ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ФОНАРЯ Долгожданная экранизация книги, которую принято
сравнивать с трилогией Толкиена, принесла неожиданное разочарование. Эндрю
Адамсон, которому доверили перенести на экран "Хроники Нарнии" Клайва
Льюиса, заигрался в спецэффекты, потеряв по дороге саму суть повести-притчи.
Новогодние праздники в этом году надвигаются под прикрытием всевозможных
магических штучек и банальной чертовщины. В новом "Гарри Поттере" и
телевизионном "Мастере и Маргарите" главные герои рассекают верхом на
метлах, в "Дневном дозоре" зрителя ждут вампиры и оборотни, да и в "Хрониках
Нарнии" - совсем уж детской и нравоучительной сказке - самым живым и
привлекательным персонажем опять-таки оказывается злая ведьма. Поневоле
пожалеешь детей, которым уготован такой пример для ролевых игр и дальнейшего
подражания.
Впрочем, экранизация "Хроник Нарнии" сделана из расчета на тех семилетних
зрителей, что способны искренне восхищаться видом говорящего бобра, не
замечая мрачного обаяния, которое источает элегантная и уверенная в себе
чародейка. Во всяком случае бобр - еще не самый плохой вариант, поскольку
быть похожим на юных героев "Хроник" нормальному ребенку совсем не
захочется. Английские дети, которых подальше от немецких бомбардировок
отправили из Лондона в отдаленное поместье, одинаково пухлогубы и
розовощеки, подчеркнуто неуклюжи, и если им по сценарию положено затевать
игру в прятки, делают это со всей старательностью домашней театральной
постановки.
Оказавшись в зачарованной стране по ту сторону шкафа, в замороженном злой
колдуньей королевстве благородного льва Аслана, они ведут себя как типичные
советские Маша и Витя накануне встречи с Дикими Гитарами. Деланно и неохотно
перетаптываясь возле растущего посреди сказочного леса фонарного столба,
удивляются диковинам вроде фавна во плоти или запряженной оленями
ведьминской повозке. Из книги Льюиса, и так довольно простодушной и
наивно-поучительной, создатели фильма последовательно убрали даже то обаяние,
которое крылось в случайных репликах или поступках героев.
Сразу становится понятно, что публику и собираются брать за душу подобными
цифровыми диковинами. Чем дальше, тем больше на экране будет злобных волков,
кентавров, циклопов и грифонов. Все они достаточно милы, тщательно
нарисованы, но почему на их месте не могли бы оказаться орки с эльфами, а то
и ситхи с джедаями, непонятно. Фильм катится от завязки к финалу ровно и
последовательно, как колобок, и любая беседа героев служит вынужденной
прелюдией к очередной погоне или сражению. Но при этом все, что относится к
непосредственному действию, оказывается выхолощено (не дай Аслан, напугать
маленького зрителя видом крови).
Схватка двух армий - сторонников льва-мессии и подданных чародейки -
превращается в смазанное мельтешение копыт и рогов, и публике даже не дают
толком проникнуться важностью этого игрушечного Армагеддона. Особенно
переживаешь как раз за "плохих парней". В сцене, где ведьмино воинство
казнит царя зверей на жертвенном камне, смысл церемонии (лев приносит себя в
жертву вместо одного из мальчиков, совершившего невольное предательство)
волнует режиссера меньше всего. Зато как подробно показаны всевозможные
свиные рыла монстров, пришедших поиздеваться над поверженным богом! Жалко,
что в решающей битве им уготовано полное уничтожение. Да и Тильда Суинтон,
которой в этой сказке досталась роль самозваной Снежной королевы, выглядит
гораздо убедительнее и непрофессиональных актеров-детей, и компьютерных
зверушек. Лучше бы, право слово, она победила в том сражении и до скончания
времен сидела в своем замке, заставляя забредших через шкаф человеческих
детенышей выкладывать из кусочков льда слово "вечность".
Игорь Потапов
Дружба-вражда Льюиса и Толкиена
Имена этих двух английских писателей вовсе не случайно упоминаются в одном
ряду. И тот, и другой были филологами, преподавали в Оксфорде (позднее Льюис
перешел в Кембриджский университет), были верующими христианами. Более того,
Льюис и Толкиен были приятелями, основали кружок "Инклингов", писали
мифологические романы для детей и сходство "Хроник Нарнии" и "Властелина
колец" сразу бросается в глаза. При этом Льюис слыл поклонником туризма,
часто совершал пешие походы - Толкиен походам предпочитал прогулки, хотя и
не был полным домоседом. Льюис был убежденным холостяком - Толкиен являл
собой образец семьянина. Льюис был протестантом, Толкиен - католиком. Льюис
открыто выражал религиозность в своих произведениях (достаточно вспомнить "Письма
Баламута"), Толкиен сторонился прямой проповеди. Плюс к тому Толкиен был не
в восторге от того, как сделаны (в литературном плане) "Хроники Нарнии", и
не слишком благосклонно отнесся к браку Льюиса (в 1957 году Льюис женился на
американке Джой Давидман. Она умирала в больнице от рака. После брака Джой
чудесным образом выздоровела. Вместе с Льюисом они прожили три года).
Николай Александров
Плюшевая Нарния
Если "Властелин Колец" был впервые экранизирован в 1977 году (правда, это
был мультфильм), а потом регулярно появлялся в качестве компьютерной игры,
то "Хроники Нарнии", до того как за них взялся Эндрю Адамсон, переносились
на экран лишь однажды - в начале 1990-х. Зато это уже было настоящее кино.
Британское телевидение экранизировало три части "Хроник": "Льва, колдунью и
платяной шкаф", "Принца Каспиана" (сюда же включили и сюжет "Покорителя зари,
или Плавания на край света") и "Серебряное кресло". Предназначалось все это
для самых маленьких зрителей - тех, кому совершенно не нужна компьютерная
графика, чтобы поверить, что звери могут разговаривать, а люди - летать. В
результате по английским лесам бродил чудесный плюшевый Лев, ведьмы были
раскрашены зеленой краской, а рыцари сражались на мечах не искуснее дворовых
мальчишек.
Все это страшно напоминает сказки Александра Птушко - мастера примитивных,
но чудесных трюков, вклад которого в фантастическое кино (в том числе и в
жанр фэнтези), кстати говоря, признан во всем мире.
Анна Федина
Газета "Известия" |