Who is доктор Ливси?
Юнна Чупринина
"Наивно думать, что
книги, даже популярные, в силах кого-то или
что-то изменить. Если Библия за две тысячи лет
не сумела кардинально изменить этот мир, так что
уж говорить о рядовых авторах?" - сказал в
интервью "Итогам" писатель-фантаст, автор
известных романов про ночной, дневной и
сумеречный дозоры Сергей Лукьяненко
В отличие от большинства
собратьев по перу Сергей Лукьяненко использует
компьютер не только в качестве пишущей машинки:
он с компьютером на ты
(Фото: Дмитрий Пленкин)
Лишь только завершился широкий прокат "Ночного
дозора", а у автора одноименной книги Сергея
Лукьяненко - новый проект. Картина
называется "Глубина", заявленный бюджет - 3
миллиона долларов, режиссером будет известный
клипмейкер и дебютант в полнометражном кино
Михаил Хлебородов, в главной роли - Гоша Куценко.
Продюсеры обещают также привлечь к съемкам
иностранных артистов. Говорят, например, что уже
получено принципиальное согласие от Кристофера
Ли ("Сонная лощина", "Властелин колец"). Похоже,
в ближайшем будущем имя Лукьяненко в титрах
отечественных фильмов мало кого удивит. Тиражи
его книг, лихие сюжеты да и сама потенциальная
зрелищность фантастики - гарантированная защита
от возможного провала. Не случайно сам
Лукьяненко об успехе знает, кажется, все. Этим
знанием он и поделился с корреспондентом
"Итогов".
- У вас, Сергей Васильевич, необычайно
насыщенная жизнь. Только смолкли громогласные
трубы "Ночного дозора", как на подходе -
очередной блокбастер.
- О каких трубах и о каком блокбастере идет
речь?
- Трубы, понятное дело, медные. А блокбастер
- картина под названием "Глубина". Что-то не
так?
- Да вроде нет. Кроме того, что нас ожидают еще
целых два "Дозора". А "Глубина", картина, в
основе которой мой роман "Лабиринт отражений", -
тоже проект Первого канала. Начало съемок было
запланировано на осень, но дело застопорилось.
Пока так и не утверждена окончательная версия
сценария. Первоначально над ним работали
киевские фантасты Мария и Сергей Дьяченко, потом
подключился будущий режиссер Михаил Хлебородов.
Честно говоря, предлагают присоединиться и мне,
но я остаюсь лишь консультантом. Сценарий - это
долгое последовательное приближение к истине, и
он отнимает гораздо больше времени, чем любой
оригинальный текст.
- Неужели опыт "Ночного дозора" не научил вас
бережному отношению к своим текстам?
- Я не думаю, что исходному тексту там нанесен
какой-то ущерб.
- А второй "Дозор" - "Ночной дозор. Мел
судьбы" вы уже видели?
- Да, и он, кажется, получился еще лучше, чем
первый, - более ударным. Премьера запланирована
на осень. Третью часть, как вы, наверное,
знаете, собираются снимать совместно с компанией
"XX век-Фокс". Третья часть будет достаточно
вольной экранизацией, основанной на одной из
сюжетных линий "Дозоров". О сроках говорить пока
рано, но, думаю, все произойдет уже следующим
летом. (Как сообщили "Итогам" в Дирекции
общественных связей Первого канала, студия
"Фокс", приобретшая права на прокат фильма и
съемки продолжения, собирается также снимать
совместно с российской стороной ремейк "Ночного
дозора" с участием мировых кинозвезд.)
- От этого проекта вы тоже отстранились?
- Нет, здесь я покажу себя патриотом. Не хочется
отдавать сценарий на откуп американцам.
Заокеанский автор, пусть даже
суперпрофессиональный, может попросту не понять
наш менталитет. Вся магическая среда "Дозора"
соткана из обычных предметов и ситуаций. В его
мире обыкновенный фонарик на самом деле -
серьезное оружие, а люди, ездящие на затрапезных
машинах, оказываются далеко не заурядными
"иными". Превращение бытового плана в
мистический происходит на каком-то интуитивном
уровне. Грубо говоря, в американском варианте
консервированная кровь для вампиров должна
храниться в банках из-под дешевого супа.
Отследить все эти моменты может лишь человек,
занимающийся проектом с самого начала.
А потом очень не хотелось бы, чтобы главным
героем оказался одноногий чернокожий, болеющий
СПИДом...
- Тогда уж - чернокожая.
- ... Нетрадиционной сексуальной ориентации.
Хотя все эти внешние факторы по большому счету
ерунда. Больше всего я боюсь, что может быть
потеряна та неуловимая составляющая книги,
которая, собственно, и придает ей очарование,
гарантирующее успех. Не хотелось бы, чтобы наш
проект выродился в российско-американский фильм
о вампирах и борцах с вампирами, вот будет
радость! Таких картин каждый год выпускают штук
сто дешевых и штук десять дорогих, с шумной
премьерой и огромным рекламным бюджетом.
- Кажется, вы недолюбливаете рекламу.
- Честно говоря, да, как и политику. Потому что
и реклама, и политика на самом деле - искусство
навязывания своих интересов. Они манипулируют
людьми, не гнушаясь откровенно демагогических
приемов и играя на человеческих слабостях.
Впрочем, реклама в каком-то смысле все же лучше
политики: она преследует только материальную
выгоду.
- И все равно поздравляю - книга "Ночной
дозор" вышла из топ-десятки продаж. А ведь она
не приобрела бы такую популярность, не попади
под "золотой дождь" совсем не книжной рекламной
кампании.
- Это естественно, и западный опыт, будь то
картины "Властелин колец" или "Гарри Поттер",
тому подтверждение. Но я пишу с 18 лет, пишу уже
18 лет и могу с гордостью констатировать, что за
эти годы добился большой читательской аудитории
безо всякой рекламы. Если книги выходят тиражами
100-200 тысяч экземпляров - это, согласитесь,
чего-то стоит. Сегодня "Ночной дозор" прочли
около миллиона человек, и каждый четвертый
сделал это действительно благодаря фильму
Первого канала. Не зря же Ленин говорил, что в
условиях тотального духовного обнищания масс для
нас важнейшим из искусств является кино. С тем и
живем.
- Ответственность вас не тяготит? Ведь
множество людей обратилось к фантастике именно
после "Ночного дозора".
- А я привык. Потому что знаю, что именно из-за
моих книг на фантастику да и на чтение вообще
"подсело" огромное количество молодых людей.
- Но, согласитесь, книжка книжке рознь.
- В любом случае человек читающий на ступеньку
выше нечитающего. Такой своеобразный вид
развлечения, как литература, требует от человека
постоянных умственных усилий. Неудивительно, что
обращаются к книгам далеко не все.
Но вы-то наверняка намекаете на кажущуюся
несерьезность нашего жанра. А ведь, между
прочим, Михаил Афанасьевич Булгаков считал себя
не кем иным, как фантастом. И даже пытался
организовать в Москве клуб писателей-фантастов.
"Роковые яйца", "Мастер и Маргарита", "Собачье
сердце" - вещи совершенно различных направлений
- самая настоящая фантастика. А если мы возьмем
какую-нибудь глубоко реалистичную пьесу о
Сталине "Батум", то убедимся, что это
низкопробная, вымученная, написанная на заказ
литература. Пускай и реалистичная.
- Ну, можно вспомнить и "Белую гвардию", и
"Записки юного врача" и т. д., и т. п.
- А Рабле, Куприн?
- Но вы, фантасты, сознательно
дистанцируетесь от этого ряда! Существуете по
законам закрытого сообщества, вручаете друг
другу свои специальные премии. Некоторые из
ваших уже заговорили о своеобразном гетто.
Выбраться из которого удалось разве что
Пелевину.
- Ну, Михаила Веллера мы тоже считаем своим. А
что до тусовки, то она - нормальная сфера
обитания увлеченных чем-то людей. Мы же не
сокрушаемся, что любители подводного лова
выезжают на берег реки? Вот и несколько сот
фантастов соберутся в феврале на свою
конференцию. Между прочим, место, отведенное
"большой" литературе - то же гетто, только с
гораздо меньшей читательской аудиторией. Я не
расставляю оценок, но нашумевший "серьезный"
автор может рассчитывать лишь на жалкие 10 тысяч
экземпляров. А я убежден, что писатель
существует не для того, чтобы подбрасывать свои
бессмертные творения в топку большой литературы,
а для читателя.
(Фото: Дмитрий Пленкин)
- Но ведь даже рукописи, которые не горят,
уступают бестселлерам в тиражах.
- Согласен. Только я отчего-то не вижу среди
современных наших писателей ни Бунина, ни
Куприна, ни Достоевского. А те, кто наиболее
интересен и действительно владеет словом -
Пелевин и Сорокин, - стоят на грани между
мейнстримом и фантастикой.
А еще есть такой Вячеслав Рыбаков, питерский
автор с потрясающей силой литературного слова,
его книги поднимают глубинные проблемы
человеческой жизни. В свое время ему должны были
вручить Госпремию за сценарий к фильму "Письма
мертвого человека". Неожиданно оказалось, что он
не только не состоит в Союзе писателей, но...
умудрился не издать ни одной книжки! Вся
ленинградская писательская организация, в
которой лауреатов Госпремии не было лет этак
сорок, забегала в ужасе: Рыбакова немедленно
приняли в Союз, выпустили его книгу...
Сам себя я обычно называю литератором. А если и
уточняю - писатель-фантаст, - то лишь для того,
чтобы подчеркнуть: я совершенно не стыжусь того,
что пишу фантастику.
- Да вас вроде никто и не стыдит. Просто
непонятно, отчего вы столь яростно
отмежевываетесь от прочей прозы. Плохо ли - чем
черт не шутит - получить, скажем, Букера?
- А зачем он мне? Все эти премии так называемой
большой литературы по существу ничем не
отличаются от наград нашего фантастического
цеха. Получить проспонсированную крупной
корпорацией премию в пятнадцать тысяч у. е.,
конечно, приятно. Но она не может считаться
мерилом таланта.
У фантастов есть премия, которая вручается по
результатам голосования в Рунете. Я получил
такую еще в год ее учреждения, после чего
организаторы ввели уточнение: лауреатом можно
стать только единожды. Не сочтите за
бахвальство, но на протяжении вот уже четырех
лет я в этом голосовании - на первом месте.
- А это не опасно - постоянно ощущать себя
"первым парнем на деревне"?
- Да были ведь уже писатели, посчитавшие, что
фантастика - это как-то не слишком красиво,
пора, что называется, работать "по-взрослому".
Они начали публиковаться в толстых литературных
журналах. И случилось то, что еще Д'Артаньяна
уберегло от контактов с Ришелье. Помните, как он
объясняет: меня дурно приняли бы здесь и на меня
дурно посмотрели бы там?
Между тем конкурентов у меня предостаточно. В
Интернете существует крайне интересная забава -
конкурс "48 часов, или Рваная грелка". Именно за
это время надо написать рассказ по теме, да
такой, чтобы "порвать конкурентов как грелку".
Но главное в этом состязании - анонимность. Он
уравнивает Васю Пупкина и Сергея Лукьяненко, и
последний вполне может получить совет: ты,
мальчик, писать совсем не умеешь, пойди и
поучись. Дважды я оказывался на первом месте, а
один раз - только на десятом. И поражений не
скрываю. Ведь мой проигрыш - огромный стимул для
молодых литераторов.
- Похоже, Интернет предоставляет вам то же
поле для высказываний, что и традиционный
бумажный лист. Вот и роман затеяли писать, что
называется, в режиме on-line.
- Да, публикую главы в своем дневнике в Живом
Журнале.
- Who is доктор Ливси, под именем которого вы
там "прописаны"?
- Это герой "Острова сокровищ" Стивенсона -
симпатичный мне весельчак, балагур и, что
немаловажно, доктор.
Должен признаться, эта моя идея с публикацией в
Интернете - не более чем попытка себя
подстегнуть. Помните французское кино
"Великолепный" с Бельмондо в главной роли - про
писателя, который сидит и шпарит приключения
суперагента, а его все время отвлекают то
сантехник, то электрик. Вот чтобы вернуться
после "Ночного дозора" в этот рабочий ритм, я и
решил поставить себе условие: буду публиковать
роман главами, чтобы как минимум пять тысяч
человек смогли в случае чего возмутиться: ну и
где, ты же обещал! Это похоже на издательский
контракт с установленными сроками.
- У вас, кстати, как с издательствами?
- В этом смысле у меня практически не было
негативного опыта. К счастью, работники
издательств понимают, что выпуск книг отличается
от производства пива. Хотя я знал одного
менеджера, который раньше работал на водочном
заводе и рассуждал: а чего? И там и там -
штучная продукция краткосрочного пользования.
Правда, уже через неделю он книжный бизнес
покинул.
Меня не связывают с издательством "АСТ" никакие
кабальные контракты. Не скрою, поступали
предложения от других издательств, но я
отказался: зачем? Вообще возможности
переманивать авторов сильно ограниченны: всем
известны цены на книги, возможные тиражи, так
что сумма гонорара не слишком варьируется.
- Зато ваш контракт с читателем действительно
кабальный. Вы ведь даже мониторинг провели,
показавший, что читатель ждет "городского
фэнтези". И судя по опубликованным главам, это
самое фэнтези вы и создаете.
- Буду от него уходить. Если автор начнет
откликаться на каждый вопль читателя, получится
как в известной басенке, когда медведь-живописец
правил свою картину по советам свиньи, кролика и
так далее. Я понимаю, что сегодня наибольшим
спросом у публики пользовался бы четвертый
"Дозор". Читатель был бы в восторге.
- А уж издатель!
- Без вопросов. Но автор, который загоняет себя
в рамки одной темы, за редчайшим исключением,
прекращает писать, а начинает производить
"худло" для пользования в электричках.
- В электричках, кстати, уже давно не читают.
Сканворды разгадывают.
- Может быть, не знаю. "Дозоры" я клонировать не
собираюсь. Тем более что у нас достаточно
авторов, выпускающих целые серии о том, как по
Москве бегают вампиры с оборотнями и друг друга
радостно мочат.
- Сохранила ли сегодняшняя фантастика
привычное разделение на научную и фэнтези?
- Существует огромное число других разделений.
Например, альтернативная история, где авторы
размышляют, скажем, о том, как развивалась бы
Россия, победи Наполеон. Есть киберпанк,
действие которого происходит в жестком
технологизированном мире будущего. Еще выделяют
так называемый стимпанк, в котором мир
развивается так, как в книгах Уэллса или Жюля
Верна, то есть цивилизация соседствует с
примитивными технологиями. Подвидов не счесть,
от мистической оперы до любовного романа. Хотя
любовная линия плохо монтируется в
фантастический сюжет.
- И все же фантастика до сих пор не
противоречила традиционной сказочной модели,
предполагающей в финале обязательную мораль. В
последние годы писать стали жестче и циничнее.
Вы к таким опытам как относитесь?
- В зависимости от того, насколько они
талантливы. Но сам так не пишу, да и читать
стану вряд ли. Подобные депрессивные, чтобы не
сказать чернушные, тексты нарушают непреложные
для меня этические законы.
- Может, вот она и есть - точка пересечения
мейнстрима и фантастики? Ведь "большую"
литературу тоже поругивают за излишнюю
депрессивность.
- К сожалению, это действительно общая
тенденция. Множество авторов не брезгуют
эпатажем, немотивированной жестокостью, я бы
даже сказал, физиологичностью описываемого мира.
Это естественно, ведь писатель не может жить в
башне из слоновой кости. Но на мой взгляд,
литература должна все-таки внушать надежду.
Множить уныние - это совсем не по-христиански.
- С этой точки зрения последняя книжка Бориса
Стругацкого "Бессильные мира сего" лежит вне
поля хрестоматийных заповедей.
- Это, конечно, депрессивная книга, но в ней все
же осталась человечность. Да, люди далеко не
идеальны и ведут себя негоже, но это все-таки
неправильно. Встречается ведь и более
радикальный вариант, когда автор не только
изображает зло, но и настаивает на его
неизбежности и неизбывности.
- Кажется, чем мудрее автор, тем его миры
печальнее, а прогнозы пессимистичнее.
- Это характерно для Стругацких, но совсем
несвойственно, скажем, мудрейшему Владимиру
Михайлову. И не было свойственно Киру Булычеву.
Но неудивительно, что сильный автор, который
копается в глубине человеческой души и вынужден
пропускать через себя все людские мерзости, с
каждой новой книгой смотрит на мир со все
большим скепсисом. Чем талантливее автор, тем
большее разочарование от мира накапливается у
него в душе. И градус печали повышается.
Думаю, свою роль играет и воспитанная нашей
традицией иллюзия, что писатель призван изменить
действительность.
- И пострадать.
- Ну, без этого вообще никуда. Писатель
просто-таки обязан страдать за судьбы народа.
Однако наивно думать, что книги, даже
популярные, в силах кого-то или что-то изменить.
Если Библия за две тысячи лет не сумела
кардинально изменить этот мир, так что уж
говорить о рядовых авторах?
Меня это не разочаровывает. Может быть, из-за
первого - психиатрического - образования. Хирург
подходит к больному, и после этого человек либо
встает и идет, либо - не случилось. А
врачу-психиатру узнать результаты своего труда
не дано. Он, конечно, может помочь, но пациент,
скорее всего, будет возвращаться к нему вновь и
вновь. Так что я не собираюсь вершить судьбы
мира и не жду, что мои тексты вызовут у кого-то
катарсис. Но при этом я уверен, что мир меняется
к лучшему. Просто человеческая жизнь не
позволяет увидеть эти изменения во всей их
полноте. Слишком часто мир напоминает о своей
дикости и дурости.
- Не удержусь от самого, наверное, банального
вопроса фантасту: как часто вам приходилось
что-либо предугадывать?
- У меня были, конечно, интуитивные попадания,
но скорее социального плана. Вроде того, что
американцы развернут военные действия в Европе.
Но это лишь следствие сложившихся в мире
тенденций: когда СССР не стало, а Россия
ослабла, вполне естественно, что американцы
захотели навести свой порядок в Европе. Как они
могли это осуществить? С безопасного расстояния,
путем прицельного бомбометания. Так что никакой
это не прогноз.
Когда с такой непоследовательностью сбываются
прогнозы политологов, футурологов и даже
синоптиков, о писателях и говорить не
приходится. По большому счету фантаст - такой же
предсказатель, как человек с улицы.
Вот уже почти двадцать лет как
Сергей Лукьяненко пишет в среднем по два романа
в год. А дома его окружают совсем не
фантастические персонажи
(Фото: Дмитрий Пленкин)
Copyright ©
Журнал "Итоги" |