ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ФОНАРЯ

Долгожданная экранизация книги, которую принято сравнивать с трилогией Толкиена, принесла неожиданное разочарование. Эндрю Адамсон, которому доверили перенести на экран "Хроники Нарнии" Клайва Льюиса, заигрался в спецэффекты, потеряв по дороге саму суть повести-притчи.

Новогодние праздники в этом году надвигаются под прикрытием всевозможных магических штучек и банальной чертовщины. В новом "Гарри Поттере" и телевизионном "Мастере и Маргарите" главные герои рассекают верхом на метлах, в "Дневном дозоре" зрителя ждут вампиры и оборотни, да и в "Хрониках Нарнии" - совсем уж детской и нравоучительной сказке - самым живым и привлекательным персонажем опять-таки оказывается злая ведьма. Поневоле пожалеешь детей, которым уготован такой пример для ролевых игр и дальнейшего подражания.

Впрочем, экранизация "Хроник Нарнии" сделана из расчета на тех семилетних зрителей, что способны искренне восхищаться видом говорящего бобра, не замечая мрачного обаяния, которое источает элегантная и уверенная в себе чародейка. Во всяком случае бобр - еще не самый плохой вариант, поскольку быть похожим на юных героев "Хроник" нормальному ребенку совсем не захочется. Английские дети, которых подальше от немецких бомбардировок отправили из Лондона в отдаленное поместье, одинаково пухлогубы и розовощеки, подчеркнуто неуклюжи, и если им по сценарию положено затевать игру в прятки, делают это со всей старательностью домашней театральной постановки.

Оказавшись в зачарованной стране по ту сторону шкафа, в замороженном злой колдуньей королевстве благородного льва Аслана, они ведут себя как типичные советские Маша и Витя накануне встречи с Дикими Гитарами. Деланно и неохотно перетаптываясь возле растущего посреди сказочного леса фонарного столба, удивляются диковинам вроде фавна во плоти или запряженной оленями ведьминской повозке. Из книги Льюиса, и так довольно простодушной и наивно-поучительной, создатели фильма последовательно убрали даже то обаяние, которое крылось в случайных репликах или поступках героев.

Сразу становится понятно, что публику и собираются брать за душу подобными цифровыми диковинами. Чем дальше, тем больше на экране будет злобных волков, кентавров, циклопов и грифонов. Все они достаточно милы, тщательно нарисованы, но почему на их месте не могли бы оказаться орки с эльфами, а то и ситхи с джедаями, непонятно. Фильм катится от завязки к финалу ровно и последовательно, как колобок, и любая беседа героев служит вынужденной прелюдией к очередной погоне или сражению. Но при этом все, что относится к непосредственному действию, оказывается выхолощено (не дай Аслан, напугать маленького зрителя видом крови).

Схватка двух армий - сторонников льва-мессии и подданных  чародейки - превращается в смазанное мельтешение копыт и рогов, и публике даже не дают толком проникнуться важностью этого игрушечного Армагеддона. Особенно переживаешь как раз за "плохих парней". В сцене, где ведьмино воинство казнит царя зверей на жертвенном камне, смысл церемонии (лев приносит себя в жертву вместо одного из мальчиков, совершившего невольное предательство) волнует режиссера меньше всего. Зато как подробно показаны всевозможные свиные рыла монстров, пришедших поиздеваться над поверженным богом! Жалко, что в решающей битве им уготовано полное уничтожение. Да и Тильда Суинтон, которой в этой сказке досталась роль самозваной Снежной королевы, выглядит гораздо убедительнее и непрофессиональных актеров-детей, и компьютерных зверушек. Лучше бы, право слово, она победила в том сражении и до скончания времен сидела в своем замке, заставляя забредших через шкаф человеческих детенышей выкладывать из кусочков льда слово "вечность".

 

Игорь Потапов
 


Дружба-вражда Льюиса и Толкиена

Имена этих двух английских писателей вовсе не случайно упоминаются в одном ряду. И тот, и другой были филологами, преподавали в Оксфорде (позднее Льюис перешел в Кембриджский университет), были верующими христианами. Более того, Льюис и Толкиен были приятелями, основали кружок "Инклингов", писали мифологические романы для детей и сходство "Хроник Нарнии" и "Властелина колец" сразу бросается в глаза. При этом Льюис слыл поклонником туризма, часто совершал пешие походы - Толкиен походам предпочитал прогулки, хотя и не был полным домоседом. Льюис был убежденным холостяком - Толкиен являл собой образец семьянина. Льюис был протестантом, Толкиен - католиком. Льюис открыто выражал религиозность в своих произведениях (достаточно вспомнить "Письма Баламута"), Толкиен сторонился прямой проповеди. Плюс к тому Толкиен был не в восторге от того, как сделаны (в литературном плане) "Хроники Нарнии", и не слишком благосклонно отнесся к браку Льюиса (в 1957 году Льюис женился на американке Джой Давидман. Она умирала в больнице от рака. После брака Джой чудесным образом выздоровела. Вместе с Льюисом они прожили три года).

 

Николай Александров
 


Плюшевая Нарния

Если "Властелин Колец" был впервые экранизирован в 1977 году (правда, это был мультфильм), а потом регулярно появлялся в качестве компьютерной игры, то "Хроники Нарнии", до того как за них взялся Эндрю Адамсон, переносились на экран лишь однажды - в начале 1990-х. Зато это уже было настоящее кино.

Британское телевидение экранизировало три части "Хроник": "Льва, колдунью и платяной шкаф", "Принца Каспиана" (сюда же включили и сюжет "Покорителя зари, или Плавания на край света") и "Серебряное кресло". Предназначалось все это для самых маленьких зрителей - тех, кому совершенно не нужна компьютерная графика, чтобы поверить, что звери могут разговаривать, а люди - летать. В результате по английским лесам бродил чудесный плюшевый Лев, ведьмы были раскрашены зеленой краской, а рыцари сражались на мечах не искуснее дворовых мальчишек.

Все это страшно напоминает сказки Александра Птушко - мастера примитивных, но чудесных трюков, вклад которого в фантастическое кино (в том числе и в жанр фэнтези), кстати говоря, признан во всем мире. 

 

Анна Федина
 

Газета "Известия"