«Странник» вышел комом.

Так считает петербургский писатель-фантаст Вера Камша.

На минувшей неделе в Петербурге закончил работу 13-й конгресс писателей-фантастов «Странник». В этом году акцент традиционной премии сделан на жанр «фэнтези». Премия вручалась в четырех номинациях: «Магическое фэнтези» (ее обладателем стал Роман Злотников за книгу «Арвендейл»), «Историческое фэнтези» (Алексей Иванов за книгу «Сердце Пармы»), «Юмористическое фэнтези» (Михаил Успенский, «Белый хрен в конопляном поле») и «Городское фэнтези» (Алексей Пехов, Елена Бычкова и Наталья Турчанинова, книга «Киндрет: кровные братья»).

Кроме традиционных премий, свою персональную премию вручил известный фантаст Ник Перумов. Он отметил двух петербургских писательниц - Веру Камшу и Анастасию Парфенову. Вере Камше досталась и одна из двух журналистских премий за «актуальность в фэнтези». Вторым писателем, отмеченным журналистами, стал Евгений Лукин.

Мы связались с Верой Камшой, поздравили ее с успехом (благо она одна из наших коллег по журналистскому цеху) и взяли короткое интервью.

Вера Камша кратко рассказала нам об этой премии. Она заявила, что полностью поддерживает фактического создателя «Странника» Николая Ютанова в поисках новых путей и решений, но обкатка новых схем зачастую подчиняется закону «первого блина».

«В прошлом году отцы-основатели «Странника», - рассказывает Вера Камша, - проанализировав развитие российской фантастики за период с 1985 по 2000 годы, отошли от традиционной для подобных мероприятий практики. Вместо провозглашения лучших (с точки зрения очередного жюри) романа, повести и рассказа года были отмечены произведения, ставшие поворотными точками при формировании современной российской фантастики. С решениями прошлогоднего «Странника» спорить трудно, возможно, потому, что лауреатов определяла чрезвычайная тройка в составе Николая Ютанова, Бориса Стругацкого и Владимира Михайлова, людей, по определению ставящих объективность выше личных пристрастий. В этом году Ютанов с единомышленниками решили шагнуть еще дальше, а получился, по выражению классика марксизма-ленинизма, «шаг вперед, два шага назад». Результаты нынешнего конгресса, посвященного русскоязычной фэнтези уже ХХ века, мягко говоря, удивляют всех, имеющих представление о ситуации в этом направлении».

Вера Камша полагает, что жюри (на сей раз это было жюри) незаслуженно обошло своим вниманием известного писателя-фантаста Ника Перумова. Однако от подробного изложения своей точки зрения отказывается. Говорит, что у нее слишком уязвимая позиция: «С одной стороны, я сама была номинирована, с другой - получила пресловутую «Нику от Ника», да и наша дружба с Перумовым ни для кого не секрет. Если я выскажу свое мнение о добросовестности жюри и роли Перумова в становлении русского фэнтези, то поставлю и себя, и Николая в ситуацию «петушки и кукуха».

Также Вера Камша рассказала нам о необычной новации, которую в этот раз ввели создатели конкурса: зрительское голосование было устроено по принципу шоу. Были розданы белые и черные шары, которые полагалось бросать в корзины, – белый, чтобы поощрить понравившееся произведение, черный – чтобы «притопить» непонравившееся. Увы, в связи с организационными накладками читательская общественность о возможности подобного волеизъявления осведомлена не была, многообещающая идея обернулась варкой в собственном соку, а итоги голосования свидетельствовали не о том, какие книги любят читатели, а о том, кого из коллег терпеть не могут собравшиеся писатели.

Вера Камша сказала, что затея с черными шарами была «довольно противной новацией». Тем более, что формально зрительское голосование на решение жюри практически не влияло; просто победитель в таком случае мог бы получить дополнительный голос.

Естественно, мы не могли не задать Вере Камше вопрос, почему она – журналист – ушла в писатели-фантасты, сменив таким образом реальность на абсолютный вымысел. Вера Камша ответила, что в писатели она не уходила – как была журналистом, так и осталась; просто стала еще и книжки сочинять. «А если говорить об уходе от жизни и о подмене реального мира вымышленным, то этим грешат как раз «жизненные» душещипательные сериалы про симпатичных олигархов, замечательных братков и добродетельных проституток: мир этих сериалов, в котором вроде бы драконы не летают и гоблины не шляются, соотносится с реальностью куда меньше, нежели лучшие фантастические романы. Толстой некогда сказал, что выдумать можно все, кроме психологии, а психология от антуража не зависит. Главное для писателя, в каком бы направлении он ни работал, - поведение человека в сложных жизненных ситуациях и проблема выбора, а не наличие эльфов, буденновцев или зеленых человечков», – подчеркнула Вера Камша.

Михаил ГОНЧАРОВ,

Павел АПЫХИН

Фонтанка.ру