Властелин Колец: за кулисами великой киносаги.

 

Толкиенистский анекдот: сидит хмельной Гэндальф на пиру по случаю победы над Сауроном. Подходит к нему Фродо и спрашивает:

— Так я не понял, Друг, ты теперь Серый или уже Белый?

А Гэндальф ему меланхолично:

— Я не Серый. Я не Белый. Я щас просто никакой...

За всю историю толкиенистского движения в России появилось немало приколов на тему текста «Властелина Колец». Теперь, похоже, следует ждать волны шуток, обыгрывающих экранизацию саги.

Дума о Кольце

Пересказ всем известного сюжета о Кольце Всевластья и хоббитах мы милосердно опустим. Бессмысленнее только напоминать сценарий русского народного боевика «Колобок». Поэтому сразу к впечатлениям от фильма, сэкономим мое время и ваши нервы.

Главное, не верьте фанатикам эпопеи, недовольным адаптацией априори. Похоже ,их бы устроила лишь прокрутка на экране всего текста Толкиена до последней запятой. Но перенесение любой книги на целлулоид невозможно без потерь. Режиссеру Питеру Джексону пришлось, например, ампутировать ряд эпизодов. Буква «Властелина Колец» пострадала, но ее дух жив. Это поймет всякий, кто любит книги, не теряя способности к критическому их осмыслению.

«Резвый пони»

Объемный трехчасовый эпос пролетает незаметно, не давая вам заскучать ни на миг. Масштабные битвы, роскошные панорамы, крутые спецэффекты и грандиозные декорации сменяют друг друга. Актеры вряд ли получат за свои усилия «Оскара», но стараются изо всех сил. При этом экшн не выпирает на первый план: в центре сюжета всегда оно — Кольцо и связанный с ним мотив страшного искушения Властью. Профессор был бы доволен.

Огрехов мало. Как ни странно, главный недостаток - краткость ленты! Даже трех часов мало на один том саги. Ритм повествования завышен, события спрессованы, героям не хватает времени на рефлексию.

Но, повторяю, картина получилась замечательная. Лучше получилось бы, снимай его лет 10 подряд сплошь с участием звезд и на бюджете, в пять раз больше отпущенного.

Мечты, мечты...

 

 

Далее  вас ждет коллекция любопытных фактов о том, как все это великолепие снималось.

А снималось оно с такими усилиями, что легендами об этом процессе долго еще будут пугать нервных режиссеров-новичков.

Прелюдия

Для начала вспомним, что за «Властелина Колец» до последнего времени не брались по причинам, скорее, экономическим, чем творческим. По подсчетам выходило, что перенос трилогии на экран потребовал бы бюджета в миллиард (!) зеленых дензнаков. На такое финансовое безумие не могли пойти даже известные моты Марио Касса и Энди Вайна - продюсеры, чувствовавшие себя лохами, если они тратили на фильм меньше $100 млн.

Но в один прекрасный момент на студию «Нью Лайн Синема» постучался ногой новозеландский режиссер Питер Джексон и сказал: я сниму этих славных хоббитов за $130 млн. гоните деньги.

Его веселые слова поначалу встретили непонимание. Последним фильмом Джексона был отличный, но издохший в прокате комедийный хоррор «Страшилы» с Майклом Дж. Фоксом. Чуть ранее - маргинальная драма «Небесные создания» с Кейт Уинслет и ряд кровавых киношуток типа «Живой мертвечины». К тому же мало верилось, что парень умостится в заявленный бюджет. Собственно, он и не умостился, спустив в итоге порядка $300 млн (все равно нереально дешево).

Поняв, что ему не верят, Питер вынул из вещмешка свои козыри.

А козыри были такие. Во-первых, Джексон решил снимать максимум сцен на натуре (заповедные места Новой Зеландии), сэкономив на декорациях. Во-вторых, он предлагал обойтись без звезд с их супергонорарами. В-третьих, постановщик призвал делать спецэффекты на его студии WETA, послав лесом дорогие «ILM» и «Digital Domain». Дабы доказать конкурентноспособность своих компьютерных магов, он показал смоделированный ими ролик битвы, созданный при помощи самопальной технологии Massive. У боссов челюсти попадали на пол, когда они узрели добрую свалку, в которой нарисованные бойцы и кони сшибались так натурально и разнообразно, будто это была реальная сеча. И они наняли Джексона.

Построить Средиземье

Скоро сказка сказывается. Да нескоро снимается. Весь 1999 год заняли подготовительные работы. В павильонах строили интерьеры Мории и дворцов. На натуре возвели хоббитскую деревеньку. В мрачных кузнях «Чью Лайн Синема» орды рабов Голливуда ковали оружие (свыше 2000 единиц) и доспехи (свыше 1000 единиц). Специально для фильма было изготовлено 10000 лицевых накладок (грим орков, эльфов и прочих шведов), 48000 предметов средиземского обихода и 1800 костюмов.

А знаете, сколько колец фигурирует в картине? Двадцать, включая Кольцо Всевластья? Дудки. Вы забыли про кольчужные кольца, вместе с которыми их общее число достигло... 12500000!

Йеа, бэйби. Двенадцать с половиной миллионов...

Актеры

С подбором актеров особых проблем не случилось. Узнав про экранизацию Толкиена, многие лицедеи готовы были сами приплатить, только б попасть в фильм. Лишь с Гэндальфом накладочка вышла. Фанаты саги горой стояли за Шона Коннери, но тот запросил гонорар, сравнимый с годовым доходом наркобарона Пабло Эскобара. Поэтому Джексон плюнул на причитания фэнов и позвал сэра Иэна МакКеллена («Люди Икс»).

Фродо сыграл молодой Элайджа Вуд («Столкновение с бездной», «Факультет»}, эльфийку Арвен — Лив Тайлер («Онегин», «Армагеддон»). Боромира - Шон Бин («Ронин». «Не говори ни слова»). Сарумана - Кристофер Ли («Аэропорт-77», «Гремлины-2»). Арагорна -Вигго Мортенсен («Идеальное убийство», «Дневной свет»), Галадриэль - Кейт Бланшетт («Бандиты», «Дар»). Бильбо -Иэн Холм («Чужой», «Из ада»). Гимли - Джон Рис-Дэвис (трилогия об Индиане Джонсе).

Ну а Голлум вообще был полностью создан на компьютере.

 

 

Съемки

Собственно, съемки киносаги были невероятно утомительными. Киношники вкапывали от зари до зари, как рабы на плантациях. Актеры просыпались в 4-5 утра, шли гримироваться (процесс, нередко растягивавшийся на несколько часов), потом сцены и дубли по графику - а там уже и закат. И никакого личного времени, так как через шесть часов их уже ждал новый рабочий день.

Тем не менее, народ развлекался, как мог. Сэр Иэн Мак-Келлен (Гэндальф), например, веселил группу до упаду, иногда выдавая вместо текста роли жуткую отсебятину в самых патетических сценах. Гордо отказываясь стать пособником предавшегося Злу Сарумана (в исполнении Кристофера Ли, который, кстати, единственный из актерского ансамбля ленты был знаком с Толкиеном лично), произнося по сценарию: «Выбирать между тобой и Сауроном? Мой выбор не касается вас обоих!», в очередном дубле он с пафосом возглашал: «Выбирать между «Мира макс» и «НьюЛайн Синема»? — Мой выбор там, где больше платят!»

Не обошлось и без неприятностей. Так, во время очередного боевого эпизода Вигго Мортенсену (Арагорн) случайно вышибли бутафорским оружием зуб. Несмотря на боль, актер пытался доиграть сцену, но режиссер в ужасе велел отвести его к дантистам.

Спецэффекты

Крошки-хоббиты в одном кадре с «полноразмерными» людьми и эльфами. Тысячи сражающихся воинов и орков. Колоссальные чертоги Мории. Вздымающаяся в небо башня Ортханка. Пышущий дымным огнем Барлог. Гиеной передвигающийся Горлум...

Вы удивитесь, насколько иногда предельно простыми методами создавались все эти великолепные спецэффекты. Разницу в росте героев обеспечивали дедовские трюки с перспективой, когда, скажем, Гэндальф стоит ближе к камере, чем Фродо. На дальних планах, когда не видно лиц актеров, в кадр вступали карлики-статисты и баскетбольного роста парни из массовки. А чтобы показать, как Фродо едет в тележке с Гэндальфом, хоббита вклеивали на ее сидение при помощи компьютера.

Большинство строений и развалин в фильме  миниатюрные макеты, введенные в пейзаж тривиальной «маской». Даже гигантский демон Барлог - всего лишь кукла, окруженная облаком цифрового пламени и чада.

Среди крутых «примочек» — уже упоминавшаяся технология Massive, позволяющая генерировать на экране 20000 сражающихся компьютерных солдат, КАЖДЫЙ из которых управляется собственной мини-программой, определяющей его силу, храбрость, стойкость и манеру боя.

Кстати, полностью созданный на ЭВМ Горлум все же имеет моторику реального британского актера Энди Серкиса, движения которого были сканированы при помощи датчиков motion capture и перенесены на виртуальный образ этого жуткого создания.

Занимательная статистика

И напоследок. Чтобы как следует прочувствовать масштаб проделанных работ, оцените вот эти цифры, которые говорят о сверхусилиях, затраченных на «Властелина Колец» больше, чем набор эффектных прилагательных...

Съемки заняли 274 дня (средний срок съемочного периода в Голливуде — 80 дней), с октября 1999 г. по декабрь 2000.

На съемках фильма была задействована сразу 21 камера. При помощи них было отснято примерно полтора миллиона метров пленки. В кадре побывало 350 различных мест съемок.

Киношников обслуживало 330 автомобилей, образовывавших стоянку длиной в километр Специально для подвоза припасов и материалов построили 30 километров новых дорог.

Съемочная группа состояла из 2000 человек. Только за один обед такая орава людей уничтожала 1440 яиц и 160 кг мясопродуктов.

Впечатляет? То-то...

Кстати, готовая картина впечатляет еще больше. Лично я собираюсь ее в ближайшее же время пересмотреть. Оно того стоит. Встретимся в кино?

 

Елена ЧЕКУЛАЕВА

 

 
TopList