ПОНЯТИЕ МЕТАТИПА КАК ОСНОВА
КЛАССИФИКАЦИИ РАЗУМНЫХ СУЩЕСТВ
Необходимость введения понятия
Представление о существовании разумных
существ, отличных по
совокупности признаков от человека,
получает все более широкое
признание. В оккультной литературе [Д.
Форчун, 1993] описаны случаи
рождения детей, имеющих нехарактерные для
человека физиологию и
психологию, но тем не менее способных к
самостоятельному существованию
и продолжению рода. Объяснение этому у
автора базируется на упрощенной
теории множественности миров, в основных
пунктах сходной с той, что
существует в восточных религиозно-философских
учениях. Однако выводы
относительно родившихся таким образом
существ могут быть приложены
только к определенному их классу, и
обобщать их не стоит по причинам,
которые мы рассмотрим далее. Кельтские
сказания, как и мифы других
народов, рассматриваются многими
исследователями в качестве
доказательства возможности
сосуществования нескольких разумных рас в
пределах одного замкнутого мира.
Появление концепции множественности миров,
в значительной степени
развитой сперва фантастами (см. цикл "В
глубине великого
кристалла" и др. В. Крапивина)
способствовало осознанию того
факта, что в каждом из существующих миров
разумные существа имеют
признаки, отражающие особенности этого
мира.
В течение многих лет нам удавалось
наблюдать различных существ
гуманоидного типа, рожденных людьми, но
имеющих достаточно ярко
выраженные "нечеловеческие"
особенности, начиная с пресловутых
острых ушей (как известно, сиды и эльфы в
фантастике имеют
заостренные и вытянутые кверху ушные
раковины). Это побудило нас
приступить к созданию теории, описывающей
существующие классы
"нелюдей".
Определение метатипа
Поскольку слово "нелюдь" является
оскорбительным по форме и
антропоцентричным по содержанию, т. к.
предполагает
"второсортность" тех, кто не является
человеком, мы предлагаем
использовать термин "метатип", впервые
встреченный нами в
фантастической литературе [Саржент К.,
Гаскойн М., 1997]. В
контексте упомянутого издания метатип -
совокупность генетических
особенностей, определяющая характерные для
данного класса существ
фенотип и психологию (хотя авторы не дают
явного определения).
Мы сочли необходимым несколько расширить
содержание термина с
учетом того, что по нашему мнению,
существует цепь перерождений
души и соответствующая цепь причинно-следственных
связей,
называемая в восточной традиции кармой.
Следовательно, условия
рождения существа обусловлены именно его
деятельностью в
предыдущих рождениях [Тибетская книга
мертвых]. При этом мы сочли
возможным принять приведенные как в
вышеупомянутом
источнике, так и у Д. Форчун данные о том, что
при воплощении
существа оно может родится в любом из
доступных для этого миров.
С учетом всех изложенных обстоятельств,
предлагаемое определение
метатипа звучит следующим образом:
Метатип - совокупность физиологических и
психологических
признаков, характерная для данного класса
разумных существ,
которая закодирована в духовной сущности и
проявляется при
воплощении в физическом теле, так что,
независимо от генетических
особенностей родителей, эти признаки будут
доминирующими.
(Вопрос о взаимодействии метатипа и
генотипа мы рассмотрим во
второй статье этой серии. Здесь только
отметим, что приоритет
метатипа над генотипом обнаружен нами как в
собственных
наблюдениях, так и при анализе литературы.
Следовательно,
гуманоид, переродившийся в животное - хотя
возможность такого
обратного движения оспаривается многими
источниками [Тайная
доктрина], будет в потенциале сохранять все
присущие ему
особенности, но их реализация зависит от
внешних условий).
Определение духовной сущности,
подвергающейся перерождениям, мы
не даем, поскольку оно достаточно полно
изложено в таких
источниках, как Бхагавад-Гита.
Классификация метатипов
Для целей настоящего исследования
представляется необходимым
подразделить все существующие метатипы на
классы, близкие по
совокупности признаков. В результате
анализа литературы нами были
условно выделены следующие группы
метатипов:
1. Гуманоидные. К этому классу относятся
существа, близкие к
человеку как физиологически, так и
психологически: люди, эльфы
(смертные, хотя и долгоживущие - например,
эльфы Кринна), сиды
(ши), гномы (большинство описанных в
литературе, такие как
гномы Средиземья - "Казад"), хоббиты, а
также оборотни, основной
формой которых является гуманоидная, и т.д.
Строение тела: рост в пределах 1-2,5 метра;
расположение частей
тела и их функции, большинство
анатомических и физиологических
особенностей сходны с человеческими.
Наибольшие различия связаны
с использованием энергетики: у некоторых
подвидов она является
основным орудием воздействия на окружающую
среду, другие же в
большей степени используют интеллект. Для
большинства
разновидностей, однако, характерна в
основном интеллектуальная
деятельность.
2. Фэери. Эльфы Средиземья (и им подобные -
бессмертные), эльфы
Европы (мелкие летучие, живут на деревьях),
спрайты, баньши,
сильфы, брауни и др. Сюда же можно отнести
драконов. Как
правило, имеют малые размеры, хотя эльфы
Средиземья отличаются
высоким ростом, а драконы весьма велики.
Физиологически и
психологически резко отличаются от
человека. Основа
взаимодействия с окружающим миром -
энергетика, причем, как
правило, взаимодействие не экспансивное, а
гармоническое.
Интеллект играет сугубо подчиненную роль.
Очень часто имеют
жесткую привязанность к среде обитания.
3. Зооморфные (анималоидные). Разумные
животные, тролли (не все),
гоблины (те, которые негуманоиды),змеелюди и
т.п., за исключением
искусственно созданных - например,
драконидов, не способных
размножаться, а также оборотни, основная
форма для которых -
животная. Физиологически близки к
соответствующим животным,
однако психологически отличаются
вследствие более высокого
интеллекта. Достаточно сильно развита
энергетика, часто стихийная
(стихия дерева у лесных жителей, воздух - у
птиц и др.). В
большинстве случаев сильные псионики.
4. Мутантные. Развившиеся вследствие
мутаций различного характера
устойчивые совокупности признаков
передаются по наследству и
сохраняются в духовной сущности при
перевоплощении (нестабильные
и не размножающиеся формы здесь не
рассматриваются по понятным
причинам). В том числе оборотни, у которых
приобретенная
способность закрепилась как на
генетическом, так и на
энергетическом планах;люди-мутанты со
стабильным комплексом
признаков.
В пределах каждой группы и каждого метатипа
может наблюдаться
значительное разнообразие. Так, в нашем
мире метатип "человек"
делится, согласно классификации
антропологов, на три расы (по
другим классификациям - четыре), в каждой из
которых множество
ветвей, часто пересекающихся между собой.
Эльфы могут
подразделяться на "высоких", "серых",
"лесных", дроу (тоже эльфы,
хотя и негры!) и так далее. Разновидностей
фэери насчитываются
десятки, если не сотни.
Следует учитывать, что в пределах "родной"
среды обитания
вероятность скрещивания между метатипами
достаточно низка; однако
попадая в другой мир, они вполне способны
давать потомство,
классификация которого должна, видимо,
вестись по индивидуальным
характеристикам. Более подробно об этом - в
статье "Метатип и
генотип".
Таким образом, введение термина "метатип"
и наличие
классификации должно навести порядок в
представлениях о
разумных существах и в какой-то мере убрать
из взглядов тех,
кто занимается проблемой "нелюдей",
тенденцию к
антропоцентризму. Следует сразу отказаться
от мнения о
"нелюдях" как аморальных и враждебных
человечеству тварях,
которое, скажем, вытекает из вышеупомянутой
работы Д. Форчун.
Вырванные из своей среды, нечеловеческие
метатипы тем не менее
способны адаптироваться здесь и порой
более благотворно влияют
на окружающее, чем "коренные" земляне.
Достаточно сравнить
описанное у Толкина отношение эльфов к лесу
и то, что с ним
делаем мы, чтобы понять, насколько
необоснованно высокомерие
по отношению к другим разумным существам.
Естественно, высказанные здесь мнения
могут стать предметом
дискуссии, к которой приглашаются все
желающие, особенно
представители нечеловеческих метатипов.
Максим Арансон mvaranson@hotmail.com
Бродяжник (он же Эльтанас
Ночной Эльф)
12.11.2000. Окончательная редакция -
Список литературы
Форчун Д. Современная психическая
самозащита. Киев: София, 1993
Саржент К., Гаскойн М. Кровь эльфов. Пер. с
англ. М.: Армада,
1997 (Оригинал: Carl Sargent, Marc Gascoine. Nosferatu. FASA, 1994
Бхагавад-Гита, гл. 3-6
Тибетская книга мертвых.
Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Репринт с
издания 1937 г.
Новосибирск, 1992, т.2
Крапивин В.П. Собрание сочинений. Н.Новгород
- Нижкнига, 1994
|