Гарри Поттер не умрет никогда

Читатели, ожидающие радикального развития сюжета в новой книге о Гарри Поттере, вероятно, будут разочарованы

Истерия вокруг шестой, предпоследней книги о мальчике-волшебнике, в англоязычном мире достигла своего апогея. Самые быстрые читатели осилят 672 страницы "Гарри Поттера и принца-полукровки" в ближайшие сутки, а самые нетерпеливые уже через несколько часов, отстояв очередь в книжный магазин, заглянут на последнюю страницу, чтобы узнать, кто все-таки умер и чем все закончилось.

 

Рабочая схема

Все романы о Гарри Поттере строятся по одной и той же сюжетной схеме: долгожданный отъезд в школу из мира магглов (обычных людей) - очень важный спортивный матч (по квиддичу) - нехорошие происшествия (происки зла) - столкновение и битва Гарри со злом - спасение - отъезд на каникулы в мир магглов. Подготовка к матчу и неприятности, как правило, происходят одновременно, а большая битва следует за большим спортивным событием.

В каждой следующей книге матчи оказываются все представительней, а зло все разрушительней. Конечно, все серьезнее становятся и школьные конфликты, а заодно усложняется структура волшебного мира, но это принципиально ничего не меняет в схеме. Можно сказать, что такая романная структура оправдана, поскольку история Гарри Поттера развивается хронологически, в соответствии с переходом героев в следующий класс.

Конечно, такая сюжетная конструкция не только логична, но и скучна. Именно поэтому автор заранее разбрасывает увлекательные приманки, например, давая понять читателю, что вскоре в романе произойдет нечто ужасное и кто-то из героев погибнет. Одного этого достаточно, чтобы держать в напряжении львиную долю преданных поклонников.

Каждая из пяти уже опубликованных книг Джоан Роулинг вызвала немало критики, но трудно спорить с тем, что сделаны они добротно (если вынести схематичность фабулы за скобки). Сама идея серии работает безотказно: всякому, кто однажды увяз в перипетиях школьно-магического быта, хочется узнать, чем все закончится.

Отлично придумано и то, что любая книга о Гарри и его школе содержит полноценный и, так сказать, рациональный детектив, который автор исправно разрабатывает и доводит до конца. К этому Роулинг подбрасывает несколько интригующих загадок, разгадки которых находятся в следующей части вместе с порцией новых вопросов. Это - безупречный жанровый прием, при котором каждый роман в серии, тем не менее, является вполне самостоятельным произведением.

Львиная доля обаяния романов Роулинг проистекает из гиперлитературного английского быта, в котором удачно перемешаны и викторианская, и эдвардианская, и современная - елизаветинская - действительность. Англичане, вероятно, получают особое удовольствие, читая очень язвительные страницы об отношениях Министерства магии со школой Хогвартс, столь похожие на реальные перипетии в британской системе образования.

 

Кадр из фильма _Гарри Поттер и узник Азбакана_. Кадр с сайта imdb.com

Кадр из фильма "Гарри Поттер и узник Азбакана". Кадр с сайта imdb.com

Вообще Роулинг берет деталями, что, кстати, объясняет внушительный объем последних романов. Заклинания, учебная программа, содержание газет и их редакционные проблемы, витрины магазинов, подробное описание матчей с правилами игры и техническими характеристиками метел - всем этим она отнюдь не пренебрегает. Тем самым писатель компенсирует сюжетную скудость своих романов - этот прием хорошо известен, например, дизайнерам: маленькая, но продуманно декорированная комната требует столько времени на осмотр, что в итоге кажется огромной.

Сами по себе детали не влияют на развитие сюжета, зато мир Хогвартса становится выпуклым и осязаемым. Очень может быть, что Роулинг могла бы покорить сердца чутких к мелочам детей одним только описанием формы очков Гарри и пояснением, какого цвета шарфы носят на каждом из факультетов волшебной школы. Но она пошла дальше и ввела в текст ручных сов, призраков почти без головы, вредных эльфов и тысячу других запоминающихся находок.

Взросление романа и роман взросления

Развитие сюжета "Гарри Поттера" напоминает превращение праздничного "Хоббита, или Туда и обратно" в мрачного "Властелина колец". Из детского детектива с привкусом волшебства вырастает невеселая история противостояния добра и зла.

 

Кадр из фильма _Гарри Поттер и философский камень_

Кадр из фильма "Гарри Поттер и философский камень"

Герои первых книг о Гарри Поттере не наделены сложными характерами. Но, взявшись их растить год за годом, Роулинг заметно усложняет обстоятельства, в которые они попадают, вслед за этим становятся менее однозначными моральные стороны многих поступков. В результате персонажи заметно взрослеют: например, становятся терпимее и великодушнее. Очень похоже, что Джоан Роулинг наблюдает за собственными детьми, своим отношением к ним и их проблемам, и волей-неволей переносит "правду жизни" на страницы романа.

Вместе с взрослением детей более проработанными оказываются и взрослые персонажи. Клубок проблем в многодетном семействе Рона Уизли приближается по психологизму (и гротеску) к Диккенсу. А безупречный волшебник Дамблдор признается, что стареет, что он переоценил свои силы и на многое закрывал глаза. Еще пример - перемена обстановки в доме дяди и тети Гарри. В первых романах семейство Дурсли выглядело комичным сборищем шаблонных негодяев. В "Ордене Феникса" до тех пор безнадежный кузен Дадли худеет и начинает заниматься боксом. Тетя Петунья, как выясняется, добровольно согласилась воспитывать осиротевшего племянника и делала это не лучшим образом в силу своей ограниченности, а не патологической злобности.

Джоан Роулинг, конечно, не ставит перед собой задачу написать психологический роман. Ей не нужно усложнять мотивировки поступков героев за счет углубления их характеров. Она сочиняет развлекательную книгу и поэтому придумывает сложные коллизии.

Лицензия на убийство

В принципе, Роулинг могла бы никого не убивать в своих книгах: достаточно было бы хорошенько попугать читателя. Но смерть персонажей, во-первых, усиливает интригу, во-вторых, дает новые возможности для развития характеров оставшихся героев. Поэтому в четвертом романе погибает школьник Седрик Диггори, а в пятом - крестный отец Гарри, Сириус Блэк.

Если Седрик был конкурентом Гарри за кубок по квиддичу, то есть персонажем относительно далеким от основного действия, то Сириус - уже действительно важная фигура с существенно растущим от третьего к пятому роману влиянием на развитие сюжета. По законам жанра следующей жертвой (а известно, что в шестом романе она будет) должен стать кто-то из еще более близкого окружения главного героя. Кто же?

С большой долей уверенности из списка потенциальных жертв можно исключить Рона и Гермиону.

Рон - комический персонаж, с которым читатель отдыхает от нарастающей напряженности и готической обстановки. К тому же, при всем своем обаянии, он не играет ключевую роль ни в одном из "роковых" эпизодов. Да, без Рона и Гермионы Гарри пришлось бы туго, но все равно с главным злом он встречается один на один.

Также маловероятно, что Роулинг пожертвует Гермионой. Этот персонаж - единственная женская героиня первого плана и в известном смысле альтер-эго автора. Есть только один сюжетный ход, который годится для Гермионы: это случай спящей красавицы: если усыпить (или похитить) Гермиону в шестом томе, то ее можно будет разбудить (вернуть) в седьмом. Но такая жесткая сюжетная связка раньше не использовалась Роулинг, это стало бы существенным и немотивированным изменением романной стратегии. В принципе, такой ход можно было бы применить в седьмом романе, подарив читателям надежду на новую серию приключений.

 

Джоан Роулинг. Кадр телеканала CNN, архив

Джоан Роулинг. Кадр телеканала CNN, архив

Кто из важных персонажей остается серьезным кандидатом на роль жертвы в шестом романе? Великан Хагрид и профессор Дамблдор. Но Хагрид, простодушный и довольно одномерный персонаж, меньше связан с Гарри, чем Дамблдор. Старый волшебник, долго оберегавший Гарри и прямо связанный с его судьбой - все же наиболее вероятный кандидат на гибель в шестой книге. Это не противоречит логике романа: читатели могли сами убедиться, что чем дальше, тем больше знаний Гарри получает сам, и тем меньше ему могут помочь и что-то подсказать взрослые. Также, чем старше он становится, тем больше решений он принимает самостоятельно. Очень может быть, что Дамблдор погибнет не в ходе непосредственной защиты Гарри, а от полученных в решающей схватке с Вольдемортом ран.

 

Последний герой

Дэниел Радклифф, исполнивший главную роль в экранизациях первых романов (четвертый выйдет на экраны в этом году), в одном из интервью сказал, что, по его мнению, в последнем романе погибнет сам Гарри. Это было бы очень сильным поступком со стороны Джоан Роулинг, но весьма маловероятным.

Стержень романа - противоборство добра в лице Гарри со злом в лице Того-Чье-Имя-Нельзя-Называть, лорда Волан-де-Морта, темного волшебника и выпускника школы Хогвартс. В последнем романе должна произойти их решающая битва. Какие же варианты есть у Гарри Поттера?

  1. Погибнуть в решающей схватке. Не может быть. Зло не может победить Добро или хотя бы сравняться с ним по очкам.
  2. Погибнуть и возродиться к новой жизни. Очень маловероятно. Никто в романе, кроме Волан-де-Морта, не специализируется на восстановлении утраченного физического тела (большой привет Саурону кисти Дж.Р.Р.Толкиена). Остальные герои в лучшем случае возвращаются в виде призраков. Хотя абсолютных смертей мы не наблюдаем (масса героев откуда-то так и норовит вылезти - хоть из зеркала, например), но и на вечную жизнь никто у Роулинг тоже не претендует.
  3. Позволить кому-нибудь другому победить Волан-де-Морта. Совсем невероятно. В конце концов, Гарри отнюдь не лишен честолюбия. И вообще, это было бы как-то совсем нечестно по отношению к читателям. А Джоан Роулинг блюдет кодекс чести писателя.
  4. Победить Волан-де-Морта. Хотя Гарри в пятой книге и спрашивает трепетно у Дамблдора: "Что же, мне придется его УБИТЬ?", - ответ очевиден: да, придется. После чего, несомненно, автор вольет ложку меда в бочку дегтя: бывают такие ужасные, ужасные ситуации, когда убийство оправдано. Тем более что меньшими прегрешениями, в частности, ложью во спасение, в романе занимаются все, причем направо и налево.

В общем, ошеломительных откровений и совершенно неожиданных ходов от "Принца-полукровки" ждать не приходится. Мы узнаем об очередном, еще более тревожном учебном году в школе Хогвартс. Всех героев ждут новые потрясения и приключения. Очень вероятно, что среди них будут не только магические, но и романтические, благо герои вступили в опасный возраст.

Как Джоан Роулинг будет решать отношения добра со злом в седьмой книге о Гарри Поттере, мы узнаем через год-полтора, едва ли раньше. Скорее всего, мы получим рецепт, напоминающий финал "Властелина колец": концентрированное зло повержено, но его семена прорастут повсюду, и выпалыванию этих плевелов герои посвятят всю оставшуюся жизнь. Впрочем, нас, магглов, этим не удивишь: мы только этим и занимаемся. В свободное от воспитания детей и чтения занятных книжек время.

Юлия Штутина

©  Lenta.ru