ДОСТОВЕРНОСТЬ ФЭНТЕЗИ НЕ ВРЕДИТ
16-й
ежегодный сборник The Year's Best Fantasy and Horror, выходящий в США и
включающий лучшую мировую прозу в жанре фэнтези, увидел свет на русском
языке.
Вряд ли эта книга станет "открытием", несмотря на то, что с момента ее
выхода в США прошло меньше двух лет (срок совсем небольшой). Современных
западных авторов, тем более работающих в массовой литературе, переводят
много. Даже очень много. И вряд ли сборник следует расценивать как книгу для
"сплошного чтения" - тексты, вошедшие сюда, отнюдь не равнозначны. Впрочем,
сомневаться в авторитетности и популярности представленных писателей не
приходится. Кристофер Фаулер, Грэм Джойс, Джефри Форд, Нил Гейман - все это
имена достаточно хорошо известные, в том числе и российскому читателю.
Любопытно, кстати сказать, что все три лауреата Всемирной премии фэнтези за
2003 год вошли в сборник: Джефри Форд (лауреат премии за рассказ "Творение")
представлен, в частности, и "лауреатским" рассказом; Зоран Живкович
(получивший премию за лучшую повесть) - рассказом "Мастер", а рассказ Грэма
Джойса "Мальчик из Ковентри" - на самом деле фрагмент из его романа "Факты
из жизни", также удостоенного премии. Плюс к тому в сборнике напечатаны два
рассказа Элизабед Хэнд, ставшей лауреатом Всемирной премии фэнтези в 2004
году.
Так что можно сказать, что антология дает если не исчерпывающее, то
достаточно полное представление о том, что происходит сейчас в жанре фэнтези
при всей его расплывчатости и широте. Кстати, может быть, сама
расплывчатость - одна из характерных особенностей фэнтези сегодня. Мистика,
магический реализм, готическая новелла, детектив, просто странный рассказ
сегодня легко могут вписываться в рамки этого жанра. Иными словами, все, что
хоть как-то противоречит традиционному бытовому реализму, хоть как-то
выбивается за пределы канонической психологической прозы, легко отнести к
фэнтези. Может быть, даже как раз тогда, когда писатель уходит от "чистой
фантазии", от намеренной "игры в мифологию", когда ему просто "есть что
сказать", он сразу выделяется на фоне необязательного фантазирования и
случайной прихоти воображения. Скажем, подчеркнутый реализм описания
бомбардировки английского города Ковентри в 1940 году в рассказе Грэма
Джойса "Мальчик из Ковентри" нисколько не вредит убедительности изображения
странного характера и необычных способностей главной героини. Как раз
напротив - убеждает читателя в абсолютной невыдуманности этого персонажа.
"Зеленое слово" Джефри Форда настолько близко подходит к друидской легенде,
что действительно воспринимается как живое свидетельство о мифе. А рассказ
Зорана Живковича "Мастер" вообще практически сливается с детективом, и к
фэнтези его приближает лишь одна замечательная черта - так и остается
неясным, что же в действительности произошло с главным героем и почему он
покончил жизнь самоубийством.
Примеры легко множить, но суть одна: достоверность фэнтези не вредит -
точнее, и фэнтези должно быть достоверным. Другое дело, чем эта
достоверность измеряется и чем достигается.
Лучшее за год: Антология современной зарубежной прозы / Пер. с англ. -
СПб.: Азбука, 2005. - 704 с.
Николай АЛЕКСАНДРОВ
|