Ожидание – хорошее чувство – оно усиливает восприятие. Ожидание было долгим. Было возложено много надежд. Быть может даже слишком много. Оно и понятно – слишком многим стал Властелин колец. Думаю, не только для меня.

Наконец-то посмотрел. Пусть не в большом кинотеатре – с видео кассеты на проекторе 3х5 с хорошей саунд системой.

Восторг – хорошее чувство. Жаль только, что его не было. А вот что было.

 

Наверное, ДжРР хорошо экранизировать просто невозможно. Или скажем по-другому, ДжРР нельзя экранизировать так, чтобы толкинисты остались хотя бы довольно (я уже
не говорю – в восторге). Да еще сказалась специфика американского подхода к кинопроизводству – наверное, это почётно снять киноэпопею, которая в потенциале затмит лукасовские Звёздные войны, но зачем же выбирать для таких экспериментов Властелина Колец! Беда в том (беда для кинопроизводителей), что ЛОТР – не просто книга. А любимая  книга для очень многих людей, а про те же звёздные войны мало кто скажет, что любит.

 

Я верю, что крайне трудно передать восхитительную атмосферу книги, но это никак не оправдывает явного перевирания оригинала. На мой вкус, Толкин очень тщательно прописал и своих персонажей, и сюжетные линии, и (что самое главное) свой мир – мир Средиземья. Эта тщательность и скрупулезность оживила книгу, превратив её из "волшебной сказки" в родоначальницу жанра и одну из замечательнейших книг ушедшего века. (восхищаться ВК я могу долго...) Так вот. Почему-то новозеландские сценаристы решили, что они талантливее Толкина и знают ЕГО мир лучше. Самое обидное – они действительно так думают. А на книгу им, в общем-то, наплевать. Например:

 

В фильме огромное количество явных несоответствий, местами переходящих в явные идиотизмы. Это и Фродо, убегающий пешком от назгула на лошади – славные хоббиты – быстрые хоббиты; и орки, выдёргивающие с корнем деревья (пилить не пробовали?);
и скомканный календарь, по которому на Карадрасе отряд оказался в ноябре и непонятно было откуда на перевале так много снега осенью (это же перевал – он должен быть открыт до глубокой зимы!). А чудо-парень Арагорн (он же Том Бомбадил, он же чудище из Упокоищ), который тягает за собой четыре клинка подходящего хоббитам размера, а потом в одиночку разгоняет пятерых назгулов. А малышка Арвен – эта маленькая чудная девочка – ну нет больше у Владыки Элронда защитников, кроме женщин, нету! Да и зачем иные – она смогла подобраться незамеченной к Арагорну и приставить ему к горлу меч!

 

Чем хороша книга Властелин колец – в ней нет второстепенных героев! Нет лишних героев – но не обойтись без любого из существующих. Тут же – хоббиты получились местами очень неприглядные. Фродо – трус с вечно испуганными глазами – вспомните Заверть, где он РОНЯЕТ клинок, вместо того, чтобы кинуться с ним на Ангмарского. Явные идиоты Мерри с Пипином – в книге они весёлые, местами бедовые ребята, но тут! Чего только стоит костер, разведённый на той же Заверти и рассуждения о двадцать восьмом завтраке. И напоследок, абсолютно проигнорированный сложный характер персонажа Сэма Гемджи – садовника, который по книге такой же мужественный и смелый, как лучший из героев Арды. Кстати, также проигнорирована его глубочайшая преданность Фродо. Нузгулы законченные кретины – это надо не догнать пешего и не почувствовать Кольца в ОДНОМ метре от себя (хотя  нарисованы они красиво, ничего не скажешь). Гэндальф получился какой-то дерганный, но, в принципе, терпимо. А вот тема Кольца всё-таки не удалась. Не чувствуется его угрожающая сила, не понятно, из-за чего весь переполох. Проигнорирован дух дома Элронда и как-то  неясно изображен Лориэн.

История много потеряла, лишившись замечательной поэзии ДжРР, а также развесёлого Тома и его милой жены Златеники.

 

Хотя есть и плюсы... Мне понравился Бильбо – очень натурально. Актер играет просто замечательно. Его диалог с Гэндальфом великолепен, наверное потому, что практически
совпадает с оригиналом (т.е. книгой). Так же потрясающе сыграна сцена в Ривенделле – Бильбо дарит Фродо кольчугу и замечает висящее у второго на шее кольцо. И, естественно, ему хочется вновь прикоснуться к нему… красота.

 

Очень хорош Арагорн. Хороший образ. Соответствующий.

А вот Галадриэль меня просто убила! Сделали её красиво. Но боги! – как она играет! Какая мимика – я чуть со стула не свалился от смеха! – я самая умная, я знаю тААаакой секрет, которого никто не знает! Добил меня Боромир, протягивая Фродо на ладони … КОЛЬЦО! «и ты его спокойно отдаёшь? – почему бы и нет!»

 

Что было хорошо – демо-ролики! Вот это действительно класс! Впрочем, это и понятно. А тут – смесь: местами комедия с американським юмором, местами боевик. И такое впечатление, что эти моменты создавались специально, как нельзя было обойтись без чёрного актёра, играющего орка – имхо мода.

 

Мой вывод:  фильм всё равно посмотрите, лучше сразу в большом кинотеатре. Но будьте готовы, что он, может быть, не оправдает ваших надежд.

Strakhinya frost@ziet.zhitomir.ua

 

 
TopList