"В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ КНИГИ САЙМАКА ПЕРЕИМЕНОВЫВАЛИ - ИЗ-ЗА БИБЛЕЙСКИХ ЦИТАТ"
100 лет Клиффорду Саймаку

 

В Советском Союзе Саймак появился вместе с "оттепелью": в 1957 году журнал "Знание - сила" опубликовал рассказ "Однажды на Меркурии". С тех пор книги Саймака переиздавались десятки раз огромными тиражами. Большинство поклонников пребывает в уверенности, что писатель все еще жив. Практически не найти квартиры, где бы "Понедельник начинается в субботу" или "Улитка на склоне" Стругацких не соседствовали с "Заповедником гоблинов" Саймака. О феномене знаменитого американского фантаста корреспонденту "Известий" НАТАЛЬЕ КОЧЕТКОВОЙ рассказывает писатель СЕРГЕЙ ЛУКЬЯНЕНКО.

- Почему, на ваш взгляд, Саймака читают до сих пор?

- Саймак - один из тех писателей-фантастов, которые были наиболее популярны в советское время и во многом формировали наше представление о зарубежной фантастике. Нельзя сказать, что он самый характерный из американских писателей, но бесспорно один из самых гуманистических авторов - все его книги подчинены идеям гуманизма. В советское время его произведениям часто давали другие названия, потому что в оригинале в заголовках содержались отсылки к библейским цитатам.

- Из общего гуманистического фона выбивается роман "Город", написанный Саймаком в военное время.

- Конечно, "Город" - вещь очень своеобразная, и многие считают ее самой интересной и серьезной книгой Саймака, но, по-моему, она по сути тоже оптимистична. Если мы не будем брать написанную уже в последние годы жизни финальную главу, в которой Земля полностью пустеет, гибнут все цивилизации, то получится, что она тоже о том, что разум невозможно уничтожить, что он иногда принимает другие формы: уходят люди, но они оставляют после себя цивилизацию роботов, разумных муравьев. Идея торжества разума над мертвой материей сильна и в этой книге.

- Саймак как-то повлиял на ваше собственное творчество?

- Не буквально, но еще в детстве я читал его книгу "Заповедник гоблинов", которая у нас была одной из самых популярных. То, что я, надеюсь, у него перенял, - это оптимизм в отношении будущего, который есть в большинстве его вещей. Будущее, которое не избавлено от трудностей и проблем, но там люди сохраняют привязанность к родному дому и друг к другу.

- Бытует мнение, что последние романы Саймака вторичны по отношению к его первым книгам. Как вам кажется?

- Наверное, это отчасти правда, но ведь он любил разрабатывать свои темы, докапывать их до дна. Это скорее углубленность писателя в свои любимые миры.

Кто открыл Клиффорда Саймака

Признание к Клиффорду Саймаку пришло не сразу. Первый фантастический рассказ "The World of the Red Sun" появился в 1931 году в журнале Wonder Stories и остался незамеченным. Настоящая известность началась лишь 10 лет спустя, когда Саймак уже вовсю печатался в журнале Джона В. Кэмпбелла Astounding SF. Легендарный писатель и еще более легендарный редактор, создатель "Золотого века американской фантастики", Кэмпбелл стремился к тому, чтобы любые произведения, появляющиеся на страницах его издания, базировались на оригинальной научной идее. С его подачи читатели узнали о Хайнлайне, Старджоне, Ван-Вогте, Л. Дель Рее. Он же выступил "крестным отцом" Азимова и Саймака.

В 1944 году Саймак публикует в журнале роман "Город", который стал одним из наиболее известных фантастических романов XX века и удостоен (за книжное издание) премии International Fantasy Award. Саймак спустя годы признался: "В то время я думал и не раз говорил друзьям, что населил свою Землю псами и роботами оттого, что потерял веру в человечество и в его способность жить в мире".

Актер Александр Филиппенко:

Шекли, Саймак, Брэдбери, Кларк - в то время, когда все было запрещено, можно было читать хотя бы их. В свое время еще в студенческом театре мы играли вещи по Брэдбери. Если бы ситуация была другая, наверное, такой популярности бы не было. Тогда ночью нужно было встать, чтобы записаться на "Библиотеку зарубежной фантастики", тогда казалось, что пива в банках в России никогда не будет. Это была интеллектуальная сказка про другую жизнь. Так как у нас никакой жизни не было. Очень давно я снимался в фильме "Аномалия" по мотивам рассказа Саймака "Все живое - трава" - старая белорусская лента. Тогда еще не умели снимать про другую жизнь - был один социалистический реализм. Сейчас было бы интересно снять кино именно по классике зарубежной фантастики, а не по этому огромному набору фэнтези.

 

• Наталья КОЧЕТКОВА

Copyright © 2001-2004 Известия.Ru