Вход в тоннель с обратной стороны

Елена КЛЕЩЕНКО (победитель сетевого конкурса фантастических рассказов "Блэк Джек")

Вход в тоннель с обратной стороны

Через сто лет после открытия теории относительности ее осмыслением занялись писатели

Ученые и фантасты поменялись местами - первые теперь пытаются проложить настоящий тоннель между параллельными мирами, а вторые, напротив - вернулись на Землю и занялись социальными проблемами. Это противоречие особенно остро проявилось на днях на заседании, организованном Международным научно-техническим центром к 100-летию теории относительности Эйнштейна. Тема - "Путешествия сквозь время и пространство: мечта или реальность?"

Если физики еще спорят о том, может ли объект путешествовать во времени, то в мирах, созданных человеческим воображением, споры давно прекратились. Только самый юный и наивный фантаст способен сделать такое банальное явление основной темой своего рассказа, и будет за это справедливо осмеян коллегами.

Понятны жадность и нетерпение человеческой фантазии: теории относительности - сто лет, а машина времени и кабинка для телепортации все еще не построены! Но из сотни литераторов, использующих в своем творчестве машину времени, с трудами Эйнштейна или Нильса Бора не понаслышке знакомы человек десять. Таким образом, мы имеем дело с интуитивным, непрофессиональным решением достаточно сложных проблем.

Когда-то в середине 60-х герой повести Стругацких "Понедельник начинается в субботу" говорил: "Я совершенно убежден, что через 10 - 15 лет любой школьник будет разбираться в общей теории относительности лучше, чем современный специалист". Оптимистическое предсказание сбылось лишь для миров, создаваемых фантастами. Обитатели этих миров давно привыкли к нелинейности времени и пространства. Но пришло ли понимание, обещанное классиками?

Для путешествия в другое время часто требуется специальное техническое устройство, это освящено авторитетом Уэллса. Не позабыли фантасты и "кабинки для телепортации" - вспомним "нуль-кабины" тех же Стругацких. Вместе с тем довольно часто встречается представление об особой точке пространства, через которую без всяких технических ухищрений можно попасть в другое время, другой мир или другое место в том же мире. Реже перенос осуществляется с помощью силы воли или неизведанных ресурсов организма.

В последнее время права научной фантастики на путешествия во времени и пространстве узурпировала фэнтези. Понять авторов фэнтези, сюжет которого тесно связан с "некоторым царством", можно: множественность миров или мгновенный перелет из одной точки пространства в другое - лакомые кусочки, жалко от них отказываться. Да и по самой природе жанра транспорт между "некоторыми царствами" и обыденным миром, а также многими другими мирами, вплоть до Иного, жизненно необходим.

Вместо "машины времени" фэнтези обычно использует магию. Возможно, физиков это шокирует, однако по сути дела современные сказочники не слишком провинились перед наукой: многие неведомые силы природы поначалу считались чем-то магическим. Кроме того, в произведениях, принадлежащих к жанру фэнтези, также распространены особые точки пространства, предназначенные для перехода - врата или порталы, в которых "соприкасаются миры".

Интересный мотив, который, как мне кажется, редок для научной фантастики, но достаточно распространен в фэнтези, - наличие у героя некоего предмета, который помогает ему попадать в параллельный мир.

Никого не удивляет и различная скорость времени в параллельных мирах. Иногда это явление обыгрывается весьма умело, в других же случаях автор остается в плену привычных представлений. Например, многие писатели интуитивно уверены, что время для героя после перемещения в прошлое и время для его знакомых, оставшихся дома, течет параллельным курсом. Если некто провел в прошлом три месяца, он должен вернуться домой лишь тремя месяцами позже своего отъезда. Вряд ли в этом есть глубокий физический смысл, скорее всего, литераторов подводит аналогия с обыкновенными путешествиями из страны в страну.

Писатели не очень любят вспоминать об одном малоприятном аспекте: путешественник во времени окажется не "в той же точке планеты сто лет назад или сто лет вперед", потому что нашей планете свойственно вращаться вокруг своей оси и вокруг Солнца. Так что место назначения легко может оказаться и НАД поверхностью планеты, и ПОД ней, и вообще в солидном удалении от Земли. Хотя и эту трудность иногда удается превратить в выигрышный сюжетообразующий момент. Наверное, многие подписчики "Иностранной литературы" 90-х помнят роман "Письма в Древний Китай" Герберта Розендорфера. Китаец X века отважился совершить путешествие на 1000 лет вперед и оказался в Баварии конца ХХ века, "перелетев" на запад по линии широты. Эрудиция и остроумие автора, повествующего о взаимодействии двух культур, современной европейской и древней китайской, превыше всех похвал. Но не забудем, что основой для блестящего сюжета стали знание космологии на уровне школьного курса и элементарная логика.

Вообще для писателей-фантастов знание физики - не главное. Важнее смоделировать новый мир и новых людей, представить, что произойдет с нами, когда открытия, о которых так долго говорили физики, станут реальностью. Вот только один пример: социальные последствия мгновенного перемещения в пространстве, представленные в романе Альфреда Бестера "Тигр! Тигр!". В мире, где почти каждый человек умеет "джантировать" (местное название телепортации, совершаемой за счет прежде не известного ментального ресурса), возникают новая преступность и новый бизнес, кардинальным образом меняется положение женщины - чтобы уследить за нравственностью любимых дочерей, обеспеченные люди вынуждены принимать особые меры...

Итог неутешителен для фантастов, но благоприятен для физиков: за сто лет существования теории относительности фантастика выполнила практически все задачи, которые традиционно ставят перед ней критики, от классического "развлекая, наставлять" до широчайшего набора предсказаний и предостережений. Теперь слово за учеными. Ведь нет иного способа узнать, правильно ли описано будущее, чем дождаться его наступления.

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"
№37 за 2005 год