РЕАЛИЗМ
НЕРЕАЛЬНОГО или слово о русской фэнтези Не секрет, что литература фэнтези в России сейчас испытывает небывалый подъем. В этом жанре начинают творить все, кому не лень. Но большинство книг, это низкопробные ширпотребные романы с простыми и понятными, «прозрачными» сюжетами и стандартными героями. Я не хочу сейчас обсуждать эти произведения, в конце концов, каждый в праве изложить свои мысли и поделиться ими с другими. К тому же многим эти романы нравятся. Но среди всех писателей фантастов, владельцев «улиток» и еще бог знает каких премий, пишущих «для продажи» а не «для души», есть подлинные авторы романов, заключающих в себе не только фэнтези элементы, но и психологию, историю (в том числе и альтернативную), этику и социологию. Их имена вы никогда не увидите в списках претендентов на премии – они им не нужны, ибо «не надо титулов, они пусты, как череп труса, катаемый прибоем!». Конечно же, я имею в виду Ника Перумова и Веру Камшу, российских авторов, пишущих в этом так называемом «легком» жанре. Можно сколько угодно ругать Перумова за слабость описания пейзажа, неточность портретов и прочие мелочи, но каждая его книга – это мир, полный пусть не таких сказочных, но зато настоящих, «живых» героев, которые однозначно выступают за рамки классической толкиеновской фэнтези. Это реальные герои, которые могут попадаться и в настоящей жизни, люди или эльфы, гномы или орки – это личности, со своими достоинствами и недостатками. Другой мир у Перумова – это всего лишь арена действий, а магия и колдовство, мечи и доспехи – лишь инструменты для раскрытия внутреннего мира героя, его переживаний, надежд и разочарований, его поступков, соотнесения героем целей и средств. Этим же занимаются и герои «серьезных» реалистичных романов, действие которых происходит в нашем с вами мире. Реализм нереального – вот сила романов Ника Перумова. То, что происходит с его героями в созданной им реальности, может происходить, и происходило с людьми на земле. В этом смысле романы Перумова это уже не совсем фэнтези. Ведь как сказал Губайловский В.А. в своей статье «Обоснование счастья»: «Читать реалистическую прозу — это всегда труд, и прежде всего это труд сочувствия. Читать фэнтези — это увлекательный отдых. Там некому по-настоящему сострадать. Все то, что происходит в волшебной стране, со мной не может произойти ни при каких обстоятельствах. Это — бесконечно удаленный мир. Конечно, можно посочувствовать и его героям и даже поволноваться за них, но это сочувствие сквозь пуленепробиваемое стекло». Если применять эти слова к Толкиену, то автор прав, но если говорить о Перумове, то становится очевидной несправедливость этого высказывания. Его героям сочувствуешь и переживаешь по-настоящему, потому что знаешь, что «охота на ведьм» - любимое занятие сильных мира сего уже на протяжении многих столетий. Инквизиция, борьба с раскольниками, партийные чистки, репрессии, борьба с инакомыслием – этот список разновидностей «охоты» можно продолжать долго. Неизменным остается одно. Существует некая система координат, обязывающая людей действовать так и только так, а все, кто пытается эти координаты сдвинуть, должны быть уничтожены, нейтрализованы, задержаны – степень принуждения зависит от гибкости самой системы. Но появляются люди или один человек, который начинает бороться с системой, пытаться сломать или, что предпочтительней, изменить ее, перестроить. При этом он преследует собственные цели и использует те средства, которые считает возможными для себя. В процессе у него появляются друзья, единомышленники и конечно враги, но уже не абстрактная система, а конкретные люди, учреждения, организации… Согласитесь, на ум сразу приходят военные, исторические романы, детективы, произведения наших диссидентов и т. д. Но разве не тем же занимаются Хедин и Ракот, Олмер из Дейла и Фесс? Именно попадание фантастических героев в реальные ситуации на мой взгляд делает книги Перумова интересными и не похожими на другие образцы российской фэнтези. Я уже устал читать статьи, где Перумова сравнивают с Толкиеном. Камней, брошенных в адрес цикла Кольцо Тьмы хватит уже на несколько тамерлановских курганов. И язык у него не такой, и пейзаж не тот, и гномы у него другие и валары по-другому крыльями машут (или что у них там?). Но в Кольце Тьмы важны не пейзажи и язык, не гномы и валары, а идея, состоящая в том, что не существует Добра и Зла, Черного и Белого, существуют лишь вечные личные интересы героев, которыми они и руководствуются. И по-моему главный герой КТ не Фолко со товарищи, а Олмер, который оказывается не такое уж и исчадье зла как кажется по началу. Просто человек захотел стать королем всего Средиземья и исходя из собственных интересов, стал действовать. Это мое видение этой трилогии, поскольку именно она до сих пор вызывает наибольшие споры и обсуждения. Но что интересно, критики и поборники толкиеновской справедливости сразу замолкают, если речь заходит о книге «Гибель Богов» или «Алмазный меч – Деревянный меч». Куда же девается ваша прыть, господа критики и лица себя таковыми считающие? Что же вы молчите? Лично я еще не видел ни одной критической статьи по этим книгам. Попытки поделится мыслями, ощущениями от прочтения, поиск некой скрытой истины, да, но не более. А ведь эти книги написаны одним человеком в похожих стилях и проблемы-то те же – соотношение человека и системы. И в свете этого все многомудрые изыскания «камней» в «огороде» Перумова становятся не более чем возмущенными заявлениями ярых поклонников Толкиена, считающих его чуть ли не святым, с весьма небольшими претензиями на объективность. Тем не менее, фэнтези как жанра сейчас становится слишком мало. В конце концов читатели устают читать о бесконечных войнах людей, эльфов с мировым или иномировым Злом или друг с другом. Как бы красочно и изящно не был написан роман, цикл, эпопея, фразы «опять эти эльфы» становятся слышны все чаще. Надо что-то новое, такое, что читателю не покажется приевшемся или давно знакомым. Как известно, новое, это хорошо забытое старое. Давайте вспомним, что фэнтези родилось из сплава рыцарского романа и народного фольклора разных стран. Главными героями саг и эпосов становятся средневековые рыцари, побеждающие мифических чудовищ. Но средневековье привлекательно само по себе, без магии, чудищ, других рас и вселенского зла. Дворцовые интриги, битвы королей, игры престолов и дворянских домов при правильной подаче увлекают и затягивают гораздо сильнее, чем поиски того же Кольца с последующим торжественным сбрасыванием его в Вулкан. Людская справедливость гораздо привлекательней справедливости божественной или эльфийской. Войны из-за нечаянно сказанного слова или другого пустяка притягивают гораздо больше Войны за Кольцо. Восстановление
исторической справедливости,
прокручивание известных исторических
ситуаций происходивших в средневековой
Европе, реабилитация незаслуженно
оболганных в угоду монархам, примеры
настоящей дворянской чести и
благородства, безграничной любви к
Родине и предательства, отваги и трусости,
долга и эгоизма! Не спрашивай Страну, что
она может сделать для тебя, а спроси себя,
что ты можешь дать своей Стране! Англия и
Йорк! Арция и Тагэре! Друзя, добро пожаловать в мир Тарры. Мир без богов, без магии, но с малой толикой волшебства, оставшейся людям от прошлых эпох. Мир мечей и доспехов, долга и чести. Мир, где многочисленные дворянские роды сошлись в великой битве за обладание короной некогда могучей империи, развалившейся на куски от мелочности и эгоизма ее нобилей. Мир, где отступники и предатели стали святыми, а герои попраны и забыты. Мир, где Церковь Единая и Единственная занята отнюдь не спасением душ человеческих от Геенны Огненной. Мир, где лишь немногие помнят, что такое родовая честь и долг перед своей страной. Мир, предстающий перед нами таким в новой книге писательницы Веры Камши «Кровь Заката», третьей книги из Хроник Арции. Кровь Заката принципиально отличается от двух предыдущих книг этого цикла «Темная Звезда» и «Несравненное Право». Здесь практически нет магии, кроме той, что используют церковники и Тайная Канцелярия, но она столь незначительна, что не стоит ни малейшего внимания. Действия волшебных сил, эльфов и магов сведены к минимуму, да и те мало чем отличаются от Поступков (именно так, с большой буквы), тех кто считает себя в праве называться людьми. Что магического в помощи ближнему, поддержке обреченного на смерть, в мудром совете нуждающемуся? Ничего, скажете вы, и будете правы и неправы одновременно. Правы, потому что при этом не применяется волшебство в классическом понимании – с грохотом, пылью, взрывами, фейерверками и прочим тарарамом, а не правы, потому что здесь задействована куда более тонкая и высокая магия, магия душ человеческих. Именно человек, и никто иной определяет свою судьбу, судьбу ближних, страны, всего мира. Именно то, что люди называют волей, способно рушить замки и возводить их вновь, раскалывать империи и снова их собирать, делать людей героями и ниспровергать их на «дно». Я не хочу рассказывать здесь хитросплетения сюжета, хотя похожие события можно найти, если не полениться и перечитать хотя бы школьный учебник по истории Средних Веков, особенно истории Англии и в частности Ричарда Глостера – человека на столько неординарного, что его личность привлекает внимание ученых и деятелей искусств уже не одно столетие. К сожалению, большинство людей знают Ричарда по поэме Шекспира «Ричард Третий», но мало кто знает, что она была написана в угоду династии Тюдоров – злейших врагов Йорков, предательски убивших Ричарда в Босвортском Сражении. Но хватит об этом. Тем более что Кровь Заката – книга не о Ричарде Третьем или его воплощении в мире Тарры, хотя йоркизмов в книге много (впрочем как и в цикле английского писателя Дж.Р.Р. нет, не Толкиена, а Мартина «Песня Льда и Огня», влияние которого чувствуется в Крови Заката). Кровь Заката – это книга о любви и верности, о долге и чести, о лжи и предательстве, о доверии и предрассудках, а еще о безграничной любви и преданности своей стране, своему дому и семье. Так писать о «делах государственных» может только наш, русский человек, каковым безусловно является Вера Камша. Чтобы не быть голословным, приведу для сравнения Шарля Тагэре (главный герой Крови Заката Веры Камши) и Неда Старка (главный герой Игры Престолов Джорджа Мартина). Оба героя частично списаны с одного и того же исторического персонажа – Ричарда Йорка. Оба Владыки Севера и радеют за судьбу своих земель, в самом широком их понимании. Оба безразличны к титулам и оба назначены регентами к несостоятельным королям (эти а также ряд других моментов можно найти в биографии Ричарда). Но, уезжая из Винтерфелла, Нед говорит своей жене Кейтилин, что у него нет выбора. Да, он принимает назначение Десницей, но обреченно, без желания что либо делать на этом посту. И прибывая в столицу Семи Королевств он начинает играть в благородство и честь, ставя их превыше государственных дел, что и предрешило его судьбу. Шарль Тагэре, уезжая из Эльты в Мунт – столицу Арции говорит своему младшему сыну Александру: «Сандер, запомни. Не Арция для Тагэре, а Тагэре для Арции». Эта фраза красной линией проходит через все его дела на посту регента и в разыгравшейся войне. Он не хотел быть регентом, но став им, он принимает правила игры и делает все, чтобы сберечь остатки былой империи, которая простирала свои Благодатные земли от южных пустынь и до северных гор. Правда, ему во время помогают сделать правильный выбор… но суть от этого не меняется. Оба попали в одинаковые условия, но Нед замкнулся на себе и своей чести и честности и закончил свои дни (?) на плахе, по существу ничего не совершив, а Шарло сумел, не обесчестив себя, спасти королевство от дальнейшего разрушения. Он тоже погиб, но как герой, на поле боя. Почему, так похожие герои, имеют такую разную судьбу? Наверное, все дело в ментальности, так отличающейся у европейцев и русских. Ну не могут сейчас понять на Западе, как, можно, не имея ни гроша за душой, думать не о хлебе насущном, а о судьбе собственного Отечества, когда это самое Отечество отнимает последнее, дурачит собственных граждан. Не понятно им, как мы, ругая в пух и прах свое правительство, президента, и вообще власть, порвем в клочки любого, кто в очередной раз попытается захватить нашу страну. И никогда не поймут. «Не Арция для Тагэре, а Тагэре для Арции» – это наш девиз, который мог родиться в уме только русского человека, русского душой, и не важно, что стоит в пятой графе его старого «серпастого и молоткастого» паспорта. Нед Старк думал о своих детях, принося покаяние перед казнью, а Эдмон Тагерэ на эшафоте призывал людей опомниться, прозреть и выводить Арцию из тупика, обращая свой разгром и смерть отца в Победу! И многие, кто слышал Эдмона преклонили колено перед истинным королем, а Нед умер как преступник и предатель, оболганный и униженный… А трагическая и бесконечно пронзительная любовь Шарля и Солы? Любовь, прекрасная и жестокая, чистая и безрассудная, которую погубило недоверие тому, кого любишь. Просто не возможно сочувствовать «сквозь пуленепробиваемое стекло» страданиям несчастной циалианки, которую принудили принять постриг, и безоглядно влюбленного герцога Тагэре, наплевавшего на все и вся, ради своей любви. Это запретная любовь, но чистая и светлая, обреченная, но великая в своей обреченности, ломающая судьбы влюбленных, но сделавшая их теми, кем они стали! Правда, великолепно? Талант писателя очевиден, а патриотические идеи и мысли выше всякой критики. Кровь Заката произвела на меня сильнейшее впечатление. Ни одни герой не оставил меня равнодушным. Рыцарский роман чистой воды с изначально русской духовностью героев, хоть и действующих под своими знаменами и гербами. И тем не менее это фэнтези, «легкий» жанр, как утверждают многие. И если Шарль и Эдмон Тагэре простые герои, действующие в заранее заданных рамках, то, Проклятый меня побери, я ничего не смыслю в художественном слове! Я
не критик, я всего лишь читатель и
поклонник творчества Н. Перумова и В.
Камши. Мое мнение субъективно, можете с
ним не соглашаться, спорить, доказывать
обратное, воля ваша, в конце концов, я не
претендую на истину в последней
инстанции, но с одним вы просто не можете
не согласиться: русское фэнтези – это
больше, чем фэнтези. И эти двое доказывают
это на протяжении нескольких лет, причем
доказывают блестяще! Константин aka Lynx aka Рысь
|
||