Этот чудесный, чудесный, чудесный мир Фэнтези.
 

Мы привыкли, что фантастика - это прежде всего мир будущего. Ещё лет двадцать назад вся она была популярной или научной, сегодня же на две трети состоит из фэнтези.
И на ряду с такими мэтрами жанра как Андре Нортон, Роберт Джордан, Урсула Ле Гуин, Лайон Спрэг де Камп, Энн Маккефри, Терри Гудкайнд, Роберт Сальваторе, Саймон Грин, на книжных полках стоит целый лес авторов с ничего не говорящими звучными именами. Пока не начнешь читать, не узнаешь что внутри. Кстати, и создатели "русского Конана" тоже выбирали себе иностранные псевдонимы - в целях рекламы. Сегодня русскоязычные авторы не нуждаются в подобных трюках и давно перешагнули через подражательство и продолжательство. Нехватку же мастерства они компенсируют массовостью и энтузиазмом.
Судя по их творчеству, основное условие "фэнтезийности" - это обязательное наличие эльфов, гномов, драконов, волшебников, принцесс, рыцарей, единорогов, фей, а так же разнообразных троллей, гоблинов, орков. Ну а там где ближе к мистике и хоррору, то и оборотней, вампиров, зомби, колдунов и ведьм.
Другие герои мира Фэнтези - всевозможные искатели приключений, денег и власти, наемные бойцы и убийцы, воры, колдуны-недоучки, а так же принцы, короли, маги. А в русскоязычной его части - это чаще всего наш простой обыватель, закинутый бестрепетным пером писателя в этот "чудный" мир и выживающий там благодаря своим внезапно проявившимся способностям. Признаться, я как-то иначе представлял наше будущее. Тем более что при всей сложности политических и социальных проблем ставящихся порой писателями в футуристическом фэнтези сюжеты книг всё равно напоминают сценарии компьютерных игр - "ходилок" и "стрелялок". Но нет дыма без огня - раз это не будущее, то может быть, отражение нашего настоящего, сознания наших современников?
Корни фэнтези уходят, прежде всего, в германский, кельтский и героический рыцарский эпосы Западной Европы. В описания мифологической географии Земли. А так же в литературную христианскую фантастику - во всевозможные жития святых, религиозные легенды, рассказы о чудесах богоматери. Первые путешествия в скрытые миры - эсхатологические: путешествие Св. Брендана, видения Св. Патрика, у нас - "Хождение Богородицы по мукам". В каком-то смысле литературная почва, сложившаяся в течение тысячелетий богаче и интереснее, чем плоды, что растут на ней ныне. Исчезла моральная составляющая мистики и остались просто чудеса ради чудес.
В погоне за сюжетами и персонажами авторы проштудировали все мифологические словари. Мир Фэнтези полон всевозможной экзотической нежити, языческих богов и героев, среди которых наиболее популярны древнегреческий, скандинавский и древнеегипетский пантеоны. Но встречаются и шумеро-вавилонские, этрусские боги (как у Елены Хаецкой), кельтские, ацтекские, а у российских писателей - и славянские. Из дальневосточных буддизма и индуизма чаще берутся философские концепции и идеи об устройстве космоса, мироздания. Из ислама позаимствованы джины и ифриты. Христианские ангелы, серафимы, а так же бесы, черти, дьяволы тоже встречаются, но куда популярнее их серебряный крест и святая вода, которыми "мочат" всевозможную нечисть. У русскоязычных авторов оказались востребованными и отечественные сказочные персонажи. В каком только виде не предстают перед читателем знакомые с детства Баба Яга, Кощей, Соловей-разбойник, Змей Горыныч, богатыри, домовые, лешие, водяные, русалки и т.д. Стереотипы ломаются вдоль и поперек, до полной неузнаваемости. Таким же путем, с легкой руки Толкиена, малый лесной народец эльфов из английского фольклора, стал в мире Фэнтези патриотическим воплощением всех лучших человеческих и волшебных качеств, чтобы противостоять гоблинам-оркам - олицетворению диких и кровожадных орд то ли из стран коммунистического блока, то ли из Турции.
В общем, на страницах фэнтези, как и в головах его авторов, царит полнейший синкретизм и язычество. Никто не видел сроду этих троллей и фей, читали только общие описания, поэтому и выдумывают, кто во что горазд. И наиболее удачными как раз и являются книги, авторы которых хотя бы немного представляет себе, то о чем пишет. Например, Анджей Сапковский, который в своем "Ведьмаке", хотя и позволил себе поиздеваться над европейскими сказками, создал свой собственный национальный цикл, опираясь на польский народные предания. В его бестиарии и белорус без труда узнаёт знакомых и ему местных чудовищ и сказочных существ. Быть может по этому и появилось у нас довольно удачное подражание "Профессия: ведьма" минчанки Ольги Громыко, где за юмором, зарисовками странствий и большой любви вредной ведьмачки, легко узнаются родные места и нравы белорусского села, при том даже, что автор родилась в Виннице. Для Украины эта тема тоже оказалась не чужда, о чем свидетельствует менее удачный цикл "Ведьмак из Большого Киева" Владимира Васильева, где ведьмак-техник борется с механическими чудовищами.
Кстати, роботы, инопланетяне, машины времени, виртуальная реальность тоже обитают на окраине пространства фэнтези, как один из вариантов его миров. И хотя некоторые авторы, как Василий Головачев, например, пытаются научно объяснить чудеса, ничего из этого не выходит. Просто фэнтези становится многогранней и всё чаще вторгается в наш обыденный мир, порождая кутерьму приключений, и наполняя рубрику "неведомое рядом". Уже есть городское фэнтези (представитель - Вадим Панов), детское фэнтези ("Спайдервильские хроники" Тони Ди Терлицци и Холли Блэк, "ужастики" Р.Л. Стайна), даже детективное фэнтези (Глен Кук, "металлический цикл"). Даже в жанре "альтернативной истории" у Владимира Свержина есть и гоблины, и магические артефакты. Но история - это слишком сложно, нужно изучать её, нужно следовать фактам, проще послать героя в параллельный мир, где автор может сотворить все условия по своему произволу. Но, по сути, однообразные выдуманные миры различаются мало и сливаются в один Мир Фэнтези, единый и качественно неизменный. Разница между его проявлениями зависит лишь от богатства фантазии и силы таланта писателей.
Хорошо ещё, что есть юмористическое и сатирическое фэнтези, к тому же написанное настоящими мастерами слова, такими как Роберт Линн Асприн, Терри Пратчетт (содателем "однополярного" Плоского мира) и т.д. А то ведь от бесконечных битв, квестов, бессмысленных и монотонных, просто тупеешь и становится тоскливо, и книгу до конца дочитываешь только из чувства долга. Добавив же немного иронии во все эти описания просто ужасных чудовищ, трафаретные романтические чувства героев, зашкаливающую до пределов экзальтацию борьбы, живописания могущества волшебных вещиц и грандиозные перемены в выдуманном мире в конце повествования - можно хотя бы неплохо провести время и повеселиться, а потом закрыть книгу и забыть. Жаль только, что это не избавляет от фэнтези-зависимости - ждешь продолжения серии. Даже разрушительная сатира, дающая возможность, смеясь расставаться с прошлым, при смене строев и систем, ничего пока с миром Фэнтези не может поделать. Пародируя его, выворачивая на изнанку, чтобы показать механизмы его действия (как, например, у Михаила Успенского, бывшего ортодоксального фантаста, написавшего свой вариант "славянского фэнтези", а заодно и российской истории), она лишь добавляет ему читателей.
Причину устойчивости этого мира сказок для взрослых, я думаю, нужно искать в особенностях мышления западного рационального общества, породившего его. Там, сменившее религиозное, научное мировоззрение не оставило места ничему чудесному, и вытеснило мистику, иррациональное, в область детских сказок и суеверий, а потом и фантастику. В умах, а потом и в литературе был создан "заповедник для гоблинов", схожий вначале с резервацией. Но как только вера в науку пошатнулась, гоблины перешли в наступление, а языческое подсознание цивилизованного европейца стало брать верх над научным сознанием, фэнтези потеснило научную фантастику. К сожалению, похожие процессы происходят и в русских умах, о чем и свидетельствует расцвет жанра фэнтези у нас. Колдуны, домовые, барабашки, проникли даже в творчество такого "сурового реалиста" фантастики, как Евгений Лукин.
А ведь рядом с серьезной, классической литературой, фэнтези порой напоминает жевательную резинку рядом с духовной пищей - прекрасно очищает зубы, массирует десны, способствует слюновыделению и приглушает литературный голод. Описание мира американского Юга у того же Уильяма Фолкнера ярче, фантастичнее и живее, чем все призрачные фэнтези-миры. Но неисповедимы пути литературы и что такое классика, как не кристаллизовавшиеся в слове идеи, некогда волновавшие автора, и которые он отстаивал со всей страстью и мощью своего таланта? Литература всегда предлагает решение вечных и преходящих проблем, и у нашего, безусловно, сложного времени ещё будет своя классика. Духовные проблемы, ныне заслоненные экономическими и политическими, ещё встанут перед нашим обществом и потребуют своего решения. А это значит, в потоке средней и коммерческой литературы, будут и книги, предлагающие пути их решения, новая классика. И, кто знает, может, написаны они будут в жанре фантастики с элементами фэнтези. Жанр здесь не важен, важна позиция автора. А сформировавшийся широкий круг читателей фэнтези станет аудиторией, до которой он сможет донести свои идеи.

Николай Химордин