Гарри Поттер не умрет никогда
Читатели, ожидающие радикального развития сюжета в новой книге о
Гарри Поттере, вероятно, будут разочарованы
Истерия вокруг шестой, предпоследней книги о
мальчике-волшебнике, в англоязычном мире достигла своего апогея.
Самые быстрые читатели осилят 672 страницы "Гарри Поттера и
принца-полукровки" в ближайшие сутки, а самые нетерпеливые уже
через несколько часов, отстояв очередь в книжный магазин,
заглянут на последнюю страницу, чтобы узнать, кто все-таки умер
и чем все закончилось.
Рабочая схемаВсе романы о Гарри Поттере строятся по одной
и той же сюжетной схеме: долгожданный отъезд в школу из мира магглов
(обычных людей) - очень важный спортивный матч (по квиддичу) -
нехорошие происшествия (происки зла) - столкновение и битва Гарри со
злом - спасение - отъезд на каникулы в мир магглов. Подготовка к
матчу и неприятности, как правило, происходят одновременно, а
большая битва следует за большим спортивным событием.
В каждой следующей книге матчи оказываются все представительней,
а зло все разрушительней. Конечно, все серьезнее становятся и
школьные конфликты, а заодно усложняется структура волшебного мира,
но это принципиально ничего не меняет в схеме. Можно сказать, что
такая романная структура оправдана, поскольку история Гарри Поттера
развивается хронологически, в соответствии с переходом героев в
следующий класс.
Конечно, такая сюжетная конструкция не только логична, но и
скучна. Именно поэтому автор заранее разбрасывает увлекательные
приманки, например, давая понять читателю, что вскоре в романе
произойдет нечто ужасное и кто-то из героев погибнет. Одного этого
достаточно, чтобы держать в напряжении львиную долю преданных
поклонников.
Каждая из пяти уже опубликованных книг Джоан Роулинг вызвала
немало критики, но трудно спорить с тем, что сделаны они добротно
(если вынести схематичность фабулы за скобки). Сама идея серии
работает безотказно: всякому, кто однажды увяз в перипетиях
школьно-магического быта, хочется узнать, чем все закончится.
Отлично придумано и то, что любая книга о Гарри и его школе
содержит полноценный и, так сказать, рациональный детектив, который
автор исправно разрабатывает и доводит до конца. К этому Роулинг
подбрасывает несколько интригующих загадок, разгадки которых
находятся в следующей части вместе с порцией новых вопросов. Это -
безупречный жанровый прием, при котором каждый роман в серии, тем не
менее, является вполне самостоятельным произведением.
Львиная доля обаяния романов Роулинг проистекает из
гиперлитературного английского быта, в котором удачно перемешаны и
викторианская, и эдвардианская, и современная - елизаветинская -
действительность. Англичане, вероятно, получают особое удовольствие,
читая очень язвительные страницы об отношениях Министерства магии со
школой Хогвартс, столь похожие на реальные перипетии в британской
системе образования.
|
Кадр из фильма "Гарри Поттер и узник
Азбакана". Кадр с сайта imdb.com |
|
Вообще Роулинг берет деталями, что, кстати, объясняет внушительный
объем последних романов. Заклинания, учебная программа, содержание
газет и их редакционные проблемы, витрины магазинов, подробное
описание матчей с правилами игры и техническими характеристиками
метел - всем этим она отнюдь не пренебрегает. Тем самым писатель
компенсирует сюжетную скудость своих романов - этот прием хорошо
известен, например, дизайнерам: маленькая, но продуманно
декорированная комната требует столько времени на осмотр, что в
итоге кажется огромной.
Сами по себе детали не влияют на развитие сюжета, зато мир
Хогвартса становится выпуклым и осязаемым. Очень может быть, что
Роулинг могла бы покорить сердца чутких к мелочам детей одним только
описанием формы очков Гарри и пояснением, какого цвета шарфы носят
на каждом из факультетов волшебной школы. Но она пошла дальше и
ввела в текст ручных сов, призраков почти без головы, вредных эльфов
и тысячу других запоминающихся находок.
Взросление романа и роман взросленияРазвитие сюжета "Гарри
Поттера" напоминает превращение праздничного "Хоббита, или Туда и
обратно" в мрачного "Властелина колец". Из детского детектива с
привкусом волшебства вырастает невеселая история противостояния
добра и зла.
|
Кадр из фильма "Гарри Поттер и
философский камень" |
|
Герои первых книг о Гарри Поттере не наделены сложными характерами.
Но, взявшись их растить год за годом, Роулинг заметно усложняет
обстоятельства, в которые они попадают, вслед за этим становятся
менее однозначными моральные стороны многих поступков. В результате
персонажи заметно взрослеют: например, становятся терпимее и
великодушнее. Очень похоже, что Джоан Роулинг наблюдает за
собственными детьми, своим отношением к ним и их проблемам, и
волей-неволей переносит "правду жизни" на страницы романа.
Вместе с взрослением детей более проработанными оказываются и
взрослые персонажи. Клубок проблем в многодетном семействе Рона
Уизли приближается по психологизму (и гротеску) к Диккенсу. А
безупречный волшебник Дамблдор признается, что стареет, что он
переоценил свои силы и на многое закрывал глаза. Еще пример -
перемена обстановки в доме дяди и тети Гарри. В первых романах
семейство Дурсли выглядело комичным сборищем шаблонных негодяев. В
"Ордене Феникса" до тех пор безнадежный кузен Дадли худеет и
начинает заниматься боксом. Тетя Петунья, как выясняется,
добровольно согласилась воспитывать осиротевшего племянника и делала
это не лучшим образом в силу своей ограниченности, а не
патологической злобности.
Джоан Роулинг, конечно, не ставит перед собой задачу написать
психологический роман. Ей не нужно усложнять мотивировки поступков
героев за счет углубления их характеров. Она сочиняет
развлекательную книгу и поэтому придумывает сложные коллизии.
Лицензия на убийствоВ принципе, Роулинг могла бы никого не
убивать в своих книгах: достаточно было бы хорошенько попугать
читателя. Но смерть персонажей, во-первых, усиливает интригу,
во-вторых, дает новые возможности для развития характеров оставшихся
героев. Поэтому в четвертом романе погибает школьник Седрик Диггори,
а в пятом - крестный отец Гарри, Сириус Блэк.
Если Седрик был конкурентом Гарри за кубок по квиддичу, то есть
персонажем относительно далеким от основного действия, то Сириус -
уже действительно важная фигура с существенно растущим от третьего к
пятому роману влиянием на развитие сюжета. По законам жанра
следующей жертвой (а известно, что в шестом романе она будет) должен
стать кто-то из еще более близкого окружения главного героя. Кто же?
С большой долей уверенности из списка потенциальных жертв можно
исключить Рона и Гермиону.
Рон - комический персонаж, с которым читатель отдыхает от
нарастающей напряженности и готической обстановки. К тому же, при
всем своем обаянии, он не играет ключевую роль ни в одном из
"роковых" эпизодов. Да, без Рона и Гермионы Гарри пришлось бы туго,
но все равно с главным злом он встречается один на один.
Также маловероятно, что Роулинг пожертвует Гермионой. Этот
персонаж - единственная женская героиня первого плана и в известном
смысле альтер-эго автора. Есть только один сюжетный ход, который
годится для Гермионы: это случай спящей красавицы: если усыпить (или
похитить) Гермиону в шестом томе, то ее можно будет разбудить
(вернуть) в седьмом. Но такая жесткая сюжетная связка раньше не
использовалась Роулинг, это стало бы существенным и немотивированным
изменением романной стратегии. В принципе, такой ход можно было бы
применить в седьмом романе, подарив читателям надежду на новую серию
приключений.
|
Джоан Роулинг. Кадр телеканала CNN,
архив |
|
Кто из важных персонажей остается серьезным кандидатом на роль
жертвы в шестом романе? Великан Хагрид и профессор Дамблдор. Но
Хагрид, простодушный и довольно одномерный персонаж, меньше связан с
Гарри, чем Дамблдор. Старый волшебник, долго оберегавший Гарри и
прямо связанный с его судьбой - все же наиболее вероятный кандидат
на гибель в шестой книге. Это не противоречит логике романа:
читатели могли сами убедиться, что чем дальше, тем больше знаний
Гарри получает сам, и тем меньше ему могут помочь и что-то
подсказать взрослые. Также, чем старше он становится, тем больше
решений он принимает самостоятельно. Очень может быть, что Дамблдор
погибнет не в ходе непосредственной защиты Гарри, а от полученных в
решающей схватке с Вольдемортом ран.
Последний геройДэниел Радклифф, исполнивший главную роль в
экранизациях первых романов (четвертый выйдет на экраны в этом
году), в одном из интервью сказал, что, по его мнению, в последнем
романе погибнет сам Гарри. Это было бы очень сильным поступком со
стороны Джоан Роулинг, но весьма маловероятным.
Стержень романа - противоборство добра в лице Гарри со злом в
лице Того-Чье-Имя-Нельзя-Называть, лорда Волан-де-Морта, темного
волшебника и выпускника школы Хогвартс. В последнем романе должна
произойти их решающая битва. Какие же варианты есть у Гарри Поттера?
- Погибнуть в решающей схватке. Не может быть. Зло не может
победить Добро или хотя бы сравняться с ним по очкам.
- Погибнуть и возродиться к новой жизни. Очень маловероятно.
Никто в романе, кроме Волан-де-Морта, не специализируется на
восстановлении утраченного физического тела (большой привет
Саурону кисти Дж.Р.Р.Толкиена). Остальные герои в лучшем случае
возвращаются в виде призраков. Хотя абсолютных смертей мы не
наблюдаем (масса героев откуда-то так и норовит вылезти - хоть
из зеркала, например), но и на вечную жизнь никто у Роулинг тоже
не претендует.
- Позволить кому-нибудь другому победить Волан-де-Морта.
Совсем невероятно. В конце концов, Гарри отнюдь не лишен
честолюбия. И вообще, это было бы как-то совсем нечестно по
отношению к читателям. А Джоан Роулинг блюдет кодекс чести
писателя.
- Победить Волан-де-Морта. Хотя Гарри в пятой книге и
спрашивает трепетно у Дамблдора: "Что же, мне придется его
УБИТЬ?", - ответ очевиден: да, придется. После чего, несомненно,
автор вольет ложку меда в бочку дегтя: бывают такие ужасные,
ужасные ситуации, когда убийство оправдано. Тем более что
меньшими прегрешениями, в частности, ложью во спасение, в романе
занимаются все, причем направо и налево.
В общем, ошеломительных откровений и совершенно неожиданных ходов
от "Принца-полукровки" ждать не приходится. Мы узнаем об очередном,
еще более тревожном учебном году в школе Хогвартс. Всех героев ждут
новые потрясения и приключения. Очень вероятно, что среди них будут
не только магические, но и романтические, благо герои вступили в
опасный возраст.
Как Джоан Роулинг будет решать отношения добра со злом в седьмой
книге о Гарри Поттере, мы узнаем через год-полтора, едва ли раньше.
Скорее всего, мы получим рецепт, напоминающий финал "Властелина
колец": концентрированное зло повержено, но его семена прорастут
повсюду, и выпалыванию этих плевелов герои посвятят всю оставшуюся
жизнь. Впрочем, нас, магглов, этим не удивишь: мы только этим и
занимаемся. В свободное от воспитания детей и чтения занятных книжек
время.
|