Министерство общего и профессионального образования  Свердловской области

 

Определение фэнтези как литературного жанра.

(По роману Ника Перумова «Гибель Богов».).

Реферат по литературе

                      

                    Исполнитель: ученик 11 класса  

    НОУ «Гимназия «Индра»  

    Токарюк Вадим Андреевич

 

    Руководитель: учитель литературы

                                           НОУ «Гимназия «Индра»

                                                    Пульникова Людмила Алексеевна

Екатеринбург 2001 г

Содержание.

 

        I. Введение.

         II. История формирования литературного жанра фэнтези.

                   1. Роберт Ирвин Говард: краткая биография, основание жанра героической фэнтези.

                   2. Джон Рональд Руэл Толкиен: краткая биография, основные идеи «Властелина колец», окончательное формирование жанра фэнтези.

                   3. Николай Данилович Перумов: биография, история его литературной карьеры, вклад в развитие жанра фэнтези.

                   4. Истоки фэнтези как литературного жанра: генетическое родство фэнтези с мифом, сказкой и рыцарским романом.

         III. Определение фэнтези как литературного жанра.

        

                   1. Фэнтези, мистика и научная фантастика: различия трёх жанров.

                   2. Определение фэнтези как литературного жанра: окончательное определение, жанровые особенности.

         IV. Вклад Ника Перумова в развитие жанра: стационарность жанра фэнтези, антропоцентризм.

         V. Анализ произведения Ника Перумова «Гибель богов»: развитие сюжета произведения и выделение основных философских вопросов.

        

         VI. Заключение.

         VII. Чему нас учит фэнтези.

 

         Библиография.

         Примечания.

 Введение

<…> Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке,– это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью
 и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных
 прихотей… Но к этой негативной причине прибавляется позитивная.
 Человек стремится… создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы преодолеть мир, в котором он живёт,
 но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной им картиной.
Альберт Эйнштейн

    

На сегодняшний день дать определение жанру фэнтези очень сложно. С одной стороны, этот жанр полностью сформировался ещё в середине XX века, а с другой стороны, он стоит на одной ступени популярности с современным детективом и женским романом. Так, что это: классика, повсеместно признанная как качественный и ценный продукт мировой литературы или всего лишь популярный нынче жанр, пришедший внезапно и с шумом, но неизбежно обязанный кануть в лету после нескольких лет славы? Именно желание дать ответ на этот, несложный, казалось бы, вопрос и обобщить знания по данному литературному жанру и побудило меня к написанию реферата.

За его основу я взял мнение Ника Перумова, одного из самых знаменитых современных писателей в жанре фэнтези. И именно потому, что он человек высокоинтеллектуальный, эрудированный, многогранный и весьма значимый в науке и литературе постмодернизма, я считаю его мнение авторитетным.

За девять лет литературного творчества из-под пера Ника Перумова вышло 19 книг, общим тиражом более миллиона экземпляров, что является рекордом для жанра фэнтези. Ещё четыре книги Перумова вышли под псевдонимом, называть который автор категорически отказывается.*[1]

         Предмет реферата: литературный жанр фэнтези.

         Цель написания реферата: дать определение литературному жанру фэнтези.

         Задачи:

         1) обобщить имеющиеся знания по литературному жанру фэнтези для того, чтобы дать ему наиболее точное определение;

         2) проследить историю формирования фэнтези как литературного жанра на примере самых выдающихся авторов;

         3) определить, на базе каких жанров сформировалась фэнтези;

         4) дать чёткое разграничение фэнтези с жанрами научной фантастики и мистики;

         5) дать определение фэнтези как литературного жанра; 

         6) определить вклад Ника Перумова в развитие жанра фэнтези;

         7) проанализировать произведение Ника Перумова «Гибель Богов» как одно из самых выдающихся в жанре фэнтези времён постмодернизма;

         8) сделать вывод на основе всего вышеперечисленного; 

         9) показать позитивное воздействие фэнтези на формирование личности.

 

 

История формирования литературного жанра фэнтези

Современные авторы, в том числе и Ник Перумов, в один голос называют Роберта Говарда из США родоначальником жанра фэнтези. Я хотел бы вкратце рассказать о его жизни, окончившейся весьма трагично.

 

Роберт Ирвин Говард (1906-1936)

Он родился 22 января в 1906 году в местечке Кросс Плейнс (Cross Plains), штат Техас, где и провёл большую часть своей недолгой жизни. В те годы городок Кросс Плейнс насчитывал всего тысячу двести жителей. С детства Роберта окружали пыльные скучные равнины, а сердце мальчика рвалось вдаль, к чему-то необычному, загадочному, сокрытому за занавесью веков либо таящемуся где-то за поворотом.

Боб весил около ста килограммов при росте метр восемьдесят – сплошные мускулы. Порой ему было тесно в провинциальном городишке. «Джентльмен и спортсмен неуёмной натуры, - так сказал о Бобе друг его детства. – Смешной он был паренёк. Бывало, идёт по улице, а потом неожиданно начинает боксировать с невидимым противником. Несколько секунд машет кулаками, а потом спокойно идёт дальше… Но никогда он не был задирой, во всяком случае не больше, чем остальные». С ранних лет Роберт увлекался спортом, считался в Техасе неплохим боксёром и даже получил Золотые Перчатки. Позднее Говард писал, что в детстве он пережил «драчливый период», однако страсть к книгам, воспитание в «духе Юга» и спортивные тренировки помогли ему обрести самоконтроль. «А вскоре я почувствоал себя столь сильным, что и задирать никого не хотелось», - рассказывает Говард о своём детстве в письме к Оттису Кляйну.

Ещё в десятилетнем возрасте, почитав книгу о древней Англии, Боб очень заинтересовался таинственным племенем кельтов, т надо сказать, что с годами его интерес к кельтам, саксам, норманнам и гаэлам отнюдб не угас. Он хорошо знал историю и фольклор родным мест, однако больше всего любил мир древний, в котором отвага и сила ценились превыше всего. Каждый из военных героев становился в воображении мальчика джентельменом в духе довоенного Юга.

После двадцати Роберт Говард начал печататься и неожиданно стал самым богатым человеком в своём маленьком городке. Он зарабатывал больше, чем глава кроссплеёнского банка.

Роберт Ирвин Говард*[2] стал классиком жанра героическая фэнтези (сам термин, кстати, появился где-то в середине шестидесятых). Этот жанр был необходим обществу, уже разуверившемуся в Великой Американской Мечте, воспетой Джеком Лондоном, и уставшему от чудесных сказок Эдгара Райса Берроуза. А приключенческие романы Жюля Верна просто-напросто перестали читать – нельзя очаровать человека страной, куда можно за неделю доплыть на пароходе. И вот на страницах журнала «Сверхъестественные истории», где печатались самые известные авторы фэнтези и научной фантастики, появилась плеяда[3] могучих героев Говарда. В бурном водовороте смешались реальность и вымысел. Даже в произведениях о Конане[4] сквозь тонкую вуаль сказки проглядывают реальные страны, история которых хорошо известна всем. Однако за счёт фэнтезийного искажения они приобретают своеобразный загадочный колорит, не уводя в сказку, как у Берроуза, но и не забрасывая своих героев в Индию, куда и так можно было съездить без особых хлопот. Кроме того, в те времена поднатиском прогресса растворилась личность, и общество требовало от литературы создания идеальных героев, сопереживая которым, можно было вырваться из тисков повседневности.

В нашей стране большая часть читателей обходила книги Говарда стороной, ища в литературных произведениях не полёт фантазии, не динамику действия, а социальную сатиру. Кроме того, все переводы с английского на русский были далеки от совершенства, и любители фантастики предпочитали наших, советских авторов, например, братьев Стругацких.

Когда грянула перестройка, читатели быстро насытились политизированной сатирой. Кроме того, на полках появились неизданные ранее романы Жюля Верна, Майн Рида и многих других. Но взлёт приключенческой литературы, впрочем, как и политизированной фантастики, оказался очень недолгим.

Если раньше для читателя озеро Чад, например, могло с равным успехом находиться как в Африке, так и в другой галактике, а на Цейлоне могли происходить любые загадочные события, то с открытием границ наша страна в несколько лет прошла весь период познания мира, на что свободным странам в начале века потребовалось несколько десятилетий.

Темы, годившиеся для общества, сдавленного тисками социализма, не устроили свободное общество. Изменились люди, изменились вкусы. И тогда, постепенно, Роберт Ирвин Говард выкристаллизовался[5] из множества авторов и по тем же самым причинам, что и в своё время на западе, стал популярен у нас, а особенно – его серия о Конане. Ведь она подарила читателям героя-победителя, уведя в тревожный мир, где, в отличие от мира реального, с помощью чести и стального клинка герой с характером джентльмена середины прошлого века побеждает типичных злодеев самого разного толка, а заодно искореняет злых волшебников. И пока есть читатели, желающие перенестись в мир, где победу всегда одерживает справедливость, которой порой так не достаёт в реальной жизни, книги в жанре фэнтези будут с огромной скоростью разбираться с прилавков.

11 июня 1936 года врач сообщил Роберту, что его мать, болевшая уже больше года, умрёт, не приходя в сознание. В тот день он долго сидел за пишущей машинкой «Ундервуд №5», напевая себе под нос: «Все уходят… все уходят…». Выйдя из дома, он сел в машину и выстрелил себе в голову из пистолета.

 

Жанр фэнтези не мог оставаться в том виде, в каком он был создан в начале ХХ века. Слишком много читателей любили его, слишком многие писатели пробовали себя именно в этом жанре, он не мог не развиваться.

 

Джон Рональд Руэл Толкиен

(1892-1973)

         Этот человек создал жанр фэнтези в том виде, в котором мы знаем его сегодня. Ему мы обязаны общепринятыми представлениями об эльфах, гномах, магах, и многом другом.

Джон Рональд Руэл Толкиен*[6] родился в 3 января 1892 года в городе Блумфонтейне, столице южноафриканской Оранжевой Республики. Там он прожил три года и затем, после смерти отца, переселился с матерью в Англию, в Стрэдфорд-на-Эйвоне. Мать писателя считала, что дети должны расти у реки или озера, среди деревьев и зелени. Это одна из причин, почему природа занимает огромное место в работах Толкиена, она является для него главным жизнетворным началом. Природа всегда связана с гармонией.

Мать автора, Мейбл Толкиен, вскоре после их приезда в Англию обратилась в католичество и воспитывала Джона и его брата в религиозном ключе. Трудно переоценить воздействие религии на творчество Толкиена. Все его произведения просто пронизаны христианскими идеями. После смерти Мейбл в 1904 году воспитанием Джона занялся её духовник, отец Френсис Морган, который тоже оказал значительное влияние на формирование личности писателя. Закончив обучение в Оксфорде, Толкиен стал преподавателем в этом же университете и всю жизнь занимался филологией.

Эпопея "Властелин колец" писалась в 40-х годах нашего столетия. На её сюжете, героях, содержании сказались первая и вторая мировые войны, многие события из жизни автора. Эта книга по праву считается главным произведением Толкиена. Она явилась кульминацией его литературного таланта. Одной из центральных идей эпопеи является идея всепрощения. Будучи гуманистом до глубины души, Толкиен отвергает всякую мысль о мщении или даже о справедливой, но жестокой каре.

Фродо, один из главных персонажей книги, говорит: "…неужели вы пощадили Горлума после всех его чёрных дел? <…> Он заслужил смерть. Но Гэндальф (а с ним и автор) отвечает: "Заслужить-то заслужил, спору нет. И он, и многие другие, имя им - легион. А посчитай-ка таких, кому надо бы жить, но они мертвы. Их ты можешь воскресить - чтобы уж всем было по заслугам? А нет - так не торопись никого осуждать на смерть. Ибо даже мудрейшим не дано провидеть всё. Мало, очень мало надежды на исправление Горлума, но кто поручится, что её вовсе нет?" Таким образом, Толкиен утверждает, что не может простой смертный решать, жить кому-то или нет. Это удел высших сил. Жизнь даётся каждому только один раз, и у каждого только один шанс прожить её правильно. Никто не в праве отнимать этот шанс у человека, пусть сам он не раз лишал кого-то жизни. Сюжет "Властелина Колец" подтверждает эту мысль Толкиена. В конце произведения именно Горлум, хотя и невольно, предрешает победу добра.

Другой важной идеей произведения является идея решающей роли личности в истории. "Маленькие камешки вызывают большой обвал," - говорит Толкиен устами своих персонажей. Каждое действие любого самого незначительного героя может радикально изменить ход сюжета. И автору неважно, силён герой или слаб, умён или глуп, главное, чтобы он оставался честным и преданным, и тогда ему это непременно зачтётся. Избрать тернистый путь добра - сделать правильный выбор. Награда обязательно придёт. Это может случиться в этой жизни, как во "Властелине колец", а может и после смерти, как случается с героями "Сильмариллиона" (книге, написанной чуть раньше «Властелина колец»).

Итак, в произведениях Толкиена заключены глубочайшие философские мысли и идеи, гуманистические и религиозные взгляды. Однако писатель изложил их в такой форме, чтобы они были легки для понимания и доступны именно молодёжи. Ему удалось донести свои мысли до молодых людей нескольких поколений всего мира лучше, чем любому другому писателю.

Долгая жизнь автора закончилась в 1973 году. В то время он был уже известен, но, тем не менее, эта известность была только прологом к его посмертной славе.

В нашей стране Толкиен появился в шестидесятых годах. Это были самопальные переводы, и предназначались они только для элиты. Тогда из сказочных произведений были только такие шедевры русской литературы как «Алиса» Кира Булычёва и «Волшебник Изумрудного города» Волкова. А Толкиен со своим средневековым миром так разительно отличался от всего этого, что не мог не выделиться.

Все сюжетные линии продолжения своего самого известного произведения «Властелин колец» Толкиен напрочь отмёл. Ведь фактически жизнь каждого его героя известна до последнего дня, Три Кольца потеряли силу, настала эра людей, срок жизни людей уменьшился, они забыли о героическом прошлом и т.д. Сам Толкиен где-то писал, что Тьма избыта, остались людские проблемы, людские переживания, войны, свары, то есть материальный мир – стоит ли специально его описывать?!

Когда создается такой глобальный, прекрасный, великолепный мир, то, естественно, он притягивает к себе очень многих. И люди хотят узнать, а что же было дальше. И если книга, не важно, какая, затрагивает какие-то струны в вашей душе, вы пытаетесь написать свое продолжение, пусть даже только в воображении. Или не продолжение, а какую-то вольную интерпретацию на эту тему. Все равно это будет какое-то вторичное творчество, даже если вы никогда не садились ни за пишущую машинку, ни за компьютер, и вообще, не помышляли о том, чтобы что-либо писать. Однако нашёлся такой читатель, который сел и записал всё, что пришло к нему в голову после прочтения «Властелина Колец».

 

Ник Перумов

         «Ник» сокращённо на английский манер от имени Николай. Как говорит сам Перумов: «Это обычное сокращение для англоговорящего мира, а я всегда любил и английский язык, и английскую литературу, особенно поэзию» [6]. Фамилия Перумов идёт от влиятельного армянского рода, ставшего дворянским после того, как Армения вошла в состав Российской империи. Основатель рода Перумовых переехал в Россию в начале XIX века. К счастью, ни во время красного террора, ни позже никто из семьи Перумова не был репрессирован, хотя и со стороны матери предки Ника Перумова – столбовые дворяне, получившие дворянство ещё до Петра. Дед Ника по отцу вошёл в Большую Советскую Энциклопедию, дед по матери был профессором, заведующим кафедрой в Петербурге.

         Сам Николай Перумов*[7] родился 21 ноября 1963 года в городе Санкт-Петербург. Свои первые литературные опусы он начал создавать ещё во время учёбы в специализированной английской школе №185. Затем окончил кафедру биофизики физико-механического факультета Ленинградского политехнического института. Занимался молекулярной биологией и десять лет отработал в Ленинградском НИИ особо чистых биопрепаратов, «добрёл» до кандидатской степени, но затем понял, что это – не его. Тогда появилась возможность писать, и литература стала его основной профессией. Можно сказать, что это произошло «почти случайно». В начале восьмидесятых, Николай, как и многие физики-лирики того времени, «жил Толкиеном». Тогда на русском вышел лишь «Хоббит» и первая часть «Властелина колец» - «Хранители». Через знакомых товароведов и работников издательств Ник доставал книги Толкиена на английском языке и самостоятельно их переводил. Благодаря этому, он освоил язык настолько, что даже стал подрабатывать переводчиком-синхронистом! А потом понял, что не может остановиться и должен жить в этом фэнтезийном мире дальше. Вставил в машинку чистый лист и начал печатать свои представления о нём. Сам Перумов называет это «литературной игрой». Так появилась трилогия «Кольцо тьмы». Она была написана Ником для себя и друзей, и должна была всю свою жизнь пролежать в ящике письменного стола. Но совершенно случайно этот текст попал в руки к хозяину компьютерной фирмы. Произошло это в 1991 году, когда компьютерная торговля только начиналась. А владелец в тот момент продавал компьютеры ставропольскому  издательству «Кавказская библиотека» и предложил им эту рукопись. Они думали очень долго, почти два года, выпустили только первый том трилогии, и, в конце концов, права на книгу перешли в издательство «Северо-Запад».

Известность  в массовых кругах Николай Данилович получил, когда в 1993 году выпустил, наконец, в свет свободное продолжение бессмертного творения Толкиена «Властелин Колец». Книга получила название «Нисхождение тьмы, или Средиземье 300 лет спустя». Роман вызвал самые противоречивые отзывы. Его читатели разделились на два лагеря: страстных поклонников и ярых противников, которые даже сейчас, через несколько лет после выхода романа, не могут простить Нику того, что он «посмел замахнуться на славу Толкиена». Дело дошло до того, что Перумова даже пытались побить; но злоумышленникам удалось лишь сломать ему зуб, так как Николай Данилович имеет чёрный пояс по карате и сумел тогда за себя постоять.

Но только продолжениями дело не ограничилось. Перумов продолжает писать, придумывать уже свои собственные миры, приобретая всё больше поклонников. Ник становится профессиональным писателем, книги выходят огромнейшими тиражами. Но тут наступает кризис 1998 года, и Ник принимает решение уехать в Соединённые Штаты Америки, в Даллас, где он сейчас работает в научно-исследовательском институте по своей основной специальности – молекулярная биология. Однако связи с Россией Ник не теряет – его новые книги продолжают издаваться здесь, сюда он приезжает на презентации и при этом не оставляет надежды когда-нибудь вернуться. К тому же связь с родиной Николай Данилович поддерживает через Интернет, благодаря чему, собственно, и стал возможен этот реферат. Переезжать в Америку навсегда Ник не собирается, мотивируя это тем, что контракт с научным институтом не вечен, да и сам он не эмигрант.

Основной причиной временной смены места жительства стал уже вышеупомянутый кризис. Ведь в современной России жить только на литературный заработок невозможно. Точнее возможно, если ты строчишь по три романа в год, не отходя от печатной машинки, и постоянно требуешь более высоких гонораров от издателей. По словам самого Ника Перумова, писать надо по желанию, по внутренней потребности, а зарабатывать на жизнь чем-то ещё.

Желание писать у Николая Даниловича, как он сам в шутку говорит, вызвала обида. Действительно, почему мы обречены читать книги, которые вышли 30 лет назад, даже если они хорошие? Например, Рэя Брэдбери или Пола Андерсона. А  сами мы что? Ничего не можем на своем родном русском языке?

Сюжеты своих произведений Николай Данилович придумывал ещё в школе, просто для развлечения. А непосредственно литературную карьеру он начал в конце 70-х с научной фантастики, жанра в то время представленного достаточно широко. Но Ник Перумов называет свои произведения того времени «попыткой писать поперёк». Это были «очень злые рассказы», сюжетом которых являлось в основном разрушение благостного[8] пасторального[9] мира неким героем. Другое дело, что эти рассказы были не кровавы: это были рассказы о неизбежном конфликте благополучного общества с пассионарной[10] личностью. Ведь благополучие почти всегда означает стагнацию[11] и тотальный контроль. Сейчас эти рассказы, по мнению автора, не могут вызвать ничего кроме смеха. Поэтому он их и не публикует.

 

Истоки фэнтези как  литературного жанра

         В "идеальном" Средневековье, имевшем, разумеется, весьма мало общего с реальностью, человек мог свободно путешествовать из конца в конец ведомой Ойкумены[12]; мог быть самим собой, не оглядываясь на Закон, который запрещает куда чаще, нежели разрешает. Сам, опираясь только на свои силы, человек мог достичь очень многого - например, сделаться королем...

         Как когда-то сказал Ник Перумов: «Фэнтези отражает тоску читателя по свободному миру. Обращение же авторов этого направления к образам эпохи средневековья свидетельствует о большей демократичности тогдашнего, внешне жестокого общества по сравнению с нынешним» [11]. Действительно, в то время расстояние от верхнего до нижнего уровня в диапазоне человеческих возможностей было гораздо меньше, чем на сегодняшний день.

         Фэнтези, несомненно, выросла из сказки – самого живого, самого бессмертного жанра литературы. Ведь их рассказывают самым благодарным слушателям – детям. От сказок в фэнтези всё-таки присутствует некая назидательность, но, как и в лучших сказках, она завуалирована. Кроме того, фэнтези сделала шаг вперёд в том отношении, что в ней теперь нет деления на плохих и хороших.

Фэнтези находится в генетическом родстве одновременно с народной сказкой и мифом. От мифа фэнтези унаследовало эпичность[13] повествования и некую исходную трагичность. Особенно ярко эти тенденции видны в романах Ника Перумова «Гибель богов» и Генри Лайона Олди «Герой должен быть один». Возможно, дело заключается в предопределённости эпического повествования. Герой обязан свершить предназначенное, хотя бы это и грозило ему гибелью. Проблема борьбы в безвыходной ситуации окрашивает в трагические цвета весь героический эпос народов Европы. Современная фэнтези добавляет к ней идею нравственного выбора. Герой фэнтези не столь детерминирован[14], как персонаж мифологических сказаний, и посему здесь открывается простор для создания противоречивых, мятущихся, живых человеческих образов.

Идеальный мир рыцарских романов, где все неприятности решаются с помощью меча и зачастую коня, также имеет некую связь с миром фэнтези. В них обоих главнейшими качествами человека являются честь и мужество. Справедливость же в фэнтези хоть и ценится так же высоко, как в рыцарском романе, но вот только не всегда одерживает победу. Однако вечная борьба со злом и ложью имеет место быть в обоих этих жанрах. Герой фэнтези, как и герой рыцарского романа, стремиться к свободе и независимости. Он также желает зависеть только от своих решений, бравого коня и стали в ножнах

Фэнтези действительно выросла именно из сказки и мифа, из рыцарского романа; она вобрала в себя громадный пласт европейских литературных традиций и именно своей традиционностью она и сильна сегодня. Сказания о Вторичных Мирах хороши сами по себе - если написаны с любовью, фантазией и талантом. Что же касается поднимаемых в них проблем... Совершенно не обязательно они, эти проблемы, должны быть во всем идентичны морально-этическим проблемам наших дней, нашего времени. Есть "вечные" темы и "вечные" вопросы, на которые можно отвечать по-разному. И фэнтези сохраняет свое очарование только в случае следования традициям. "Осовременивание" ведёт к выходу за пределы жанра. Мы получаем либо мистику, либо ужасы, но никак не то, что изначально хотели получить. 

Итак, литературный жанр фэнтези зародился изначально как мечта о мире личной свободы. Свободы, прежде всего, от закона, экономики и каких-либо нравственных рамок общества, от ограничений.

 

 

Определение фэнтези как литературного жанра

Теперь, когда нам известны корни происхождения фэнтези и некоторые, самые знаменитые, авторы этого жанра, постараемся дать ему определение. Но сначала сразу же нужно отделить от фэнтези некоторые литературные жанры, которые схожи с ней по структуре построения, но, тем не менее, являются обособленными и самостоятельными.

 

Фэнтези, мистика и научная фантастика

 

         Всегда следует помнить, что все эти жанры отличные друг от друга и что они имеют между собой, пусть весьма зыбкие и прозрачные, но всё же границы.

         Мистику или, как её ещё иначе называют, ужасы можно отличить, пользуясь следующим определением. Произведения, построенные на основе вторжения в нашу повседневную, реальную жизнь чего-то потустороннего, сверхъестественного, относятся к жанру мистики, либо ужасов. При этом в произведениях могут ставиться и решаться сколь угодно сложные философские проблемы. В этих литературных жанрах писали Стивен Кинг («Оно») и ранний Роберт Ирвин Говард («Когда восходит полная луна»; «Чёрный Канаан»).

         То есть действие произведения происходит в нашем реальном мире; действующие же лица могут иметь как неземную, так и земную природу происхождения. Задача и смысл появления этого жанра самые простые по сравнению с другими литературными жанрами: он призван не ответить на волнующие читателей философские вопросы, не передать смысл высоких чувств, не найти решение проблем прошлого, а заставить читателя поверить в реальность происходящих в книге событий. Хотя они могут прямо противоречить сформировавшимся понятиям человечества об устройстве мироздания.    

Мистика и ужасы могут ставить перед читателями различные философские проблемы и находить на них ответы, в ходе повествования исследовать внутренний мир героя, давать оценку происходящим в реальной жизни событиям, но также могут всего этого и не делать. Мистика описывает ту таинственную, неразгаданную и неизвестную часть нашего мира, которая так тревожит и занимает ум человека. Ужасы – это мистика, которая не только вызывает интерес к потустороннему миру, но ещё и заставляет читателя пугаться его таинств. 

Фэнтези же описывает изначально другой мир - отличный от нашего. Не скрытую сторону реальности, а другую реальность.

         С научной фантастикой дело обстоит сложнее. Считается, что написать по-настоящему качественный научно-фантастический роман трудно не только потому, что для этого требуется литературный талант, но и потому, что необходимо иметь и чисто научные знания. Поэтому авторов, пишущих в жанре фэнтези, часто обвиняют в том, что они своими произведениями маскируют обычную леность, нежелание познать подлинные законы природы.  

         Ник Перумов, кстати, обладающий внушительными научными знаниями, пробовал себя в обоих этих жанрах. Он считает, что каждый из них призван решать свою задачу. На самом деле писать научно-фантастические романы не труднее, чем романы-фэнтези, потому что для них уже готов антураж[15], автору нет необходимости придумывать что-то новое – например, иерархию мировых сил (как-то богов, магов, воинов) или отдельную систему моральных отношений, т.е. технику взаимодействия людей, гномов, эльфов и т.д. Жанр научной фантастики более формализован, чем фэнтези. В нём, к примеру, отражена вселенная, в которой действуют определённые физические законы, а ведь на таких законах мы и выросли – мы уверены, что яблоко падает вниз, звезда излучает определённую энергию, имеются чёрные дыры… Когда же автор берётся за фэнтези, он должен от всего этого отказаться. Ему приходится, в буквальном смысле, изобретать велосипед. Вот Ник Перумов, попробовав себя и в том, и в другом жанре, говорит: «На научной фантастике я отдыхал, а на фэнтези – работал» [11].

Я сравнивал фэнтези с жанром научной фантастики на примере следующих авторов, являющихся, по моему мнению, мастерами и основоположниками жанра: Герберт Уэллс («Человек-невидимка»; «Война миров»), Рей Бредбери («451` по Фаренгейту»; «Золотые яблоки Солнца») и Пол Андерсон («Звёздный Торговец»).

         Исходя из самих названий жанров, можно догадаться, что научная фантастика большое значение уделяет научному прогрессу, возможностям человека и техническим достижениям. Фэнтези ближе к природе, к душе, менее логична, прямолинейна. Это рассказ о Золотом Веке, в котором человек может своими силами и разумом добиться многого. Стать колдуном, правителем… или просто свободным. Фэнтези порождает идеальный мир рыцарских романов и, конечно, многими используется как бегство от действительности.

          Следующий момент в сравнении этих двух жанров является самым важным. Научная фантастика – несмотря на то, что рассказывает о «нуль транспортировке», «гиперпространстве» и тому подобных вещах – всё-таки претендует на то, что в один прекрасный день, в будущем, это будет осуществлено. Фэнтези изначально говорит: в нашей реальности это невозможно. Мы описываем другой мир.

         Зачин любой сказки – «в тридевятом царстве» - служит этой же цели: дать читателю понять, что это иная реальность. Сказка – ложь, да в ней намёк. Фактически фэнтези возвращает к типическому способу передачи каких-то моральных максим[16], каких-то законов. Сказки ведь писались для чего? Передать то, что является моральными нормами данного социума[17]. Фэнтези, обращаясь к этим прообразам, постулирует наличие непознаваемого, неалгоритмизуемого.  

         И последнее, в фэнтези герой неизбежно должен быть героем. Таким образом, эскапистский[18] по форме жанр фэнтези в сегодняшних условиях, по сути, оказывается более обращённым к действительности, нежели социально и философски озабоченная научная фантастика. Герой, а вместе с ним и читатель вынуждены в конечном итоге сами решать свои проблемы, а это - единственный достойный человека выход.

 

Определение фэнтези как литературного жанра

 

         Когда-то признанные классики отечественной фантастики братья Стругацкие дали следующее определение. Фантастическое произведение – это всякое художественное произведение, в котором введён элемент чудесного, невозможного или чрезвычайно маловероятного. Пояснением к этому служит краткая формула – чудо, тайна, достоверность [10]. За исключением слов «чрезвычайно маловероятного», - это определение полностью подходит к любому роману, относящемуся к жанру фэнтези. Но и не только к нему.

         Другими словами, любое произведение, где присутствует элемент необъяснимого, мистического, не поддающегося рациональному истолкованию в рамках, как нынешних научных представлений, так и в русле прогнозируемого развития научного познания, относится к жанру фэнтези.

         Если принять это определение, то в разряд фэнтези попадут такие всемирно известные произведения, как «Оно» Стивена Кинга, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Луна Зимбабве» Роберта Говарда, «Пиковая дама» и даже «Руслан и Людмила» Пушкина.

         Такой подход, бесспорно, имеет право на существование. Хотя мне представляется, что, объединяя произведения по столь общему критерию, мы получим нечто вроде малопонятной смеси из совершенно различных произведений всех времён и народов, принадлежащих и к фэнтези, и к научной фантастике, и к мифологии, и к фольклору.

         Я согласен с тем большинством современных писателей фантастов, которые руководствуются следующим определением:

         Фэнтези – это литературный жанр, сформировавшийся в начале ХХ века, занимающийся конструированием вторичных миров, исходя из положений объективного идеализма. 

         Вторичные миры – это миры, придуманные автором, расположенные параллельно нашему реальному миру или в какой-то другой системе, относительно нашего действительного мира, или же вообще, никак к нему не относящиеся. Но действия в произведениях фэнтези, как уже говорилось выше, происходят в другой реальности. Таким образом, мы выводим из области фэнтези произведения, относящиеся к ненаучной фантастике, действие которых явно происходит в нашем мире: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мастер и Маргарита».

         Мир, построенный по принципу объективного идеализма, здесь имеет значение мира времён Золотого Века, где присутствует гармония человека с природой или где она, по крайней мере, достижима.

         Вообще, определений фэнтези может быть много, суть сводится к одному -  в Том мире Слово имеет Власть. Вербальное воздействие на нематериальную составляющую мира есть квинтэссенция[19] фэнтези. Более простыми словами – это магия. Вербальное воздействие на нематериальную составляющую мира.

         Фэнтези – это произведения о человеке и о людях в целом, следовательно, для неё открыты все задачи литературы вообще.

 

 

Вклад Ника Перумова в развитие жанра

         Фэнтези – очень стационарный, традиционный жанр. Вы вряд ли найдёте в нём проблемы, которые идентичны морально-эстетическим проблемам наших дней, нашего времени. Фэнтези призвана находить ответы на «вечные» вопросы, рассуждать на «вечные» темы и она сохраняет своё очарование только в случае следования традициям.

         Зачастую, прекрасные вторичные миры, сотворённые тем или иным автором, используются лишь как литературный приём – для разработки проблем нашего мира.

         По мнению Ника Перумова, ярким примером является произведение «Мёд жизни» Святослава Логинова. До слёз обидно, что такая сильная литературная вещь использует лишь антураж фэнтези. Автор создал мощный и богатый мир, а потом, спохватившись, что получается, так сказать, «малохудожественно», железными скобами нравоучений начинает пробивать этот мир к нашей реальности. В произведении «Мёд жизни» присутствуют такие колоритные персонажи, такая яркая команда идёт освобождать священный напиток! Разнообразнейшие типажи и характеры. О каждом можно написать роман, чего стоит один лесной рыцарь! А потом… Словно камень на шее, эта вбитая в произведение реальность потащила прекрасные вещи на дно.

         Так «осовременивать» фэнтези Ник Перумов считает не совсем верным. Мир, по его мнению, должен быть един. Без всяких «гостей» из нашего ХХI века. И задача писателя не механически переносить в фэнтезийный мир проблемы нашей реальности, а решать специфические, оригинальные проблемы иной реальности, так, чтобы они заставляли задуматься о вещах более близких к нашей жизни.

         Джон Рональд Руэл Толкиен такими своими произведениями, как «Сильмариллион» и «Властелин колец», во многом предопределил вид последующих пр  оизведений в жанре фэнтези других писателей. Повсеместно принятые стандарты образа эльфов, гномов и других фэнтезийных существ были заданы именно Толкиеном. Он основал некий стандарт, который принимало большинство писателей в жанре фэнтези и от которого они старались не отходить, так как боялись быть непонятыми и высмеянными. Согласитесь, что, если существует определённое, принятое подавляющим большинством, правило, то, опровергая его, вы   подвергаетесь сомнению и недоверию со стороны того самого большинства.

         Так что, трудно ждать какого-то решающего прорыва от заведомо консервативного жанра. Однако этот консервативный, «застойный», как сказали бы некоторые, жанр живёт уже целый век, любим миллионами читателей и всё-таки незаметно развивается.

         Это развитие можно заметить при прочтении современных произведений фэнтези, написанных мастерами этого жанра. Самым известным из них в России является Ник Перумов.

         Неудивительно, что его произведения столь популярны на сегодняшний день. Как он сам говорит:

         «Все лучшие произведения литературы и искусства создаются как раз на стыке жанров, в синтезе. Если писать чисто героическую фэнтези, то получится «Конан», а мой замысел интересен мне именно тем, что это – фэнтези очень логичное, продуманное. Собственно, в своих последних творениях я постоянно пытаюсь разработать научную базу, вывести систему законов, по которым существует волшебный мир. Я точно прописываю источники силы магов, источники силы богов. Кроме того,  я активно пользуюсь приёмом «оволшебствления» реальных природных явлений. У меня есть такой персонаж – Неназываемый; это чудовище, пожирающее плоть мира, воплощение грядущего свёртывания вселенной, когда начнут сбегаться галактики и всё сущее сожмётся в первичную точку. Тому, что находится за пределами нашего континуума и сдавливает его, я дал некоторое сознание, персонифицировал[20]» [11].

         Фэнтези остаётся на атеистических или даже богоборческих позициях. Яркими примерами служат книги Ника Перумова, Генри Лайона Олди, Святослава Логинова. Противоречие с идеей божества проявляется, когда герой, принимающий непосредственное участие в создании или перестройке мира, не может смириться с идеей персонифицированного божества, само существование которого лишает смысла его бытие. Действительно, если есть бог, то жизнь простого человека ничего не значит, она становится ничтожно малой. Каково об этом узнавать тому самому простому человеку? Ему легче стать атеистом или вести борьбу за значимость своей судьбы.

         Сам Ник Перумов является закоренелым атеистом. Он уважает церковь, но не может смириться с возросшей ролью её руководящих органов.

         Его романы часто называют богоборческими, потому что в них побеждает зло. Однако это не победа зла, а победа истины. Нет чёткого разделения на плохих и хороших. Они не могут существовать друг без друга, и не существует абсолютного зла или добра.

         Сам Ник Перумов говорит, что основной идеей его произведений является антропоцентризм[21]. Эта мысль заключается в том, что человеку, в принципе, не нужны никакие боги и силы. Люди прекрасно обойдутся без них.

         «Гибель богов» - так называется лучший, по мнению большинства читателей, роман Ника Перумова.

Анализ произведения

«Гибель богов»

В начале, позвольте мне представить вашему вниманию отрывок из книги «Не время для драконов», написанной Ником Перумовым в соавторстве с Сергеем Лукьяненко. Дело в том, что этот отрывок может стать первейшим источником для понимания той системы, в которую Ник Перумов поместил вселенную в своих произведениях. 

«Есть миры, где солнце зелено, а песок чёрен. Есть – где горы из звонкого хрусталя, а реки несут чистое золото быстрой воды. Есть такие, где снег – цвета крови, а сама кровь, напротив, белее белого. Есть миры, где замки ещё не уступили место громадам серых многоэтажных игл, и есть такие, где эти иглы давно заброшены, а на их руинах воздвигаются стены замков.

Есть миры, где рассвет встречает слитное хлопанье мириад крыл существ, парящих высоко над землёй, где торжественный гимн восходящему светилу сливается с воплями умирающей на презренной земле бескрылой сыти. Есть миры, где солнечный свет встречает лишь глухую стену закрытых ставен – ибо он там горше яда.

Но речь не о них.

Есть миры, где ночь и день слились неразрывно. Где можно поднять взгляд к солнцу и увидеть звёзды. Где можно выйти в ночь и увидеть солнечный свет.

Речь не о них.

Есть миры, где солнце жёлто, как зрачок дракона, трава зелена, а вода прозрачна. Там тянутся к голубому небу замки из камня и здания из бетона, там рвутся в небо птицы, а люди улыбаются друг другу.

В путь».

Вселенная по Нику Перумову включает в себя огромное множество миров; переходить из мира в мир могут только величайшие маги. Вселенную Ник Перумов называет Упорядоченным*[22]. Вокруг Упорядоченного тоже есть некая субстанция, но она никак не материлизованна и не структуризированна. Упорядоченное как населённый остров среди необитаемого океана, имя которому  Хаос*[23].

Всем Упорядоченным с недавнего времени правит семёрка богов. Они зовутся Молодыми Богами и являются официальными повелителями Упорядоченного, то есть всей Вселенной. К власти они пришли, свергнув предыдущий пантеон богов, Древних Богов. Это была грандиозная битва на Боргильдском поле*[24], но она лишь косвенно относится к сюжету «Гибели богов». Правители Вселенной живут в Обетованном, отдельной «резиденции», находящейся где-то вверху Упорядоченного.

Величайшие маги, о которых упоминалось чуть выше, могут путешествовать по мирам. От первого лица одного из них и написано произведение «Гибель богов».

Все эти величайшие маги, исчисляемые несколькими десятками, живут в одном из самых старых строений во всём Упорядоченном, в Замке Всех Древних. В этом же замке и заседает совет магов, состоящий из тринадцати членов. Хедин* – главный герой – в эту чёртову дюжину не входит. Не входит в неё также некий Ракот*[25], который томится в заточении, прикованный цепями к скале по решению совета за то, что способствовал продвижению идей Тьмы. Его лучший друг, главный герой Хедин, был в изгнании тысячу лет в качестве соратника и помощника Ракота. Теперь Хедин вернулся, но он вовсе не собирается отказываться от своих прежних взглядов на жизнь, более того, он вынашивает план по освобождению Ракота из темницы и свержению Молодых Богов.

По Закону каждый маг обязан иметь учеников, орудия для познания им мира и для его влияния на мир.

«- У меня будет Ученик, - медленно сказал я [Хедин]<…> - Ученик, который оставит далеко позади всех прочих. Я дам ему то, чего не давал ещё никому; он станет великим воином, знатоком боевых и магических искусств; я научу его чувствовать жажду познания и утолять её; и он воздвигнет Царство, невиданное в истории Смертных!»

Хедину волей случая достаётся только что родившийся в семье нищенки мальчик. Кроме бедной матери и жалкой лачуги, находящейся в полумиле от ближайшего селения, у ребёнка ничего нет. Но ему предстоит стать самым известным и могущественным человеком в этом мире, он будет одним из тех, кто свершит революцию в Упорядоченном. Ник Перумов, выбирая из всех новорожденных самого жалкого, родившегося у одной из наибеднейших женщин ребёнка, показывает читателю, что каждое появившееся на свет дитя – это белый чистый лист. И дальнейшая судьба этого нового человека зависит только от тех, в чьих руках он оказался: от его семьи, от его будущих друзей, и, конечно, от окружающей его обстановки.

Мир, в котором Хедин начинает вести свою игру, называется Восточный Хьёрвард. Это поистине прекрасное, красочное место, где возможна гармония человека с природой, но только не человека с человеком. Войны здесь никогда не затихали: вот и сейчас готовится вторжение одного государства на территорию другого, тёмные эльфы не могут смотреть спокойно на светлых эльфов, гномы недоверчиво косятся на людей…

Почему же так мало любовной лирики почти во всех произведениях фэнтези? Почему же ни одна книга не может обойтись без войны? Ник Перумов, например, придаёт ей особое высокое значение:

«Война, говорит Ник Перумов, это вершина человеческого духа. Как вершина, так и бездна. В ней всё сконцентрировано, как в линзе. Недаром же говорят, на передовой сразу видно, кто ты. Там не спрячешься и не укроешься. Кроме того, как я считаю, война в ком-то открывала худшее, выворачивала всё плохое, а в ком-то – лучшее. Иначе, никакие заградотряды не остановили бы бегущие или попадающие в плен отряды Красной Армии! Я убеждён, что история человечества – это история войн, а в военное время не до куртуазности. Вот почему в моих произведениях так мало любовной лирики» [18].

Хедин называет своего ученика Хаген. Хаген с жадностью глотает всё, что даёт ему учитель, все знания и умения. Вскоре он становится лучшим воином во всём Хьёрварде, он становится достойным учеником своего учителя. Этим Ник Перумов показывает, что, кем станет ребёнок и каким он будет, во многом зависит от учителя. Учитель формирует будущую личность своего ученика.

Во время обучения Хагена Перумов доносит до читателя одну очень важную мысль. Его авторская позиция выражается через Хедина, считающего, что одно из самых важных человеческих умений – это способность бестрепетно исполнять задуманное. Он говорит: «следуй своим желаниям – и ты будешь всегда прав».

При выполнении очередного задания Учителя, которое приближало заветный момент начала революции ещё на один шаг, Хаген встретился с одним из оставшихся в живых Древних Богов. Как вы помните, несколько тысяч лет назад Молодые Боги одержали победу над Древними Богами в битве на Боргильдовом поле и теперь правят Упорядоченным. Этого Древнего Бога зовут Хрофт. Именно он воспитывал Хедина в духе ненависти к Молодым Богам и лелеял в нём мысли о революции до тех пор, пока Хедин не превзошёл своего учителя. Как говорил Леонардо да Винчи: «Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя». Хрофт и Хедин стали полноправными союзниками. Так вот, Ник Перумов, описывая Хрофта, Древнего Бога, показывает, каким должен быть истинный правитель:

«Старый Хрофт был и высок ростом, и широк в плечах, а годы так не смогли согнуть его спину. Он имел истинно царскую осанку; рассечённое глубокими морщинами лицо с орлиным носом, широким и плавным изгибом-разлётом бровей было лицо воина, много повидавшего, претерпевшего всё, но так никем и никогда не покорённого. <…> Глаза его горели таким огнём, что выдержать этот взгляд могли лишь очень немногие. <…>

Хрофт носил простую одежду из серого холста, зато на его широком узорчатом поясе висел короткий и широкий меч в прозрачных ножнах, словно сделанных из хрусталя. <…>»

Ник Перумов всячески поощряет простоту правителей, их схожесть и близость со своими подданными. Например, Ракот - все знают, что он мятежник, бунтарь, сподвижник Тьмы, преступник всего Упорядоченного… Но он, томящийся в заточении, вызывает откровенную симпатию, жалость и сочувствие. В мире правят Молодые Боги, абсолютную власть которых признают все, и только один лишь маг Ракот дерзнул восстать, за что и был немедленно провозглашён Властелином Тьмы и средоточием Зла. Чисто в моральном отношении Восставший намного выше Молодых Богов. Ему свойственна жертвенность. Он бросает вызов заведомо непобедимой, развращённой властью силе, которая своей абсолютностью выхолостила мир. Но мир не может развиваться нормально, если в нём не будет столкновения противоборствующих начал[26]. Ошибкой было бы писать утопии о всеобщем благолепии, не принимая во внимание человеческую природу.

Вообще, Хедин, Хаген, Ракот и Хрофт с объективной точки зрения олицетворяют зло. Они – мятежники, нарушители спокойствия и сложившегося в мире равновесия. Они – враги Молодых Богов, а, следовательно, и всех законопослушных жителей Упорядоченного. Вот, как Ник Перумов объясняет этот факт:

«Меня называли апологетом[27] тьмы, потому что у меня в романах часто побеждает зло. Это верно, однако моя принципиальная позиция заключается в том, что тьма так же необходима для мира, как свет. В девяноста процентах случаев сюжет фэнтезийного произведения держится на наличии злого властелина, которого необходимо низвергнуть. Я попытался поставить вопрос иначе: не приведёт ли неограниченная власть добра к ещё большему злу? Не могу сказать, что это новая точка зрения, но читатели восприняли её очень хорошо. Попыткой обосновать мои взгляды не философскими сентенциями[28], а сюжетом стали для меня «Летописи Хьерварда»[29]. Персонажи, которым по канонам фэнтези суждено быть мерзкими и поверженными, у меня играют позитивную роль. Их деяния я не оправдываю, за своё зло они часто расплачиваются жизнью, но признаю за ними конструктивное значение [11]».

Альберт Эйнштейн, чья цитата была вынесена в эпиграф реферата, сказал: «Нет ничего абсолютного. Всё относительно». Иллюстрацией к этой фразе может служить «Гибель Богов», чей автор не признаёт как абсолютного добра, так и абсолютного зла.

Чтобы описать план, согласно которому Хедин и его союзники собирались свершить революцию в Упорядоченном, придётся написать ещё одну книгу, по объёму схожую с оригинальным произведением. Ограничимся лишь тем, что одним из пунктов этого плана было освобождение Ракота из темницы, в которой он провёл тысячелетия, прикованный цепями к скале по воле Молодых Богов и преданных им почти всех Магов за исключением, конечно, Хедина. Словно Геракл, освобождающий Прометея, Хедин возвращает душе Ракота тело, тем самым, взывая его к жизни. Тем временем Молодые Боги, уже зная обо всём благодаря своим шпионам и соглядатаям, дают Мерлину, являющемуся Верховным Магом, официально стоящим выше Хедина и Ракота, сильнейшее магическое оружие. Суть его действия заключается в том, что отразить его практически невозможно, а поражает оно на любом расстоянии и может уничтожить душу любого Мага, что до этого считалось невозможным. Удар, целью которого были Хедин и пришедший в себя Ракот, должен настигнуть их через секунду. Они знают, что умрут, что после вечности бытия сейчас наступит вечность мрака. Ракот от отчаяния произносит заклятие, составленное им ещё до его заточения, оно является предсмертным проклятием и нацелено на уничтожение всего. Это произошло случайно, инстинктивно, но это спасло им жизнь. Оружие Мерлина рассеялось, но случилось кое-что ужасное и непоправимое. Заклятие Ракота разрушило один из барьеров, который ограничивал Упорядоченное, и теперь судьба Вселенной предрешена. Теперь в Мир открыт путь извне. По нему будет двигаться страшное существо, Неназываемый. Оно имеет единственную цель – уничтожение всего, превращение Упорядоченного в ничто.

Неназываемый – это объяснение грядущего свёртывания Вселенной, когда она сожмётся в первичную точку, в рамках жанра фэнтези. Ник просто дал имя и персонифицировал, то есть наделил человеческими свойствами, реально существующий физический процесс. Аналогом свёртывания Вселенной в реальном мире служит постепенное превращение в ничто Хаоса и Упорядоченного под действием Неназываемого*[30].

Чем больше человек может, тем сложнее исправить его ошибки. Теперь нужно во что бы то ни стало остановить Неназываемого. Хедин и Ракот считают, что Молодые Боги способны это сделать, и поэтому предлагают союз правителям Упорядоченного. Трое мятежников отправляются в Обетованное, обитель Молодых Богов, где пытаются вызнать, каким образом будет остановлен Неназываемый:

« - Намеренны ли вы спасать Упорядоченное, о Боги? – хрипло прозвучал голос Хедина.

- Не твоё дело, Маг, - последовал ответ. – Тебе ведь уже говорили это. И разве ты посол тех, кто населяет Упорядоченное, чтобы задавать здесь подобные вопросы? Трепещи, твоя судьба уже решена! Наш приговор вынесен.

- Что-то слишком много слов, о Боги! – зарычал Ракот <…>. – Сдаётся мне, вы решили бежать, как жалкие трусы, после того, как Творец не соизволил дать ответы на ваши взывания! Сдаётся мне, вы решили бросить всё Упорядоченное на съедение Неназываемому, надеясь спастись бегством! Что ж, бегите!»

Молодые Боги не готовы жертвовать собой ради спасения вверенных им жизней. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за всех, кого приручили». Именно это отличает Хедина и Ракота от Молодых Богов и делает первых положительными, а вторых отрицательными персонажами. По словам самого Ника Перумова:

« <…> в моих романах боги – те, которым я симпатизирую – скорее напоминают греческих или скандинавских. Во всяком случае, греческие боги щедро смешивали свою кровь со смертными, и копьё в руке смертного героя могло опрокинуть бога на поле битвы. В скандинавском пантеоне меня привлекает чувство высокой трагедии. Боги обречены, они знают, что в последний день Рагнарека, им всем суждено пасть, однако они «делают, что могут, и пусть случиться, что суждено». Это, по меньшей мере, достойно. <…> Положительны - для меня - те, кто может забыть о своём божественном статусе и в последний час спокойно поднять меч, и повести оставшихся воителей в атаку, не для того, чтобы победить – а чтобы умереть смертью мужчин, с оружием в руках, а не под рабским ярмом» [13].

Вот, что до этого сказал Хрофт Мимиру, хранителю одного из трёх источников силы Молодых Богов. Это в некоторой степени может определить цели Древнего Бога в назревающей революции. Следует помнить, что Древние Боги были разбиты в Боргильдской битве и Хрофт – один из последних оставшихся в живых.

«<…> скажу лишь вот что: ты, я, мои братья и дети – мы были первыми хозяевами Мира, мы не мешали подниматься никакой поросли и не пытались заставить её расти по нашим прихотям. Мне многое дала вода из твоего источника, Мимир. Я понял – уже перед самой Боргильдской битвой, - что Мир вовсе не нуждается в нас, Богах и Полубогах, вроде тебя. Что-то случилось с его обитателями <…>. Смертные и Бессмертные отныне не нуждаются в нашем водительстве, как бы нам этого ни хотелось. Я знаю, о чём говорю, я прожил на земле людей бессчётные века. И ещё – в наших войсках Смертные почти не погибали – во всяком случае, не больше, чем в обычной для них междоусобной войне. А запретить людям и прочим самим решать свои споры – пусть порою и силой – значит окончательно превратить их в наш покорный домашний скот. Я хочу не просто мести, Мимир, - я хочу, чтобы Молодые Боги ушли навсегда. В мире достаточно иных сил».

«Человеку, в принципе, не нужны никакие боги и силы. Люди прекрасно обойдутся без них». Это, по словам Ника Перумова и есть основная мысль, пронизывающая все его произведения [16].

Хедин и Ракот (не без помощи вышестоящих сил) свершили-таки революцию и стали Новыми Богами. Из семи поверженных Молодых Богов они помиловали только одну – Ялини – хранительницу Зелёного мира. Она единственная не участвовала в сражениях и битвах, она была кротким олицетворением мира.

«- Владычица Ялини никогда бы не вынесла и единственной капли крови живого существа, пролитой её слугами и её именем. Ей не нужны поля, дымящиеся от крови невинных жертв. Даже злейшим врагам, покушающимся на её Сад, мы [хранители сада Ялини] не причиняем никакого вреда».

«Мы [Хедин и Ракот] стали Новыми Богами. Мы не могли властвовать, подобно нашим неразумным предшественникам. Мы были хранителями Равновесия Мира. Нам было подвластно многое, но ещё больше существовало непреложных запретов, обойти которые мы уже не могли. Мы могли творить – но лишь существ со свободной волей, отнюдь не безмозглых рабов и воинов, без раздумий убивающих по нашему приказу. У нас не было амулетов, что могли бы умножить наши силы».

С Неназываемым Новые Боги справиться пока не могли. Они нашли выход, чтоб существующие миры не уничтожались, не превращались в ничто, но избавиться от угрозы всему Упорядоченному пока ещё не представлялось возможным. Обретя власть над тремя источниками сил Упорядоченного, Новые Боги получили возможность создавать миры и просто само пространство. Именно его и скармливали Неназываемому. Это было той единственной пищей ему, которая не прибавляла силы, но и не давала продвигаться дальше, так как постоянно создавалась заново.

         Условия существования Новых Богов поставили точку в определении основной мысли произведения. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания. Боги нужны лишь такие, которые не властвует над людьми и не вмешивается в их дела, а наоборот, охраняют от внешних сил и содержат в равновесии силы внутренние.

 

 

Вывод

Фэнтези выросла из сказки, мифа и рыцарского романа. Назидательность и гуманность от сказки, эпичность и трагичность от мифа и благородство рыцарского романа в лучшем виде соединились в фэнтези. Этот литературный жанр зародился изначально как мечта о мире личной свободы. Свободы, прежде всего, от закона, экономики и каких-либо нравственных рамок общества, от ограничений.

Фэнтези окончательно сформировалась как самостоятельный литературный жанр в начале XX века после того, как Роберт Ирвин Говард написал цикл произведений «Конан». Тогда ещё молодой жанр фэнтези нёс в себе то, чего так недостаёт в реальном мире: свободу как высшую необходимость человека; гармонию с природой как то, к чему нужно стремиться каждому; честь и справедливость как самые достойные качества личности и, наконец, предательство и подлость как самое отвратительное в жизни.

         Фэнтези – это литературный жанр, сформировавшийся в начале ХХ века, занимающийся конструированием вторичных миров, исходя из положений объективного идеализма. 

         Вторичные миры – это миры, придуманные автором, расположенные параллельно нашему реальному миру или в какой-то другой системе, относительно нашего действительного мира, или же вообще, никак к нему не относящиеся. Но действия в произведениях фэнтези происходят в другой реальности.

         Мир, построенный по принципу объективного идеализма, здесь имеет значение мира времён Золотого Века, где присутствует гармония человека с природой или где она, по крайней мере, достижима.

         Фэнтези – это произведения о человеке и о людях в целом, следовательно, для неё открыты все задачи литературы вообще.

После выхода в свет «Властелина колец», «Сильмариллиона» и других творений великого мастера пера Джона Рональда Руэла Толкиена фэнтези стала рассматриваться и как носитель важных философских и религиозных идей. Именно Толкиену мы обязаны общепринятыми представлениями об эльфах, гномах и прочих фэнтезийных существах. Он создал жанр фэнтези в том виде, в котором мы знаем его сейчас.

На сегодняшний день происзведения фэнтези стоят на одной ступени популярности с детективом и женским романом. Одним из самых выдающихся авторов фэнтези является Ник Перумов, российский писатель, чей роман «Гибель Богов» был проанализирован чуть выше. Несмотря на стационарность и традиционность жанра фэнтези, Нику Перумову удалось привнести что-то новое и немного отойти от стандарта. У него нет чёткого деления «на плохих и хороших». Каждый персонаж его книги многогранен, каждый преследует свои цели и использует для их достижения свои средства. Развитие сюжета «Гибели Богов» непредсказуемо, действие зависит от множества разных факторов. Динамика и остросюжетность сливаются в едином танце с размеренностью с последовательностью.

         Фэнтези Ника Перумова очень продуманная, логичная. Ничто не берётся ниоткуда, и ничто не уходит в никуда. Миры заключены в сложную систему; мировые силы структуризированны и помещены в иерархии.

         Итак, фэнтези является классическим литературным жанром, популярным в наши дни и признанным во всём мире.

 

Чему нас учит фэнтези.

 

         Мне кажется, что фэнтези помогает человеку выжить в нашем безумном мире. Опереться на что-то глубокое, древнее… Викинги, например, в любой шторм стояли на раскачивающейся палубе. Читателю, опирающемуся на фэнтези, легче в современном бурном море.

         Миф, сказка, рыцарский роман, роман фэнтези  - все они призваны утвердить жизненную позицию личности. А эскапизм, в котором часто обвиняют поклонников фэнтези, является лишь ещё одним гвоздиком в создании стойкой жизненной позиции.

         Фэнтези не только закаливает человека, придаёт ему стойкость при столкновении с жизненными неприятностями, она ещё и помогает отличить «ложь от сказки, а грязь от правды»[31], как звучали слова в одной русской песне. Человек начинает понимать двойственность всего окружающего; он начинает осознавать, что у каждой медали есть две стороны, что нет ничего абсолютного, что у любого зла есть положительные качества, а у добра – отрицательные.

         Фэнтези учит быть одновременно благородным и сговорчивым. Она воспитывает такие прекрасные качества, как гуманность и чувство локтя, любовь к жизни и к добру.

         Фэнтези учит презирать ложь и несправедливость. Она воспитывает такое важное качество, как отвращение к предательству. После прочтения романа фэнтези человек понимает, что самое мерзкое и низкое в жизни – это подлость. Её надо избегать, и с ней надо бороться. 

         Фэнтези даёт читателю знание того, что есть свобода, он начинает понимать то, о чём всю жизнь догадывался. Свобода – это высшее, что нужно человеку. К ней надо стремиться, за неё нужно сражаться, её надо ценить.

         Чувство присутствия гармонии, появляющееся у читателя при прочтении любого качественного произведения в жанре фэнтези, делает человека добрее. Он становится более терпеливым и сдержанным, если с ним случается какая-либо неприятность. Он становится более чувствительным и понимающим, если неприятность случается с другим. Он начинает осознавать ценность своих друзей, близких и родных и вместе с этим становится менее меркантильным[32]. Он начинает ценить всё то, что дала ему природа: светлое и чистое небо над головой; прозрачный переливающийся в лучах солнца стремительный поток горного ручья; многоцветную радугу, соединяющую земную твердь с парящими облаками; глубокую колоритную зелень листков величественных деревьев… Тот, кто хоть несколько часов прожил в мире, представленном ему книгой фэнтези, уже никогда не сможет обидеть ни одно живое беззащитное существо. Вид скачущей по песку лошади, играющей на траве собаки, вальяжно развалившейся кошки принесёт только счастье и наслаждение. Вместе со знанием величия, вечности природы, к человеку приходит чувство собственной значимости.

И всё-таки, повторю: фэнтези учит бескомпромиссности, борьбе с ложью и подлостью в любой их форме. И неважно, что в большинстве книг, написанных в стиле фэнтези, ложь и подлость ничуть не похожи на те, с которыми придётся встретиться в настоящей жизни. Но подлость всегда остаётся подлостью, и привычка сражаться с ней - не исчезает.

Закончить эту тему я бы хотел словами из песни Владимира Высоцкого. Я думаю, они наиболее точно объединили в себе основную мысль изложенного выше.

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почём,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

            

 

Библиография.

 

 

 

1. «Бумеранг». - август, 2000.

2. Владимирский Владимир «Интервью с Ником Перумовым». - 2000.

3. Гуревич Г.А. «Философия в произведениях Д.Р.Р. Толкиена». - М.: Московская Государственная Академия Печати, 1994.

4. «Двести». - 25.06.1994.

5. «Двести». - январь, 1995.

6. «Известия». - 04.06.2001.

7. Лидин Александр «Техасский мечтатель». - М.: Нева, 2001.

8. Камша Вера «Интервью с Ником Перумовым». - 2001.

9. Личная переписка с Ником Перумовым на сайте www.perumov.com

10. Логинов Святослав «Новая Золушка». - Публикация в Интернете.

11. «Книжное обозрение». - № 40, № 44, 1996.

12. «Книжное обозрение». - № 8, 2000.

13. «Киевские ведомости». - 1999.

14. «Коммерсантъ». - август, 2000.

15. Стенограмма встречи Ника Перумова с читателями в «Цитадели Олмера» от 24.09.2000.

16. Ульченко Евгений и Щуплов Александр “Интервью с Ником Перумовым». – 1999.

17. «Частник». - 2000.

18. «Экслибрис». - № 22, 2001.

19. «Эхо Москвы» (радиостанция) «Интервью с Ником Перумовым». – 2001.

(C) Echo. All rights reserved.



[1] Библиография – данному элементу соответствует приложение №1

[2] Роберт Ирвин Говард – данному элементу соответствует приложение №2.

[3] Плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.

[4] Конан – самый первый герой, воспетый в жанре фэнтези. Позже он стал и самым популярным персонажем фильмов, мультфильмов и множества других произведений героической фэнтези (прим. автора).

[5] Выкристаллизовался – (здесь) выделился 

[6] Толкиен – данному элементу соответствует приложение №3.

[7] Ник Перумов – данному элементу соответствует приложение №4.

[8] Благостный – приятный, умиротворяющий, приносящий благо.

[9] Пасторальный – обычный, простой, не осложнённый, мирный, размеренный.

[10] Пассионарный – способный жертвовать собой ради идеологических целей; пассионарная личность – личность, которая творит историю (по Н. Гумилёву).

[11] Стагнация – застой в производстве, торговле и т.п.

[12] Ойкумена – совокупность областей земного шара, которые, по представлениям древних греков, были заселены человеком.

[13] Эпичность – величественность, спокойная и бесстрастная.

[14] Детерминирован – определён, обусловлен

[15] Антураж – окружение, окружающая среда, обстановка.

[16] Максима – краткое изречение нравственного, этического характера; правило поведения, принцип, которым человек руководствуется в своих поступках.

[17] Социум – человеческая общность определённого типа.

[18] Эскапизм – уход от мира реального в мир вымышленный. 

[19] Квинтэссенция – основа, первооснова, сущность.

[20] Персонифицировать – олицетворять, наделять человеческими свойствами.

[21] Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания.

[22] Упорядоченное – данному элементу соответствует приложение №5.

[23] Упорядоченное среди Хаоса – данному элементу соответствует приложение №6.

[24] Боргильдская битва – данному элементу соответствует приложение №7.

[25] Хедин и Ракот – данным элементам соответствуют приложения №8 и №9.

[26] Ссылка на первый закон диалектики (о конкуренции, порождающей развитие мира).

[27] Апологет – тот, кто выступает с неумеренным, чрезмерным восхвалением, защитой кого-либо, чего-либо.

[28] Сентенция – нравоучительное изречение.

[29] В цикл «Летописи Хьёрварда» входит и анализируемая «Гибель Богов» (прим. автора).

[30] Превращение мира в ничто – данному элементу соответствует приложение №10.

[31] Песня из кинофильма «Гардемарины»

[32] Меркантильный – (здесь) считающий и переводящий всё в денежную стоимость. 

 
TopList