ПОНЯТИЕ МЕТАТИПА КАК ОСНОВА КЛАССИФИКАЦИИ РАЗУМНЫХ СУЩЕСТВ

Необходимость введения понятия
Представление о существовании разумных существ, отличных по
совокупности признаков от человека, получает все более широкое
признание. В оккультной литературе [Д. Форчун, 1993] описаны случаи
рождения детей, имеющих нехарактерные для человека физиологию и
психологию, но тем не менее способных к самостоятельному существованию
и продолжению рода. Объяснение этому у автора базируется на упрощенной
теории множественности миров, в основных пунктах сходной с той, что
существует в восточных религиозно-философских учениях. Однако выводы
относительно родившихся таким образом существ могут быть приложены
только к определенному их классу, и обобщать их не стоит по причинам,
которые мы рассмотрим далее. Кельтские сказания, как и мифы других
народов, рассматриваются многими исследователями в качестве
доказательства возможности сосуществования нескольких разумных рас в
пределах одного замкнутого мира.

Появление концепции множественности миров, в значительной степени
развитой сперва фантастами (см. цикл "В глубине великого
кристалла" и др. В. Крапивина) способствовало осознанию того
факта, что в каждом из существующих миров разумные существа имеют
признаки, отражающие особенности этого мира.
В течение многих лет нам удавалось наблюдать различных существ
гуманоидного типа, рожденных людьми, но имеющих достаточно ярко
выраженные "нечеловеческие" особенности, начиная с пресловутых
острых ушей (как известно, сиды и эльфы в фантастике имеют
заостренные и вытянутые кверху ушные раковины). Это побудило нас
приступить к созданию теории, описывающей существующие классы
"нелюдей".


Определение метатипа
Поскольку слово "нелюдь" является оскорбительным по форме и
антропоцентричным по содержанию, т. к. предполагает
"второсортность" тех, кто не является человеком, мы предлагаем
использовать термин "метатип", впервые встреченный нами в
фантастической литературе [Саржент К., Гаскойн М., 1997]. В
контексте упомянутого издания метатип - совокупность генетических
особенностей, определяющая характерные для данного класса существ
фенотип и психологию (хотя авторы не дают явного определения).
Мы сочли необходимым несколько расширить содержание термина с
учетом того, что по нашему мнению, существует цепь перерождений
души и соответствующая цепь причинно-следственных связей,
называемая в восточной традиции кармой. Следовательно, условия
рождения существа обусловлены именно его деятельностью в
предыдущих рождениях [Тибетская книга мертвых]. При этом мы сочли
возможным принять приведенные как в вышеупомянутом
источнике, так и у Д. Форчун данные о том, что при воплощении
существа оно может родится в любом из доступных для этого миров.
С учетом всех изложенных обстоятельств, предлагаемое определение
метатипа звучит следующим образом:
Метатип - совокупность физиологических и психологических
признаков, характерная для данного класса разумных существ,
которая закодирована в духовной сущности и проявляется при
воплощении в физическом теле, так что, независимо от генетических
особенностей родителей, эти признаки будут доминирующими.
(Вопрос о взаимодействии метатипа и генотипа мы рассмотрим во
второй статье этой серии. Здесь только отметим, что приоритет
метатипа над генотипом обнаружен нами как в собственных
наблюдениях, так и при анализе литературы. Следовательно,
гуманоид, переродившийся в животное - хотя возможность такого
обратного движения оспаривается многими источниками [Тайная
доктрина], будет в потенциале сохранять все присущие ему
особенности, но их реализация зависит от внешних условий).
Определение духовной сущности, подвергающейся перерождениям, мы
не даем, поскольку оно достаточно полно изложено в таких
источниках, как Бхагавад-Гита.
Классификация метатипов
Для целей настоящего исследования представляется необходимым
подразделить все существующие метатипы на классы, близкие по
совокупности признаков. В результате анализа литературы нами были
условно выделены следующие группы метатипов:
1. Гуманоидные. К этому классу относятся существа, близкие к
человеку как физиологически, так и психологически: люди, эльфы
(смертные, хотя и долгоживущие - например, эльфы Кринна), сиды
(ши), гномы (большинство описанных в литературе, такие как
гномы Средиземья - "Казад"), хоббиты, а также оборотни, основной
формой которых является гуманоидная, и т.д.
Строение тела: рост в пределах 1-2,5 метра; расположение частей
тела и их функции, большинство анатомических и физиологических
особенностей сходны с человеческими. Наибольшие различия связаны
с использованием энергетики: у некоторых подвидов она является
основным орудием воздействия на окружающую среду, другие же в
большей степени используют интеллект. Для большинства
разновидностей, однако, характерна в основном интеллектуальная
деятельность.
2. Фэери. Эльфы Средиземья (и им подобные - бессмертные), эльфы
Европы (мелкие летучие, живут на деревьях), спрайты, баньши,
сильфы, брауни и др. Сюда же можно отнести драконов. Как
правило, имеют малые размеры, хотя эльфы Средиземья отличаются
высоким ростом, а драконы весьма велики. Физиологически и
психологически резко отличаются от человека. Основа
взаимодействия с окружающим миром - энергетика, причем, как
правило, взаимодействие не экспансивное, а гармоническое.
Интеллект играет сугубо подчиненную роль. Очень часто имеют
жесткую привязанность к среде обитания.
3. Зооморфные (анималоидные). Разумные животные, тролли (не все),
гоблины (те, которые негуманоиды),змеелюди и т.п., за исключением
искусственно созданных - например, драконидов, не способных
размножаться, а также оборотни, основная форма для которых -
животная. Физиологически близки к соответствующим животным,
однако психологически отличаются вследствие более высокого
интеллекта. Достаточно сильно развита энергетика, часто стихийная
(стихия дерева у лесных жителей, воздух - у птиц и др.). В
большинстве случаев сильные псионики.
4. Мутантные. Развившиеся вследствие мутаций различного характера
устойчивые совокупности признаков передаются по наследству и
сохраняются в духовной сущности при перевоплощении (нестабильные
и не размножающиеся формы здесь не рассматриваются по понятным
причинам). В том числе оборотни, у которых приобретенная
способность закрепилась как на генетическом, так и на
энергетическом планах;люди-мутанты со стабильным комплексом
признаков.

В пределах каждой группы и каждого метатипа может наблюдаться
значительное разнообразие. Так, в нашем мире метатип "человек"
делится, согласно классификации антропологов, на три расы (по
другим классификациям - четыре), в каждой из которых множество
ветвей, часто пересекающихся между собой. Эльфы могут
подразделяться на "высоких", "серых", "лесных", дроу (тоже эльфы,
хотя и негры!) и так далее. Разновидностей фэери насчитываются
десятки, если не сотни.
Следует учитывать, что в пределах "родной" среды обитания
вероятность скрещивания между метатипами достаточно низка; однако
попадая в другой мир, они вполне способны давать потомство,
классификация которого должна, видимо, вестись по индивидуальным
характеристикам. Более подробно об этом - в статье "Метатип и
генотип".

Таким образом, введение термина "метатип" и наличие
классификации должно навести порядок в представлениях о
разумных существах и в какой-то мере убрать из взглядов тех,
кто занимается проблемой "нелюдей", тенденцию к
антропоцентризму. Следует сразу отказаться от мнения о
"нелюдях" как аморальных и враждебных человечеству тварях,
которое, скажем, вытекает из вышеупомянутой работы Д. Форчун.
Вырванные из своей среды, нечеловеческие метатипы тем не менее
способны адаптироваться здесь и порой более благотворно влияют
на окружающее, чем "коренные" земляне. Достаточно сравнить
описанное у Толкина отношение эльфов к лесу и то, что с ним
делаем мы, чтобы понять, насколько необоснованно высокомерие
по отношению к другим разумным существам.

Естественно, высказанные здесь мнения могут стать предметом
дискуссии, к которой приглашаются все желающие, особенно
представители нечеловеческих метатипов.

Максим Арансон mvaranson@hotmail.com

Бродяжник (он же Эльтанас Ночной Эльф)



12.11.2000. Окончательная редакция -

Список литературы
Форчун Д. Современная психическая самозащита. Киев: София, 1993
Саржент К., Гаскойн М. Кровь эльфов. Пер. с англ. М.: Армада,
1997 (Оригинал: Carl Sargent, Marc Gascoine. Nosferatu. FASA, 1994
Бхагавад-Гита, гл. 3-6
Тибетская книга мертвых.
Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Репринт с издания 1937 г.
Новосибирск, 1992, т.2
Крапивин В.П. Собрание сочинений. Н.Новгород - Нижкнига, 1994

 

 
TopList