Горлум Великий и Джексон Ужасный

В истории мирового кинематографа еще не было случая, чтобы созданный на компьютере персонаж вытягивал на себе полнометражный художественный фильм. Считалось, что при всем совершенстве современной электронной графики компьютерному существу ни за что не переиграть живого артиста.

После выхода на экран второй части новозеландского сериала «Властелин колец» стало ясно, что думавшие таким образом глубоко заблуждались. Ибо виртуальный пакостник Горлум одной левой заткнул за пояс всех своих натуральных партнеров. Своей мимикой, пластикой, отражающимися в каждой черточке переживаниями пакостной душонки компьютерный мерзавец их просто подавляет. А потому идея дать «его прелес-с-ти» Оскара за лучшую роль второго плана попросту оскорбительна. Только Оскара за главную роль! С одновременным вручением права на пожирание любого количества рыбы в акватории американских Великих Озер, а также Каспия и Байкала!
     Справедливости ради стоит отметить, что кроме Великого Горлума есть в фильме и другие симпатичные компьютерные персонажи. Но если широко применяемые вооруженными силами средиземских злыдней боевые гиены и шестибивневые мастодонты, несомненно, удались, то дальше компьютерщики явно выдохлись. Багровое Око главного супостата Саурона, похожее не на глаз, а скорее на женский половой орган из порнокомикса. Не столь страшные, сколь противные назгулы, напоминающие больших летающих пиявок. Дебильный огненный демон Барлог с бараньими рогами и крысиным хвостом, падающий во что-то типа канализационного люка. И, наконец, мелкие, корявые и скрипучие энты, которых хочется немедленно пустить на дрова из чисто гуманных соображений. На фоне шикарного Горлума убожество этого паноптикума выглядит особенно заметно и обидно.
     Отдельное «фи» ответственным за костюмы и реквизит. Тянущая в лучшем случае на горничную роханская принцесса Иовин щеголяет в довольно уродливом платье века эдак XV, тогда как ее соотечественники явно списаны с европейских варваров, живших тысячелетием раньше. Уродливый декоративный топорик гнома Гимли по ходу фильма дважды превращается в нормальную боевую секиру, а потом столь же таинственно возвращается в прежнее состояние. Армия южных союзников Саурона, по Толкиену сверкающая алыми плащами, бронзовыми доспехами и золотыми побрякушками, кажется просто толпой оборванцев. На спинах их мастодонтов вместо нормальных башенок для лучников громоздится нечто типа гнезд, сотворенных пьяными птеродактилями. Не менее неказисто выглядят и противостоящие южанам отряды Гондора. Если в оригинале они щеголяют зеленым камуфляжем, позволяющим неожиданно атаковать врага из-за деревьев, то здесь наблюдается опять же что-то серенькое и неказистое, а само сражение откровенно скомкано.
     Вопреки ожиданиям, центральный эпизод фильма – разгром армии злого мага Сарумана – получился почти хорошо и смотрится с удовольствием. Но и тут не обошлось без досадных накладок. Ну никак не может даже самая лучшая в мире конница без потерь прорвать сомкнутый строй вражеской пехоты, изготовившейся к отражению атаки с пиками наперевес! Особенно если атаковать приходится по крутому склону под шестьдесят градусов, где можно даже на верховой прогулке запросто ноги переломать. Тем не менее у Джексона именно это и наблюдается, что, честно говоря, саму победу изрядно обесценивает. Ведь невелика доблесть рубать с седла супостатов, которые, судя по фильму, тычут в тебя чисто виртуальными копьями.
     Еще более нелепая история происходит с союзниками Сарумана из числа людей. Выступив в поход, они тут же исчезают, вопреки Толкиену, так и не появившись на поле сражения. Куда дел всю эту ораву Джексон, остается загадкой, а драться на стороне сил зла в итоге приходится одним тупым оркам.
     Вообще дебилизация врага осуществляется создателями фильма с неукоснительностью, достойной режиссеров совковых военных эпопей времен дедушки Брежнева. Саруман, позаботившийся даже о взрывчатке для сокрушения вражеских стен, забывает снабдить большую часть своих гвардейцев щитами, после чего эльфийские стрелки выкашивают их целыми рядами. Отряд сарумановского военачальника Углука, в книге весьма дорого продающий свою жизнь, вырезается как беспомощное стадо баранов. Агент влияния Сарумана в Рохане Грима Червослов, по книге коварно интригующий в пользу босса, здесь прямолинеен, как оглобля. Война уже началась, а он все шипит, что Саруман – наш друг! Естественно, это фэнтезийное подобие шляющегося по Рейху в буденовке Штирлица тут же выводится на чистую воду, причем выясняется, что все его козни оказались изначально бессмысленны. Потому что сам Саруман уже внедрился в сознание роханского короля, превратив нечастного в натурального зомби. На кой черт нужен был тогда гадкий Грима с его вредными советами, наверное, неясно и самому Джексону.
     Так же, как и причина, по которой светлых витязей Арагорна, Боромира, Фарамира и К° (кроме Леголаса) играют именно те актеры, на которых остановился режиссерский выбор. Глядя на этих мрачных, склочных, подозрительных, периодически впадающих в панику и явно давно не мывших головы субъектов, иной раз думаешь, что, замыслив очистить от них Средиземье, Саурон был не так уж и не прав.

Юрий Нерсесов    
 
TopList