Для участия в 13-м конгрессе писателей-фантастов "Странник", в
Санкт-Петербург приезжал Андрей Валентинов. А раз так, то грех был бы не
задать ему несколько вопросов, что и сделал Михаил Гончаров.
-
Правда ли что в Петербург вы приехали для того, чтобы обсудить какой-то
совместный проект с Андреем Константиновым?
- Да, это так. Пока могу сказать только одно –
планируется работа над книгой. Надеюсь, это будет хорошая книга. Но про
сюжет все прочее говорить пока рано.
- Вы далеко не в первый раз в Петербурге? Вы ведь
известны своей работой на грани истории и фантастики, поиском тайны, удалось
ли найти что-то такое в нашем городе?
- Конечно, я много раз тут бывал, жил по месяцу, и
дольше. Можно сказать, проникся «атмосферой» города. Сейчас появляется очень
много сенсаций, рассчитанных на туристов, на обывателей. Настоящая же тайна
еле заметна, она уходит, когда включаются прожектора. Если искать такие
тайны, то не в 18-м и 19-м веке – они умерли, как умирают от старости боги,
после того как им перестают молиться. Интереснее советская эпоха, там есть,
что поискать. Для меня в свое время такой неоткрытой Атлантидой был
Петроград 18-19-х годов. Я перерыл «Северную Коммуну» и «Петроградскую
правду» - газеты тех годов, и получился очень интересный образ Города. Об
этом почти никто не писал, а если писал, то чаще всего с проклятиями в адрес
большевиков. Я большевиков не оправдываю, но истина многогранна. Это был
период, когда Петроград претендовал на то, чтобы быть центром почти
самостоятельного государственного образования под названием Северная Коммуна
-. квази-государства с очень серьезными претензиями, в том числе и
международными. В Коммуне шла невероятная по противоречивости жизнь.
Каким-то образом сочетались экскурсионные бюро, концерты - и списки
заложников на многих страницах. Любопытно с исторической точки зрения, хотя
и жутковато. А всякие «Тайны Невского проспекта» и прочие истории с
привидениями – это для впечатлительных дамочек-читательниц.
- И какие впечатления от нынешнего Петербурга?
- Советский Ленинград я знал очень хорошо, но сейчас
город узнать трудно. Такое ощущение, что его оккупировали, причем не большие
буржуи, а мелкие такие таракашки. Как писал поэт Кольцов «с богатырских плеч
сняли голову не большой горой, а соломинкой». В Москве - спруты, а здесь
просто вредные насекомые.
Но при этом город все-таки остается самим собой.
Сегодня два раза прошел Невский из конца в конец и вспомнил свой давний
замысел романа о временах Николая Павловича. Этот замысел связан с судьбой
великой русской актрисы Варвары Асенковой. Пока написать об этом не удалось,
но все еще впереди.
- А правда ли, что вы являетесь родственником
другой знаменитой актрисы - Веры Холодной?
- Да это так, и я с большим интересом читаю все
«умные» публикации о ней. Родство, конечно, дальнее - её мама и моя
прапрабабушка были родными сестрами.
В основном все тайны связаны с последним периодом её
жизни и таинственной смертью. Была ли она разведчицей, и если была, то чьей.
Убили её или не убили, а если убили, то кто и за что. Моя информация
более-менее достоверна, я застал еще живых свидетелей и получил сведения,
так сказать, из первых рук. Да, Вера Холодная была советской разведчицей, и
за это ее убили. Причем разведчицей она была настоящей, профессиональной.
Вообще, она была человеком с очень сильным характером. Образ из фильма «Раба
любви» мягко говоря не имеет с настоящей Верой ничего общего. Убили же её
белые потому, что не арестуешь же любимицу публики, у которой, к тому же,
были романы с некоторыми денежными тузами и генералами. О её дочерях
позаботилось ВЧК, их воспитывали в интернате для детей погибших чекистов.
Так что всё очень просто, грубо и не слишком романтично.
- Возвращаясь к Петербургу, а о Петре ничего
писать не планируете?
- Нет, фигура Петра мне совершенно не интересна во
всех отношениях. Я понимаю, что у вас есть причины его любить, как
основателя города. Хотя некоторые здания, которые называют петровскими, на
самом деле еще шведские. Петербург был основан вовсе не на «на берегу
пустынных волн», а на вполне обжитом месте. Все это так, но у нас в Украине
много причин относиться к Петру совершенно иначе. Мало интересен Петр и как
личность. Посмотрите на его восковую «персону» в Кунсткамере, почитайте его
указы… Чтобы из этого голема что-то сделать, нужно быть Алексеем Толстым.
-Кстати, а Киев не так сильно изменился как
Петербург?
- Если говорить по-украински, то «не крайте моє
серце». Начну с того, что коренных киевлян сейчас осталось в лучшем случае 4
процента, все остальные приезжие (узнал эту цифру из доклада на недавней
научной конференции). Вот среди этих «уцелевших» сейчас самое популярное
движение это «губернский Киев», пропагандирующее Киев конца 19-го века –
вывески тех времен, символика и прочее. Весь «остальной» Киев этим настоящим
киевлянам не слишком нравится. Из Киева сейчас пытаются слепить средней
паршивости европейскую столицу с чисто «эмблематичным» выражением
национальности. Но от того, что Крещатик вымостили плиткой, по которой
трудно ходить (очень скользкая!), европейской столицей Киев не станет.
Получается еще одна Москва, только немножко «горбатенькая». Денег меньше,
начальство глупее. Что поделаешь! Нынешний мэр Киева – вудуист,
соответственно у него есть и унган-советник. Не прячется – дает интервью,
объясняет как жить. Скоро все петухи выведутся в Киевской области. Вот так и
существуем.
Мой Харьков, в принципе, ничем не лучше, только
денег еще меньше. В общем, после победы «демократии» в 91-м году дела идут
всё хуже.
- Судя по всему, вас эта победа не порадовала.
- Когда всё это началось (19 августа), я тоже
выходил на площадь, как участник демократического движения. Слава богу, в
Харькове все прошло относительно спокойно. Брали обком. Горящие бумаги на
третьем этаже, подземные ходы и прочие «тайны» – все это казалось
интересным. Да, в демократическом движении участвовали здоровые силы,
которые протестовали против действительно серьезных недостатков. Но они не
успели сформироваться, оформиться в нечто цельное и сильное. О многих
проблемах, которые появились после 91-го года, мы даже не догадывались.
Никто, к примеру, из нас не думал, что страна будет распадаться так
молниеносно. Причем на этой внезапности многие погрели руки. У тех же, кто
взял власть, были свои планы. К власти же пришел второй эшелон той же
компании, что правила прежде. Победу у нас перехватили. А тех, кто пытался
сопротивляться - кого мертвым находили, кого не находили вовсе. Но, в общем,
мы сами виноваты – прошляпили, потеряли победу.
Сторонникам же покойного СССР, любителям плакать
горючими слезами и писать книжки про «красный реванш», я обычно задаю вопрос
– а что ты делал 19 августа 1991 года? Почему не взял дубину или автомат и
не пошел по призыву ГКЧП защищать Советский Союз? Не пошел? Так нечего
теперь плакать.
Нынешних так называемых «демократов» лучше даже не
упоминать - это враги народа, которые кормятся из западных фондов, причем
многие их них иностранные граждане. Как можно таких принимать всерьез?
- В России есть мнение, что на Украине сейчас
активно занимаются переписыванием истории.
- Если вы имеете в виду настоящих историков, то нет,
я такого не замечал. Но протяжении последних лет мы издавали труды некоторых
старых историков, эмигрантов, которые иногда (не слишком часто) позволяли
себе, сидя где-нибудь в Канаде на чердаке, выдавать в патриотическом угаре
всякие глупости. Это издается из уважения к их прошлым заслугам. Там
действительно можно всякое прочитать. Что же касаемо современных историков,
то «орийцев», «укров» и прочего в их трудах нет. Хотя легенды об этом бродят
активно. Если на то пошло, когда в России некоторые пытаются вывести свои
корни от балтийского племени «ругов», никто же не воспринимает это слишком
серьезно и не называет переписыванием истории. Вот некоторые нынешние
политические игры на костях выглядят действительно страшновато, - но причем
тут историки?
А вот «фантасты» действительно изгаляются. Но таких
и в России хватает. Вот, скажем, Фоменко - великолепный фантаст. Если его
учитель член-корреспондент Академии Наук Постников искренне верил в то, что
он делает, то Фоменко со своими молодыми коллегами и сам тешится, и
зарабатывает хорошо. Что сказать – честь ему и слава.
-А вы относитесь к переименованиям улиц.
Например, улицы Кузнецова в Львове.
- Ну, во-первых, я из Харькова, и потому никак не
отношусь. А во-вторых, я не уверен, что русский разведчик-террорист Никанор
(Николай) Кузнецов настолько любим жителями Львова, чтобы в городе была
улица его имени. Надо помнить что Львов, как и вся Западная Украина, никогда
не входил в состав России. Это была Речь Посполитая, потом Австрия и Польша
- то есть страны, для которых Россия являлась вероятным или реальным
противником. В Первую мировую русская оккупация, относительно мягкая, на
Галичине оставила не лучшие воспоминания – депортация, аресты, концлагеря,
высылка священников, арест митрополита. Затем Западная Украина была
насильственно включена в Советский Союз и много лет с оружием в руках
боролась против советской власти. Стоит ли удивляться, что там не любят
советского разведчика Никанора Кузнецова? Надо понимать таких людей. Если
Харьков основан украинскими переселенцами, которые сами пришли и
«попросились» в Россию, то Львов никогда ничего общего с Россией не имел.
Украина, как и Россия, очень большая страна.
Различий между Западной и Восточной Украиной даже больше, чем может
показаться со стороны. Поэтому, дразнить львовян ни к чему. У них свои
герои, свои ценности. Недавно у нас была научная конференция и социолог
(социологи очень забавные люди!), задал такой вопрос – какие праздники и
символические события объединяют западных и восточных украинцев? Оказалось,
что лишь одно - провозглашение Независимости. Это все признают, даже в
Донбассе этот день - главный праздник. И всё. Один из главных праздников на
Западной Украине - 30 июня. Это день когда в 1941 году бандеровцы (ОУН)
провозгласили с благословления нацистского командования независимость
страны. Для жителей Западной Украины это попытка восстановить украинское
государство, для нас – возня немецких холуев. Вот разница подходов. О чем
тут говорить? Общего пока очень мало. И что мы хотим от этих людей? Любви к
советскому разведчику Кузнецову?
- И как может жить страна, если её Западная и
Восточная часть настолько плохо друг друга понимают?
- Восток и Запад, не считая короткого периода перед
Отечественной Войной и не менее короткого в 14-15 м году, когда Николай II
объявил о присоединении «Червонной Руси», начали жить вместе только с 1945
года.
Сразу стало ясно, что на Западе Украины живут
несколько другие люди. Начнем с того, что они католики, и разница между
«бывшими» православными и совсем не бывшими католиками ощущается даже в
атеистической стране. Все анекдоты про «москалей» – это тоже оттуда. К тому
же многие Западе, были очень бедны, возможностей заработать имелось мало, и
по всей Украине ездили рабочие бригады, называвшиеся «бойками» - по одной из
народностей Западной Украины. «Западенцы» были вещью в себе, они не могли
даже выразить свои мысли вслух.
После 91-го года именно политики из Западной Украины
попытались возглавить страну и вести ее, исходя из своих стереотипов. Сейчас
этот перекос сглажен, но только в какой то мере. Скажу то, что наверняка не
всем моим согражданам понравится. Президент Кучма, особенно в последние
годы, вел дело к созданию государства с единым украинским народом, как это и
записано в Конституции. Украинский народ - совокупность всех жителей
Украины, вне зависимости от национального происхождения. Сейчас мы вновь
наблюдаем крен в сторону этнического «украинства». Нынешний Президент, по
ряду объективных и субъективных причин, в основном ориентируется на симпатии
и антипатии Западной Украины. Нынешний же премьер (он из Донбасса) в этом
вопросе мало что понимает и ничего толкового не делает. Ситуация трудная, и
нужно обладать терпением и юмором чтобы из неё выйти. Учитывая, что у нас
хватает и дураков, и истериков, это может кончиться всем чем угодно. Но
будем надеяться на лучшее.
- «Псевдоисториков», да и художественную
литературу, политики активно используют для своих целей – вас это не
касалось?
- Политики используют все что могут, но в
художественной литературе скорее проявляется некое «коллективное
бессознательное». В связи с этим меня сильно настораживают изменения,
произошедшие в российской фантастике за последние полтора года. Если лет
пять назад была популярна "имперская" тема - Перумов, Злотников, Бенедиктов,
Зорич, то недавно я прочитал у одного юного писателя совершенно удивительную
«альтернативку» об Отечественной войне, в которой советские войска идут в
атаку под лозунгом "бей фашистских жидов". Мне, конечно, трудно как
украинцу, судить об этом объективно, но проявившийся в последнее время
государственный и «приватный» национализм, синдром «России после Кондапоги»,
до добра не доведет. Подобное становилось причиной гибели всех
существовавших империй. Надеюсь, что Украина в этом отношении не будет
равняться на Россию. Мы ведь во всем отстаем от вас лет на семь-восемь, но
это как раз то, чему следовать совсем не нужно.
- А как, если смотреть на проблему многочисленных
национальностей исторически, решали её большие империи?
- Большие империи от неё умирали. Лучше всего
проблему решали в Британской империи 19-го века – но так и не решили до
конца. Российская империя также, казалось, была близка к её решению, но
Столыпин перевёл Россию на рельсы этнического национализма - и всё
взорвалось.
Кроме того, еще в Древнем Риме поняли, что слишком
много территорий "переварить" невозможно - ни в экономическом плане, ни в
организационном. Но остановиться не смогли. Сейчас я с большим удовольствием
ожидаю гибели последней империи - Американской. Они пытаются решить (точнее,
спрятать) свои проблемы с помощью политкорректности и дурацких законов,
держатся из последних сил за счет ограбления остального мира, но всё может
кончиться в достаточном близком будущем. Причем опасность придет не от
желтых американцев, и не от черных американцев, а от белых. Вот тогда мы все
и посмеемся.
- Украина фигурирует во многих ваших книгах, есть
«Ория» написанная на основе славянского фольклора, а нет ли дальнейших
планов в этом направлении?
- Была у меня идея из тех осколков, что остались от
киевского эпоса, написать нечто в духе рыцарского романа о тех временах.
- Почему же осколков, куда делся украинский и
русский фольклор? Кто его уничтожил – церковь, коммунисты?
- Дело скорее в урбанизации, в исчезновении
традиционного сельского уклада. Никакая церковь, при всем желании, его
уничтожить не могла. Наоборот Православная Церковь, что в русском, что в
украинском вариантах, настолько пропиталась язычеством, что Апостолы бы
очень удивились, если бы к нам заглянули. Что ж касается украинского
фольклора, то его сохранилось немало. К счастью наши предки - фольклористы
19-го – начала 20-го века свое дело знали.
Я же хотел написать своеобразную трилогию. Начну
издалека. В своё время много рассуждали кто такой Гомер, сколько их,
Гомеров, было и т.д., пока один финский учитель не показал, как создается
эпос. Элиас Леннрот походил по карельским и финским деревням (возможно и не
ходил, а мужичкам по рублю платил, чтобы сами приносили), собрал стихи,
обработал, и получился карельско-финский национальный эпос «Калевала». Вот
так и делается Гомер.
Потом по этому принципу было записано несколько
десятков восточных эпосов. Почему это же нельзя сделать с эпосом украинским?
Лет десять назад я попытался создать нечто похожее на материале казацких
украинских дум, использовав почти все известные сюжеты. Эта вещь лежит у
меня на сайте, но, почему-то, в родной Украине она оказалась никому не
нужна.
Вторую часть я хотел написать по материалам Киевской
Руси, использовать остатки украинских (они тоже есть) и русские северные
былины. Восстановить предания Киевского цикла. Ведь то, что мы с восторгом
воспринимаем как памятники древнерусского фольклора - позднее творчество
сказителей 19-го века, в значительной мере «напетое» по желанию гостей, с
соответствующими искажениями. Приезжает такой генерал (я имею в виду
знаменитого собирателя фольклора Гельфердинга ) на Онегу – «а подайте сюда
сказителей!». Приводят к генералу сказителей – «а ну, пой перед его
высокопревосходительством!»… Между этим и настоящим фольклором дистанция
огромного размера.
Фольклор переходя из среды рыцарской, времен
Киевской Руси, в скоморошью, а потом и крестьянскую, очень сильно менялся.
Скажем, история с Соловьем-разбойником. В самом раннем варианте Соловей
каялся перед князем Владимиром, платил выкуп, и его принимали в богатыри
вместе с Ильёй. В более позднем варианте Соловью рубили голову. В еще более
позднем - разрубали на кусочки, еще позже убивали всю его семью – дочек и
жену. Шло постепенное исчезновение всего аристократического, рыцарского, что
еще оставалось в тексте. Былины «окрестьянивались». Но если снять более
поздние слои, убрать искажения, то проступит много интересного.
Последняя же часть моего замысла – славянская
Теогония, появление мира, богов и человека.
- Вы упомянули, что являетесь представителем
харьковской школы фантастики. Известно, что у этой самой «харьковской
школы», в которую также входят Олди, Дяченки и другие, довольно сложные
отношения с ленинградской-петербуржской школой фантастики.
Об этом действительно говорят. Причина всех
разговоров – это очевидная разность и опыта, и манеры письма, и традиций
общения. В Петербурге есть привычка группироваться вокруг отдельных
личностей. У нас в Харькове такого нет. Но несхожесть вовсе не означает, что
между нашими сообществами отношение «сложные». И у меня, и у моих земляков,
очень хорошие личные отношения со многими петербургскими
писателями-фантастами. Да, появляются некоторые непродуманные заявления
отдельных товарищей, но это их личное мнение, никак не влияющее на общую
обстановку. Жаль лишь, что в последнее время мы, харьковчане и петербуржцы,
не слишком часто встречаемся. Постараемся это исправить.
Мы – коллеги. Мы друзья. И таковыми останемся. |