Российские издательства «воруют» друг у друга авторов
Участникам книжного рынка России уже мало переманивания авторов. Теперь они отбирают друг у друга писательские псевдонимы

Сегодня в Арбитражном суде Москвы состоится рассмотрение иска издательства «АСТ» к издательству «Эксмо» по поводу нарушения последним исключительных прав на товарный знак «Виктория Платова». «АСТ» требует взыскать со своего конкурента 500 тысяч рублей в качестве компенсации за то, что «Эксмо» продолжило выпускать книги под этим именем после того, как его права на псевдоним, под которым публиковалась писательница Виктория Соломатина, признали недействительными. По словам собеседников RBC daily, до недавнего времени писательские псевдонимы использовались тогда, когда издатели по каким-то причинам не хотели открывать действительное имя автора. Теперь же они превратились в оружие, которое крупные издательства активно используют в конкурентной борьбе. Таким образом, они не только могут получить прибыль с имени «чужого» писателя, но и значительно усложнить жизнь и автору, и его новому издателю.

Конфликт между писательницей Викторией Соломатиной и издательством «Эксмо» возник более полутора лет назад. В 2001 – 2002 гг. под псевдонимом «Виктория Платова», предложенным ей «Эксмо», она выпустила дюжину детективных романов, среди которых «В тихом омуте», «Эшафот забвения», «Куколка для монстра». В это же время на телевидении был запущен сериал по ее произведениям – «Охота на Золушку». Однако из-за разногласий, вызванных, по словам адвоката писательницы, недовольством г-жи Соломатиной работой «Эксмо», она перешла к его ближайшему конкуренту – издательству «АСТ». Оставшееся без автора издательство, впрочем, продолжило печатать книги с именем Виктории Платовой на обложке, но теперь под ним работала группа авторов, в числе которых фигурировала и настоящая Виктория Платова. В ходе судебного разбирательства, инициированного «АСТ», договор с г-жой Соломатиной и «Эксмо» о передаче ему прав на псевдоним «Виктория Платова» был признан недействительным. Издательство «АСТ», в свою очередь, с согласия писательницы зарегистрировало в «Роспатенте» товарный знак «Виктория Платова». Однако «Эксмо» продолжило выпускать книги уже «коллективного автора», причем одна из них вышла во время разбирательства.

Как сказали RBC daily представители издательства, они по-прежнему считают себя вправе использовать имя Виктории Платовой, хотя и признают, что по закону «Об авторском праве» псевдоним неотчуждаем от автора. «Псевдоним "Виктория Платова" придумало и зарегистрировало «Эксмо», – сказал RBC daily представитель издательства Алексей Шехов. – И по закону он неотчуждаем от автора, поэтому, когда писательница покинула наше издательство, право на него осталось за Викторией Соломатиной. Но в то же время по решению суда нам не запретили выпускать книги под этим именем». Как рассказал г-н Шехов, после этого г-жа Соломатина предъявила им претензии, но «действующий закон в области авторского права не позволяет решить их быстро и придти к взаимовыгодному решению». «Мы пытались вести переговоры, – отметил собеседник RBC daily. – Но, видимо, ситуация может разрешиться только в суде».

Решение завершить конфликт именно в зале суда, а не мирным способом, как обычно бывает, во многом объясняется тем, что имя сочинительницы детективов Виктории Платовой довольно известно и приносит неплохую прибыль. «Это имя раскручено, у писательницы Платовой есть своя читательская аудитория, – сказал RBC daily Алексей Шехов. – Нам, к сожалению, не хватило времени представить ее широкой читательской аудитории из-за ее перехода в «АСТ», где ее потенциал никак не используется». Впрочем, вряд ли два крупнейших участника книжного рынка России сочли нужным решать в суде вопрос, касающийся «не использующейся» писательницы. Скорее, Виктория Соломатина оказалась более принципиальной, чем они рассчитывали, и не стала спускать проблему на тормозах.

Надо отметить, что псевдонимы в книгоиздании – вполне рядовое явление. Однако если раньше издатели, предлагая писателю не пользоваться настоящим именем, использовали хоть сколько-нибудь благовидные предлоги, то сейчас псевдонимы превратились в новый вид оружия для конкурирующих издательств. «Как правило, псевдонимы возникают по инициативе издательств, – сказала RBC daily руководитель отдела авторского права ЗАО «Интеллект-Консалтинг» Ирина Тулубьева (она представляет интересы Виктории Соломатиной. – RBC daily). – Поначалу таким образом скрывали авторов, не желая, чтобы их перекупали конкуренты. Кроме того, бывают ситуации, когда человек не может писать под своим настоящим именем, как, например, случилось с Александрой Марининой (она работала в Московской высшей школе милиции. – RBC daily). Также случается, что фамилия совпадает с уже раскрученной». При этом, отметила г-жа Тулубьева, когда писатель по тем или иным причинам покидает издательство, оно продолжает печатать книги под его именем, одновременно мешая своим конкурентам и осуществляя своего рода месть «изменнику».

Характерно, что чаще всего псевдонимы в ходу у крупных издательств, чувствующих себя более защищенно. Например, Ирина Тулубьева не так давно вела дело о защите товарного знака «Сестры Воробей»: после того как писательницы, пишущие под этим псевдонимом, перешли из издательства «Росмэн» в «Астрель», первое все равно публиковало книги, используя их имя. «Использование псевдонимов – полное безобразие, – сказал RBC daily главный редактор издательства «Глобулус» Сергей Купрашевич. – Точно так же, как многие издательства выпускают книжные серии, нисколько не заботясь об авторах, так же они используют уже раскрученные имена без их владельцев. Например, книги фальшивых сестер Воробей (настоящих сейчас выпускает «Глобулус». – RBC daily), которые печатал «Росмэн», просто невозможно было читать».

Результатом безнаказанного поведения издательств стала массовая регистрация авторами как товарных знаков не только своих произведений, но даже имен, книжных серий и обложек. «Они попросту пытаются защитить себя всеми возможными способами», – прокомментировала Ирина Тулубьева. Сейчас административное наказание за нарушение прав использования товарного знака может составить от 1 тысячи до 50 тысяч МРОТ. Конечно, для крупных издательских холдингов, к которым относится «Эксмо», это небольшая сумма. А зачастую взыскать с издательства компенсацию за использование чужого товарного знака крайне трудно: названия издательств, зарегистрированных одной организацией, постоянно меняются.

К тому же многие участники книжного рынка попросту не видят в использовании «чужих» псевдонимов ничего криминального. «За рубежом это распространенная практика, – сказал RBC daily один из собеседников. – Там псевдонимы закреплены за издательствами, и под ними в течение многих лет пишут совершенно разные люди. У нас же эта практика пока не закрепилась». Как видно, издательства пока и не берут псевдонимы в многолетнюю «эксплуатацию», зато успешно используют их как эффективное средство борьбы. Например, по информации RBC daily, в скором времени «Эксмо» и «АСТ» могут вновь оказаться в зале суда. Но на этот раз «АСТ» будет выступать уже в роли ответчика.

Анна Попова, RBCdaily.

 
TopList