|
Александр Громов и Владимир Васильев ("Роскон"-2001) |
– Кому первому пришла мысль написать книгу вместе?
А.Г.: Идея этого романа полностью принадлежала Владимиру. Когда
он меня ею озадачил, первая моя мысль была: что за дикая чушь! Вторая –
тоже примерно такая же. А вот третья: «А ведь, черт возьми, в этом есть
благородное безумие, этим будет интересно заняться!»
В.В.: А я всю жизнь любил рисовать «другую Землю» – на которой
Африка меняется местами с Южной Америкой или Антарктиды нет на своем
месте. Идея написать такой роман пришла мне давно, но я понимал, что не
смогу ее осуществить на должном уровне – просто не хватит знаний. А мне
очень хотелось, чтобы такой роман был. При этом я хорошо знал, у кого
хватит на это знаний. Я ему предложил – он увлекся и написал... Все это
было большой провокацией. В общем, как это теперь говорится, я его
развел!
А.Г.: Но я в накладе не остался...
– А я думал, что это все-таки было совместное творчество...
А.Г.: Да, это было совместное творчество. Например, один говорит:
«Мне этот кусок писать неинтересно, может быть, ты напишешь?» И так
далее. Постоянно посылали друг другу файлы, критиковали, дополняли,
правили... А окончательную правку делали вместе за одним компьютером.
В.В.: Или вот еще, как было. Звонит мне Саша и говорит: «Тут к
нам в Антарктиду американцы вторглись! Ты должен это описать». Я сажусь
и описываю. Посылаю ему – он отвечает: «Ну, конечно, я все это не так
себе представлял, но в принципе сгодится».
– А как-то определить, кто сколько написал, возможно?
В.В.: Возможно. Мы даже как-то сели и цинично посчитали.
Получилось, что 17% написал я, а все остальное – Громов. В какой-то
момент я понял, что Саша увлекся романом и стал «вести», и я не стал ему
мешать.
А.Г.: Когда я заметил, что время написания романа уже
приближается к трем годам, а сделано меньше половины текста, я понял,
что пока интерес не пропал, его нужно срочно заканчивать, и начал
активно работать...
В.В.: И, по-моему, вышло не так уж и плохо!
– Было бы плохо – я бы сейчас у вас интервью не брал!
А.Г.: Я проследил за реакцией публики в Интернете и заметил, что
мнения о романе полярны: одним активно нравится, другим – так же активно
нет. Отсюда я сделал вывод, что вещь получилась. Я убежден, что хорошее
произведение всем нравиться не может.
В.В.: Абсолютно с тобой согласен!
– Получилась утопия...
А.Г.: Да, это утопия. Поскольку хеппи-энд получился по принципу
«рояля в кустах» или, точнее, «бога из машины». Некоторые это нам
ставили в упрек, но я этих упреков не принимаю, поскольку победа
Свободной Антарктиды невозможна без помощи чуда. Умный читатель это
заметит, и у него будет повод задуматься, в каком мире мы живем...
– Написав этот роман, вы ввели понятие «альтернативная география»...
В.В.: Мы здесь далеко не первые. Мы первыми только придумали это
словосочетание, дали определение направлению, которое было и до нас. Был
«Остров Крым» Аксенова, был остров Лапута у Свифта. А мы просто на этом
заострили особое внимание и на этом сыграли.
А.Г.: В мировой литературе – начиная от Лукиана Самосадского –
было множество выдуманных стран, а это ведь тоже альтернативная
география. Они нужны фантастам для того, чтобы уберечь художественные
произведения от превращения в политический памфлет или агитку...
В.В.: Да, как это ни печально, все, что ни напишешь, имеет то или
иное отношение к политике...
– И в «Антарктиде...» вам этого избежать не удалось. Хоть имена
президентов не названы, но вполне угадываются...
В.В.: О президентах писал Саша.
– А ты был против?
В.В.: Да, я был против!
А.Г.: Твоя фамилия на обложке стоит? Вот и молчи!
– Да уж, творчество вдвоем – это всегда непростой процесс... Володе
уже приходилось писать в соавторстве, а ты, Саш, таким образом работал
впервые. Каковы твои впечатления?
А.Г.: Это достаточно просто, если сразу сказать себе следующее:
а) нужно подобрать собственные амбиции,
б) нужно уважительно относиться к амбициям своего соавтора – и все
получится. Тем более что мы с Вохой знаем друг друга достаточно давно –
я знаю, в чем он силен, какие его способности можно использовать при
создании текста. И я думаю, что он знает то же самое относительно меня.
В книге почти нет чисто Громова или чисто Васильева – мы довольно много
друг друга правили и, как мне кажется, добились некоего единства стиля.
По крайне мере, большинству читателей не удается различить, какие куски,
кто писал, и это хорошо!
В.В.: Надо сказать, что в этой работе мы друг другу очень
доверяли – у нас не было взаимных претензий. Особенно по части стиля...
А.Г.: Да, были, были! И я дописывал твои фрагменты, и ты мои!
Иногда это было нужно для сюжета, а иногда касалось, и только стиля.
В.В.: Да, конечно, но это были просто рабочие моменты. В целом же
сомнений друг в друге не было. И это главное.
А.Г.: Мы держали в уме главную задачу – написать приличный текст
– и при этом верили, что никто своего соавтора не опозорит.
– Володя, ты раньше писал в соавторстве с Сергеем Лукьяненко и с
Анной Ли. Работа с ними отличалась от работы с Сашей? Кто тогда был
«ведущим»?
В.В.: В этих работах не было четко выраженного «ведущего».
Написание романа с Анной Ли напоминало игру в пинг-понг: я писал кусочек
и передавал его ей, она писала – передавала мне... И так вот мы
«перекидывались» 28 раз. Весь «Дневной дозор» выкристаллизовался
сразу...
– Кем это было сделано – Лукьяненко или тобой?
В.В.: Сумраком... На самом деле, когда вышел «Ночной дозор», я
написал кусок текста и послал Сергею. Он сказал: «Я с этим не согласен,
но это, в общем-то, вписывается в мой мир, как взгляд с другой стороны».
Этот кусок стал второй частью романа. Еще Лукьяненко сказал: «А давай
подключим Перумова и напишем втроем: каждый – по одной части». Но так не
получилось – первую часть написал Сергей, а третью мы с ним вместе...
– По-моему, вышло очень хорошо: тезис, антитезизис и синтезис...
В.В.: Ни о чем таком умном мы не думали, а просто писали свои
тексты, не зная и даже не думая о том, что пишет другой. А потом сели и
начали думать, как это можно свести вместе... Любой опыт писания в
соавторстве уникален и ни с чем не сравним. Каждый случай работы в
соавторстве подобен столкновению плечами.
– А с кем из троих тебе понравилось писать больше всего?
В.В.: А тебе что больше нравится – сыр или вторник? Это вещи
несравнимые!
– Хорошо, с кем из них ты хотел бы написать совместный роман еще раз?
В.В.: Со всеми! Даже с одним и тем же человеком нельзя написать
две одинаковые вещи – каждый раз будет получаться что-то новое. Каждый
случай уникален!
– А если помечтать – с кем из мировой культуры вам хотелось бы
написать в соавторстве?
А.Г.: С удовольствием написал бы что-нибудь со слепцом-Гомером –
он бы диктовал, я записывал. Я думаю, получилось бы неплохо!..
– А еще вдвоем что-нибудь написать не собираетесь?
В.В.: Погоди, дай нам отдохнуть друг от друга!
А.Г.: Конкретного проекта пока нет.
|