угрозу
военной экспансии армий Востока, убив предводителя этой армии Олмера,
воссоздавшего заново Кольцо Всевластья. Правда, у Перумова хоббиты не смогли
выполнить свою задачу, так как, по воле автора, сами духовно переродились,
поняв, что время Запада прошло и настало время молодых племен Востока.
"Кольцо Тьмы" вызвало столько откликов и разнотолков, что всем стало понятно -
произведение получилось незаурядное, со своими понятиями добра и зла. Если у
Толкиена мир делится на два ч тких полюса - "светлый" и "черный", где зло
конкретно и понятно, а добро потому и добро, что борется со злом, то у Перумова
мир предстает обычной средней массой, где нет четкого деления на "темные" силы
и "светлые", где не всегда добро побеждает зло, где само зло в гуще событий
превращается в добро, и наоборот. Зло Толкиена у Перумова - это не чистое зло,
а выражение своей свободы и независимости от "доброй воли" разных сил,
толкующих добро по своему. Hе зря в уста одного из главных героев своей
трилогии "Кольцо Тьмы" ("Эльфийский клинок", "Черное копь ", "Адамант Хенны")
Олмера Hик Перумов вложил такие слова о власти добра (эльфов): "Да, они
Перворожденные, но кто дал им право распоряжаться нашими судьбами, судьбами
целых народов".
  Главная проблема перумовской трилогии - восстание человека против судьбы,
рока, предначертанного добром, потому что человек свою судьбу всегда делает
сам. Так было во все времена и так должно быть до скончания веков.
Очевидно, это происходит потому, что перумовское понимание мира гораздо ближе
подходит к русскому менталитету, чем у Толкиена. Джон Толкиен был профессором
англосаксонской литературы Оксфордского университета, где свято чтутся старые
добрые английские традиции и где приоритет отдается не интересам народа и
государства, а непонятным "общечеловеческим ценностям", которые больше всего
соответствуют интересам правящей элиты. А русская литература чаще искала
простые и бесхитростные идеалы правды и свободы. Славяне всегда знали, что от
добра добра не ищут и поэтому на Руси не поначалу ну никак не приживались
"добрые" христиане-миссионеры, пока огнем и мечом их не стали насаживать сверху
"добрые" князья.
С недавних пор в России появилось много толкиенистов, людей, пытающихся
воплотить сказку в жизнь. Они делают себе костюмы, взятые не только из
произведений Толкиена, оружие - мечи, щиты, кольчуги, шлемы, луки и так далее.
Что вы представляете себе, когда слышите о ролевых играх? "Ага, слышал! Это те,
кто с мечами по лесам бегают? Эти... Толкиенисты!"
Суть ролевой игры в том, что реальный человек "перевоплощается" в некоего
персонажа, обладающего иным характером, иными способностями, чем сам игрок. В
кого перевоплощаться - зависит от мира, в котором разворачивается игра, и от
желания игрока. Как перевоплощается? Вот тут-то и появляются различия между
персонажами той же компьютерной "Diablo 2" и "толкиенистами с мечами".
Серь зные люди, подходящие к RPG (Role Playing Game) не как к хобби и отдыху, а
как к инструменту, позволяющему реабилитировать людей с психическими травмами,
изучать социальные и торговые процессы в обществе, заниматься "исторической
реконструкцией", назвали ролевую игру "игровым моделированием". И как любая
модель, ролевые игры могут отражать разные стороны процесса с разной степенью
приближения.
  Из множества действ, которые можно назвать ролевыми играми, я бы выделил три
наиболее интересных: компьютерные игры, настольные и то, что на Западе называют
"Life Action Role Playing" - "живые ролевые игры". Hу, речь о них достойна
отдельного материала.
 Второй тип игр - настольные, иногда называемые "словесками". Они дают игроку
поистине безграничные возможности, но требуют развитого воображения. Дело в
том, что вся игра происходит в форме общения. Собираются несколько человек в
помещении (можно и на природе, но стол тяжело тащить), достают бумажки,
ручки... Каждый персонаж имеет некоторое число характеристик, отражающих его
умения, такико-технические характеристики и текущее состояние, начиная от
личного обаяния  до способности пробить доспехи класса "королевский" двуручным
мечом-клеймором . Кроме игроков, которых редко бывает больше 6-8 человек, в
игре участвует мастер - человек, отвечающий за весь окружающий игроков мир.
Игроки заявляют действия, мастер с помощью игральных костей (для получения
случайных чисел) и груды уравнений определяет и сообщает игроку их результат.
Это есои вкратце. В целом же по сюжетам наиболее удачных "настольных" игр
иногда создают удачные книжные фентезийные сериалы (некоторые книги цикла
"Всадники Перна" появились на свет именно так).
Остановимся на третьем типе игр - полевых - том, что в прессе часто называют
"толкиенизмом". Однако, на самом деле, толкиенизм - увлеч нность произведениями
Дж. Р. Р. Толкиена, а не ролевыми играми. Просто по Толкиену было много игр.
Да, в общем-то, и сейчас это один из самых популярных сюжетов. Hо не стоит
углубляться в терминологию. Внутри этого типа игр можно выделить множество
подтипов - полевые, павильонные, "экономички", "политички", "маньячки" и т. д.
Hо суть практически всегда одинакова - от двух десятков до тысячи людей
собираются (преимущественно на природе), выбирают роли (обычно задолго до
начала игры) и начинают действовать в рамках этой роли (или вне рамок, что
пресекается разными методами). А поскольку игроки одеты в соответствии с
отыгрываемой реальностью и общаются между собой тем штилем, который диктует
роль, - все это выглядит достаточно впечатляюще. Согласитесь, не каждый день в
лесу встретишь фалангу одетых в доспехи верзил утверждающих, что они - гномы.
Ради справедливости надо отметить, что проходят игры не только по сюжетам
фентези, но и по различным моментам истории. Hаиболее популярны тут Русь IIХ-Х
веков, западное Средневековье от IX века и до последних Крестовых походов,
иногда Древняя Греция. Позднее XVI века играют редко - романтика исчезает,
появляется огнестрельное оружие, навязывающее совершенно иные боевые правила,
Впрочем, были игры и по первобытнообщинной жизни, и по Смутному Времени.
Конечно же,  и у толкиенизма есть свои отрицательные стороны. Как правило,
игроки очень сильно удалены от реальной жизни, их мало волнуют насущные
проблемы и поэтому к политике они никакого отношения не имеют. Участники этого
и подобных им движений увлечены, как правило, своими внутренними проблемами.
Конечнно нельзя требовать, чтобы все игроки немедленно начали полезли в
политику или дружно вышли на "субботники", на родительские дачи и прочие
"великие домашние стройки". Глупо полагать, что в своей жизни они этого не
делают и так, нормально совмещая бытовые и социальные обязанности со своим
увлечением.
  Однако вс -таки стоит лишний раз больше внимания уделить своему миру и
разрешению своих земных проблем. А то может получиться, что Россия и на самом
деле окажется в средневековье. Hо уже в совсем не сказочном и романтичном.

О движении ролевых игр размышлял Дмитрий ТОРИH.      
 
TopList