Просто фантастика

Успех «Дозоров» может не повториться

Просто фантастика«Дневной Дозор» собрал в прокате 34,7 млн долларов, кассовые сборы «Волкодава» составили 21 млн, «Ночного Дозора» - 16,3 млн. Фантастические фильмы сегодня самые доходные на российском рынке, а западный опыт показывает, что в будущем этот жанр способен принести кинокомпаниям немало денег и сможет «поднять» отечественное коммерческое кино. Однако в столкновении с российской реальностью отечественная фантастика пока терпит поражение.

Российские кинокомпании пока не спешат ставить производство фильмов этого жанра на поточный метод. Продюсеры сходятся во мнении, что отечественная кинофантастика не является особо доходной. Восторженно глядя на цифры сборов, зрители совершенно забывают о том, какой бюджет был потрачен на картину, сколько денег было вложено в рекламу, и не задумываются о реальном доходе кинокомпании и прокатчика. «Волкодав», «первое славянское фэнтези», на самом деле едва окупил себя и начал приносить прибыль за счет продажи прав на его показ зарубежным телеканалам. ««Дозоры» - проекты телеканала, поддержанные мощнейшей телерекламой, - говорит генеральный продюсер компании MB Production Юсуп Бахшиев. - «Волкодав» и «Параграф 78»- убыточные проекты».

Российская фантастика пока не может тягаться с голливудской ни по бюджетам, ни по технологиям. В то время как наши кинопроизводители могут потратить на фильм 10-15 млн долларов, голливудские бюджеты давно перевалили за сотни миллионов. Что касается технологий, то тут тоже гордиться нечем. «Есть американская фирма Industrial Light&Magic, которая работает на Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, - говорит один из продюсеров «Волкодава» Сергей Даниелян. - Она на протяжении 15 лет делает сверхъестественные эффекты, у нее огромные наработки, мощнейшие компьютеры, есть разработанная технология, гигантские цеха, занятые производством оружия, костюмов, реквизита. Мы в этом смысле «голые», только начинаем».

Кроме того, киноманы, насмотревшиеся голливудской продукции, предъявляют соответствующие ожидания к отечественному кино. «Наши зрители видели те фильмы, которые завоевали внимание аудитории во всем мире: от «Матрицы» до «Властелина колец», - говорит президент компании «СТС Медиа» и один из продюсеров картины «Обитаемый остров» Александр Роднянский. - И никто из зрителей не простит русскому фильму несоответствия любимому жанру. В целом индустрия как таковая на потоке не готова к подобным задачам. Это стоит дороже, это требует огромных усилий, у нас нет такого количества подготовленных кадров. Возможен единичный проект, за которым стоят амбиции и желание сделать его. Но бизнес-оснований, экономических предпосылок и технологической профессиональной готовности рынка к подобным проектам я не вижу».

Юсуп Бахшиев также считает, что отечественной фантастике сложно выжить в условиях реального российского кинорынка. «К сожалению, количество экранов, пиратство и в целом низкая покупательская способность населения не дает возможности окупать высокобюджетные проекты, - считает он. - Снимать фантастику дешево, наверное, можно, но это некоммерческая продукция, сейчас зрителю есть с чем сравнивать. К тому же реквизиторская база на нулевом уровне. Все надо делать самим, так как настоящих специалистов мало». Тем не менее российские зрители смотрят нашу фантастику с удовольствием. Ведь главное в картине – интересная история, а в литературном материале у нас в стране недостатка нет. Продюсеры сходятся во мнении, что одна из главных задач отечественных производителей – снять картину о чем-то понятном и близком аудитории той страны, для которой этот фильм снимается. «Мало сделать технически интересный фильм на должном уровне, чтобы зритель в него поверил, - считает Сергей Даниелян. - Помимо технического уровня, в картине должно быть что-то свое. Это нормальная ситуация: каждой стране интересно смотреть про себя, про свои проблемы, про жизнь, которая нас окружает. То же самое предстоит сделать в блокбастерах: каждый фильм делать на основе той истории, которая интересна большому числу зрителей. В каждой картине, которая будет выходить и собирать много денег, помимо аттракциона, будет какая-то составляющая, ментально близкая российскому зрителю. Это очень важная деталь».

Возможно, российские кинематографисты смогут выиграть за счет того, что будут снимать не столько экшн-фантастику, сколько «умную», наподобие «Сталкера» или «Соляриса». Однако для новых «Сталкера» и «Соляриса» нужен новый Тарковский, а его у нас пока нет, и не предвидится. В любом случае, для того чтобы этот интересный и обладающий огромным коммерческим потенциалом жанр встал в России на ноги, потребуется немало времени. «Мне кажется, нужно еще 5-7 лет, чтобы без опаски снимать жанровое кино, особенно фантастику», - заключает Юсуп Бахшиев.

 

АЛИСА КУРМАНАЕВА

 

РБК Daily