- Мы очень рады, что нам, наконец, удалось сыграть в Архангельске! –
говорит Антон. - Мы были в вашем городе несколько раз, приезжали к
нашим друзьям. Хочется возвращаться сюда еще и еще. Здесь просто на
генетическом уровне чувствуешь, что ты отсюда родом. Малые Корелы -
потрясающее место, такого я не видел больше нигде. Когда я стоял на
вершине холма и смотрел вокруг на Двину, на деревянные строения, на
небо, хотелось замереть на месте и слиться с этим. Показалось, что
общая атмосфера, царящая в городе – спокойствие и процветание.
- В Вашем творчестве цикл «Эльфийская музыка» стоит особняком. Вы
пишите музыку на стихи Толкиена. Какую роль эта фигура играет в
Вашей жизни, почему вдруг такой интерес к миру эльфов?
- Музыки на стихи Толкиена у меня примерно 20-30 процентов, просто
на фоне общего интереса к предмету именно эта часть произведений
наиболее востребована. Это не означает, что остальное лучше или
хуже. Эльфы (и не только толкиеновские!) интересовали меня очень
живо и очень давно... Часто были такие «слуховые миражи»,
чувствовалась какая-то запредельная реальность стоящая за, казалось
бы, сказками и легендами … При этом я все больше и больше понимаю,
что по отношению к всей своей музыке – я лишь проводник того, что
откуда-то приходит в наш мир. И поскольку эта музыка вообще должна
была быть записана в нашем физическом мире, в звуках, это должен был
сделать человек. У нас ведь только пять чувств, например, мы не
видим радиоволны, хотя при этом они существуют – для того, чтобы их
услышать, нужен специальный аппарат. Возможно, у человека есть некие
чуть приоткрытые сенсоры тех параллельных миров, которые нас
окружают, и ученые рано или поздно смогут это доказать,
задокументировать. И вот когда появится такой аппаратик, мы сможем
зафиксировать эту мощнейшую, обширнейшую реальность, с которой
связан мир эльфов. Конечно, в чем-то я могу ошибаться, но, если
честно, я в это верю. Сегодня наш «Эльфийский цикл» насчитывает
примерно 50 произведений.
- В своих произведениях – остерегусь назвать их просто песнями – вы
используете то, что называете эльфийским языком. Насколько связаны
ваша лингвистическая и музыкальная деятельность?
- Ну, поскольку в песнях должны быть слова, то они пишутся на
настоящем современном эльфийском языке, называющимся laoris. Так
получается так называемая «Музыка эльфов», то есть попытка
представить себе, как звучит настоящая музыка обитающих в
параллельном мире маленьких, очень сильно связанных со стихиями
природы существ, эльфов или faeries. Кстати, эти существа также
очень музыкальны! С моей стороны, все это не сознательная выдумка,
а, так скажем, удобоваримая транскрипция личного опыта для масс....
мифотворчество - в смысле творение реальности - да, безусловно... я
совершенно не толкиенист, но по иронии судьбы, мало того, что два
альбома у нас на стихи Толкиена, так еще и хочу сослаться на притчу
Профессора под названием «Leaf by Niggle», где, на мой взгляд, он
удивительно точно обнажил тот факт, что художник сначала создает
мир, а потом мир этот совершенно непостижимым образом начинает
существовать сам по себе...
- Вы и ваш ансамбль CAPRICE создали, записали и исполняете на своих
концертах альтернативный саундтрек к трилогии «Властелин Колец». В
чем причина его создания – не согласны с музыкальным образным языком
голливудского композитора? Не пытались ли вы показать свою музыку
режиссеру фильма?
- Конечно же, музыкальный язык Говарда Шора здесь ни при чем.
Неужели можно музыку писать «в противовес» чему-то? Слово
«альтернативный» означает не более, чем наше собственное видение
мира, описанного во «Властелине Колец». С Питером Джексоном я
связывался и получил вежливый ответ, что наша музыка им не нужна -
все-таки пока нельзя сравнивать тот путь, который прошел в музыке
Говард Шор и я.
- А как вы, кстати, оцениваете саму кинотрилогию - а также такой
успех ее третьей части, измеряемый в Оскарах? Неужели «Титаник» и
«Властелин Колец» - это явления одного порядка?!
- Замечательный фильм по многим параметрам - кастинг, режиссура,
музыка, съемки, спецэффекты. Мне кажется, Профессор был бы доволен!
Что касается сравнения "Титаника" и "Властелина Колец" - думаю, эти
два фильма, конечно же, сопоставимы, если главным критерием считать
эмоциональное воздействие на массы, профессионализм и масштабность
постановки. В обеих картинах все это присутствует с лихвой. А
художественный и эстетический уровень картин - все-таки вещь гораздо
менее "осязаемая", это более субъективно. С этой точки зрения
фильмы, согласен с Вами, довольно сильно отличаются.
- Каково Ваше отношение к так называемой готической субкультуре?
- Нам близки в ней общий дух печали, меланхолии, красоты. Готы
действительно ходят на наши концерты, хотя, конечно, не только они.
- Поговорим о Ваших корнях. Когда Вы осознали, что между вами, и ТЕМ
САМЫМ императором Петром, которого в детстве видели в кино и на
картинках, существует родственная связь? Как это произошло?
- В нашей семье это передается очень бережно. Не могу сказать, что
это произошло в какой-то конкретный момент. Я знал это с самого
детства. Поэтому, уверен, эмоций было бы гораздо больше, если бы я
об этом неожиданно узнал в сознательном возрасте. В то же время,
может быть, именно знание этого факта с самого детства и дало
осознание другого: Петр – это Петр, и моих заслуг в этом нет
никаких. В жизни нужно всего добиваться самому.
- Несколько слов о вашей семье. Как относились к факту такого
высокого родства ваши родители, страдали ли они от этого в советское
время?
- Нашим прямым предком является сын Петра и его пассии Марии
Андреевой генерал Петр Румянцев-Задунайский, который был довольно
видным военачальником своего времени. Его потомки жили в Кагуле в
Молдавии, затем в украинских Дергачах. Родители бабушки были
насильственно переселены из своего имения в Дергачах на север, в
город Онегу, но это не в связи с царским родством, а просто потому,
что большевикам показалось - имение для них слишком большое, и его
отдали под детский дом... Мы в семье особо о родстве с Петром не
распространялись, но, у тех, кто об этом знал, данный факт вызывал
либо положительную реакцию, либо никакую, так что в советское время
проблем не было никаких.
- Знаете ли вы других потомков Петра, - в России и за рубежом,
поддерживаете ли вы с ними связь?
- К сожалению, нет, хотя было бы крайне интересно. Однако заниматься
их поиском, на мой взгляд, сродни участию в занимательном клубе,
своего рода хобби, а на это просто нет времени. Мы отличаемся от
остальных тем, что мы просто об этом знаем, - думаю, поколений через
десять таких людей будет очень много (смеется).
- Ваши соображения о роли монархии в истории России вообще, возможна
ли, на ваш взгляд, ее реставрация в принципе?
- Думаю, вряд ли, все зависит от настроя большинства населения. На
данный момент россияне просто не думают о монархии, им нужно,
скорее, устраивать собственную жизнь. Да и так ли важен формальный
общественный строй – ведь в мире масса примеров и монархий, очень
сильно отличающихся по своей сути друг от друга, и республик. Самое
главное – это личности, делающие историю, а не то, под каким ярлыком
это подается.
- Чем живет потомок Петра Первого в современной России? Работа,
семья, коммунальные условия…
- У меня две работы – музыкант и лингвист. Я имею счастливую
возможность легко учить языки, что мне очень помогает в поездках.
Сейчас вот учу китайский! В музыке я тоже счастлив – практически
все, что я пишу, издается на компакт-дисках и исполняется на
концертах. Моя жена Инна – певица, мой лучший друг, человек
огромного таланта и вкуса, мой консультант в творческих вопросах. У
нас двое чудесных мальчишек, Даня и Кирилл. Они уже профессиональные
актеры – снимались в рекламных роликах, которые мы регулярно видим
по телевизору. Дети все время подсчитывают, кого больше покажут.
Коммунальные условия – никаких проблем вроде бы не наблюдается, с
этим все хорошо... Одним словом, в жизни мы вполне обычные люди!
Алексей М. ШЕПТУНОВ,
специально для «
Русского Севера»