Суд над Эру.
 
Друзья мои!
Некоторое время назад в фидошной эхе su.perumov обсуждение самых разных вопросов, связанных с произведениями Толкина и Преумова вылилось в сабж.
Волею судеб, я оказался обвинителем, чему я , правда, не особо был рад, но пришлось соответствовать...  ;))  Имхо, мне больше удаются реплики из зала.  :))
Я намеренно не стал редактировать то, что получилось тогда, дабы сохранить историческую правду... Отклики подписчиков эхи также не публикуются, поскольку здесь предполагается отдельное самостоятельное обсуждение сабжа, а не обсуждение того обсуждения  :))
Вот так вот... Читайте сами, судите строго, но справедливо  ;)
 
Примечание: Судья процесса - модератор su.perumov Helen Dolgova

"Всем встать! Суд идет!

Послышался шум, неровный приглушенный гул голосов и стук кресел, под который судья с самым суровым и серьезным видом прошествовала к своему судейскому креслу. Вид ее был настолько серьезен, что закрадывалось сомнение в том, что это истинное состояние, а не попытка скрыть подступающий смех. "Заседание суда по делу Эру Илуватара считаю открытым. Подсудимый Илуватар…" - прозвучал ее звонкий голос, но вдруг осекся… "А где подсудимый?" - в этом вопросе и голосе, которым он был задан, слышалась такая любовь и поистине материнская забота, что громадные конвойные гоблины, моментально сжались так, словно их предками были черепахи, страусы и ежи одновременно… Из зала послышались возгласы: "Он всегда с нами… Он незримо присутствует… Он был, есть и будет всегда до начала и после окончания времен…" Грозный стук судейского молотка, который, казалось, размеренно опускался не на миниатюрную бронзовую пластину на столе, а на голову каждого из выкрикивающих, моментально восстановил тишину в зале. Сверкнув изящными, тщательно ухоженными клыками, судья произнесла: " Объявляется перерыв в судебном заседании по делу Эру Илуватара до момента появления его или его полномочного представителя на скамье подсудимых". Молоток опустился еще раз, словно забивая кляп в попытавшиеся было открыться рты. Возражать почему-то никто не стал."

Part II

… К началу следующего заседания картина почти не изменилась. Тот же зал, залитый лучами осеннего солнца, те же усталые конвойные гоблины. Судья по-прежнему являла собой воплощенную беспристрастность, правда, искорки смеха из глаз куда-то исчезли… Обвинитель обвел взглядом зал и про себя отметил появление вновь прибывшего Эленрана, пилота Вооруженных Сил Земли. Как он очутился в этой реальности, - оставалось только догадываться, но обвинителя этот факт, несомненно, порадовал. Скамья подсудимых опять пустовала. Судья довольно меланхолично подняла молоток, чтобы исполнить необходимые формальности по переносу заседания (обвинитель заметил странные знаки вытисненные на рабочей поверхности молотка (*)  (+)  (!)  ), но тут рука ее замерла, а затем опустилась, но уже без привычного стука… На скамье подсудимых лежали книги. Несколько небольших томиков. Непонятно было, откуда они взялись - то ли материализовались из воздуха прямо в зале суда, то ли Эленран добыл в одном из миров, по которым он шлялся в избытке, и, обманув бдительность конвоя, подкинул книги на скамью. "Не зря ж он появился в зале, да еще так внезапно", - подумалось обвинителю, - "Надо будет учесть это в построении сегодняшней атаки…" Мысли обвинителя неожиданно были прерваны голосом судьи, возвещавшим начало заседания. Задумавшись, обвинитель на несколько секунд потерял контроль над происходящим в зале, однако, этих секунд оказалось достаточно, чтобы судья успела разобраться в происходящем и вынести свое решение: "Полномочным представителем подсудимого Илуватара считать находящиеся здесь тексты, предоставленные Профессором. Обвинение, защита и все остальные участники процесса обязуются искать ответы на вопросы к подсудимому в этих текстах".

Да-с, ситуация грозила обернуться крахом. Обвинитель знал, что это за невзрачные, на первый взгляд, томики лежат на скамье подсудимых. Это было произведение, известное в его мире под именем "Толкун-книга". Сам обвинитель знал ее не настолько хорошо, чтобы быть уверенным в успехе обвинения, построенного не на показаниях обвиняемого, а на описаниях этих деяний, причем выполненных явно предвзятым наблюдателем…

К легкой растерянности примешивалось еще и чувство огорчения и обиды из-за того, что опять не удалось взглянуть в глаза этому самозванному (каким считал его обвинитель) "Творцу"…"Придется перестраиваться по ходу дела", - подумал обвинитель. - "Что ж, не впервой. Может статься, мне это еще сыграет на руку. Жаль все же, что зал полупустой. Поддержка зала - это то, на что я рассчитывал с самого начала…" Взгляд судьи, который обвинитель, почти что физически, ощутил на себе, прервал скачку его мыслей. Он сделал шаг вперед, прокашлялся для солидности и чтобы привлечь дополнительное внимание, и твердым уверенным голосом начал: "Уважаемая госпожа судья! Уважаемые присутствующие…"

 

"Уважаемая госпожа судья! Уважаемые присутствующие! Признаюсь, передо мной сегодня стоит очень нелегкая задача. Ибо нет ничего труднее, чем объяснять знающим - очевидное. Сделать то, что очевидно мне и многим присутствующим, - очевидным всем. Чтобы суд смог вынести свое высокое решение (легкий полупоклон в сторону кафедры, за которой судья с отсутствующим видом оглядывала зал, тем не менее, замечая всё, вплоть до малейшего движения или вздоха утомленного зрителя). Но, не будем нарушать установленную процедуру и начнем по порядку.

-         Подсудимый, ваше имя, дата и место рождения? - "В начале был Эру, Единый. На Арде зовется он Илуватар" (с. 6) - прошелестели страницы. Это был не голос, а именно тихий бестелесный шепот, шорох, который могут издавать только старые страницы или опавшие листья.

-         "Место жительства?" - ничуть не смутившись, продолжал вопрошать обвинитель.

-         "…чертоги Илуватара наполнились им и Музыка выплеснулась наружу, в Ничто, обратив его в Нечто." (с. 7).

-         "Род занятий?" - Обвинитель выполнял процедуру, как ни в чем не бывало…

-         "И вот вдали забрезжил свет. Было так, словно внутри облака билось и трепетало живое, пламенное сердце. Поняли Айнуры: не Виденье перед ними. Это Илуватар создал новое - Мир Сущий." (с. 10).

Part III

Обвинитель:

Итак, уважаемые присутствующие, перед нами Творец. Он создал мир, и он несет полную ответственность за содеянное. Посмотрим, к чему привело его так называемое "творчество". Прежде всего, им был создано некое сообщество ("именуемое в просторечии бандой" - "пошутил" кто-то из зала) Айнур, часть из которых спустилась на Арду, якобы "прикипев" к ней душой, а на самом деле стремясь получить власть над этим прекрасным миром, в то время, как другие Айнур продолжали без устали трудиться в других частях Эа. ("С той поры часть Айнуров так и живет с Илуватаром за гранью мира, а другие - среди них самые могучие и прекрасные - простились с Единым и спустились на Арду." - с. 10). И что же мы видим? Практически сразу эти "посланцы" начинают банальную войну за власть между собой, нанося такому юному миру огромный ущерб. ("Началась первая битва Валаров с Мелькором за обладание Ардой." - с. 11). Причины этой борьбы не являются целью нашего расследования, потому оставим их в стороне. Налицо факт вопиющего "головотяпства со взломом" (граничащего с преступной халатностью, доказательства которой будут предъявлены своим чередом), выраженный в передаче власти над Ардой в руки лиц совершенно некомпетентных, более того, беззастенчиво пользующихся своим "служебным положением" в целях борьбы за власть., в результате которой Арда погрязла в войнах и разрушениях. ("Ничто не оставалось в покое, нигде не было мира". - с. 11).

В результате войн Арда претерпевала грандиозные потрясения. Валары струсили и решили устроить себе безопасное укрытие, бросив на произвол судьбы Детей Илуватара ("Тогда ушли они из Средиземья и направились в Аман, на крайний запад мира, в земли, берега которых омывает Внешний Океан. Он окружает все Земное Царство и лишь валарам ведомы его границы". - с. 25), которые должны были скоро воспоследовать, что еще раз подтверждает несоответствие Илуватара высокой должности Творца и Единого, поскольку именно Валарам он доверил строительство Дома для своих Детей. Теперь о детях (волнуясь, обвинитель отхлебнул прямо из графина. Очевидно, у него самого были дети, и эта тема затрагивала его до глубины души.), которым в этой истории досталось больше всего и менее всего - заслуженно.

"Что может сказать в связи с этим ответчик?" - обвинитель даже не повернулся в сторону скамьи, а лишь повел рукой в том направлении.

-         "Там, в Довременье, Айнуры даже не заметили, как и когда в Музыке зазвучала тема Детей Илуватара. … Изредка Айнурам приходилось действовать принуждением, но к добру это не приводило, хотя и вызвано было добрыми побуждениями". - с. 27.

-         "Вот так, по крайней мере честно" - проговорил обвинитель огорченно, как будто такие ситуации в встречались в его собственной жизни довольно часто. - "Всем нам известно, (перефразируя известную поговорку) куда ведет дорога, вымощенная "добрыми побуждениями".

-         "Хотели как лучше, а получилось как всегда" - не удержался кто-то из зала.

-         "Как можно доверять управление тем, кто даже не посвящен в замысел происходящего?!! - воскликнул обвинитель несколько излишне патетически. Это лишний раз подтверждает мое обвинение Эру в преступной халатности по отношению к выполнению своих обязанностей Творца и Отца Небесного Детям своим. Обвинитель на минуту приостановился, чтобы перевести дух.

Part IV

Набрав в легкие побольше воздуха, обвинитель продолжил (явно осмелев, по причине появления в зале новых зрителей, коих он посчитал для себя справедливым учесть в качестве сторонников обвинения):

Итак, Валар, с молчаливого согласия Эру, действовали. "Иногда принуждением". Что, естественно, не приводило к добру. Нет, вы только представьте себе это! Преступная группировка терроризирует всё население Арды одним своим существованием, поскольку постоянно присутствует угроза их вмешательства. Каково всю жизнь прожить под дамокловым мечом? Не говоря уж о самих вмешательствах, признание в коих мы только что услышали. Каков мог быть итог такой прискорбной ситуации, созданной тем, кто возомнил себя Единым и Всеблагим? Конечно, итог оказался печален. Как апофеоз абсурда подобной ситуации перед нами предстает история Нуменора.

-         "Что нам может сказать по этому вопросу обвиняемый?"

-         Да-да, об уничтожении Нуменора поведайте нам…" - "любезно" попросил обвинитель. - "И давайте оставим в стороне предысторию. Нам важно сейчас ЧТО ИМЕННО произошло.

-         "Манвэ воззвал к Илуватару. Валары сложили с себя правление Ардой. Но Илуватар рассудил иначе. Он изменил облик мира. Словно незримый меч ударил земную твердь. Меж Нуменором и Бессмертными Землями разверзлась исполинская трещина, в которую хлынули морские воды. Земля сотряслась, и в небо рванулись страшные клубы пара. Море вздыбилось и низвергло в бездну весь нуменорский флот. Войско Ар-Паразона было уничтожено в один миг. Их погребли под собой падающие скалы, взметенные в воздух первым ударом. Там, в забытых Пещерах, и лежат воины короля, и будут лежать до Последней Битвы и труб Судного Дня." (с. 246).

-         "Ладно. Пусть так. Пусть это было войско, которое шло на смерть. Что же было дальше?"

-         "Земли Амана и вместе с ними Одинокий Остров Илуватар переместил в иные сферы бытия, недоступные отныне для людей. Нуменор же перестал существовать. Его берега находились у самого края разверзшейся в теле земли пропасти, основание материка лишилось опоры, он опрокинулся и ушел во тьму. … Люди, остававшиеся в Нуменоре, были застигнуты врасплох, когда из вершины Менельтармы вдруг ударило пламя…" (с. 246-247).

-         "Покороче, пожалуйста, не увлекайтесь." - обвинитель в волнении прохаживался перед скамьей подсудимых.

-         "Само небо наклонилось и заскользило куда-то вбок, земля все быстрее поворачивалась под ногами ошалевших от ужаса Людей, и Нуменор канул в пучину, унося с собой поля, сады, города, усыпальницы, богатство и роскошь, золото и драгоценные камни, картины и скульптуры, накопленную мудрость и тех, кому она не помогла: детей, женщин, гордых дев и воинов, не ушедших в поход - все они исчезли, словно и не жили никогда. Последней погибла королева Тар-Мириель. … Огромная, до небес, холодная, зеленая, в венце белейшей пены волна прошла над страной и походя слизнула королеву, чей крик уже некому было услышать в реве ветра". (с. 247).

-         "Довольно". - Голос обвинителя был глух. "Я считаю, что эти строки прямо указывают на виновность Эру в преднамеренном убийстве огромного количества людей. Изменение мира не может служить оправданием, ибо Творец, который по определению всемогущ, вполне мог и обойтись без жертв, или выполнить свое творение так, чтобы потом не потребовались никакие "переделки", тем более, влекущие за собой огромные жертвы. Я утверждаю, что этот поступок Эру можно квалифицировать (как минимум!) как преступную халатность при исполнении обязанностей Творца, что повлекло за собой гибель большого количества людей. Что такая "халатность" есть не что иное, как убийство; преднамеренное или умышленное - решать Суду, тогда как я лично склоняюсь к последнему определению сего, с позволения сказать, "деяния".

-         "Что ж, основные пункты обвинения изложены". - Обвинитель повернулся так, чтобы быть лицом и к залу и к судье одновременно. Получилось это слегка неуклюже. - "Я всего лишь прошу обвиняемого еще немного просветить нас по вопросу Людей".

-         "Люди получили право по своей воле избирать пути и строить жизнь среди стихий мира. Никто другой такого права не имел"… "Чтобы ни делали они, куда бы не направили стопы свои, всё во благовремении обернется к вящей славе трудов моих". (с. 27-28).

-         "Вот такое ужасное лицемерие!" - Обвинитель возвысил голос и несколько картинно воздел руки к небесам, точнее, к потолку, искусно расписанному мастеровыми зэками (эльфами), так что создавалось полное впечатление настоящего летнего неба, с бегущими по нему весёлыми облачками. - "Вот как на деле была реализована пресловутая свобода, дарованная Эру людям! Мне больше нечего сказать по существу обвинения. Я прошу уважаемую Судью взять слово и передать его желающим говорить в защиту, либо в обвинение подсудимого, буду таковые сыщутся в этом зале. Но прежде я хотел бы высказать собственную оценку, пусть немного эмоциональную и не соответствующую регламенту суда, однако, сделать это, считаю необходимым, поскольку будет ли мне еще раз предоставлено право произнести слова в этом зале, - всецело в руках уважаемой Судьи".

-         "Оставляю решение о том, вносить ли мое нижеследующее выступление в протокол, на милость уважаемой Судьи, и заранее прошу простить за возможную сумбурность и эмоциональность высказываний". - Обвинитель в полной тишине отошел чуть в сторону от своего обычного места, как бы желая дистанцироваться от своего официального положения.

-         "Да, чуть не забыл! - Слегка нервно усмехнулся обвинитель. - "Самое главное. Я обвиняю Эру по следующим статьям:

-         преступная халатность, повлекшая за собой огромные разрушения и человеческие жертвы;

-         преднамеренное убийство;

-         мошенничество, сознательное введение в заблуждение, распространение заведомо ложной информации;

-         создание преступной группировки Валар, занявшей в Арде определенные территории, и руководство этой группировкой;

-         и требую наказания в виде лишения свободы вмешиваться в жизнь Арды на пожизненный (Эру или Арды) срок."

-         "Dixi." - закончил он положенной по традиции формулировкой.

 

Частное мнение обвинителя, высказанное в зале суда.

Валар у Толкина обозначаются словом Power. Рассмотрим первый из вариантов перевода. Валар - стихии. Со стихиями нормальный человек борется. Они ему много зла приносят. Естесственно, речь идет о том, что принято называть "стихийными бедствиями".  А когда они еще и персонифицируются - появляется лишний повод к недовольству. Когда у меня в квартире лопаются трубы - это одно, а когда я знаю, что в этом виноват сантехник Вася - мне очень хочется спросить с него по полной программе (или в Средиземье не бывает наводнений, гроз, тайфунов и т.д.?). Если это ближе к значению "власть" - то тем более не понятно. Валар декларируют собственное невмешательство и свободу воли людей. Какая тогда к черту власть? А все-таки они вмешиваются. Примеры даны. Это вызывает еще большее недовольство. Если ты власть - так управляй. Если ты не власть - так не вмешивайся. А так - ни богу свечка, ни черту кочерга. Такие вызывают еще большую ненависть, потому как мешаются только… И не знаешь чего от них ждать.

Никто не в праве убивать своих детей. Будем спорить по этому вопросу? А ведь люди названы не иначе, как детьми Илуватара… И не надо говорить, что в итоге мы все равно все Его дети. Это Толкин так написал. А между тем в его мире тоже не все верили в Эру. Многие о нем просто и не знали даже. Далее. Бог по дефолту - всеблаг и всемогущ. Бог, который топит людей - не бог, ибо тем самым он (а до него Валар) расписались в собственной беспомощности, а еще - в беспринципности. Куда он засунул задекларированную им самим свободу воли? За какой шифоньер? Такой бог нам не нужен. Да и не бог он, получается, а мелкий фраер, если опускается до кровавых разборок с собственными детьми, которых он сильнее однозначно… Как ни крути, Толкин тут аналогию с Библией проводит. И нарывается на те же грабли… Из-за которых христианского бога так не любят.

Творец, декларирующий свободу воли, а потом убивающий за попытку ее реализации теряет в глазах человека всякие "права" и становится на одну доску со своим творением (еще и тем, кстати, что сотворены люди "по образу и подобию", а стало быть, равны Творцу хотя бы потенциально).

Был бы он изначально изображен тираном и деспотом - нет вопросов. По крайней мере, с моральной точки зрения. А вот рядиться в белые одежды и делать гадости - это очень по-христиански. Мусульманство в этом аспекте выглядит гораздо привлекательнее, потому что - честнее.

Поясню то, что я считаю правильным. Вот, как должно было бы быть, чтобы быть правильным.

Он (Творец) мог решить проблему иначе - это раз. Он мог вообще не вмешиваться. Это два. Он мог вообще не допустить такого развития событий. Это три. А устраивать показательную порку - вполне в духе злых мстительных языческих божков. Это же видно невооруженным глазом! Если создал плохо, так, что потом пришлось переделывать - то какой ты на хрен Творец. Ведь любимый аргумент толкинистов - это то, что Эру просто "закруглял" Арду и убирал Валинор подальше, вот и потоп Нуменор, а заодно и "нечестивцев" покарали.
Вот цитата из Сильма: "Изредка Айнурам приходилось действовать
принуждением, но к добру это не приводило, хотя и вызвано было добрыми
побуждениями". Достаточно? Если свобода воли людей декларирована - любое
вмешательство Эру или Валар уже неправомочно. Если вмешательство
допускается - то не хрена было декларировать свободу, а сразу сказать по
честному - что захочу, то с вами и сделаю. Сидите и не рыпайтесь. А когда на
словах одно, а на деле - другое, то так поступает не бог, а мелкий фраер, каковым и выглядит Эру. И еще раз. Угроза вмешательства постоянно присутствует. Жить под дамокловым мечом как-то кисло...

Нуменор… Валар сами не справились - нажаловались "папочке". А тот вместо того, чтобы разобраться, всех извел под корень. Нет человека - нет проблемы.

Поясню свою позицию, чтоб было понятней. Творение - единовременный акт
вне времени. Я считаю, что так _должно_ быть. Что так правильно. То, что у Толкина это иначе - я прекрасно знаю. Но мне это не нравится. Я не хочу быть участником лабораторного эксперимента или куклой в балаганном театрике Карабаса, т.е. Эру.
Далее. В Творении заложена возможность саморазвития. Именно в том "акте" была заложена такая возможность. Дополнительного вмешательства для реализации этой возможности не требуется. Это уже прерогатива людей. Опять же, это то, как я считаю. Как я считаю есть, и должно быть. Так правильно. :))
Возможность самоуничтожения не заложена в мире. Хреновый Творец - если кто угодно может вмешаться в его замысел. Не Творец, а подмастерье. Если Творец "правильный" - то возможность самоуничтожения не может быть заложена. Это смахивает на какой-то эксперимент.
"Закончив" творение, Творец самоустраняется, занимается чем угодно (например, любуется на творение рук своих), но не вмешивается ни он, ни какие-либо его наместники. Всякие дальнейшие доделки, переделки, и т.п. - есть грубое вмешательство, приводящее к самым плачевным последствиям и никоим образом такое вмешательство не может быть принято, как законное.
Опять же случай с Нуменором показал всю гнусность такого вмешательства. Я считаю, что Творец, как бог, как абсолют и идеал не может ошибаться. Ему просто нет необходимости вмешиваться, доделывать там что-то или переделывать. Он сделал все сразу.
Если Эру вмешивается, доделывает исправляет что-то - то это плохой Творец,
он не имеет право называться таковым, он перестает соответствовать
определению понятия "бог". Как вы думаете, почему в ГБ Молодые боги ушли? Да потому, что перестали соответствовать определению "бог", который всемогущ по дефолту. Не справились с Неназываемым - отвалите, никакие вы не боги, дайте место тем, кто действительно таковым является. Напомню: Молодые боги в ГБ - это не Творец. Творец, кстати, у Перумова присутствует. Но именно как всемогущий Абсолют, Творец, который недостижим и непостижим. Он не вмешивается. Ибо он даровал все, что мог и считал нужным. Всё устроил. Далее все действуют свободно, но никто никогда не вмешивается. Если бы кто-то действительно смог нарушить его волю - он (Творец) тотчас бы проявился, т.к это означало бы, что "вмешивающийся" - равен Творцу, но это невозможно, потому что никому это пока оказалось не под силу. Потому что он Абсолют. Действительно, Единственный, Единый. Железно. Хрен подкопаешься. А Эру - не бог, а жалкое подобие, если Мелькор искажает его замысел, а потом приходится что-то исправлять и т.д. и т.п.
Если в мире Арды правда ТОЛЬКО у Эру (у именно ТАКОГО Эру), то каждый просто ВООБЩЕ НЕ МОЖЕТ думать и творить СВОБОДНО. И честь и хвала людям, которые, тем не менее, осмеливаются это делать, несмотря на свой очень короткий земной век и угрозы этого ущербного "Бога".

====================================

Удачи!

Орк.

 

 
TopList