ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ. ДВЕ ТВЕРДЫНИ.

 

Да, наконец прошел год с тех пор как была просмотрена первая часть «Властелина Колец» – «Содружество Кольца». Год едкой критики правоверных паладинов церкви святого Дж.Р.Р.Т., год восхищения обычных любителей фэнтези, которые наконец получили достойное воплощение волшебной сказки на экране. Что бы не говорили о неточностях сценария, смещении акцентов, усилении тех или иных ролей, но все же «Содружество Кольца» был первым фильмом, который смог с эпическим размахом воплотить на большом экране то, что мы могли лишь лицезреть в свои мечтах после прочтения книг фэнтези. Можно сколько угодно говорить о мультфильме(!) Бакши, и как замечательно он передал Толкиена(ну да, конечно), но все же фильм Питера Джексона был первым, что дал массовому зрителю возможно прикоснуться к живому, не нарисованному, Толкину. И вот этот год закончился, и пришло время оценить, смог ли Джексон продолжить «Властелина Колец» так же достойно, как он его и начал.

 

Я не пурист от толкинистики, поэтому я специально не перечитывал "Две Твердыни" перед тем, как пойти в кинотеатр. Я хотел оценить фильм так, как мне его преподали. Я читал книгу, поэтому в общем и целом ничего нового фильм мне не дал. Но я хотел оценить режиссерское видение романа, то как Питер Джексон смог воплотить то, что я знаю давно и хорошо на большом экране. Поэтому позвольте мне не кривить лицо при каждом несоответствии книге и оценить этот фильм за то, что он уже есть, и за то, как хорошо он снят. Я посвящу пару параграфов сценарным изменениям книги, но не более.

 

В прошлом году, я очень долго возмущался, что среди всех фильмов 2001 года, "Содружеству Кольца" не присудили премию за лучший фильм года. В моем понимании, первой части "Властелина Колец" соперников не было и не могло быть. Но тем не менее награда обошла фильм. И только теперь, только после просмотра "Двух Твердынь" я понял, что бы не прав. "Содружество Кольца" не был лучшим фильмом 2001, потому что он не был лучшим фильмом Питера Джексона. Джексон умеет снимать лучше, и он смог снять лучше! По многим позициям второй фильм выигрывает у первого. Он более монументален, он более фантастичен, герои второго фильма более живые. Нам дается возможность прикоснуться в большому миру Средиземья, а не к его задворкам, как то было в первой книге и первом фильме. Если Содружество кольца - это история четверых хоббитов, и их путешествии в компании людей, эльфов и гномов по дорогам Средиземья, то в Двух Твердынях нам рассказывается история целых народов. Рохирримы, гондорцы, истерлинги, орки Мордора, харадримы, урук-хаи, умбарцы - всем позволяется сыграть свою роль в фильме.

 

Скажу немного об актерах. Акценты по сравнению с первым фильмом значительно сменились. Фродо стал более напряженным, более суровым. Тут можно заметить отличную работу оператора и монтажеров. Смена света в сценах с Фродо отлично подкрепляет актерскую работу. Каждый раз когда Кольцо овладевает им - сцена теряет часть цветов, режиссер намекает нам о близости мира теней, в который попадает кольценосец, когда надевает Кольцо. Некоторые бы сказали, что это можно было выразить одной лишь актерской игрой, но в данных сценах с Фродо монтажеры не переборщили, как в знаменитой уже своим перегибом в плане спецэффектов сцене с Галадриэлью. Едва уловимый, умелый монтаж скорее дополняет актерскую игру Элайджи Вуда, но не заменяет ее. Чем дальше прогрессирует действие фильма, тем больше мы видим как Кольцо овладевает свои носителем. И дело уже не в решимости Фродо выполнить свою миссию, как то было в первом фильме, а именно во влиянии Кольца, лишающего своего владельца силы к жизни. Получается замечательный контраст между Фродо и Горлумом. Как в первом фильме мы видели сходство Бильбо и Горлума, так теперь и Фродо начинает проявлять некоторое черты бывшего Смеагорла.

 

Самым пожалуй величайшим открытием этого фильма является Горлум. Как зритель, я просто не могу поверить, что это персонаж сотворенный при помощи компьютера. Во многих случаях, в других фильмах, смотря на компьютерную анимацию, мы видим, что да, это НЕ живой человек, это создание компьютера. С Горлумом все совершенно по иному. Он выглядит как ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕК. Мы смотрим на него и не видим разницы. Его пластика, его мимика, его диалоги. Не знаю, как дизайнеры и программисты из WETA способны на это, но я ВЕРЮ в Горлума. Я верю, что это живой актер, а не создание компьютера. Настолько он реально выглядит. Но даже не о правдоподобности внешнего вида Горлума речь. Пожалуй наиболее поразившая меня сцена - это диалог Горлума с самим собой. Или, как позиционировал эту сцену Питер Джексон, диалог Горлума и Смеагорла, его темной и светлой части. Именно в этой сцене Горлум проявляет себя не просто как бессмысленная показуха способностей современной анимации, а как настоящий драматический актер, который играет роль борющегося со своими внутренними демонами человека. Это сцена выглядит настолько правдоподобно, что ее просто не описать, это надо видеть. И когда вы это увидите, вы поймете, почему я говорил о достоверности, о правдоподобности актерской игры Энди Сиркиса, которому мой низкий поклон за пожалуй самую лучшую драматическую роль во всем фильме.

 

Центральным актером фильма конечно же является Арагорн. Если в "Содружестве Кольца" он играл второстепенную роль защитника и спутника Фродо, то в "Двух Твердынях" он выходит на передний план. Он больше не сомневающийся странник, не знающий, стоит ли ему принять власть. Он выходит на первый план, как воин, готовый постоять за жизнь простых людей Средиземья. Не могу сказать, что как драматический актер, Вигго Мортенсен, особенно проявил себя, но он достоверно играет Арагорна, а больше я от него не требую. Он храбр, мудр, пылок. Все те черты, которые должен проявлять "Арагорн", поэтому не могу сказать, что я недоволен им. Мортенсен не сделал в этом фильме ничего совершенно необычного, чего-то с ног на голову переворачивающего его героя, но его сцены последовательно развивают характер и героя Арагорна, готовя плацдарм для его восхождения на орбиту в третьей книге, "Возвращение Государя". А так как именно это он и должен был выполнить, то и особенных претензий к нему нет.

 

Самым большим разочарованием фильма наверное можно считать Гендальфа. Если в первой части он играет доброго и заботливого друга хоббитов, то во втором фильме он по настоящему перерождается. Не знаю, можно ли на это роптать, ведь и в книге происходит трансформация Гендальфа, но если смотреть на этот фильм как на законченное режиссерское творение, то, да позволит мне читатель, я все же поругаюсь. Если в первом фильме эльфы(читай: Элронд) вам казались безжизненными и отстраненными от мира существами, то подождите, пока сможете посмотреть на Гендальфа. Не скрою, Питер Джексон дает нам убедительное объяснение трансформации Гендальфа, целый небольшой рассказ, как после сражения с Балрогом, его тело умерло(?), а душа вернулась в Валинор, где ему велели вернуться и докончить работу. И, пардон, оно вернулось. Гендальф Серый, друг эльфов, хоббитов и людей, заменился Гендальфом Белым, неулыбчивым, и довольно страшным дядькой, отличия которого от Сарумана можно пересчитать по пальцам. Ровненькая небольшая бородка, надменный стеклянный взгляд, особенно манерами он похож на Сарумана. Посмотрите как он перекладывает посох из рук в руки показывая свою силу при дворе Теодена. Если эльфы - это гордый, но все же чувствующий народ, то Майар и Истари Гендальф похоже не имеет никаких чувств, кроме долга и необходимости выиграть битву. По-крайней мере именно такие ощущения мне передал Ян МакКеллен. Как и в первом фильме, так и сейчас, он великолепно передает именно толкиеновского Гендальфа, именно такого, какой он есть. Не его вина, что Толкиен решил обнулить и лишить смысла жертву Гендальфа в Мории. Но МакКеллену приходиться играть ту роль, которая ему дана. Если Гендальф "Содружества" мне гораздо приятнее Гендальфа "Двух Твердынь", то я не могу винить его за то, что он обе роли смог с мастерством оживить Гендальфа, каким бы он ни был.

 

Второстепенные актеры в основном представляют собой новинки. К нам возвращаются Сэм, Гимли и Леголас. Леголас по прежнему играет стандартного эльфа, и пожалуй единственная сцена, где отошел от обыденности - это сцена его перепалки с Арагорном по поводу бессмысленности защиты Хельмовой Пяди. Короче - ничего особенного. Леголас скорее имеет смысл, как герой, лишь в связке с Гимли. Их отношения любви/ненависти продолжают развиваться и их будущая дружба обретает большую достоверность. Гимли так же служит основным юмористом фильма. Весьма забавные сценки, где он из-за своего роста и телосложения попадает в смешные ситуации, а также его реакция на них позволят нам лишний раз улыбнуться, что очень хорошо, так как сам фильм весьма мрачен. Сэм играет по прежнему верного слугу и друга Фродо, и у него есть пара очень важных сцен, где он говорит свои речи о важности того, что надо идти дальше, несмотря на то, что самому Сэму дальше идти не особенно хочется. Крепкая, стабильная актерская игра, не то чтобы выдающаяся, но довольно ключевая и достойная похвалы.

 

Из новых героев нам дают относительно большой выбор. Это король Рохана Теоден, его советник Грима Змеиный Язык, его племянница Эовин, небольшие сцены от ее брата Эомера и сына короля Гондора Фарамира. Так же мы знакомимся с поистине поразительным Древобродом и энтами. Бернард Хилл пожалуй играет самую сильную из второстепенных ролей. Его Теоден имеет в фильме ключевую и довольно интересную роль. Эомеру дано не особенно времени, так что о нем трудно что-либо сказать. Фарамир скорее хорошо сыгран, чем нет, так как он очень сильно похож на своего брата Боромира, как физически, так и по характеру, так что его скорее можно записать в плюсы. Великолепно играет Брэд Дуриф. Его роль злобного шпиона Сарумана, Гримы, не вызывает ничего кроме похвалы. Грима настолько замечательно отвратительный, настолько похож на противную змею, и мимикой, и жестами, и разговором, что хочется аплодировать его хоть и краткой, но очень выразительной актерской игре.

 

В традиции первого фильма и в противлении Толкиену Джексон усилил еще одну женскую роль. Да, у Эовин оказалось гораздо больше диалогов, гораздо больше сценического времени. Много сцен подчеркивающих ее силу, как женщины, как роханца. Не знаю, мудро ли это, но я в отличии от многих, не скидываю это на политкорректность, а считаю это проявлением личного мнения режиссера. Хорошо воплощенного личного мнения. Но не в этом проблема. Миранда Отто прекрасно играет Эовин, и в сценах заботы о Теодене, и в сценах, в которых она "влюбляется" в Арагорна. Проблема именно в этой "влюбленности". Позвольте мне описать пару сцен, чтобы вы поняли о чем я. Допустим идет сцена Арагорна и Эовин, после которой мы понимаем, по мимике, по глазам Эовин, что она любит Арагорна. Сразу после этого мы имеем сцену между Арвен и Арагорном, после которой мы понимаем, что Арагорн не видит в Эовин ничего кроме друга. Спрашивается, зачем были вставлены эти две сцены, которых у Толкина нет, если они ни к чему не приводят. Любовный треугольник все равно не возникает, так как Арагорн явно Эовин не любит, и Эовин это прекрасно известно. Если спросите мне, то это трата моего и вашего времени. К слову об Арвен. Ее во втором фильме мало, но я по-прежнему поражаюсь, глядя на нее. Может быть и зря Лив Тайлер дали столько сцен, но именно ее красоту я буду ассоциировать с красотой эльфа, а вовсе не Кейт Бланшетт(Галадриэль), которую многие считают лучшей актрисой. Опять же, великолепная работа монтажеров и осветителей замечательно подчеркивает эльфийскую, нечеловеческую красоту Арвен.

 

Древобород, или Фангорн, тоже весьма интересен. Он не такой достоверный в плане компьютерной графики как Горлум, но он и остальные энты весьма похожи на настоящие деревья. Особенно ближним платом. Природная неторопливость и отстраненность энтов очень забавно показана в сцене совета Фангорна. Очень интересно смотреть на перемену в характере Древоборода, когда он видит порубленные орками деревья.

 

Об актерах пожалуй все. Теперь расскажу о сценах, а так же о расхождениях фильма и оригинальной книги. Уже самое начало – это пожалуй самое разочаровывающее расхождение. Прологом к «Двум Твердыням» являются сцены падения Балрога и Гендальфа в глубины Мории. Причем чуть позже, когда Гендальф появляется перед Арагорном, Гимли и Леголасом, эта сцена рассказывается заново. Спрашивается зачем два раза рассказывать одно и то же. Да и сама сцена настолько пахнет голливудщиной, когда из Гендальфа делают какого-то супергероя, который в полете сражается с Балрогом. Это при том, что позже сам Гендальф говорит «мы сражались в глубине и на вершинах гор». Его лаконичный диалог с Арагорном гораздо лучше описывает все то, что зачем-то втиснули в пролог.

 

Далее идут более спокойные сцены Сэма, Фродо и Горлума, и мы въезжаем вмести с Арагорном, Гимли и Леголасом в Рохан. Новая Зеландия поистине прекрасная страна и подходящий материал для Средиземья. Вы это уже видели на примере первого фильма, а «Две Твердыни» только подтверждают это. Вместо зеленых долин Шира и заснеженных Гор Тумана нам предлагают лицезреть желтовато-черные, пологие холмы Рохана. Холмистая местность, но склоны идеально подходят для скачущей конницы. Лес Фангорн местами выглядит слегка искусственным, но если особенно не придираться, то эту необычность можно считать проявлением волшебства энтов. Ведь и Леголас и Мерри с Пиппином замечают, насколько Фангорн необычен, даже еще не увидя пастырей деревьев. Другие интересные местности – это Мертвые Топи, через которые Фродо, Сэм и Горлум идут к Мордору, а также вид самого Мордора. Мертвые Топи по идее должны завораживать и вводить зрителя в транс, подобный тому в который попадает там Фродо, но я особенной притягательности «смертельных огоньков» не увидел. Обычные топи, обычный туман. Разве что мертвые тела повсюду, но меня бы к ним особенно не тянуло, скорее наоборот.

 

Кроме путешествий Арагорна, Гимли и Леголаса по Рохану и Сэма, Фродо и Горлума по пустыне вокруг Мордора, открытые пространства заканчиваются. Главную роль в «Двух Твердынях» играют сцены в закрытых помещениях, а так же батальные сцены, о которых позже. Сцена освобождения Теодена от темных чар Сарумана должна наверное возбуждать во мне чувства облегчения, что да, не все так плохо, если с нами Гендальф, который все исправит, всех излечит. К сожалению для меня, или для Питера Джексона, сцена исцеления не вызывает ничего кроме смеха, а так же воспоминания о фильме «Изгоняющий Дьявола». Но чудо свершилось, Теоден исцелился, Грима изгнан, пора, как говорится, «драть врагу зад». Не все так просто, говорят нам наши герои. Ведь у врага собрана целая армия урук-хаев, 10,000 войнов. И далее фильм по нарастающей, как снежный ком начинает двигаться к центральной сцене всего фильма – Битве за Хельмову Пядь. Как и почему основная битва происходит там нам несколько раз объясняют, так что оставлю этот рассказ на совесть режиссера, но сам факт заключается в том, что все идет именно к этой битве, которая должна решить в очередной раз судьбу свободного мира.

 

После первого фильма было много жалоб, что якобы обещанные батальные сцены оказались всего лишь 10 секундной ретроспективой битвы Последнего Союза эльфов и людей. Но вот, свершилось. Почти 30 минут массовых фэнтезийных батальных сцен. Не «Война и Мир» конечно же, но очень близко. Не паучья масса орков Мории из «Содружества Кольца», а именно стройные, дисциплинированные ряды и колонны хорошо вооруженных урук-хаев, против не менее хорошо вооруженных защитников Хельмовой Пяди. Кстати, чтобы не говорили наши друзья «эльфы» о животной природе орков, о том, что они «низшие существа» по сравнению с самими эльфами, но вооружены и подготовлены они значительно лучше. У людей луки и мечи, а у орков арбалеты(нет, не конные), осадные орудия, порох(!). Помните в книге говорится о «сарумановых огнях»? Питер Джексон решил не строить мистерий и показал нам и порох и сделанную из этого пороха самую настоящую бомбу, что уничтожает половину стены Хельмовой Пяди. А так называемые неприступные деревянные ворота Хельмовой Пяди и похожий на деревню Эдорас, столица Рохана, по сравнению с железными, гигантскими Черными Вратами Мордора… так где «низшая раса», а где развитая цивилизация, спрашивается? Все ли дело в том, что орки уродливы, а эльфы прекрасны? А может это лишь стандартная тактика лишения противника человечности, дегуманизация? Нарочно или нет, но Питер Джексон своим фильмом во многом ставить именно такие вопросы.

 

Интересно, как орки превосходящим числом и тактикой средневековой осады побеждают защитников Хельмовой Пяди, но вовремя появившаяся конница Рохана за сценами сметает все те тысячи сильных и закаленных битвой войнов? Такие вот вопросы возникают, если особенно сильно копаться в фильме. А если не вникать во все этого и наслаждаться лишь зрелищем? Тогда просмотр и фильма и конкретных сцен битвы проявляются в совсем другом свете. Можно наслаждаться этим катящимся с горы снежным комом и не задумываться о подтексте. Как несущаяся с холма конница Рохирримов с треском вламливается в груду поднявших копья уруков, так и зритель вламывается со всего размаха в действие битвы и завязает в ней. Нас с вами кидает из одной битвы в другую. Из Рохана в Гондор, в Осгиллиат. Из Осгиллиата в Ортханк, к энтам, с яростью уничтожающим убежище откровенно паникующего Сарумана. Каждая эта битва – это небольшая победа «наших» над «ихними», и каждая из этих сцен вселяет в меня, как некритикующего зрителя, большую радость. Что, по-видимому, и было целью. Вселить в нас радость от того, что «наши» бьют «ихних», что не все потеряно, но добро торжествует над злом. Не важно, если в победе логика или нет. Главное, что как зритель и как читатель я получаю удовольствие от действия. А на пошаговые разборы событий просто не остается времени, настолько быстро движется повествование.

 

Как вы наверное уже поняли – спецэффекты после просмотра «Двух Твердынь» занимают особое место в моем сердце. И необычайно живой Горлум, и варги урук-хаев, и летучие твари назгулов, и олифанты харадримов. Всего просто не описать – это надо видеть. Все это очень достоверно сделано аниматорами из WETA и мне остается только поаплодировать им и пожелать, чтобы Дед Мороз принес мне на Новый Год ручного варга, настолько они миленькие и прожорливые тварюшки 8).

 

Как вы уже наверное поняли, совсем уж правоверным толкинистам «Две Твердыни» лучше не смотреть. Это такой получился фильм, что его необходимо рассматривать, как кино Питера Джексона по мотивам Джона Толкиена. Если расстраиваться из-за каждой переделки сюжета – удовольствия от фильма не будет никакого. О некоторых я уже говорил. А что вы скажете на отряд эльфов во главе с Келебороном у Хельмовой Пяди? Келеборном, который, прости меня Манве, погибает в гуще битвы. И не важно, что Келеборна там на самом деле не было. Загвоздка в том, что вождь эльфов сражается в толпе, в то время как равный ему и по воинской доблести и по статусу Теоден сидит на командном посту. И Теоден в конце концов выживает, а Келеборн нет. Где логика, господа? Если уж вы собрались переписывать Толкиена и я соглашаюсь закрыть на это глаза, то уж хоть свой сценарий сделайте приемлемым и логичным. Другое заметное расхождение с текстом – это смена всего акцента книги. Признаюсь, что читал книгу уже некоторое время назад, но еще с тех времен у меня сложилось четкое впечатление, что название книги говорит о противостоянии Минас Тирита и Минас Могрула, двух твердынь Гондора и Мордора. Джексон же разворачивает эту идею на 360 градусов. У него Две Твердыни – это символ союза замков Ортханка и Барад Дура, союза Сарумана и Саурона. О чем Саруман говорит открытым текстом. Признаюсь, в том виде, в котором Джексон подал эту перемену акцентов, я мог бы с ним и согласится. Но все же это довольно значительное изменение слова Толкиена. Да и фильм заканчивается совсем не так, как заканчивается книга. Мы не видим ни башни Кирит Унгол, ни логова Шелоб, ни несравненных Шаграта и Горбага. Можно долго жаловаться на все эти упущения, но факт остается фактом. Фильм создан и его приходится смотреть именно в этом виде.

 

И все-таки это хороший фильм. Несмотря на все недочеты, на все перемены, «Две Твердыни» получились однозначно лучше «Содружества Кольца». И за каждую переделку «священного» слова Толкиена и создание оригинального сценария мы получаем великолепную игру актеров, поразительные спецэффекты, умопомрачительные пейзажи. Хоть сценарий и изменен значительно, но все равно, та форма в которую Джексон облек книгу Толкиена живет своей жизнью. Повествование плавно перетекает от сцены к сцене. Медленные путешествия сменяются другими странствиями, за жесточайшими битвами следуют другие битвы, темп нарастает как снежный ком, пока все это не выливается в финальное столкновение. Сколько бы ни было расхождений с текстом, то, что создал Питер Джексон приятно и достойно просмотра. Это фильм, которым необходимо наслаждаться в такой форме, в которой он есть. Лучшей экранизации Толкиена у нас нет, и похоже не будет. Да, фильм  «Две Твердыни» не идеален. Но в нем есть то, что заставляет меня вспомнить, почему я люблю Средиземье. Фильм, в котором нет души и сердца Толкиена, такие бы чувства не вызывал.

Автор: MrProphet. 

 

 
TopList