Правила брендоделов

 

Галина Юзефович
28.7.2004
 
В издательстве «ЭКСМО» верят: из писателей можно и нужно делать торговые марки
 

 

 
За последние три года репутация издательства «ЭКСМО» радикально изменилась. Из сугубо «нишевого» предприятия, специализировавшегося на массовом развлекательном чтиве, оно трансформировалось в лидера отечественного книжного рынка, успешно работающего едва ли не во всех областях литературы. Недавно успехи «ЭКСМО» были отмечены национальной премией «Медиа-Менеджер России», присужденной заместителю генерального директора Олегу Савичу с затейливой формулировкой «за создание инновационных стратегий брендинга и продвижения в книжном бизнесе». О том, в чем же состоят эти самые инновационные стратегии, Олег Савич рассказал обозревателю «Еженедельного Журнала» Галине Юзефович.

 

– В последние годы издательство «ЭКСМО» в значительной мере сменило свою ориентацию, начав всерьез заниматься современной качественной прозой – как отечественной, так и переводной. Что это – зов души или сухой коммерческий расчет?

– Ни то, ни другое, а просто четкое осознание требований рынка. Качественная современная литература – это интересная и достаточно емкая ниша. Конечно, не такая емкая, как детектив, но ведь в последние годы стартовые тиражи книг той же Улицкой приблизились к 100 тыс. экземпляров, а это совсем неплохо. Поэтому совершенно естественно, что мы занялись немассовой литературой – мы вообще стараемся занимать все ниши, в которых чувствуем себя достаточно компетентными

Каждая восьмая книга в России выпущена издательством
Каждая восьмая книга в России выпущена издательством "Эксмо". А из десяти самых популярных российских авторов шесть (среди них Дарья Донцова, Александра Маринина и Татьяна Устинова) печатаются в "Эскмо"

 
и в которых видим перспективу. А здесь перспектива налицо – спрос именно на такую литературу стабильно растет.

– И как давно это началось?

– Да примерно тогда же, когда мы начали эту нишу осваивать – года два с половиной – три назад. К этому времени у читателя постепенно начало наступать пресыщение массовой, дешево изданной литературой и возникла потребность в чтении более изысканном. Ниша массовой литературы не то чтобы сжалась, но стабилизировалась. Какие-то ее области и вовсе стагнируют. Так, спрос на классический любовный роман перестал расти – читательский интерес к нему падает, и никакого развития этого жанра мы пока не предвидим.

Вообще, читатель стал более требовательным, в том числе и в отношении оформления книг, поэтому мы сегодня гораздо больше внимания уделяем дизайну и качеству полиграфического исполнения. И это, кстати, касается литературы не только серьезной, но и развлекательной. Например, поклонникам Александры Марининой, прежде вынужденным собирать ее книги в дешевых бумажных переплетах, мы теперь можем предложить отлично изданное полное собрание ее сочинений в современном стильном оформлении.

Люди становятся более состоятельными, у них растут запросы, они хотят покупать более качественные продукты, читать более качественную литературу, хотят иметь у себя на полке красиво изданные книги – на хорошей бумаге, в хорошем переплете, с приличным дизайном... И «ЭКСМО» эту тенденцию поддерживает.

– Вступив на территорию современной качественной прозы, вы тем самым вторглись во владения небольших независимых издательств, которые раньше разрабатывали эту нишу. Естественно, у вас гораздо больше возможностей, поэтому сегодня вы все активнее переманиваете у них авторов. Перекупили у «Вагриуса» Пелевина, Петрушевскую, Улицкую, у «Иностранки» – эксклюзив на Переса-Реверте, Мураками... Как в связи с этим складываются ваши отношения с более слабыми конкурентами?

– Видите ли, мы в принципе не практикуем такую систему: пришел, помахал у бедного автора перед носом мешком с деньгами

и сказал: «Пошли к нам печататься». Мы стараемся сделать нашу политику по отношению к авторам максимально публичной и открытой. Ни для кого не секрет, что у нас достойные авторы становятся успешными раскрученными брендами, всенародно любимыми и высокорейтинговыми. Факты говорят сами за себя: из десяти самых популярных российских авторов шесть – наши. Так что нам не приходится никого особенно перекупать, переманивать – многим авторам самим хочется работать с нами.

Мы ведем сознательную политику брендинга потенциально успешных и рейтиновых авторов, вкладывая средства в развитие и продвижение. Но при этом определяющее значение все-таки имеет талант самого автора, который должен создать продукт высокого качества, способный вызвать интерес у читателей.

В этом, собственно, и состоит наша маркетинговая стратегия – как показывает опыт, успешная и признанная.

– Так все же, как строятся ваши отношения с мелкими издательствами?

– Мы не заинтересованы в их исчезновении. Мы уверены, что их ниша за ними и останется. Многие из них работают в очень специализированных областях, в которые мы совершенно не собираемся влезать. Например, уверен, что никто лучше издательства Ad Marginem не сможет обработать нишу провокативной литературы, связанной со всякого рода скандалами. Или «Иностранка» – у нее великолепный потенциал в том, что связано с современной переводной прозой. Никто не пытается оспаривать их возможности. Они производят штучный товар, выпускают иногда по две-три книжки в год, а крупные издательства вроде «ЭКСМО» неизбежно берут по верхам, набирают обороты за счет вала... Но зато мы можем обеспечить тем авторам, которых зачастую находят маленькие издательства, принципиально иной уровень продвижения. Да, Артуро Переса-Реверте для русского читателя открыла «Иностранка», но по-настоящему популярным он стал только после того, как оказался в «ЭКСМО». Вообще, мы давно поняли: издать книгу – это даже не половина дела. Гораздо важнее – и, заметьте, гораздо труднее – донести ее до читателя.

– Многие крупные зарубежные издательства – тот же «Рэндом-Хаус», например – занимаются тем, что поглощают более мелкие издательства вместе с их авторскими портфелями, специалистами и так далее. Вы не планируете перейти к подобной стратегии?

– Мы думали о такой возможности и пришли к выводу, что в нашем положении это бессмысленно. Ну, представьте: предположим, покупаем мы какое-то издательство и в нагрузку к тому, что нам действительно нужно – а именно к авторскому портфелю и двум-трем ведущим редакторам, – получаем совершенно нам ненужную и трудно управляемую структуру. И зачем это нам? Так что, может быть, на Западе подобная стратегия и оправдана, но мы предпочитаем действовать иначе. Для нас куда важнее пополнять свой портфель авторов. А если уж нам понадобится какой-то уникальный специалист – ну, значит, будем действовать обычными рыночными методами: предложение лучших условий, больших перспектив и возможностей для развития...

– В прежние годы на Московской международной книжной ярмарке именно «ЭКСМО» возглавляло список главных ньюсмейкеров. Какие новинки вы припасли для нынешней ярмарки?

– Во-первых, к ярмарке выйдет новый роман Александры Марининой – кстати, снова про Каменскую. Появится очередной роман Татьяны Устиновой – очень смелый и взрывоопасный. Еще мы готовимся представить публике нового перспективного автора, работающего в жанре детектива, – Антона Леонтьева. Думаю, он станет настоящей бомбой.

Помимо этого поклонников фантастики и фэнтези ждут встречи с Василием Головачевым и Вадимом Пановым. Ник Перумов порадует своих почитателей продолжением «Черепа на рукаве» – новая книга будет называться «Череп в небесах».

Не забыли мы и о юных читателях – Дмитрий Емец на нашем стенде представит новый сериал – «Мефодий Буслаев».

Будут и сюрпризы...

 

(Фото Павла Горшкова)

 

Еженедельный журнал.