Да, сынок, это – фантастика!

Автор: Кудрин Олег

Свои фестивали фантасты называют конвентами. Красиво! Уезжая, говорят женам: «Буду скучать. Это сборище пьяных мужиков…» Не верьте! Всё в прошлом, а фантасты зрят в будущее. Дамы тут теснят сильный пол. В этом году на Росконе из пяти мастер-классов для фант-подмастерьев в четырех победили женщины!.. Что это – Роскон?

Дружба фантастов и многократные их встречи на конвентах – рудимент советских 60–80-х. Тогда это племя, ведомое Стругацкими, числилось вольнодумным. Фантастов теснили, ставили в вину дружбу с Тарковским…

В эпоху дикого рынка все изменилось: фантастика оторвалась от большей части народа (для меньшей ее части стала образом жизни), превратившись в один из главных жанров коммерческой литературы. Диссидентство сменилось коммерциализацией. А вот дружба осталась…

На фантастических просторах СНГ 5 конвентов считаются авторитетнейшими: 3 в России (Москва, Питер, Екатеринбург) и 2 на Украине (Киев, Харьков). Старейший – в Екатеринбурге. Пафосный – в Харькове, очень местные власти любят этот жанр. Классический – на Неве («они Стругацкого видели!»). Прогрессирующий – в Киеве (много фанатов жанра в новом совмине).

Самый деловой и авторитетный – в Москве: Российский конвент, Роскон. Москва обладает крупнейшими издательствами. И большая часть писательской тусовки вынуждена обитать поближе к пирогу. А для живущих в большом городе естественно желание убежать из него. Роскон проводится на берегу Клязьминского водохранилища.

Действо проходит в пансионате «Березка». Кстати, обилия березок на территории не наблюдается. Роскон – это форма существования тусовки, называемой у фантастов «Фэндомом». Вот большим шариком перекатывается Лукьяненко. Вот худая егоза, мастер остроумных новелл и рассказов оэспешник Лео Каганов. Вот волоокая киевская красавица Марина Дяченко (с мужем, драматургом Сергеем, автором сценария телесериала «Николай Вавилов», они пишут вместе, а на конвенты ездят по отдельности, кто-то сидит с ребенком). Вот мастер боевой фантастики Василий Васильевич Головачов-Многотиражный. Железная выправка, орлиный взор, мощная лысина. Звездный десант отдыхает… Рядом другие ветераны: маленький щуплый москвич Михайлов, высокий научнобородый сибиряк Прашкевич, экспрессивный белорусский морж Чадович…

А вот двуглавый харьковский автор Г. Л. Олди. Означает – Олег и Дима. Г. и Л. – Громов и Ладыженский. Рядом еще один автор из Харькова, и тоже двуглавый – Александр Зорич. Молодые и моложавые кандидаты наук Яна и Митя. Пишут вместе, живут по отдельности. Некоронованные короли стиля (не столько даже писательского, сколько одежного – вечернее платье, пелеринка, смокинг, бабочка…).

Многовато Украины вышло… И недавние политвойны в Незалежной чуть не перекинулись на московский конвент. Фантасты – дружные ребята, но политика и их разделила надвое. Роскон стал первым конвентом, на котором фэн-украинцы встретились после осеннего противостояния. Проигравшим (донецким и примкнувшим харьковчанам) хотелось взять реванш, пусть условный. Они, как дети, находили повод всему порадоваться: «Ой, смотрите, воздушные шарики бело-голубые!» – «Ага, а салфетки для грязных рук – оранжевые!» Донецкие авторы хотели на сцене вручить Лукьяненко, поддержавшему их, бело-голубую ленту «За Януковича». Оргкомитет отказал – «фантастика и политика несовместимы!»

Главное на Росконе – вручение слонов, то есть коней, в смысле Росконей – Золотой, Серебряный и Бронзовый Роскон в трех номинациях: 1. Критика. 2. Малая форма (повесть, рассказ). 3. Роман (самая престижная номинация). Еще есть Большой Роскон – по совокупности заслуг – то, что в Голливуде называют «За честь и достоинство». И звание «Лучший фантаст» (самому коммерчески успешному). И «Алиса» – точная копия киношного миелофона, приз памяти Кира Булычева за лучшую детскую фантастику.

Сюжетно самым красивым получилось как раз последнее награждение. Года два назад, когда еще был жив Кир Булычев (Игорь Всеволодович Можейко), произошла такая история. Победителя Булычев определял единолично. И никак не мог найти такого, чтоб сердце тронуло. И вдруг… Некая Светлана Лаврова с очаровательной детской повестью. Игорь Всеволодович бросился звонить всему оргкомитету: «Есть! Есть! Осталось только найти автора!» И тут – стоп. Внятных координат безвестной Светы из провинции московское издательство не предоставило. Миелофон отдали другому автору. Потом Игорь Всеволодович умер. И посмертно «Алису» дали его последнему «Убежищу» (название большого детского романа). Кстати, при жизни Булычев отказывался от всех призов. Грозился: «Если вы мне тут без спросу что-нибудь вручите, я к вам приезжать не буду!»

Прошло два года. Новую повесть Лавровой (столь же удачную) «Гувернантка для детей волшебника» выпустили уже не москвичи, а ее земляки – екатеринбургское издательство. И уж они-то кочевряжиться не стали, сразу дав росконовскому оргкомитету телефон автора.

Награждение было трогательным, как появление Золушки на балу (только вместо хрустального башмачка – хрустальный миелофон). А после слов Светы, что вся ее семья – и она, и муж, и дети – просто боготворят Кира Булычева, впору было прослезиться.

Большой Роскон получил Геннадий Прашкевич. Многим памятен его роман «Великий Краббен», 30-тысячный тираж которого пошел под нож 23 года назад (лишь в новосибирском военторге успели продать 900 экземпляров, ставших ценнейшим фэн-раритетом). А самого Прашкевича и ветераном назвать неудобно, пишет он – чем дальше, тем лучше.

Лучшим фантастом (то есть коммерчески самым успешным) признали Лукьяненко. В прошлые годы звание это доставалось в тяжелых боях с запутанной статистикой Книжной палаты и торговых домов. В этот раз благодаря «Ночному дозору» Сергей победил всех киношным нокаутом.

Не стали сюрпризом итоги голосования по литературным номинациям. Литературный критик по фантастике из «Книжного обозрения» Андрей Щербак-Жуков между чаем и пивом без труда предсказал мне все тройки победителей. И он же посоветовал обратить особое внимание на восходящую звезду фэн-небосклона Олега Дивова.

Впрочем, я бы это сделал и без наводки. Представьте себе, идет чествование-награждение. Михайлов горячо жмет руку Прашкевичу. Прашкевич лобзает Дяченко. В общем, традиционное муси-пуси…

И вот объявлен победитель в номинации «Лучший роман» – Олег Дивов, «Ночной смотрящий»!

На сцену с нагловатой решительностью и легким косоглазием поднимается длинноволосый 30-летний мужчина. Получает Золотого Росконя. И заявляет в микрофон:

– Внимание! Райотдел по борьбе с пидарасами уполномочен заявить. Судя по этому (кивает на металлическую фигурку ), пидарасов на территории не обнаружено!

Овации и восторг зала…

Не осуждайте молодого автора. Это не хамская отсебятина, а самоцитирование – строки из «Ночного смотрящего». Вообще, наглость Дивова на редкость конструктивна и плодотворна. Какой самоуверенностью надо обладать, чтобы после успеха «Ночного дозора» роман о борьбе с вампирами пустить под названием «Ночной смотрящий». И ничего. Лукьяненко рядом с Дивовым – гламур и лакировка блевотно-кровавой российской действительности.

Кажется мне, что у человека так победно и точно матерящегося и в жизни, и в литературе, некислое лимоновское будущее. Хотя нет, скорее – пелевинское. Обукерится. Выйдет в тираж (большущий). Упрячет дефект зрения под черные очки и уедет в Европу писать очередного «Оборотня» с «Пустотой» пополам.

Если, конечно, не «спидарасится». Но это вряд ли, обилие женщин на Росконах не позволит…

© 2004 ИД Собеседник