"ОСКАР": ХОББИТЫ В ПРОЛЕТЕ, РАЗУМ ПОБЕДИЛ!

Игорь КАМИРОВ, 25 марта, 10:15

ФОТО:
Весной киномир замирает в предвкушении триумфа одних и провала других. Премия "Оскар" - предел мечтаний наиболее значимых, по мнению сотен членов Американской академии киноискусств, картин прошедшего сезона.

Между тем, у этой, безусловно, самой престижной награды в мире "важнейшего из искусств", есть несколько аспектов, на которых хотелось бы остановиться прежде, чем вынести первоначальные оценки завершившейся церемонии.

Для миллионов зрителей номинация, а уж тем более награждение той или иной ленты заветной статуэткой – что-то вроде знака качества. Естественно, для лауреатов оскаровской гонки это означает совершенно заоблачный рейтинг и резкое снижение расходов на рекламу. Как следствие - увеличение доходов от продажи фильма на видео и, что еще более важно, от продажи прав на телетрансляцию.

Стоит в анонсе просто написать – лауреат премии "Оскар" (или даже номинант), и среднестатистическому зрителю почти ничего не надо объяснять, он купит кассету, выудит фильм в программе или, в крайнем случае, если до сих пор не удосужился, все-таки сходит в кинотеатр. Поэтому на недоуменные вопросы - ну почему такое г.. как "Титаник" получает все возможные награды Академии, а, скажем, Тарантино или Линч - шиш с маслом, ответ прост. В этой премии редко соревнуются фильмы или режиссеры, а чаще всего компании-производители, так называемые голливудские "мэйджеры". Бывают и исключения, когда вдруг пахнет свежим ветерком со стороны независимого кино, получит какой-нибудь залетный малобюджетник нечаянного "Оскара", а потом опять годами - большое кино от "Фабрики Грез". Потому что "Оскар" - это кассовые сборы и зрительский интерес. Самый важный момент - расстановка сил среди тех самых "мейджеров". Так что ждать кинематографических откровений или объективности от критиков при голосовании за редким исключением не приходится. "Оскар" - это премия, прежде всего - продюсерская. Однако сегодня, похоже, многое изменилось.

Стоит заметить, что у "Оскаров" существует рейтинг. Самыми значимыми считаются номинации и награды за лучший фильм, режиссуру, исполнение главных мужской и женской ролей, ролей второго плана и лучший иностранный фильм. Конечно, престижно и благородно получить "Оскар" в любой номинации - за сценарий, съемку, музыку, монтаж, костюмы и так далее. Анимация и короткометражное кино также весьма желанные участники соревнований, но все же любые исторические сводки начинаются с тех пунктов, которые я перечислил первыми, а все остальное – статистика, реклама и гордость профессионалов. Посему остановимся на главном и напомним расстановку сил.

Итак, номинации на лучший фильм. Обратите внимание, что в официальном списке Академии эта номинация включает название студии-производителя и имена продюсеров. Не будем менять традицию. Победитель выделен жирным шрифтом.

"ИГРЫ РАЗУМА" - A BEAUTIFUL MIND (Universal and DreamWorks)
A Universal Pictures and Imagine Entertainment Production
Brian Grazer and Ron Howard, Producers

"ГОСФОРД-ПАРК" - GOSFORD PARK (USA Films)
A Sandcastle 5 in association with Chicagofilms and Medusa Film Production
Robert Altman, Bob Balaban and David Levy, Producers

"В СПАЛЬНЕ" - IN THE BEDROOM (Miramax)
A Good Machine/GreeneStreet Production
Graham Leader, Ross Katz and Todd Field, Producers

"ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ: БРАТСТВО КОЛЬЦА" - THE LORD OF THE RINGS: THE FELLOWSHIP OF THE RING (New Line)
A New Line Cinema and Wingnut Films Production

"МУЛЕН РУЖ" - MOULIN ROUGE (20th Century Fox)
A 20th Century Fox Production
Martin Brown, Baz Luhrmann and Fred Baron, Producers

Теперь лучший режиссер, вторая по значимости премия:

Рон Ховард "Игры разума" (Ron Howard A BEAUTIFUL MIND)

Ридли Скотт "Черный Ястреб" ( Ridley Scott BLACK HAWK DOWN )
Роберт Олтман (Robert Altman GOSFORD PARK)
Питер Джексон ( Peter Jackson THE LORD OF THE RINGS)
Дэвид Линч (David Lynch MULHOLLAND DRIVE)

Чтобы не занимать много места (судьбу всех статуэток вы легко можете узнать на наших страницах в новостях, а также на сайте церемонии), остановимся на мужской и женской ролях:

Дэнзел Вашингтон (Denzel Washington in "Training Day" )

Рассел Кроу (Russell Crowe in "A Beautiful Mind")
Шон Пенн (Sean Penn in "I Am Sam")
Уилл Смт (Will Smith in "Ali")
Том Уилкинсон (Tom Wilkinson in "In the Bedroom")

Хэлли Берри (Halle Berry in "Monster's Ball" )

Джуди Дэнч (Judi Dench in Iris)
Николь Кидман (Nicole Kidman in Moulin Rouge)
Сисси Спейсек (Sissy Spacek in In the Bedroom)
Рене Зеллвегер (Renee Zellweger in Bridget Jones's Diary)

Теперь некоторые выводы. Результаты впечатляют, поскольку главные претенденты получили второстепенные призы. Более того, лично моих предпочтений академики коснулись и порадовали. Я был уверен в победе "Властелина колец", тупо снятого по кальке блокбастеров. Ан не тут-то было!

Во-первых, сенсационно пролетела "Амели", на мой взгляд, совершенно заслуженно уступив "Ничьей земле" (NO MAN'S LAND Bosnia & Herzegovina). Вообще достоинства французской ленты сильно преувеличены.

Конечно, предсказать, что победит в основных номинациях Рон Ховард и его "Игры разума", да еще такого монстра, как экранизация Толкиена было почти невозможно. Как и присуждение "Оскаров" Дэнзелу Вашингтону и Хэлли Берри.

С женской ролью хотя бы более-менее ясно, налицо политкорректное поощрение новых имен. Хотя не дать награду прогрессирующей Николь Кидман, сыгравшей в двух хороших фильмах – "Мулен Руж" и "Другие", а присудить Берри за роль в довольно посредственном "Бале монстров" - на мой взгляд, несправедливо. Вы сможете оценить разницу, так как полицейская драма с лауреаткой выходит в прокат на этой неделе. Ждите рецензию.

К сожалению, роль Вашингтона российский зритель пока оценить не мог, но было понятно, что второго подряд "Оскара" Расселу Кроу не взять. Все-таки до Тома Хэнкса, установившего этот рекорд, ему пока далеко, несмотря на обаяние. Но два темнокожих актера в обойме - по-моему, вершина политкорректности. Давали бы уж Уиллу Смиту, у него нет заветной статуэтки, как у старшего коллеги. Впрочем, не нам решать.

© "Утренняя газета"

 

 
TopList