Сергей Лукьяненко:
"Я пишу в жанре интересной фантастики"
По мотивам его произведений снят
фильм, который назван первым отечественным блокбастером.
Судя по всему, слава Сергея Лукьяненко только начинается:
скоро "Ночной дозор" увидит Америка, а чуть позже будет
снято продолжение русского киночуда.
- Уже второй месяц "Ночной дозор" с
триумфом идет в кинотеатрах страны, собирая огромные массы
зрителей, а также невиданные для отечественного проката
суммы. Фантастику в нашей стране экранизировали мало и
раньше, и сейчас. Как вы думаете, в чем причина? Из-за того,
что мы не могли похвастаться компьютерными достижениями?
- В основном, конечно; дело в этом. Современная фантастика -
достаточно яркое, красочное действие, наполненное
Спецэффектами на экране, соответственно, снимать кино так,
как снимали его у нас лет двадцать назад, нельзя. Снимали
хорошо, но снимали исключительно на энтузиазме, а так сейчас
работать невозможно. И поэтому потребовался фильм "Ночной
дозор", потребовал; особый подход, чтобы начать съемки на
другом уровне.
- Многие утверждали, что "Ночной дозор" есть наш некий ответ
Голливуду, какое-то стремление переплюнуть его. Кстати,
почему все считают, что Голливуд - это хорошо и что только
это качественная продукция? Вы другого мнения?
- Скажем, де-факто голливудские фильмы - это некий стандарт,
образчик современного кино. Это не означает, что нет другого
кино, это не значит, что только в Голливуде снимают хорошие
фильмы, но Голливуд реально аккумулирует большие средства,
яркий актерский и режиссерский состав. Конечно, равняться на
Голливуд и смотреть на него надо - это бесспорно.
Произведенные в Голливуде фильмы собирают зрителей по всему
миру - это показатель. И не было такой цели - дать наш ответ
Голливуду. Цель была создать свой фильм, но с учетом этих
мировых стандартов.
- А не было ли у вас споров с режиссером по поводу
психологической стороны картины? Не хотелось больше
остановиться на личности героев, их отношениях? Многие
посчитали это минусом фильма.
- Формат фильма диктует свои условия - либо требуется делать
упор на психологию, на общение, на взаимоотношения
персонажей, либо требуется создавать динамичное кино, где, в
общем-то, идет некоторое упрощение сюжетов и персонажей.
Поскольку цель была - создать блок-бастер, то психологизмом
пришлось пожертвовать. Это неизбежно. Формат двухчасового
фильма не позволит вместить все.
- Значит, и в следующей части будет все так же?
- Нет, в продолжении будет все по-другому. Там есть более
развернутые сюжетные линии, характеры, взаимоотношения
персонажей, то есть второй фильм получился более камерным.
- Главную роль • Антона Городецкого - сыграл Константин
Хабенский. Насколько он справился с ролью и большой ли выбор
актеров был на этот образ?
- Это была прерогатива режиссера, и роль изначальна была
отдана Хабенскому, но мне кажется, он сделал очень
интересный образ, который в чем-то отличается от образа
книжного. Но у кино свои законы, свое мироощущение и
понимание героев.
- А кто, по-вашему, удачнее других вписался в образы героев?
- Я разумеется, отметил бы игру Золотухина, Чадова и еще,
как ни странно, игру Лагутенко. Все темные персонажи,
вампиры получились на редкость убедительными и интересными,
но это обычная ситуация любого кино, что негативные и
отрицательные образы всегда выглядят более яркими и
интересными для зрителей, ноя бы не хотел говорить
"привлекательные", потому что это все-таки образы негативных
людей.
- А вас не смущает заметное присутствие рекламы в фильме,
ведь там мелькают далеко неспроста МТС, Nokia, Nescafe?
- Ha днях я посмотрел американский фильм "Я - робот", снятый
якобы по Азимову, но от Азимова там осталось очень немного.
Там герой достает свои кроссовки, нежно на них смотрит, едва
ли не целует, а потом этот же герой в разговоре говорит:
"Видите, какие у меня качественные кроссовки. Эта модель
была выпущена в 2004 году и называется так-то", - и едва ли
не называет цену, по которой их можно купить в магазине. Это
происходит на протяжении всего фильма! И я бы хотел спросить
тех, кто критикует фильм "Ночной дозор" за Nescafe или еще
что-то, не смущает ли их реклама из "Я - робот" - лобовая,
агрессивная, которая постоянно присутствует во всех западных
фильмах? Здесь, наверное, ситуация такая, что в наши фильмы
раньше никто не пробовал вставлять рекламу, потому что мало
кто их смотрел.
- Некоторые зрители, выходя из кинотеатра, сходились во
мнении, что российскому человеку нужно несколько другое
кино. Но ведь ваш фильм снят в определенном жанре и делать
какую-то универсализацию было бы неуместно, не так ли?
-Универсального фильма просто не существует! Не существует
универсальной книги, универсальной правды, универсальных
жизненных ценностей! Такого фильма нет, и что мы ни возьмем
- классику, доброе или злое кино- все равно у него найдутся
противники и сторонники. Но "Ночной дозор" посмотрело более
четырех миллионов человек - это весь активный контингент
кинозрителей, и все, кто ходит в кино, на "Ночной дозор"
сходили, плюс некоторая часть тех, кто не был в кино долгие
годы и с большим удивлением обнаружил, что в кинотеатрах
хороший звук, хорошая вентиляция, яркие краски на экране.
- А можно ли такого же успеха добиться с отечественной
мелодрамой, если ее раскручивать так же, как "Ночной дозор"?
- Конечно, можно! Зритель есть у любого жанра, и мы знаем,
что "Титаник" – типичнейшая мелодрама, пусть и с какими-то
глобальными эффектами - стоит по сборам рядом с "Властелином
колец" - это один из примеров популярнейшей в мировом
масштабе мелодрамы! Разумеется, любое кино интересно, если
оно затрагивает зрителя.
- Главное в ваших книгах борьба Добра и Зла. Они равносильны
в нашем мире?
- Нет разумеется, нет! Если так ставить вопрос, то я,
конечно, пошел бы в ночной дозор! Я просто считаю, что
совершенно четкой границы -рельефной, контрастной - между
Добром и Злом, Светом и Тьмой нет. Точнее, она, может быть,
бывает недостаточно редко она выражена так, что можно
сказать, что здесь абсолютное добро, а здесь абсолютное зло.
- Вы как-то сказали, что пишете в жанре социальной
фантастики,,,
-.Я пишу в жанре интересной фантастики! А социальная
фантастика, надеюсь, есть во многих моих книгах, это тот вид
для читателя, которого интересует общество, интересует
человек, интересуют взаимоотношения человека в обществе, а
не то, как устроен двигатель в звездолете или как маги
произносят свои заклинания.
- Что бы вы пожелали читателям?
- Конечно, читателей эпизодических у фантастики больше, но
надеюсь, что после выхода "Ночного дозора" поклонников у
фантастики прибавиться, и не только моих книг. А всем своим
читателям хочу пожелать, чтобы я вас никогда не
разочаровывал.
"Репортер" №33 (249) 27.08.04 |