Рей, Брэдбери!
В Россию пришел роман великого фантаста, который писался полвека

Мария Свешникова

"Место, где они находились, напоминало полутемный склеп, битком набитый останками прошлого: кипы, пакеты и связки давних воспоминаний, их радужные крылышки то аккуратно сложены, то кое-как скомканы, а еще какие-то призрачные фигуры, ворохи теней. То тут, то там сияло какое-нибудь особо яркое воспоминание, словно выхваченное из полумрака лучом янтарного света". Больше пятидесяти лет создавал Рэй Брэдбери роман "Из праха восставшие", который теперь представляется на суд русского читателя.

Неужто старина Брэдбери все еще жив, закопошились нынешним летом обыватели, когда фантаст вздумал обвинить скандалиста Майкла Мура в некорректном использовании названия его научно-фантастического романа "451 градус по Фаренгейту". В плагиате, по сути, после чего потребовал изменения названия фильма "Фаренгейт 9/11". Дело, впрочем, ничем не закончилось, поскольку Муру было недосуг ответить писателю, да и фильм уже запустили "в дело" в Каннах. Зато тогда обнаружилось, что 83-летний фантаст не только жив, но и не так давно закончил свой очередной роман, идея которого возникла у писателя в голове еще в 1927 году.

Рэю Брэдбери тогда исполнилось семь, но обилие родственников, увенчанное бабушкой и ее домом (Тысячу-Раз-Пра-Прабабушка и Дом), активно повлияло на тонкую душевную организацию будущего классика. О причинах полувековых раздумий над судьбой родни сам Брэбдери говорит так: "Лишившись общества своей бабушки, дядюшек и тетушек, я вскоре почувствовал, что следовало бы отразить их на бумаге в назидание потомкам. Мало-помалу у меня вызрела идея этой Семьи, людей в высшей степени причудливых, необычных, даже гротескных, которые вполне могли бы быть - а могли бы и не быть - вампирами".

В результате, годам к двадцати у начинающего писателя, появились герои, оживившие в первом рассказе и его философию и, одновременно, родственные взаимоотношения. Они выросли в цикл историй о Семье и замелькали в "Семейной встрече", "Апрельском колдовстве", "Дядюшке Эйнаре" и "Страннице". Но, только дойдя до "Из праха восставших", давно умершие родственники оказались полностью осмыслены и переработаны в крупную литературную форму.

Впрочем, при всем уважении к человеку, в свои 83 мастерски владеющему лирой, роман о "Прахе" весьма трудно назвать крупной формой. Классический автор, исписавший тысячи страниц фантастическими изысками, и свою биографию, и мысли, а заодно и близких всех скопом уместил в робкие "что-то около двухсот страниц". В результате получились то ли воспоминания, то ли интеллектуальные изыски послепенсионного фантастического сознания. "Постой-постой, - вмешался Вильям, - это что тут такое? Гранд-каньон или твой гипофиз?" "Я в голове этой женщины, смотрю ее глазами, слушаю тишину. Пролетают самолеты. Словно птеродактили с непомерно огромными крыльями. Вдали - паровой экскаватор, тиранозавр, неодобрительно поглядывающий на этих шумных, разлетавшихся к ночи рептилий. Я смотрю и вдыхаю запахи палеозойской стряпни. Покой, покой".

На самом деле вместо того, чтобы судить о достоинствах (или их отсутствии) последнего произведения великого фантаста, достаточно прочесть лишь названия глав микрозарисовок. Они лаконично-изысканны и подтверждают принадлежность их создателя к классикам жанра. В остальном, за описание каких фрагментов себя не взялся бы Брэдбери, всюду чувствуется налет его фантазмического мировосприятия. Мальчика, все еще мечтающего о недостижимой реальности Хэллоуина.

Обдумать свое собственное "эго", читая семейную сагу Рэя Брэдбери можно будет с 22 октября.
 

Страна.ру