Властелин колец



Готовится мировая премьера фильма года - экранизация трилогии Джона Роналда Руела Толкиена

Новозеландский режиссер Питер Джексон завершает работу над монументальным кинопроектом - экранизацией эпопеи "Властелин колец", знаменитой книги Джона Толкиена, положившего начало жанру фэнтези.


За последние 100 лет вышло не так уж много книг, экранизация которых была бы только вопросом времени. Творчество Толкиена абсолютно кинематографично - то, что может показаться занудным в литературном варианте, способно рассыпаться бриллиантами образов в ладонях опытного киномастера. Питер Джексон уже стал избранным, а кем он окажется после премьеры - мессией или предателем, покажет время. Ждать осталось совсем недолго.

Слухи, ходившие вокруг засекреченного кинопроекта, прекратилась в декабре 2000 года, когда были объявлены сроки предстоящей премьеры. В Рождество 2001 года покажут первую часть трилогии - "Возвращение короля". Остальные два фильма - в течение 2002 года. Тем не менее надо признать, что до сих пор о киноэпопее известно немного. Джексон сознательно культивирует таинственность вокруг проекта, а первая информация просочилась от одного из актеров, не прошедшего секретный кастинг. Но режиссер явно нацелился на создание самой масштабной постановки, когда либо снятой за пределами США: пятьдесят полноценных персонажей, триста эпизодических и пятнадцать тысяч статистов. Каждый из фильмов должен обойтись в 63 миллиона долларов, дабы паритет между частями не был нарушен, официальный бюджет трилогии, анонсированный New Line Cinema, по ходу съемок вырос до 200 миллионов.

Толкиенисты всего мира с нетерпением ждут выхода картины на экран. Особых причин для беспокойства нет: за наследие их великого учителя отвечает достойный режиссер, получивший карт-бланш у боссов мощной компании New Line Cinema.

Внешне Питер Джексон похож на Дэнни Де Вито, только в очках, с бородой и байкерскими локонами. Внутренне - на Стивена Спилберга с его креативным размахом. Как и Спилберг, Джексон реализует свои юношеские фантазии, не скупясь на средства. С тех пор как в восемнадцать лет он прочитал трилогию "Властелин колец", Джексон грезил Толкиеном, Средиземьем, хоббитами, магами, орками, эльфами и троллями. К тому времени он уже десять лет снимал любительские фильмы родительской 8-миллиметровой камерой. Но что можно было сделать с изощренным фантазийным миром с помощью столь примитивного инструмента? Питер стал ждать своего шанса. И дождался.

Джексон взялся за дело вместе со своей постоянной соратницей (ставшей и супругой) Фрэнсис Уолш. Средиземье Джексон нашел в зеленых лесах Новой Зеландии, которые были трансформированы в мир Толкиена несколькими десятками компьютерных гениев. Один только монтаж первой части трилогии занял целый год.

На роли хоббитов, мохноногих "обитателей земляных нор", режиссер пригласил абсолютно неизвестных актеров (что примечательно - не карликов). Исключение - хоббит Бильбо Бэггинс, которого сыграл заслуженный ветеран Йэн Хольм, и его племянник Фродо - молодая звезда Голливуда Илайджа Вуд ("Факультет").

Но в целом актерский состав достаточно представителен. Мага Гэндальфа сыграет сэр Йэн Маккеллен, королевой эльфов Галадриэль стала ледяная красавица Кейт Бланшетт ("Елизавета"), изменником Саруманом - главный актер фильмов ужасов за последние тридцать лет Кристофер Ли, а в обличье прекрасной эльфийской принцессы Арвен можно с уверенностью угадать черты "ускользающей красоты" Лив Тайлер. А еще есть Шон Бин ("Анна Каренина"), Бернард Хилл ("Отсчет утопленников") и Брэд Дуриф ("Полет над гнездом кукушки") - перед лицом такой армады американский бокс-оффис наверняка не устоит. Тем не менее Питер Джексон не пригласил ни одной полноценной звезды, способной "сделать фильм". Это его личный проект. Его признание в любви к Толкиену. Билеты на премьерные показы раскуплены уже сейчас.

Дитя Хэллоуина

Питер Джексон появился на свет в Хэллоуин 1961 года в новозеландском местечке Пукеруа-Бэй к западу от Веллингтона (Новая Зеландия). Может быть, именно это обстоятельство повлияло на то, что он стал мастером кровавых юморесок типа "Баек из склепа". Первый фильм Питер начал снимать в двенадцатьлет: при содействии пары друзей в саду Джексонов была вырыта глубокая яма, ставшая единственной декорацией для героических сцен Второй мировой войны. Уже тогда практичный мальчик начал изобретать спецэффекты. Для начала Питер проделал отверстия прямо в целлулоиде пленки, имитируя попадание пуль.

Компания юнцов, которую возглавлял Джексон, вертелась вокруг столичной газеты The Evening Post - именно благодаря журналистским хлебам они сумели заработать на 16-миллиметровую камеру, которая оказалась настоящим пропуском в мир большого кино. В 1983 году Питер начал большие съемки десятиминутного проекта "Жаркое дня", однако не сумел правильно распределить фонтанирующие идеи. Фильм получился полнометражным.

Вместе с бандой соратников, работая по выходным и праздникам, Джексон искал новые возможности, которые и были обнаружены в коридорах Новозеландской кинокомиссии, поддержавшей производство джексоновского дебюта. Однако только четыре года спустя Питеру доверили съемки следующего фильма. Кровожадная комедия "В плохом вкусе" была отправлена в Канн, и критики всего мира влюбились в тошнотворное обаяние картонных спецэффектов.

Экономив буквально на всем, сам Джексон вместе со съемочной группой демонстрировал актерские способности, и публика узрела в пухлом бородаче того самого экстремально талантливого режиссера, генератора сумасбродных идей и прожженого циника. Фильм продали сразу в тридцать стран, а почивающему на лаврах Джексону местный киномагнат Джим Бут сделал принципиальное предложение, отказаться от которого мог только идиот или законченный ленивец. Питер стал полноправным партнером Бута в компании WingNut Films. Еще экспериментируя в "Плохом вкусе", Джексон встретил Фрэнсис Уолш и Стивена Синклера - впоследствии его постоянных сценарных соавторов. Их новой совместной работой должен был стать фильм про зомби, реализация детской мечты Питера.

Единственной проблемой оставались деньги, однако при помощи испанских и японских инвесторов предприятие постепенно начало набирать обороты. Пока собирались деньги, возник и новый сценарий - на этот раз кукольного фильма "Знакомство с Фиблами", признанного лучшей пародией на знаменитое Маппет-шоу. Снова началась фестивальная гонка, по завершении которой в руках Джексона оказался бюджет, достаточный для "настоящего" зомби-фильма.

Написанный сценарий модернизировали, и в 1992 году на экранах объявилась безумная черная комедия "Мертвые мозги", с успехом колесившая по всему миру. Впрочем, в консервативных Штатах "Мозги" вышли только на видео, переименованные в "Живой\Мертвый".

Бодрые зомби, равно как и выпущенные на видео ранние проекты, привлекли и американских продюсеров из New Line Cinema, усадивших Питера за письменный стол, - требовался сценарий очередного продолжения "Кошмара на улице Вязов".

Увы, дотошная команда Джексона не уложилась в заданные сроки, однако неудачный голливудский опыт стал для него хорошим уроком. Расстроенный провокатор снова взялся за дело, соорудив бессмысленно жестокий опус "Долина Стерео", повествующий о похождениях хиппи-убийцы и металлиста-радикала. Фильм не имел как успеха, так и резонанса, но поражение списали на творческий кризис.

Тем временем "Мертвые мозги" были названы одним из самых кровавых фильмов всех времен и народов, а расстроенный американской неудачей Джексон решил взять паузу, обратившись к постановке камерной драмы "Небесные создания" - изысканной картинке с выставки новозеландского убожества пятидесятых годов. Сам Питер провел расследование реального убийства деспотичной матери одной из романтичных подруг, живущих в воображаемом мире. Именно в рамках этого проекта Джексон заработал репутацию настоящего перфекциониста. Лесбийские мотивы и чувственная актерская игра "девственниц-убийц" были совершенно неотразимы: именно после этой картины засверкала яркая звезда Кейт Уинслет, а сам режиссер попросту огорошил критиков внезапным разворотом темы. Он вышел из категории "подающих надежды" и стал настоящим мастером.

1995 год подарил Питеру Джексону документальный проект "Забытое Серебро", посвященный пионеру новозеландской авиации Колину МакКензи, а год спустя сам великий Роберт Земекис ангажировал Питера для участия в "Байках из склепа". Джексон и Фрэн Уолш написали ураганный сценарий, и из него получились полнометражные "Страшилы", которые не стали хитом только потому, что их премьера была опрометчиво назначена на день открытия Олимпийских игр в Атланте. По крайней мере, сам режиссер считает, что это так.

После локального успеха параноидального ужастика Джексона буквально завалили заманчивыми предложениями: фигурировал сценарий к ремейку "Кинг-Конга" образца тридцать третьего года, однако практически единовременное появление "Годзиллы", "50-футовой женщины" и "Могучего Джо Янга" поставило крест на светлых начинаниях. Именно тогда и пошли слухи об экранизации Толкиена, способной компенсировать обиду амбициозного постановщика. И "кольца" Джексона не миновали.

В юности Питер мечтал стать мастером спецэффектов - изобретать невероятных монстров, клеить страшные резиновые куклы и загадочное звездное небо из рулонов крашеной туалетной бумаги. В то время когда простодушные студенты колледжа Кэпити катались по округе на родительских машинах в компании однокурсниц, курили марихуану и куражились на вечеринках, отшельник Джексон сидел в своем доме в Пукеруа Бэй, мастерил из пластилина динозавров и снимал их в полумраке спальни. "Мне просто нравилось это делать", - скромно заметил один из ведущих режиссеров мира, предвкушающий обильные прибыли главного фильма своей жизни.

Питеру Джексону еще не скоро удастся вернуться домой, в уютное поместье Ситурн, чтобы расслабиться и спокойно отдохнуть в компании жены и двоих детей. Трехлетний крестовый поход во славу великого Джона Роналда Руела Толкиена просто обязан увенчаться глобальным светопреставлением. Бывалый мастер спецэффектов вполне способен устроить и это.

Джексон сожалеет только об одном - он не сможет испытать трепета перед просмотром экранизации Толкиена: "Я помню каждую сцену до мельчайших деталей, помню все проблемы съемочной группы - как я могу наслаждаться Зрелищем в полной мере?"


Александр Кондуков

Copyright © Журнал "Итоги"

 

 
TopList