«Ночной Дозор» сделал свое дело
Благодаря обширной рекламной кампании российская лента собрала рекордную для отечественного производства сумму в прокате

Во вторник компания «Гемини Фильм» сообщила о том, что фильм «Ночной Дозор» режиссера Тимура Бекмамбетова за первые четыре дня своего проката собрал 102 млн руб. Таким образом, лента принесла прокатчикам больше денег, чем некоторые иностранные, в частности обойдя «Человека-Паука-2» (сборы за четыре дня составили 101,5 млн руб.) и «Послезавтра» (101,4 млн руб.). Кроме того, «Ночной Дозор» стал лидером и среди российских фильмов. Существенную роль в этом сыграла активная рекламная кампания, проведенная Первым каналом: без упоминания о картине не обошлись даже вечерние выпуски новостей. А результат не заставил себя ждать: популярность фильма принесла дополнительные очки в общую копилку российского кинематографа. Теперь ожидание отечественных премьер станет привычным делом.

Фильм «Ночной Дозор» (режиссер Тимур Бекмамбетов) снят по заказу Первого канала студиями «ТАББАК» и «Базелевс Продакшн». Прокатом ленты занимается компания «Гемини Фильм», ранее осуществлявшая дистрибуцию картины «72 метра», также снятой по заказу Первого канала. Фильм вышел в прошлый четверг на 305 копиях и идет сейчас в 250 кинотеатрах, включая мультиплексы. «Ночной Дозор» снят по мотивам одноименного романа российского фантаста Сергея Лукьяненко из трилогии о противостоянии сил Света и Тьмы – о Ночном и Дневном Дозорах. Экранизации поклонники писателя ждали довольно давно, однако несколько раз будто бы уже намеченную дату переносили, объясняя отсрочки в основном желанием выпустить качественный продукт. Но этой зимой черновой вариант «Ночного Дозора» представили на конвенте «Роскон». Тогда-то и стало известно, что фильм существенно отличается от «оригинала», то есть книги. Вкратце сюжет его таков: в нашем мире, помимо обычных людей, существуют Иные – Темные и Светлые. И есть Дозоры – Дневной и Ночной, которые сохраняют равновесие между добром и злом, выполняя тысячелетний договор. Было вполне понятно, что подобный сюжет немыслим без спецэффектов и всего прочего, чем сегодня изобилуют различные фэнтези, и в ленте присутствует порядка 400 планов, смоделированных на компьютере. В общем, к моменту, когда стало известно, что «Ночной Дозор» закроет программу Московского международного кинофестиваля, ажиотаж вокруг него был довольно заметный.

Существенную роль в этом сыграла масштабная рекламная кампания, которую провел перед премьерой Первый канал. По словам специалистов, были задействованы практически все ресурсы для того, чтобы привлечь внимание к ленте, не обошлось даже без сюжетов в новостных выпусках на канале. Были задействованы даже силы издательства «АСТ», которое выпускает книги Сергея Лукьяненко: вышло несколько новых изданий «Дозоров» с Константином Хабенским (играет Антона Городецкого) и Владимиром Меньшовым (Гесер) на обложке. Напомним, что после довольно удачного показа в прошлом году сериала «Идиот» на канале «Россия» роман Достоевского в книжных магазинах просто расхватывали. ««Ночной Дозор» – первый опыт, сопровождающийся такой обширной рекламой, – прокомментировал RBC daily генеральный директор компании «Новый русский сериал» Андрей Каморин (компании принадлежат права на экранизацию ряда романов Сергея Лукьяненко и Ника Перумова). – При этом реклама была довольно разнообразной и создала ожидание фильма. Думаю, за счет нее картина собрала не менее трети от общей суммы сборов». Как рассказали RBC daily в компании «Гемини Фильм», ожидается незначительное падение бокс-офиса на втором уик-энде. «Фильм уже сейчас стал равноправным конкурентом голливудских блокбастеров, – сказал RBC daily директор по рекламе и продвижению компании «Геними Фильм» Вадим Смирнов. – В любом случае компании, участвовавшие в его создании, убедили зрителей в том, что российские фильмы получают высокие кассовые сборы, сопоставимые с бокс-офисами крупнейших зарубежных кинорелизов».

При всей неоднозначности ленты участники рынка говорят о том, что «Ночной Дозор» повлиял на расклад сил в отечественном кинематографе. «В российском кино многого нет потому, что для этого не существует стартового высокобюджетного проекта, – рассказал RBC daily представитель компании СТВ (фильмы «Олигарх», «Брат», «Бумер») Михаил Мальцев. – Но как только он появится, его достижения станут доступны всем. Например, несмотря на условность спецэффектов в «Ночном Дозоре», сделаны они в России, и это, безусловно, дает шанс рассчитывать на то, что эти наработки и специалисты будут востребованы и другими». На этом фоне больше всего интересны дальнейшие планы Первого канала: за последние полгода он выпускает уже второй фильм, который собирает неплохую кассу. В частности, г-н Мальцев сказал, что компания СТВ собирается продолжить сотрудничество с ним. «Мы занимаемся дистрибуцией фильма «Водитель для Веры» (вернее, прокатная группа «Наше Кино», созданная на базе СТВ), снятого по заказу Первого канала, – рассказал он RBC daily.– А также сотрудничаем в проекте Сергея Бодрова-старшего «Монгол. Молодые годы Чингисхана», завершились переговоры о приобретении фильма «Папа» Владимира Машкова, который мы продюсируем». Судя по всему, канал впредь будет играть все большую роль в развитии российского кино, что, безусловно, на руку и его производителям, и, конечно, зрителям. «Разумеется, когда такая крупная компания, как Первый канал, становится игроком на кинорынке, можно ожидать, что фильмы, которые он поддерживает, окажутся на виду», – заключает Михаил Мальцев.

Однако прокат «Ночного Дозора» совершил главное: он вновь заставил говорить об успехе отечественных фильмов. Ведь каждая российская лента, удачно идущая в кинотеатрах, вносит лепту в общий успех отечественного производства. Подобная ситуация не может не повлиять и на только готовящиеся проекты, в том числе в жанре фэнтези. Так, например, Андрей Каморин рассказал о том, что этот жанр становится все более востребован в сериальном производстве, и считает, что за ним – будущее. Однако при этом он не хотел бы, чтобы подобные проекты превратились в парад аттракционов, как случается с зарубежными блокбастерами в этом жанре. Помимо предстоящих экранизаций романов Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, в скором времени ожидается выход «Дневного Дозора» (зима 2004 г.) и «Сумеречного» (весна 2005 г.), а также фильма по роману Марии Семеновой «Волкодав». И, вполне вероятно, высокие кассовые сборы станут к тому времени совершенно привычным явлением для отечественного кино.

Анна Попова, 14.07.2004
© РосБизнесКонсалтинг

постоянный адрес статьи