Лукьяненко и пустота
Вышел роман «Черновик» – первая «постдозорная» книга самого известного
российского фантаста.
Велик искус начать рецензию на книгу Сергея Лукьяненко «Черновик» фразой: «После
выхода на экраны фильма «Ночной дозор» автор проснулся знаменитым», – но врать
тоже не хочется.
Знаменитым Сергей Васильевич был и до триумфального потрошения зрительских
кошельков – в негласном табеле о рангах отечественных фантастов он числился под
первым номером. Другое дело, что с выходом фильма известность его выплеснулась
за границы уютного мирка любителей фантастики, и этой волной Лукьяненко вынесло
на просторы широкой известности. Со всеми сопутствующими атрибутами – интервью в
гламурных журналах, переводами на языки «всяких прочих шведов» и, главное,
скачкообразным расширением читательской аудитории.
Коммерческий успех романа «Черновик»,
первой «постдозорной» книги Лукьяненко, сомнений не вызывает. Стартовый тираж в
120 тысяч именно что стартовый, без допечаток наверняка не обойдется. Но вот как отзовется этот ажиотажный спрос в долгосрочной перспективе?
Обозвать нашу фантастику монолитной жвачкой было бы нечестно, достаточно
вспомнить, что именно она подарила литературе Виктора Пелевина и Алексея
Иванова, Михаила Веллера и Юлию Латынину, да нет числа ее «выпускникам», до
Виктора Шендеровича включительно. Другое дело, что их выход в «большую жизнь»
никак не обходится без демонстративного «Renego!» (отрекаюсь), и единственными,
кому удалось получить признание, не порывая с цехом, остаются братья Стругацкие.
Ну да сейчас не об этом.
А о том, что, хотим мы того или не хотим, но сегодня нашу фантастику будут
судить по Сергею Лукьяненко, он ее единственный ее полномочный посол за
пределами пресловутого «гетто».
И в этой связи «Черновик» – своего
рода верительные грамоты о том, «что мы имеем здесь и сейчас». А здесь и сейчас мы видим, что отечественного Нила Геймана или Филиппа Дика наша
фантастика так и не изродила. Появятся – напишем, вероятность ненулевая. Но пока
что наша фантастика остается в первую очередь коммерческой, развлекательной
литературой. Поэтому и судить ее будем по тамошним законам.
Лидерство Лукьяненко было обусловлено несколькими обстоятельствами. Главное из
них – могучая креативность в сочетании с упорным, если не сказать
демонстративным, нежеланием разрабатывать найденные золотые жилы. Сегодня он
напишет религиозную утопию про альтернативную историю Земли, на которой
практически не было железа, а завтра – детектив в форме космической оперы про
генетически изменяемых людей. Прибавьте к этому наработанный профессионализм в
плане соответствия чаяниям аудитории. Каждый писатель выцеживает из общей массы
«своих» читателей, а у Лукьяненко захват невода максимально широк, что для
«коммерческого» писателя определяюще. Не случайно ему до сих пор не в падлу
«побегать взапуски» с матереющими молодыми авторами на разнообразных
литературных конкурсах и подтвердить свое право «водить стаю».
Вроде бы все осталось на месте. Несмотря на то что за еще одну порцию «Дозоров»
издатель осыпал бы его золотом и счастливо рыдал, обняв колени, Лукьяненко начал
совершенно новую дилогию, первым томом которой «Черновик» и является.
С креативностью тоже все в порядке. Ничем не примечательный москвич Кирилл
Максимов обнаруживает, что его постепенно как будто ластиком стирают из жизни –
родная собака рычит, на работе «у нас такого никогда не было», друзья забывают
один за другим, а в квартире который год прописана совершенно посторонняя тетка,
причем за несколько часов родное гнездо обзавелось другим линолеумом и кафелем.
Более того – даже случайные знакомые забывают о нем через несколько минут…
Такой зачин мог излиться во что
угодно. От героической комедии о бомжующем «неуязвимом мстителе» до философской притче о
том, что современный человек – суть его оболочка, и в разрыве с наработанными
социальными ролями становится пустотой без Чапаева.
Увы, нам принесли многократно еденное блюдо под названием «Апгрейд
последовательный» – герой открывает в себе все новые и новые возможности, пока,
мимоходом спасши мир, не становится крутым, как обрыв над горной рекой. Ничего
неожиданного – едва ли не во всех своих книгах Лукьяненко «разгоняет», как
выражаются любители компьютерных игр, своего героя до пределов всемогущества,
после чего, заскучав, бросает его и запускает новую игрушку. До сих пор это
убожество фабулы искупалось разнообразием антуража – то всемирная паутина, то
пыльные тропинки далеких планет, то спрятанный в обыденности мир подлинных
властителей…
А теперь, похоже, и миры кончились. Москва со скрытыми «хозяевами»,
альтернативные исторические линии, овеществленные «перекрестки миров» с дверьми
куда изволите – все это уже было в предыдущих книгах.
А когда мишура перестала отвлекать внимание, показалась спрятанная за ней
главная проблема и писателя Лукьяненко, и всей нашей фантастики в целом, да и
много кого еще…
Почему наши фантасты не умеют заканчивать книги? Потому что не знают, зачем
начинали. Им нечего сказать, а оригинальные «фишки» и «придумки» бессильны
сделать книгу книгой, как навороченные декорации еще не создают спектакля, а
умопомрачительные спецэффекты – фильма.
Под оболочкой – пустота.
Вадим Нестеров -
Газета.ру
Открытый ответ на эту статью Ника Перумова.
Вадим, я разочарован.
Во-первых, списоком "большой литературы". Это Шендерович у нас "большая
литература"? У Юли -- да, были хорошие книги, был очень живой "Изюбрь", но
записывать Вейский цикл в БЛ только на основании "китайского креатива", под
которым -- фактически учебник "политграмоты"? Ну, а "Джаханнам" вообще за гранью
добра и зла.
"Приключения майора Звягина" -- это, видать, тоже мегасуперлитература. Как ты не
понимаешь, что, вывешивая этот пресловутый список и начиная сортировать
писателей по корзиночкам, объявляя высшей и абсолютной ценностью попадание в т.н.
"большую литературу", ты сразу же и автоматически низводишь свою позицию до
элементарного "мне не понравилось. не дорос ещё автор до моего понимания".
Если ты думаешь, что Сергей не может выплеснуть на читателя полубредовый "креатифф"
а-ля Пелевин, чтобы все с умным видом провозглашали бы "О! Это и есть литература!",
потому как боятся признаться, что не видят платья голого короля -- ты глубоко
ошибаешься. Но "мы же не онанизмом занимаемся. Мы для людей пишем" (с).
"Большая литература" -- это человек двадцать гениев, порождённых человечеством
за всю его историю, начиная от Гомера. А Гейман... ну нельзя же так всерьёз
вестись на очередное "заумное из-за океана" -- ага, значит мегакреатив.
Упомянутые тобой возможности о "бомжующем мстителе" и "современный человек --
суть его оболочка", уж прости, ничего, кроме смеха, не вызыают. О пресловутой "оболочке"
сказано уже все, это настолько общее место и модернизма, и постмодернизма, что
воспринимается как та самая "линованная бумага", писать "поперек" которой мы
просто обязаны.
"Бомжующий мститель" -- что, невероятно смешно? Свести всё к известного анекдоту,
где Б-г отвечает затраханному неприятностями человеку "ну не нравишься ты мне,
не нравишься"?...
Жаль, что ты не увидел совсем иного слоя. Каково это -- сила в подарок? Не
добытая на "справедливом бою", не оплаченная годами учебы, тренировок или иного
"напряжения духа". Сергей-то писал просто о том, как просто современному
человеку польститься на "подарок" и тотчас подтянуть к нему все мировоззрение. И
этот подарок куда страшнее пресловутого "кольца всевластья", потому что нет
такого Ородруина, куда его можно было б швырнуть. И мудрого Гэндальфа рядом тоже
нет. И не свалиться в безды "подарка"/функции, нарочито обставленного
классическими людскими приманками -- сила, неуязвимость, здоровье, долгая и
счастливая (???) жизнь куда труднее, чем доползти до Роковой Горы.
Я сам проникся "Черновиком" не сразу, даже Сергею говорил, мол, что-то не моё.
Перечитал второй раз и третий -- и теперь, пожалуй, поставлю эту книгу в один
ряд со Спектром. На лишь одну ступеньку любимого моего "Дозора"-1.
Наезд с концовками я тоже не понял. Это в ЗХИ/ЗТ "нет концовки"? Или в ОВ? Или в
Спектре? В тех же Дозорах?
Открытый ответ Вадима Нестерова на ответ Ника Перумова
Ник, для начала - я сам от статьи не в восторге. Как я понял, конец все-таки
надо было немного развернуть, я его как-то совсем тезисно дал.
Я по порядку. Так называемую "боллитру" я, естественно, никаким идеалом не
считаю, у нас хоть неумёшество и торопыжничество, а там вообще мертвечина.
Я говорил о литературе. Да, четырех перечисленных я считаю писателями. Веллера,
пожалуй, в наименьшей степени, но ранние его вещи - это все-таки литература.
Шендеровича я не случайно вынес за скобки, он к писательству никакого отношения
не имеет, это скорее пример "выпускников" фантастики в самых разных областях
деятельности, в журналистике, в даном слечае.
Гейман мне очень нравится, ну да ладно, спишем все это "на вкус и цвет".
Все-таки каждый имеет право на симпатии и антипатии.
Давай по сути.
Примеры с "бомжующим мстителем" и т.п. - это просто примеры возможных путей
развития завязки. Я нигде не утвердждал, что они лучше или что вообще хорошо - я
еще не настолько идиот, чтобы воображать, что я могу советовать Сергею, как
можно было лучше развернуть зачин.
Но в том-то вся и проблема, что Сергей его просто НИКАК не развернул. ВООБЩЕ.
Ну реально, я уже выше говорил - что изменилось бы в романе, не будь там этого "стирания",
а Кирилла просто бы "иницировали" и предложили таможню? Да ничего, по большому
счету! Такая блестящая завязка оказалась на положении "украшающей фенечки". В
том-то, на мой взгляд, и проблема, что Сергей не придумал, как развернуть
блестящую, на мой личный вкус, первую часть. Он, по сути, начал новый роман, а
она осталась не при чем.
А основная часть-то слабая получилась. Непозволительно слабая для Сергея. Извини
- практически ничего нового, только самоповторы, все это уже где-то было. И
супер-возможности у героя, и скрытые кукловоды в сегодняшней Москве, и "перекрестки",
и "альтернативные земли", и бунт против "властителей", и непонятная "высшая
миссия" главгера, и все остальное - уже было. В "Дозорах", в "Спектре", в ХБ, "накручивание"
героя - так просто через раз.
А насчет концовок... У сегодняшнего Сергея (а я в начале оговариваюсь,
что речь пойдет про "здесь и сейчас") на мой личный взгляд, с финалами ощутимые
проблемы. Давай хронологически. В чем финал третьего "Дозора"? Антон окрутел по
самое не могу? Тебе нравится концовка "Спектра"? "Генома"? "Танцев на снегу"?
Понимаешь, на мой взгляд, Сергей постепенно теряет главное свое достоинство -
великолепное воображение, позволяющее создавать свежие, незаюзанные, неожиданные
миры и посылы. Я не хрюкаю брезгливо "Лукьяненко исписался", но мне жалко, что
он становится все более и более предсказуемым, перестает удивлять, начинается
самоцитирование, теряется свежесть.
Я очень хочу прочесть неожиданного Лукьяненко. Если следующий роман будет таким,
я эту статью распечатаю и съем. Публично. На Росконе. 8))
И запью водкой - во здравие одного из самых талантливых наших фантастов. 8))
|