Фантастический триллер по Стругацким снимают Петербурге и в Кронштадте.

Константин Лопушанский (слева) и Андрей Сигле. Фото с сайта www.proline-film.ruС мая по июль 2005 года в Петербурге и Кронштадте продлятся съемки фантастического триллера по книге братьев Стругацких «Гадкие Лебеди». Совместная российско-французская картина станет третьим фильмом петербургской киностудии «Proline Film», основанной в 2004 году известным музыкантом, кинокомпозитором и продюсером Андреем Сигле (первым фильмом было «Солнце» Сокурова). Главным режиссером картины стал Константин Лопушанский (режиссер фильма «Письма мертвого человека» и других).

Как рассказал журналистам Константин Лопушанский, идея снять «Гадких лебедей» пришла ему в голову довольно давно – около 15 лет назад. Удалось даже обсудить эту идею со Стругацкими, пока был жив Аркадий Натанович. Когда идея оформилась окончательно и «под нее» удалось получить деньги, Лопушанский и Сигле уже вместе пришли к Борису Стругацкому. Тот, сначала, отнесся скептически – уж очень незавидная судьба ждала все последние попытки экранизировать произведения братьев Стругацких. Но вскоре, когда понял что всё серьезно, «раскрылся» и стал активно помогать. Приложил руку к написанию сценария и известный фантаст Вячеслав Рыбаков (он же Ван Зайчик) – ученик Стругацких.

Сам Борис Стругацкий всегда был за полную свободу для режиссера в работе с текстом, но Константин Лопушанский не хочет этой свободой злоупотреблять. «Нам довольно много пришлось изменить, все-таки литература и кино разные жанры, но, мы оставили в неприкосновенности главное, - рассказывает режиссер, – Мы оставили конфликт между настоящим и будущим и главную сюжетную линию писателя Виктора Банева. Несколько усилили только его взаимоотношения с дочерью».

Финансирование фильма пришло из разных источников. Помогла французская сторона (которая, впоследствии, будет помогать и с мировым прокатом картины). Выделил финансы фонд Михаила Горбачева (по словам Лопушанского, Михаил Сергеевич большой поклонник фильма «Письма мертвого человека»). Общий бюджет фильма около 2 миллионов долларов. Лопушанский и Сигле считают, что для современного фантастического фильма цифра весьма
скромная.

После многочисленных проб (в ходе которых были отвергнуты довольно известные французские актеры) роль Банева получил Григорий Гладий. Гладий был актером Киевского молодежного театра, но, по его собственным словам, в 81-м был «изгнан» из Киева за хранение запрещенной литературы. Поработал в Литве у знаменитого Йонаса Вайткуса и в Москве у еще более знаменитого Анатолия Васильева. В 1990 и вовсе уехал в Канаду, где уже 15 лет и благополучно живет и работает. Играет в кино и театре, сам ставит спектакли. В 2002 году снялся в российско-американской картине «Желанный», которая создавалась в Петербурге. Теперь, к большому удовольствию Гладия, его роман с Петербургом продолжается. Мистическо-фантастический триллер - любимый жанр актера, «Гадкие лебеди» - любимый роман Стругацких. Гладий надеется, что встреча с творчеством Стругацких на экране окажется для него удачной.

Лопушанский собирается снимать «смотрибельное кино». Несмотря на то, что не хочет наступать на горло своей песне (а всю жизнь Константин Лопушанский снимал только авторское кино, которое высоко оценивалось на различных фестивалях) понимает – сейчас время, когда режиссер должен думать и о том, кто придет смотреть его фильм в кинотеатр. И, не обращать внимание на то, есть ли вообще в зале зритель, сейчас уже нельзя. Проблему интересности фильма для широкого зрителя создатели фильма хотят решить, сделав фильм не только хорошим, но и жанровым. «Гадкие лебеди» будут мистическим триллером в полном смысле слова. «Если мы потеряем динамику и напряжение, то сразу выпадем из жанра» - говорит Лопушанский. Но это не значит, что в угоду «экшену» будут принесены философские аспекты.

По мнению авторов картины, Петербург и Кронштадт предоставляют почти весь необходимый изобразительный материал для съемок. Даже павильон не понадобится. Есть у Лопушанского и собственный «концепт» для решения проблемы «тёмной» картины. Известно, что когда почти все события фильма происходят в тёмное время суток, результат, как правило, оказывается не утешительным. «Если пять минут плохо видно всё, что происходит, то это может быть даже интересно. Десять – любопытно. А дальше уже смотреть невозможно» - объясняет Лопушанский. Недавно в своем «Городе греха» очень красиво вышел из подобного положения Родригес, но у нашего режиссера есть собственные наработки по этому вопросу. Андрей Сигле, который работал с Цоем, Бутусовым, Кинчевым, Курехиным, как музыкант поработал в «Игле» и «Собачьем Сердце», «Посетителе музея» все того же Лопушанского(музыку для этого фильма писал Шнитке), как кинокомпозитор написал музыку для нескольких десятков фильмов и сериалов, уже создал и музыкальную концепцию фильма. В июле съемки должны быть закончены. А премьера «Гадких лебедей» состоится на одном из кинофестивалей начала 2006 года.

Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру