Русская фэнтезимания

Россия переживает бум английского фэнтези. Книги и фильмы этой тематики месяцами держатся на первых строках  рейтингов. Так, например, в рейтинге  одного из крупнейших российских издательств «Росмэн» книги Джоаны Кэтлин Роулинг о Гарри Потере уже не первый год занимают лидирующие позиции.

Увлечение  произведениями  жанра фэнтези вызвало совершенно непредсказуемый эффект. Так, во время последней  всероссийской переписи   населения тысячи поклонников Толкиена сочли необходимым в графе национальность написать - «гном», «эльф», «хоббит», что  серьезно затруднило работу тех, кто  обрабатывал  анкеты переписи. Возможное объяснение столь странного решения -  вышедший в том же году фильм «Властелин Колец». Именно он  послужил невиданной популярности жанра фэнтези в России.

Пришёл этот жанр в Россию довольно поздно. Классические образцы английского фэнтези переводились на русский язык редко. Советское мировоззрение основывалось на науке, а поскольку волшебным странам, чудесам, колдовству, магии и т.д. найти научное обоснование сложно. Но вера в чудо присуща всем людям, и русские здесь не исключение.

Все началось с  выходом книги Джона Рональда Руэла Толкиена «Властелин Колец» в начале 90-х, почти на сорок лет позже, чем в Англии. А когда на экраны России вышел фильм  «Возвращение короля», бум фэнтези  достиг апогея.

Появился мир, в реальность которого верили с первой страницы и герои которого завораживали. Средиземье - Middle-Earth - земля, расположенная между Западом и Востоком, Севером и Югом, Срединная земля, она не плохая и не хорошая, она человеческая, земля, в которую верил Толкиен,  поверили мы.  В хоббите есть всё то, что любят русские люди - дом, природа, простор. Популярность Толкиена превзошла все ожидания: им зачитывались, его изучали. Многие на годы уходили в его мир. На лесных просторах России ставятся ролевые игры по его романам.

Культ  ведущего персонажа в жанре фэнтези Гарри Поттера превысил все возможные границы.  В Москве книгу «Гарри Поттер и Дары Смерти» (на английском языке) начали выкладывать 21 июля этого года  в 3 часа ночи! Именно в это время началась премьера произведения по всему миру. Цена книги в Москве составляла около 1000 рублей. Это весьма дорого для книг.

В это же время на  специально установленных экранах  крупнейших московских книжных магазинов "Республики" и "Москва" началась трансляция выступления в Лондоне Джоан Кэтлин Роулинг. Несмотря на ночной час сотни поклонников писательницы слушали, как она читала главы своего произведения. На русском языке в России книга выйдет лишь 1 ноября тиражом в 1,8 миллиона экземпляров. Это огромный тираж для книги в России.

Любовь к фэнтези  в России неслучайна. Распад СССР, смена общественных ценностей,  кризис как общества, так и отдельной личности в новых коммерциализированных условиях, вызывал  у многих глубокую депрессию. Далеко не все радушно приняли новую реальность. Фэнтези предлагает другой мир, мир благородных героев,  порядочности и верности человеческим идеалам. Именно этого так не хватало тогда российскому обществу. Возможно поэтому, перевернув последнюю страницу, читатель  не хотел покидать мир, где  он чувствовал себя так комфортно в обществе гномов, эльфов и хоббитов.  Мир фэнтези стал той нишей, где люди могут укрыться от своих ежедневных проблем.      

Стоит упомянуть и близкого друга Толкиена - Клайва Стейплза Льюиса. Россия была одной из первых стран, в которой выпустили перевод Хроник Нарний, которые представляют собой схематичное изложение основных христианских догматов. Православный священник Александр Мень считал, что лев Аслан - одно из лучших изображений Христа. Правда, такое изображение - задача, можно сказать, невыполнимая, но Льюис с ней справился - он просто описывал, как воспринимают Его люди.

Вскоре нас всех ждёт новая мания. В декабре на экраны выходит «Северное сияние», долгожданная экранизация трилогии Филиппа Пулмана «Тёмные начала». Западные критики даже сравнили Пулмана с Чеховым и Достоевским. Первый том книги «Темные начала» раскупался в Москве быстрее, чем когда-то первый тираж «Гарри Поттера». Это яркое фэнтези, которое захватывает своей новизной, своеобразным сочетанием науки и философии. И оно должно было появиться, так как людям необходима сказка, которой так не хватает в жизни.

Анастасия Грищенко, РИА Новости.