Есть ли жизнь на “Аэлите”?

автор: Иван Григорьев

“Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно. Наука пока еще не в курсе дела”, - мы хорошо помним эти прогрессивные слова, произнесенные подвыпившим астрономом в “Карнавальной ночи”.  Но фантасты, объединенные фестивалем  “Аэлита-2004”, вероятно, подозревают, что жизнь на Марсе все-таки есть, хотя бы и на страницах их литературных творений.

Современная российская фантастика как любая литература постмодерна перманентно погружена в состояние кризиса. Приглашенный на “Аэлиту” в этом году Майкл Суэнвик /автор известных романов “Дочь железного дракона”, “Путь прилива” и других, лауреат премий “Небьюла” и “Хьюго”/ как раз обратил внимание на то, что “большинство тем уже были затронуты фантастами прошлого, и сегодня довольно непросто родить какую-нибудь новую и при этом оригинальную идею”.

Российско-американские отношения в их апокалиптической дружбе проявили себя очередной раз и на  “Аэлите-2004”. С одной стороны, Майкл Суэнвик поведал журналистам на пресс-конференции, что русских фантастов за рубежом не печатают и не читают, а представители оргкомитета “Аэлиты” на той же пресс-конференции посетовали на то, что в этом году гостей фестиваля будет гораздо меньше, чем в прошлом. А вызвано это тем, что “в прошлом году был приглашен Шекли, и его магическая фигура притягивала множество людей”. Все бы ничего, но сказано это было в присутствии Майкла Суэнвика, который рассмеялся на эту фразу организатора фестиваля Бориса Долинго. Вот они - беззастенчивые русские, - наверное, подумал интеллигентный американец. Меж тем, господин Суэнвик все-таки посетил Россию и Екатеринбург с его “Аэлитой”, видимо, надеясь, все же, вопреки словам организаторов, придать вес этому Конвенту. Но в связи с приведенным выше замечанием Бориса Долинго, берут сомнения, что с последующими гостями из зарубежа будет легко договориться, после того, как Суэнвик расскажет там своим друзьям-фантастам про культурные особенности нашего "медвежьего угла".

Ну, да оставим взаимные комплименты господ фантастов. Возможно, здесь был проявлен не диалог культур, как могло показаться, а, скажем, вещи вовсе банальные, такие как, к примеру, межличностные отношения. Будем надеяться, что этот американец не злопамятен…

Теперь что касается непосредственно “Аэлиты”. Действительно, это нестандартное явление в культурной жизни не только Екатеринбурга и его окрестностей, но и всей России. Фестиваль проходит уже двадцать первый раз. В числе его лауреатов оказались  знаковые для российской литературы фигуры: братья Стругацкие, Владислав Крапивин, Кир Булычев. В числе отмеченных “Аэлитой” числится даже приобретший недавно всероссийскую славу /благодаря экранизации романа “Ночной дозор”/ Сергей Лукьяненко. “Аэлиту” можно получить только один раз – “премию дают не за 1-2 книги, а за большую проделанную работу, значительный вклад в развитие фантастики”, - пояснил Борис Долинго.

Но кроме отдания чести маститым фантастам на фестивале уделено внимание и молодым, ранее не издававшимся писателям. Нововведением фестиваля станут вновь возрождаемые семинары молодых писателей-фантастов /Семинар Молодых Авторов – СМА/, где начинающие авторы смогут заявить о себе. В состав жюри, выбирающего достойных авторов помимо организаторов, входят лауреаты прошлых лет и некоторые издатели. Отобранные работы опубликованы в сборнике. Организаторы фестиваля предполагают, что “издание будет способствовать популяризации молодых авторов. В перспективе, планируется ежегодный выпуск такого сборника”, - сказал Евгений Пермяков. Сборник короткой прозы, куда вошли отобранные произведения молодых авторов, носит забавное название - “Аэлита – новая волна”. Остается надеяться, что организаторы вокального конкурса в Юрмале, и в частности Игорь Крутой, не заявят свои авторские права на брэнд “Новая волна”. Странно, что люди, не обделенные фантазией, вынуждены объединять свои произведения под уже использующимся названием. А может быть, это всего лишь старый добрый маркетинг – хоть какая-то надежда, что книга “пойдет”.

Кроме данного сборника для молодых авторов учреждена премия “Старт” – ее вручают за книгу- дебют, также можно обозначить премии им. Бугрова, им. Ефремова. К нововведениям фестиваля можно также отнести и “орден рыцарей фантастики”. Последний может получить совсем даже не писатель, а, к примеру, фанат жанра или спонсор. Какое отношение это имеет к литературному творчеству? Самое непосредственное, к тому же в России художник не должен быть беден - это сегодня дурной тон. Поэтому необходимо по мере сил и возможностей хоть как-то отблагодарить спонсоров, а также фанатов, способствующих продвижению товара на книжном рынке. “Фестиваль “Аэлита” должен стать местом продвижения новых талантов на рынок фантастической литературы”, - так прозвучала концепция фестиваля из уст организаторов “Аэлиты”.

Рынок действительно диктует свое. Ведь именно он нашептал “Гарри Потера” и иже с ним. Мистер Суэнвик, к примеру, поделился на пресс-конференции в Екатеринбурге мнением, что мир Гарри Потера напрямую происходит из “Властелина колец”. Из этих слов можно сделать вывод, что Гарри Потер – это вовсе не литература, а довольно востребованный, но все же только продукт, который был своевременно выпущен на рынок. А нас, наивных, в школах с советским уклоном учили, что литература – это результат душевных мук и нравственных исканий.

Сегодня лауреатом самой престижной в России премии в области фантастики становятся не те, “кто написал одну книгу”… А что, одно великолепное творение не достойно принести автору признание коллег? Вот, к примеру, лауреат “Аэлиты” господин Головачев оказался настолько плодовит, что выпустил более 40 романов. Интересно, сколько романов написал Брэдбери… Конечно, возможно, что сегодня в жанре фантастики в России можно взять только количеством? Не исключено, что именно по тому, что мы придерживаемся подобных взглядов, наших авторов и не знают за рубежом.

Когда-то давно “Аэлита” была сильна. Когда она только появилась, фантасты активно спорили, сопоставляя возможности жизни на Марсе и на Венере, сопоставляя СССР и Штаты. Сегодня волнуют кровь уже не столько фантастические идеи, которые уже стали довольно однообразны /что признают и сами фантасты/, а все больше проблема выживания в книжном рынке. Ведь так сильно как Лукьяненко везет далеко не всем – не каждую книжку будут экранизировать. Американцы, например, уже давно отказались трогать фэнтази и плотно “подсели” на комиксы, из которых легко штампуют блокбастеры. Исключение составляют лишь “Матрица” /надо отдать должное полякам – братьям Вачовски/, “Властелин колец”, да “Гарри Поттер”. И это при обилии в Америке более чем качественной литературы жанра фэнтази. Как объяснил Майкл Суэнвик, это обусловлено тем, что “из комиксов сценарий сделать гораздо проще, чем из фильма”. Так что повезло Лукьяненко, что в России нет особой любви к комиксам.

Фантастика сегодня стала “легким” жанром, да и сама она уже не претендует на звание серьезной литературы. Времена великих антиутопий минули. Сегодня российская фантастика, организовывая свой фестиваль, приглашает именитых зарубежных авторов, и количество интересующихся “Аэлитой” напрямую зависит от имени приглашенного гостя.

Тем не менее, “Аэлита” все же событие отрадное. Прежде всего, этот фестиваль – не только дань километровым трудам уже состоявшихся писателей, но и возможная “путевка в жизнь” /а, точнее, на рынок/ молодым и доселе неизвестным авторам. Как как-то в интервью на телевидении небезызвестный драматург Николай Коляда сказал: “Драматурги – это товар штучный”. Насколько штучный товар фантасты покажет время, которое, как известно, всех рассудит.

Накануне.ру - Информационно-публицистический альманах УрФО