КАКАЯ ЖЕ ГАДОСТЬ ЭТОТ ВАШ С. КОНЕЦ...

Анна ЗАБОЛОТНАЯ, 09 сентября, 02:58

Особое мнение (Minority Report)
США, 2002
Режиссер: Стивен Спилберг
Сценарий по рассказу Филиппа Дика: Скотт Фрэнк, Джонатан Коэн
В ролях: Том Круз, Колин Фаррелл, Саманта Мортон, Макс фон Зюдов, Кэтрин Моррис


ФОТО:
Ножницы, дрожащая рука, ворох шелестящих круглых кадров, рваные края, бледное лицо с прозрачными ресницами, фотонное молоко, стеклянные спиралевидные трубы, лакированные шары с выгравированными именами обреченных на смерть – Спилберг начинается. Критики захлебываются, зал рукоплещет и расстроенно вздыхает, глянцевые пресс-релизы окупаются явной рекламой элитной техники – начинается фильм.

Отдел по предотвращению убийств "Precrime" в лице доблестного Джона Андертона (Том Круз) выискивает в предсказаниях – полубред, полусон – намеки на место будущего убийства: архитектурный стиль домов, детские площадки, открытые двери и смазанные профили жертв. В течение нескольких минут нужно: а) рассортировать на стекле музыкальными движениями рук лохмотья предсказаний; б) найти; в) выследить; г) вылететь; д) поймать за руку и надеть "венец". После этого аутентичного преступника упаковывают в герметичную камеру, оставляя вариться в повторениях сюжета его же собственного планируемого смертоубийства. Шесть лет (на момент 2054 года нашей безумной эры) без преднамеренных убийств, общественность в восторге, социальная реклама крупными кадрами слезится на интерактивных перетяжках, люди живы, провидцы получают питательную смесь через трубочки и креативят вспышки агрессии ничего не подозревающих маньяков. Техногенная утопия локального масштаба взрывается глянцевым шаром с именем фактически Папы Прекрайма – на стекле издевательски меняются кадры, показывающие выстрел ответственного сотрудника в грудь незнакомого никому человека. До убийства 36 часов.

ФОТО:
Всё плохо. Въедливый Дэнни Уитвер (Колин Фаррел) вынюхивает недостатки системы; пров Агата (Саманта Мортон) выпрыгивает из бассейна и, задыхаясь, сверлит пальцем экран, вопрошая "Ты ЭТО видишь?!"; жена бросила; наркотики стоят дорого, а без них никуда; сынишка-любимец как пропал шесть лет назад, так и не нашелся. Сотрудники объявляют тревогу, Круз бежит от "венца", спецотряд, вооруженный палками-блевалками и вяжущей пеной (позиционирующимися как оружие будущего), вылетает на поиски асоциального элемента – не верящего в фатум и собственную систему экс-шефа.

Смотрите кино. Смотрите. Техническая сторона фильма хороша и достойна смакования в деталях вопреки общей неубедительности картины будущего. Перемещающиеся во всех направлениях магнитные машины-такси, алый Лексус, сканирование сетчатки глаза индивидуально обращающейся к вам рекламой – потрясающе; представьте, что к вам на улице обращается голографическая барышня с фразой: "Дорогой имярек! Почему же вы до сих пор не прониклись достоинствами наших новых фритюрниц?". Умилительно разумные паучки-сканеры, нагло проникающие в ваш альков и задирающие лапкой ваши веки. Хрупкие носители информации, бильярдные перчатки с чувствительными диодами для управления графическими файлами, мобильники-уши-hahds-free, умный дом – смотрите, ловите, гурманы научной фантастики и стекло-металлической картинки. А я пока буду хорошее говорить, потому что фильм достойный. Гадость оставлю напоследок – по примеру режиссера. Но вы смотрите дальше и фильтруйте бусины находок других режиссеров, нанизанные на нитки сюжета.

Человеческий фактор – обратите внимание. Доблестный и опасающийся Андертон, вместо того чтобы расслабиться и спокойно ждать предсказанного, убегает, подводит сотрудников, суетится и паникует, ловит пальцами в решетке канализационных люков собственные глаза, вынужденно потерянные для сокрытия от закона, сползает по живым зарослям странных растений и говорит с не менее странными людьми, не доверяет никому и слепо идет на поводу у главного злодея – и все для того, чтобы в результате с пистолетом наготове войти в предсказанную комнату, минуя беззубую страшилку ("Привет от Линча!", восклицают критики) и убить-таки предсказанного смертника. Аудитор-ищейка негативно окрашен и умирает, как только с него снимаются все подозрения. Урод-смотритель крив и омерзителен, основательница системы "Прекрайм" похожа на интеллектуальную старушку-друида, маленький сын очаровательно смотрится на фотографиях. Кстати, о сыне – как сквозняк сквозь мелкую щель форточки, он проходит камбэками по фильму и оставляет после себя вполне резонный вопрос: "А был ли мальчик?". Бывшая жена глупа, слезлива и невыразительна. Главный пров – Агата – выразительна, наоборот, чрезмерно, на то и хранительница особого мнения насчет убийства. Посмотрите: такой истерики мы не видели после Милы Йовович и ее конвульсивно бьющихся исторически важных гражданок. Истерики навсхлип, как у маленького ребенка: когда уже не плачешь, уже не дышишь, а кричишь пустыми легкими. Спрячьтесь вместе с ней за связкой воздушных шариков, вскиньтесь пару раз в кресле – и вы поймете, что сыграно великолепно. И ждите крика. После вопля "Бежаааааааааааааааааать!" в исполнении Агаты нужно действительно бежать. Почему?

ФОТО:
Сюжет рекомендуется смаковать четко до дедлайна, который наступает за 10 минут до конца фильма. После этого – встать, извиниться, забрать пакет из-под попкорна и уходить из зала, не оборачиваясь. Будет беременный хэппи-энд, непродуманный и неинтересный, портящий впечатление и обрубающий на корню извивающиеся вдоль кромки кадров сюжетные линии. Ни себе, Стивен, ни людям. Всего 10 минут, жалкая шестая часа – а как виртуозно вскрывается вся внутренность фильма, выливаясь в зал несостыковками и нелепостью вообще всего происходящего. Бегите. Тогда картина очень понравится, а у Спилберга не будут так сильно гореть уши.


"Утренняя газета"/Выпуск 252 (920)

 

 
TopList