САПОГИ
ВЫШЕ ШЕКСПИРА, ИЛИ О БУРЖУАЗНОЙ ФЭНТЕЗИ Поп'обуем, това'ищи,
взглянуть на фэнтези с классовой точки з'ения
— п'елюбопытнейшие вещи нам отк'оются... Пространством
сказки традиционно является условное
средневековье. Соответственно,
фэнтези как разновидность сказки
обслуживает интересы господствующего
класса — феодалов. Однако мы знаем, что в
недрах феодализма зреет новая формация
— капитализм, и после буржуазной
революции господствующим станет новый
класс, буржуазия, которая при феодализме
имеет довольно скромный облик
ремесленников и купечества (горожан). Поскольку
современный создатель фэнтези живет
именно при капитализме и в большинстве
случаев весьма комфортно себя при этом
чувствует, то и сам жанр зачастую
идеологически обслуживает именно
буржуазию, восхваляя ее моральные
ценности и подчеркивая их значимость. Рассмотрим
главнейшие признаки буржуазной фэнтези
в сопоставлении ее с фэнтези феодальной. 1. Герой
буржуазной фэнтези подробно и
внимательно ест и есть дает другим.
Вспомним жидкие похлебки нищего Мага
Земноморья, супчики-концентраты
основательного Эстравена («Левая рука
тьмы» Урсулы Ле Гуин), борщи — несть им
числа! —
съеденные Волкодавом. В одежде эти герои
ценят в первую очередь добротность, в
вещах — прочность. Где видят
неисправность — либо исправляют, либо
сокрушаются, что не могут этого сделать.
Их мир — это мир бытовых предметов,
сапог, понёв, глиняных горшков, хомутов,
ламп и т.п. Скажут: конечно,
добротность одежды и сытность пищи
важны! А кто спорит? А для целей
героического буржуа они жизненно
необходимы, ведь эти герои прочно
обосновались на земле, их цель —
маленький домик (свой!!!), огородик и
коровка, можно коза (свои!!!), жена и дети (см.
домик). И чтоб все это было! Как правило,
они свое получают — добиваются путем
тяжких праведных трудов. Сравним
героического буржуа с героическим же
феодалом. Бродяга Конан в своих
странствиях удивительно небрежен к
одежде и пище. Заходя в трактир, он
прежде всего интересуется выпивкой, а
если ест — то какое-нибудь мясо, можно с
костями. Попробуйте предложить Конану
волкодавий борщ! Еда не властвует
над умами героев «Властелина Колец».
Если описан прием пищи, то это братская
трапеза, и ее ритуальное значение всегда
подчеркнуто. За столом главенствует не
содержимое тарелок и плошек, а серьезная
или задушевная беседа. Как жалеет
стремительно эльфеющий Фродо бедного
Горлума, над коим довлеет «вкуссненькая
рыбка»! Кто в романе Толкиена внимателен
к пище (поиск грибов, меню «Резвого пони»)?
Конечно, хоббиты — буржуазный элемент
Средиземья. Пища не входит в
число идеальных целей героя феодальной
фэнтези. Конан, если о чем мечтает, то о
собственном королевстве, а уж еда как-нибудь
приложится. Те же цели преследует и
Арагорн. 2. Героический
буржуа совершенно не склонен любоваться
красотами природы или творений рук
человеческих. Он не растленный эстет, но
суровый прикладник. Будучи
ремесленником, он обеспокоен только
качеством своего творения — прочное ли,
сгодится ли на продажу, удобно ли в
применении. Этот герой вечно озабочен
пропитанием себя и своих домочадцев,
всегда погружен в поиски чего-либо
полезного для дела. Маги Земноморья —
прагматики; они лечат людей, заботятся
об их бытовых нуждах. В цветочках они
видят в первую очередь лекарство.
Волкодав что ни найдет — все пустит в
оборот. Даже бусы для девушки купил не из
эстетских соображений, а чтоб было чем
совершить ритуал избрания жениха (дарение
бусины). Реки и деревья для Волкодава —
суть боги. Ему не до эстетического
наслаждения. Здесь М.Семенова рисует
язычников во всей полноте их
ограниченности. Как пишет диакон Андрей
Кураев, язычник не может просто видеть
звезды над головой: для него Млечный
Путь — это молоко из грудей Геры, звезда
такая-то — умерщвленная нимфа такая-то,
кровь заката — соитие богов и т.п.
Волкодав не видит красоты природы
именно потому, что она для него
одушевлена и представляет скопление
мелких божков, нуждающихся в ублажении (в
той же пище). То есть фактически природа
превращается в еще одного голодненького
домочадца. А Конана
восхищает мир, над которым он намерен
властвовать, — да и сейчас властвует,
охватывая его беспокойным сердцем.
Любую роскошную вещь он может украсть,
дворцы сотрясают его воображение,
чудовища радуют неистовый дух. Красота
— величайшее оружие против сил мрака в
мире Толкиена. Никому из Братства Кольца
не свойственно утилитарное отношение к
прекрасным вещам и природе, а если
красота и оказывается полезной (мифрильная
кольчуга, фиал Галадриэли), то лишь
потому, что созвучна общей великой цели
героев. Изначально же она всегда —
объект бескорыстного поклонения. 3. Герой
буржуазной фэнтези трудолюбив и полезен
обществу. Это его фундаментальная
добродетель. Трудится, не покладая рук,
Гед. Моет полы Волкодав. Авторы
буржуазной фэнтези внимательны к
ремеслу и его тонкостям, а особенно — к
доходности любой работы. Герой-буржуа не
ворует и не обманывает; честность для
него — источник временных трудностей и
залог конечного успеха. Персонажи таких
произведений не любят и презирают нищих.
Они предпочитают дать человеку работу, а
не отделаться милостыней, почему почти
сразу обрастают свитой из полезных и
трудолюбивых домочадцев. Старухи
стряпают, молодухи шьют, юнцы
присматривают за лошадьми, никто не
сидит сложа руки. Коль уж тебя спасли —
изволь трудиться! В облике попрошаек в
мире «Волкодава» бродят только очень-очень
злые служители Мораны Смерти. Подобрав
женщину-певунью, волкодавцы даже этот ее
дар пристроили к делу: записали песни (потом
можно будет книжку издать). А как же — в
хозяйстве любая веревочка пригодится. Трудолюбивы —
способны вкалывать до посинения! —
персонажи «Левой руки тьмы». Министр
Эстравен потрясает хозяйственной
хваткой. Его бесстрашие тщательно
спланировано, оно основано на расчете и
умении вести дела. До изнеможения
работает и Гед. Герои-феодалы
работой гнушаются. Изредка нанимаются
охранниками, но работают спустя рукава и
откровенно презирают нанимателя.
Невозможно представить себе Боромира
моющим полы в трактире ради хлеба
насущного. Лично мне Эстравен
симпатичнее Боромира, но сути дела это
не меняет. 4. Если феодал
считает, что «в торговле заключено нечто
постыдное» и всегда следит за тем, чтобы
торгаши знали свое место, то герои
буржуазной фэнтези охотно видят в
купцах достойных людей, уважают их и
сами зачастую знают свое место. Они
робеют перед богатством и хорошо умеют
считать медяки. 5. Другой важный
критерий — отношение к прогрессу.
Буржуазный герой приветствует прогресс.
Эстравен идет ради прогресса на
немыслимые жертвы. Герою-феодалу
прогресс по барабану. Для Конана или для
Арагорна прогресса (развитие технологий,
социальные реформы) вообще не
существует. Наиболее дальновидные
феодалы видят в прогрессе свою гибель и
по возможности притесняют
изобретателей и не в меру любопытных
путешественников. Такие феодалы
выступают в качестве отрицательных
героев в буржуазной фэнтези. 6. Так же разнится
отношение к женщине. Буржуа ищет прежде
всего достойную хозяйку дома и
добродетельную мать для своих будущих
детей. В женщине подчеркивается
домовитость, бережливость, трудолюбие.
Можно — вдову (даже предпочтительнее —
хлебнула уже горюшка, больше будет
ценить комфорт). Прижитые вдовой дети от
первого брака идут в дело — их
усыновляют и приставляют к хозяйству.
Эстравен — сам такая женщина, нежная и
хозяйственная. Тенар ею в конце концов
становится. Подругам Конана
нет числа, но ни одна не играет в его
жизни никакой роли. А вот у Арагорна есть
своя королева. Чего же ищет героический
феодал, когда речь идет о женщине? Он
ищет Великой Любви. И неважно — будут ли
дети, будет ли хозяйство... Разве можно
себе представить, чтобы Арвен или Эовин
возились с грядками и выращивали какую-нибудь
репу? Изранить руки в бою, спасать
эльфийское древо — да, но репа?.. 7. Гигиеническая
озабоченность буржуазных героев. Их
всерьез беспокоит нечистая одежда,
мокрая обувь, испачканные руки, запах.
Они постоянно ищут, где бы помыться. Для
них это чрезвычайно важно. Для героев
феодальной фэнтези — совершенно
неважно. Мы никогда не присутствуем при
том, как Арагорн или Гэндальф принимают
ванну, и автор не оповещает нас об
эмоциях, испытываемых ими при омовении.
Напротив, читатель постоянно становится
свидетелем умывания героического
буржуа. 8. И наконец
жизненный итог. В «Мастере и Маргарите»
есть знаменательный эпизод в финале:
видение домика, где лампа, книги, работа
над рукописью, рядом — любимая женщина...
Мастер не заслужил света — он заслужил
покой. И этот покой испрашивается для
Мастера у Воланда, потому что
противоположная сторона может быть
только источником света, а от света —
больно. Это очень важный
момент, который объясняет, почему не
всем «можно» в рай. Буржуа представляет
себе рай как улучшенное подобие
комфорта, того комфорта, к которому он
так стремится на земле. Соответственно,
в раю Господа Бога, среди света, в
качественно ином состоянии духа, такому
буржуа невыносимо, ему больно и плохо —
ведь он к этому не готовился.
Относительно Мастера никто не строит
иллюзий. И потому для него у Воланда
просят — покоя. Герой-феодал всю
жизнь готовит себя именно к свету — не
страшась потерь, лишений, боли. И он не
просит, он дерзновенно требует света — и
уходит в свет. Гед остается в
домике с Тенар. Волкодав — мы верим! —
женится на девочке с бусинкой и тоже
поселится в таком домике. Эстравен
гибнет, осознав невозможность именно
для себя такого домика, — но ведь был,
был и у него домик в палатке во время
героического перехода через горы, по
льдам! И все там было, и тепло, и уют, и
любимый человек рядом... Нет уюта для
героического феодала. Распахнутое в
бесконечность пространство и
изливающийся с небес беспощадный свет. В
свет уходят эльфы, и Гэндальф, и Фродо.
Пин и Мерри становятся феодалами на
обновленной земле — они по всей форме
получили рыцарское посвящение, и теперь
им глубоко неприятен буржуазный
хоббитский мирок. А вот
непритязательный Сэм вернулся в уютную
Хоббитанию, где его ждали — правильно,
чистенький домик, маленький садик и
чудесная домовитая жена. Елена
ХАЕЦКАЯ
|
||