|
"В романе Марии
Галиной «Хомячки в Эгладоре» молодая парочка
решается исполнить роль хоббитов в ролевой
толкиенистской игре. Постепенно обнаруживается,
что игра — уже не игра, реальность трещит по
всем швам..." |
В метро я наблюдаю серьёзных дяденек и тётенек,
погружённых в книжки про драконов, волшебников и про лиц
неопределённой зоологической ориентации — ну, которые
оборачиваются серыми волками. Интересный феномен.
Представьте: тот же дяденька лет 40 отложит книжку с
волшебниками, откроет свой солидный портфель и извлечёт
оттуда не накладные с комплектациями, а кучу игрушечных
солдатиков — и устроит прямо на сидении метро увлекательное
сражение с соседом: «А это у меня пушка — бух! бух! Убирай
свой танк, а то я так не играю!»
Явления эти примерно одного порядка и одной возрастной
категории.
Киношники тоже впадают в детство. То война с пауками, то
космическая принцесса, то добрый молодец с арбалетом
отправился в Трансильванию очищать тамошнее небо от
военно-воздушных ведьм графа Дракулы.
Здесь слушатель заметит, что основные сказочные сюжеты
имеют мифологические корни. Толкиен с Льюисом не скрывают
источников вдохновения. Всё верно. Древние люди с увлечением
рассказывали друг другу небылицы. Только они тогда не
воспринимались как небылицы. Наш известный антрополог Юрий
Иванович Семенов определяет миф, как «произведение
словесности, в котором, по убеждению людей <…>, повествуется
о реально происходивших событиях». Миф, в который не верят —
«всё равно, что божество, существование которого никем не
признаётся». А при всех успехах образовательных реформ мы,
всё-таки, ещё далеки от такого идеала, чтобы средний
гражданин всерьёз верил, что его соседка каждое полнолуние
превращается в пуму.
Поэтому проблему «фэнтези», то есть современных сказок
для взрослых, правильнее было бы рассматривать в связи с
эволюцией того литературного жанра, который назывался
«научно-фантастической литературой» или просто
«фантастикой». Не стоит переоценивать его «научность». Даже
у технологичного Жюля Верна некоторые произведения построены
на совершеннейшем неправдоподобии («Гектор Сервадак»), а в
центре внимания, всё-таки, не техника, а человек. Вообще
строгие дефиниции в художественной культуре — дело
малопродуктивное. Как, например, отделить Ивана Ефремова от
утопической традиции Платона и Томаса Мора? Многие мастера
ХХ столетия совмещали научную фантастику со сказочной,
звездолёты с гоблинами, как Клиффорд Саймак. И, всё-таки, в
классической фантастике просматривается нечто общее (кстати,
отмеченное в энциклопедическом словаре). Мысленный
эксперимент. Условия задаёт жизнь, а дальше, как бы ни был
экзотичен антураж, автор пытается разобраться в проблеме,
подсказать идеальный вариант решения (получается утопия)
или, наоборот, предостеречь (антиутопия). В качественном
фэнтези — примерно то же. Понятно, что кольцо Саурона —
метафора деспотической власти. Или Саруман, который так
хорошо изучил Врага, что стал на него похож — в политике
хватает таких героев. Вся вампириада — удивительно точное
наложение древней легенды на реальную ситуацию с тяжёлыми
наркотиками: вроде, перед тобой близкий человек, которого ты
любил, а на самом деле в его оболочке машина по высасыванию
из окружающих их жизни, всего, что только можно обратить в
дозу героина. Но правила для сказочников менее строгие, им
гораздо легче оторваться от чего бы то ни было в пустое
фантазёрство. В результате среднестатистическое современное
фэнтези — это поток штампованных «вжик, вжик, уноси
готовенького»; без лиц, без мыслей и чувств, вроде
компьютерной стрелялки. Именно такой суррогат практически
вытеснил с прилавков научную фантастику.
Заметим: в то же самое время и старый добрый детектив
вырождался одним боком в гангстерский боевик, другим — в
триллер «про маньяков». Если убийца маньяк, какие могут быть
мотивы и условия: «Сумасшедший, что возьмёшь?».
Соответственно, снимается этический конфликт. Остаётся
пустышка, лишённая какой-либо познавательной,
интеллектуально-развивающей и нравственной ценности. Из
унитаза на майора Пронина ухмылялся Ганнибал Лектор, только
что взявший в заложники его, Пронина, жену, тёщу и любимого
попугая.
Я не собираюсь сейчас ставить диагнозы сложным социальным
явлениям, обращаю внимание на две гипотезы по поводу
происходящего. Первая. Инфантилизация общества. Прекрасная
была статья Марии Кондратовой в журнале «Театр» (2003, № 4),
которая так и называлась — «Детская литература». Вторая
версия. Эскапизм. То есть бегство от действительности. Жить
в открытом обществе так свободно и приятно, что даже сугубо
теоретически не приходит в голову, чем его можно было бы
улучшить, а утешение остаётся искать разве что в ступе у
Бабы Яги.
«Большая литература явно устала от самой себя»
Мария Ремизова рассказывает о произведениях в жанре
фэнтези: «В последние годы с отечественной
словесностью творится что-то странное. Несмотря на то, что
на дворе опять весна, она все больше и больше погружается в
спячку, которая, кажется, уже больше похожа на анабиоз — или
кому. Это, кстати, заметно и по премиальному процессу. Увы и
ах…
Не будем сейчас задавать вопрос — почему? Отметим лишь:
то, что принято называть мейнстримом, — традиционный
крупноформатный реализм и игрово-эстетский модернизм на
наших глазах неуклонно мигрируют навстречу друг другу, теряя
по пути последний налет пассионарности и вырождаясь в вялое
бессмысленное словоплетение. Большая литература явно устала
от самой себя — и признаем: изрядно устал от нее наш бедный
читатель.
Но! Не надо, не надо отчаиваться. Если течению главного
рукава препятствует накопившаяся мусорная запруда, оно
растекается мелкими ручейками — и все равно упрямо стремится
к океану. Значит, надо искать признаки жизни по обочинам да
околицам, в нашем случае — маргинальным направлениям
литературы. И вот как раз об одном из таких я и хочу
рассказать.
Серия «Другая сторона» издательства «Форум», с которой
меня познакомил чистый случай, — как всякий порядочный
литературный критик к низким жанрам я отношусь с
настороженностью, — так вот, серия «Другая сторона», которая
задумана как прибежище для неформатного фэнтези, мало
сказать удивила — обрадовала. И именно тем, что среди
форумовских книг проблескивают искры настоящих литературных
экспериментов. А это, вообще-то говоря, ничто иное, как
залог дальнейшего выживания литературы.
Нет, не все книги — шедевры, да и смешно было бы ожидать.
Но в некоторых, повторю — в некоторых! — упруго пульсирует
напряжение (не сюжетное, нет, не об остросюжетности речь),
напряжение, без которого искусства просто не существует. А
возникает оно в одном-единственном случае: когда автору
небезразлично, что он делает и зачем. Ну и, конечно, когда
он умеет это делать…
Роман Сергея Челяева «Новый год плюс бесконечность»
Степень удовольствия, которое можно получить от
знакомства с этим текстом, прямо пропорциональна степени
знакомства с исходными материалами, то есть
литературно-кинематографическими образцами, которые автор
использует для построения текста. Собственно новаторством в
этом романе можно считать именно попытку соединения
контекста, предполагающего реальное читательское
сопереживание, с игровым ироническим подтекстом, изящно
оттеняющим довольно изощренную игру со стилями. А "Новый год
плюс бесконечность" — это своего рода "сборник" новелл,
написанных в совершенно разных литературных манерах,
иллюстрирующих широкую палитру святочных историй,
привязанных к разным европейским культурам и, естественно,
переосмысленных до кривого зеркального отражения: тут и
злобный монстр Щелкунчик, и забитая деревенская замарашка,
оказавшая волком-оборотнем, и верный почтовый голубь,
предавший любовь, и много чего еще… И все это, точно пестрая
елочная гирлянда, нанизано на стержень единого сквозного
сюжета, обещающего превращения и чудеса, и магические
путешествия по мирам. Это очень эффектный провал в сказочную
феерию — то самое инобытие, куда, как известно, всегда
стремится настоящая литература.
Роман Марии Галиной «Хомячки Эгладоре»
Этот роман написан совсем в ином ключе. Молодая парочка
подписывается исполнить роль хоббитов в ролевой
толкиенистской игре. Поначалу выходит нелепо и скучно. Но
постепенно обнаруживается, что игра — уже не игра,
реальность трещит по всем швам, и в образовавшиеся прорехи
угрожающе вползают законы ирреального.
Еще каких-нибудь полвека назад казалось, что
мифологическое мышление безвозвратно кануло в прошлое. Как
бы не так! В современном мире оно явно набирает силу.
Заметим еще: пространство мифа это отнюдь не Персей и
Андромеда, и даже, если уж на то пошло, не ролевая игра. Но
игра может послужить чем-то вроде контрапункта между
обыденностью и мифом. И происходит это, когда обыденность
осознается как нечто низкое и в целом обременительное, а то,
что ей противостоит, напротив, как высокое и по-настоящему
значимое. В незапамятные времена человечество проводило
регулярные ритуалы, ни много ни мало поддерживая все
мирозданье. Потом оно надолго о них забыло, наслаждалась
фольклором и боролось с суевериями. Потом оно растеряло
заместившую миф религиозность. Потом настала эра
консьюмеризма. И тут вдруг выяснилось, что человеку, в мире
голой материальности, до одури тоскливо.
Толкиенистские игры — самое невинное из развлечений на
этом поле. В этом смысле любые коллективные действия
довольно опасны. Понятие виртуальности до некоторой степени
тоже связано мифом — только остающимся пока как бы
игрушечным, ненастоящим. Впрочем, что мешает ему
развернуться в полную силу?
Но больше всего мне жаль, что нельзя говорить о еще не
вышедших книгах. Я своими глазами читала настоящий
религиозно-психологический роман. С диалектикой,
противоречиями и настоящими душевными метаниями. И дело
происходило в космосе и на далеких планетах. А основу взят
сюжет «Пятнадцатилетнего капитана». Странная все-таки штука
— современная литература…»